Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические аспекты региональных экологических отношений в современной России: На примере Центрально-Черноземного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования диссертации являются процессы формирования региональных экологических отношений в современной России, а предметом исследования — деятельность государства, гражданского общества, политических партий и объединений как институциональных факторов их формирования. Выбор предмета исследования обосновывается как объективными обстоятельствамидалекими от завершенности политическими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Глобальные проблемы устойчивого развития и современная система экологических отношений в Европе
    • 1. 2. Национальные проблемы экологических отношений и устойчивого развития
    • 1. 3. Региональные проблемы экологических отношений в Российской Федерации
  • Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
    • 2. 1. Основные направления формирования региональных экологических отношений и государственной политики в экологической сфере
    • 2. 2. Принципы и методы формирования региональных экологических отношений"
    • 2. 3. Совершенствование механизмов региональных экологических отношений
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XXI ВЕКЕ
    • 3. 1. Основные тенденции развития экологических отношений в XXI веке
    • 3. 2. Новые региональные экологические отношения в современной России
    • 3. 3. Роль политических партий и общественных объединений в формировании новых экологических отношений в России

Политические аспекты региональных экологических отношений в современной России: На примере Центрально-Черноземного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов является важнейшим приоритетом государственной и региональной политики Российской Федерации.

Президент Российской Федерации своими Указами № 236 от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и № 440 от 1 апреля 1996 года «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» определил главные цели экологических отношений, а также утвердил концепцию перехода страны к устойчивому развитию. В них отражены биосферные принципы взаимоотношения общества и окружающей природной среды.

Переход регионов на устойчивое развитие состоит в сочетании политических, экологических и социальных принципов. Поэтому в концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию заложен ноосферный подход к формированию четырех основных функций государства — политической, экономической, экологической и социальной.

В связи с этим для продвижения страны к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной экологической, экономической, социальной политики и, как следствие, решение задач экологизации производства, рационализации структуры экономики и сохранения естественных экосистем. Эти задачи разрешимы только при условии радикальных сдвигов в общественном сознании, формировании устойчивых экологических приоритетов в мировосприятии населения, что, в свою очередь, осуществимо на основе экологизации всей системы воспитания и образования, широкой пропаганды экологической культуры, идей устойчивого развития и актуализации ориентиров современной политической науки.

Актуализация ориентиров политической деятельности и политической науки1, связанных с устойчивым развитием цивилизации, выражается в значениях, которые в настоящее время диктуются поисками новых путей ее концептуализации, а также выработкой методов и механизмов ее реализации. Создание обобщенной научной картины, в которой, с одной стороны, были бы применимы теоретические приемы и методы описания и объяснения взаимодействия политической и экологической науки, с другой стороны, учтены различные способы и механизмы такого взаимодействия на различных иерархических и структурных уровнях, имеет еще одно актуальное основание. Оно заключается в соединении в рамках единой исследовательской стратегии таких концептуальных образований, как «политика» и «охрана окружающей среды», «политология» и «экология», однако это может стать подтверждением того, что сегодня в политической науке имеют место не только тенденции дифференциации, но и интеграционные процессы и явления.

Степень разработанности темы в научных исследованиях представлена в виде широкой тематической панорамы, которая характеризуется определенной неравномерностью освоения проблемного пространства, концентрации академических усилий и достигнутых результатов.

В специальной научной литературе, посвященной взаимодействию общества, природы и окружающей среды, прослеживаются три основных концептуальных направления:

1 См.: Алексеева Т. А. Современные политические теории. М., 2000; Лебедева М. М., Мельвиль А. Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Полис. № 4, 1999; Анохина Н. В. Методы анализа политических процессов // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001; Ильин М. В. Умножение идеологий или проблема «переводимости» политического сознания // Полис. № 4, 1997; Бенетон Ф.

Введение

в политическую науку. М., 2002.

Первое: экоцентрическое — акцентирует внимание на принципах взаимодействия общества и природы, основано на подходах, которые целесообразно осуществить обществу для гармонизации своих отношений в экологической и социальной сфере (Вернадский В.И., Моисеев Н. Н., Реймерс Н. Ф., Эренфельд Д., Харрел Э.).

Второе направление — экотехнологическое. Оно основано на анализе воздействия технологической деятельности общества на окружающую среду, а также на ее защите от губительного воздействия со стороны человека3 (Израэль Ю.А., Серов Г. П., Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й.).

Третье — экополитическое. Усиление исследовательского интереса к политическим аспектам взаимодействия общества и окружающей среды в целом находит отражение в растущем числе фундаментальных научных исследований4 (Яблоков А.В., Яницкий О. Н., Мол А., Зонненфельд Д., Шмидт Г.).

Несмотря на обширный объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных.

См.: Вернадский В. И. Биосфера. М., «Мысль», 1967; Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., Издательство МНЕПУ, 1998; Моисеев Н. Н. Размышления о современной политологии. М., 1999; Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) М., Издательство «Россия молодая», 1994; Эренфельд Д. Природа и люди. М., «Мир», 1973; Харрел Э. Международная политическая теория и глобальная окружающая среда // Теория международных отношений на рубеже столетий. М., 2002.

3 См.: Израэль Ю. А. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. Л., Гидрометеоиздат, 1982; Серов Г. П. Экология, безопасность и охрана окружающей среды. М., «Прогресс». 2002; Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., «Прогресс». Пангея. 1994.

4 См.: Яблоков А. В. Экологические правонарушения как угроза национальной безопасности России // Юридическая литература. 1997; Яницкий О. Н. Динамика ценностей российского экологического движения // Полития. 2004; Mol А.Р. and Sonnenfeld D. Ecological Modernization around the World. Perspectives and Critical Debates, London., 2000; Шмидт Г. Бремя глобальной ответственности. // Россия в глобальной политике. № 4, 2002. нормативно-правовых актов5, отмечается явный недостаток исследований в области региональных аспектов экологических отношений.

Объектом исследования диссертации являются процессы формирования региональных экологических отношений в современной России, а предметом исследования — деятельность государства, гражданского общества, политических партий и объединений как институциональных факторов их формирования. Выбор предмета исследования обосновывается как объективными обстоятельствамидалекими от завершенности политическими процессами становления в России правового государства и необходимостью оптимизации региональных экологических отношений, так и недостаточностью исследований названной проблематики, а также необходимостью дальнейшего их углубления для выработки идей, программ и институтов политической сферы. Региональный аспект экологических отношений рассматривается на примере Центрально-Черноземного региона Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования состоит в научном анализе региональных экологических отношений в стране на основе изучения ключевых, наиболее значимых политических и экологических проблем в регионах в конце XXначале XXI веков.

Для ее реализации ставятся следующие задачи:

Рассмотреть основные направления включения проблем экологических отношений в теоретические и концептуальные структуры политического анализа, ориентированные на исследование факторов политического.

5 См.: Конституция Российской Федерации // Известия. М., 1993; Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 4 февраля 1994 годаУказ Президента Российской Федерации «Концепция перехода к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 годаФедеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» // Республика. М., 1992; Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 годаСубъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 2004. развития страны, развития субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества, политических партий и объединений.

Проанализировать систему экологических отношений в современной России в контексте концепции устойчивого развития страны, выявить наиболее важные региональные экологические проблемы в России, а также определить направления, методы и механизмы экологических отношений.

Выявить наиболее важные проблемные поля региональных экологических отношений в России политическими методами.

Идентифицировать регулирующую роль государства в системе обеспечения экологической безопасности в стране и проблем сохранения окружающей природной среды в регионах Российской Федерации.

Основная рабочая гипотеза. Автор исходит из предположения, что значение исследуемой сферы человеческой деятельности особенно важно в современных условиях, в условиях новых требований глобализации и обретения экологическими проблемами статуса политических. В настоящее время происходит накопление собственно концептуального арсенала данного направления политической науки и его структурирования.

Теоретические и методологические основания исследования. Современная политическая наука содержит потенциал, позволяющий исследовать взаимодействие различных сфер науки во множестве аналитических перспектив и представляющий теоретико-методологический базис современного научного исследования политики (Мельвиль А.Ю., Комаровский B.C., Шестопал Е. Б., Алексеева Т. А., Соловьев А. И., Капто А. С., Пляйс Я. А., Даль Р., Пшеворский А., Мангейм Дж., Рич К., Чилкот Р.)6.

6 См.: Категории политической науки. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М., 2002; Пляйс Я.А.

Партии и партийные системы в современной России. М., Издательство «Власов». 2003, № 12;

Капто А. С. На перекрестках жизни. М., 2003; Комаровский B.C. Госслужба и СМИ. М.,.

2004; Соловьев А. И. Политические коммуникации. М., 2004; Шестопал Е.Б.

Психологический профиль Российской политики 1900;х гг. М., 2000; Алексеева Т. А.

Исследование опирается также на разработки в области проблем эволюции биосферы7 (Вернадский В.И., Опарин А. И., Бернал Дж., Одум Ю.) и охраны окружающей среды (Сукачев В.Н., Второв П. П., Бек У., Дикенс.

П.)8.

Методы исследования. При подготовке диссертационной работы автор руководствовался принципами, позволяющими сочетать возможности логического и исторического методов, количественного и качественного анализа. При разработке понятийно-категориальных аспектов диссертант следовал принципам политического анализа, а также применял приемы и методы сравнительного анализа, значимого в политологическом отношении.

Использовались прогностический, статистический, генетический и эволюционный анализ, метод экспертных оценок и другие методы, основанные на политологических подходах к поставленным проблемам. Были использованы элементы системного, структурно-функционального, нормативного, институционального анализа, а также исследовательские приемы, присущие сравнительно-политологическому методу.

Источники исследования состоят из законодательных актов, постановлений и иных государственных программных документов Российской Федерации, а также информации, содержащейся в официальных документах, научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме, в материалах центральных, региональных и местных органов власти.

Современные политические теории. М., 2000; Пшеворский А. Демократия и рынок. М., 2002; Мангейм Дж., Рич К. Политология. Методы исследования. М., 1999; Чилкот Р. Теории сравнительной политологии. М: 2001; Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.

7 См.: Вернадский В. И. Биосфера. М., Мысль, 1967; Опарин А. И. Происхождение жизни. М., Московский рабочий, 1924; Опарин А. И. Происхождение жизни на Земле. М., Издательство АН СССР, 1957; Бернал Дж. Возникновение жизни. М., Мир, 1986; Одум Ю. Экология. М., Мир, 2004.

8 См.: Сукачев В. Н. Основы лесной типологии и биогеоценологии // Избранные труды. Л., 1972; Второв П. П. Заповедники как эталонные экосистемы // Научные основы охраны природы. М., 1977; Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. London, 1992; Dickens P. Society and Nature. Towards a Green Social Theory. N.Y., 2005/.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна. В диссертации комплексно рассматриваются региональные проблемы экологических отношений в современной России. Диссертация дополняет и развивает существующие научные представления о предмете исследования, предлагает ряд новых научных выводов. В работе предложены новые методы и механизмы экологически ориентированного государственного управления, а также рассмотрены принципы, направления и методы интенсификации экологических отношений с участием гражданского общества.

Конкретные содержательные характеристики диссертации, свидетельствующие в пользу ее новационности, выразились в следующих позициях:

Установлено, что в целях обеспечения устойчивого развития ставится задача перехода на новые региональные экологические отношения.

Обосновано, что важным и необходимым условием реализации стратегии устойчивого развития следует признать расширение спектра и роли экологически ориентированного государственного управления, а среди вероятных направлений ее развития — использование механизмов взаимовыгодного соединения интересов региональных органов власти и гражданского общества.

Показано, что в условиях Центрально-Черноземного региона Российской Федерации одним из ключевых факторов формирования региональных экологических отношений является сохранение уникальных природных экосистем и рациональное использование природных ресурсов.

Установлено, что в настоящее время в России можно выделить механизмы формирования экологических отношений, позволяющие интенсифицировать экологические отношения на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Доказано, что одним из наиболее эффективных направлений интенсификации экологических отношений является развитие «модели партнерства». Развитие данной модели предполагает наличие двух ключевых условий: во-первых, существования заинтересованных кругов на всех уровнях власти, которые могли бы быть партнерами экологических отношенийво-вторых, предложений практических мер по широкому включению гражданского общества в экологически ориентированное управление.

Обосновано, что важной задачей региональных экологических отношений является государственное содействие экологизации гражданского общества. Для этого необходимо совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Политические компоненты экологических отношений представляют собой значимые в исследовательском отношении инструменты политической деятельности, рассматриваются как факторы многообразия взаимосвязей системы «общество — окружающая среда» и как процессы политического развития гражданского общества.

2. Политические методы решения экологических отношений должны основываться на анализе ключевых факторов деградации природной среды, быть направлены на переориентацию использования природных ресурсов и моделей рационального использования.

3. Назрела острая необходимость развития межрегионального и международного сотрудничества на основе оптимизации региональных и многосторонних экологических соглашений.

4. Для продвижения страны к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной экологической, экономической и социальной политики.

5. Формирование основных политических и экологических отношений в России требует всестороннего учета сложившихся в настоящее время социально-экономических региональных условий.

6. В настоящее время в российских регионах наблюдается слабая, по сравнению с другими сферами хозяйствования, восприимчивость экологической сферы к достижениям научно-технического прогресса.

7. Неизбежность регулирующей роли государства в системе обеспечения охраны окружающей среды следует рассматривать как необходимое условие решения региональных проблем экологических отношений в Российской Федерации.

Теоретическая значимость результатов исследования. Решение задач, поставленных в рамках диссертационной работы, способствует развитию перспективного научного направления, уточнению ее предметного поля и понятийно-категориального арсенала. Комбинированное использование возможностей политического и экологического анализа позволяет значительно расширить горизонты политической науки.

Практическая значимость исследования. Разработанная и апробированная автором методология комплексной оценки состояния экологических отношений в регионах страны может содействовать выработке новых политических решений сохранения культурного и природного наследия. Разработанные автором методы анализа структурно-функциональной и территориальной организации регионов могут быть использованы государственными органами субъектов Федерации в целях обеспечения социально-экономического развития, а также в практике преподавания политологии в высших учебных заведениях.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены автором в виде 7 опубликованных научных работ общим объемом 10 печатных листов.

Основные результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на научных семинарах, конференциях и форумах, в частности на семинаре «Компетентный подход в современном профессиональном образовании: проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО)» (Москва, 2005), на конференции «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» (Москва, 2004), на международных форумах «Современные экологические проблемы провинции» (Курск, 1995) и «Стратегия для России: Повестка дня Президента» (Москва, 2000).

Диссертационная работа обсуждена в Институте сравнительной политологии РАН.

Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы: Смысл политологического подхода к изучению экологических отношений заключается в акцентировании внимания к следующим позициям:

• Переход страны на безопасное и устойчивое развитие состоит в стратегическом сочетании политических и экологических подходов к решению стоящих перед Российской Федерацией задач. Он требует всестороннего учета социально-экономических условий регионов страны, вызванных кризисом платежеспособности многих предприятий и загрязнения природной среды.

• Для анализа безопасного развития регионов следует исходить из масштабов и специфики воздействия различных видов антропогенной деятельности, из территориальной дифференциации региона и степени устойчивости природной среды. Одним из ключевых факторов деградации природной среды в регионах России является техногенное загрязнение природных ресурсов.

• Как любая система экологически ориентированное государственное управление предполагает наличие множественности элементов, т. е. «структурности системы» и наличия интегрированных связей между составляющими эту систему элементами. Важнейшими элементами системы управления являются целевые комплексные экологические программы развития регионов страны. Программное государственное управление и заложенные в него методы в настоящее время являются инструментами прямого государственного воздействия на регионы.

• В настоящее время целенаправленная экологическая деятельность осуществляется и стимулируется на экономической основе. Основную экономическую нагрузку по реализации региональных экологических программ несут предприятия и организации. Одним из наиболее эффективных направлений решения региональных проблем экологических отношений в Российской Федерации является совершенствование методов и механизмов управления на государственном уровне, а также интенсификация экологических отношений, в рамках, так называемой, «модели партнерства» с безусловным участием гражданского общества страны. Только совместными усилиями всех структур государственной власти, политической элиты, общественных организаций, научного сообщества, бизнеса и гражданского общества возможно решение важной национальной задачи по формированию экологической политики страны, как фактора обеспечения безопасности населения и сохранения окружающей природной среды Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов является в настоящее время в Российской Федерации важнейшим приоритетом государственной и региональной политики и национальной стратегии устойчивого развития, как одного из основных политических аспектов экологических отношений в стране.

Указ Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» определил главные цели и задачи государственной экологической политики страны, как элемент государственной безопасности. Дальнейшее развитие проблемы безопасности в экологической сфере получили в Указе Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Национальные планы действий по охране окружающей среды на 1995;2000 годы обозначили необходимость создания экологической концепции безопасности страны.

Важной, с точки зрения определения экологических приоритетов в стране, является одобренная Правительством РФ в 1998 году «Концепция государственной политики в сфере производства, использования и охраны природных ресурсов». Эта концепция стала основным федеральным документом в области экологических приоритетов в стране, обеспечивающих ее безопасность. Однако сложившееся к настоящему времени в стране сокращение расходов государственного бюджета для решения проблем экологической безопасности, с одной стороны, и кризис платежеспособности многих предприятий, с другой, лишают государство надежных предпосылок для эффективного решения накопившихся десятилетиями экологических проблем. Анализ данных о социально-экономическом положении страны и развитии экономических реформ в 1992;2004 годах свидетельствует о наличии четкой тенденции сокращения финансирования и уменьшения значительной части региональных экологических программ.

Представляется полезным преодолеть свойственный при формировании стратегических решений, в том числе и стратегии устойчивого развития, недоучет перемен во внешней, социальной и экологической политике России. Нельзя не учитывать в процессе разработки концептуальных решений прагматичности государственной политики страны и смещение направления российских интересов в сторону региональных аспектов сохранения высокого качества окружающей природной среды, здоровья населения и неизбежности процессов глобализации и, как следствие, обеспечение безопасности России.

Отсюда следует первый вывод — если Россия действительно заинтересована в том, чтобы в XXI веке стать полноправной участницей мирового сообщества, максимально и рационально использующей выгоды территориального, ресурсного и геополитического характера, то ей нужны принципиально новые экологические отношения, основанные на рыночных преобразованиях, усилении конкуренции, расширении сферы и учете интересов крупных корпораций. Исходя из этого, следует принять четыре принципиальных положения:

• признание объективного характера процессов формирования экологических отношений;

• использование системного подхода;

• учет дисперсности природных особенностей территории страны;

• примат сохранения качества окружающей природной среды, здоровья населения и обеспечения безопасности России над всеми остальными видами деятельности.

Второй вывод — необходима новая оценка ситуации в стране, учитывающая изменения отношений, интересов и природно-ресурсных возможностей государства, регионов, хозяйствующих субъектов и населения.

Значимость оценок столь велика для выработки реалистичной государственной экологической политики, что следовало бы рекомендовать Правительству РФ пересмотреть систему сбора и анализа информации, поступающей из регионов.

Третий вывод — экологические отношения должны определять деятельность собственно государственных структур по решению значимых проблем за счет государственных ресурсов и применения инструментов экологически ориентированного государственного управления.

Одно из главных изменений, произошедших с Россией в последние годы — качественное усиление ее зависимости от внешнего мира. То обстоятельство, что страна вошла в мир окончательно и бесповоротно, подтверждено участниками саммитов «большой восьмерки» в июле 2000 года на Окинаве, на встрече на высшем уровне в Генуе 20−22 июля 2001 года и Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 года.

Для продвижения к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной экологической, экономической и социальной политики. В России ее задачами должны быть, прежде всего, экологизация производства, рационализация структуры экономики и сохранение естественных экосистем, занимающих более половины территории страны. Эти задачи разрешимы только при условии радикальных сдвигов в общественном сознании, формировании устойчивых экологических приоритетов в мировосприятии населения, что, в свою очередь, осуществимо на основе экологизации всей системы воспитания и образования, широкой пропаганды экологической культуры и идей устойчивого развития.

При переходе страны к устойчивому развитию необходимо четко разграничить права и полномочия между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением, а также повысить роль и ответственность гражданского общества в принятии решений в сфере экологических отношений и, прежде всего, в разработке научных основ экологической политики.

В сфере региональных проблем экологических отношений необходимо решить в законодательном порядке проблему выделения не менее 3% доходной части региональных бюджетов на реализацию природоохранных мероприятий, а также развития и совершенствования системы особо охраняемых природных территорий и совершенствования системы государственного управления в области охраны окружающей среды. Важным направлением при решении проблем региональной экологической политики следует признать обеспечение естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных экосистем, решение межгосударственных и региональных экологических проблем, проблему химического загрязнения среды.

К перечисленным выше проблемам охраны окружающей среды необходимо добавить проблемы, связанные с государственным управлением. Деэкологизация органов федеральной исполнительной власти: сокращение, понижение статуса природоохранных органов, сокращение финансирования, привела к резкому сокращению эффективности органов государственного управления, ослаблению межотраслевой координации и государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Политический аспект региональных экологических отношений в очевидной необходимости проведения интегрированной политики в отношении охраны окружающей среды. Однако нам пока недостает всеобъемлющего представления о взаимодействии процессов на глобальном и региональном уровнях и их воздействии. Серьезные проблемы связаны с недостаточностью усилий, предпринимаемых государством и гражданским обществом, чтобы выяснить, приносят ли новые стратегии в области экологической политики и охраны окружающей среды, а также расходы на них, желаемые результаты. Необходимо также обратиться к первопричинам экологических проблем в Российской Федерации. Например, одним из ключевых факторов деградации природной среды в российских регионах является загрязнение природных ресурсов.

Политические меры по решению проблем загрязнения должны быть направлены на переориентацию моделей потребления и увеличения эффективности рационального использования природных ресурсов: во-первых, экологические проблемы должны стать частью генеральной линии безопасности страны. Попытки придать природоохранным мерам некий «дополняющий» характер исчерпали себя во многих регионах России. Необходима более тесная интеграция экологической политики и принятия решений в таких областях, как охрана окружающей среды, природопользование и экологическая безопасность.

Во-вторых, вероятнее всего, длительное воздействие оказывают те экологические стратегии, которые уходят от чисто отраслевых проблем и охватывают широкий ряд социальных аспектов. Это справедливо по отношению ко многим экологическим проблемам, связанным с управлением природными ресурсами, сохранением биологического разнообразия и контролем качества природной среды.

В-третьих, для улучшения состояния окружающей среды необходимо развивать международное сотрудничество, особенно в части принятия и реализации региональных и многосторонних природоохранных соглашений.

Формирование основных политических и экологических принципов региональных экологических отношений требует всестороннего учета сложившихся в настоящее время социально-экономических условий регионов, вызванных кризисом платежеспособности многих предприятий и значительным сокращением производственных мощностей. Несмотря на то, что сокращение производства оказало значительное влияние на уменьшение суммарной антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, в последнее время сформировалась негативная тенденция — опережение темпов падения объемов производства по сравнению со снижением темпов загрязнения природной среды.

Исторический опыт следования остаточному принципу финансирования при решении экологических программ, к сожалению накопленный в России, а также социально-экономические и политические условия в настоящее время еще не позволяют создать надежные предпосылки для эффективного решения накопившихся экологических проблем, стоящих перед страной и обеспечивающих безопасность ее регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Известия. М.: 1993. -59 с.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 4 февраля 1994 года.
  3. Указ Президента Российской Федерации «Концепция перехода к устойчивому развитию» № 440 от 1 апреля 1996 года.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» // Республика. М.: 1992.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» от 24 апреля 1995 года.
  6. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года.
  7. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об охране окружающей природной среды». Проект // Зеленый мир. М. 1996, № 10.
  8. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года.
  9. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года.
  10. Декларация прав и свобод человека и гражданина. // Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» № 594 от 17 августа 1992 года.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационнойобстановки на территории Российской Федерации» № 600 от 20 августа 1992 года.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по комплексному решению проблем обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях» № 710 от 23 июля 1993 года.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» № 943 от 28 сентября 1993 года.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе» № 942 от 22 сентября 1993 года.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации «По созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ)» № 1229 от 24 ноября 1993 года.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418 от 4 декабря 1994 года.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Создание Единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО) № 1085 от 2 ноября 1995 года.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» № 168 от 26 февраля 1996 года.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации «О специальных уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» № 457 от 15 апреля 1996 года.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» № 766 от 1 июля 1996 года.
  22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» № 698 от И июля 1996 года.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» № 643 от 26 мая 1997 года.
  24. Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 2004.
  25. Целевая комплексная программа социально-экономического развития Курской области на 1997−2005 годы // Курск. 1997.
  26. Комплексная программа «Экологическая безопасность и охрана природных ресурсов Курской области» // Курск. 1998.
  27. Доклад о состоянии окружающей природной среды Курской области в 1997 году// Курск. 1998.
  28. Доклад о состоянии окружающей среды Курской области в 2000 году // Курск. 2001.
  29. К закону Курской области «Об областном бюджете на 2002 год. Областные целевые программы // Курск. 2002.
  30. И.К. К концепции третьего этапа промышленной реформы в России // Российский экономический журнал. М. -1993, № 3.
  31. Т.А. Современные политические теории. М.- 2000.
  32. В.Г. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. М. 1996, № 9.
  33. Н.В. Методы анализа политических процессов // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.- 2001.
  34. И. Стратегическое управление / Научный редактор Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  35. А.А. Меняющиеся перспективы безопасности в Европе. М., Права человека. -2000.
  36. В.Л., Мазуров Ю. Л. Географические основы управления // Курс лекций по экономической и политической географии. Учебное пособие. Дело. М. 2000, 288 с.
  37. Ф. Введение в политическую науку. М.- 2002.
  38. Дж. Возникновение жизни. М., Мир, 1986.
  39. А. Б. Отражение социально-экономических и природных факторов в функционально направленной антропогенизации ландшафтов // Известия АН СССР. Серия географическая. М. 1977, № 1.
  40. А. Д. Кризис микросистемного регулирования // Международная жизнь. 1993.
  41. А.Д., Косолапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.- 2002.
  42. Ю.А. Что такое Европейский Союз? Некоторые основные сведения 1950−1995 // Рабочие документы Делегации Европейской комиссии в Москве. М. 1995.
  43. В.И. Несколько слов о биосфере // Успехи современной биологии. М. -1944, т.18, вып.2.
  44. В.И. Биосфера // Мысль. М.- 1967, С. 354.
  45. В.И. Размышления натуралиста. // Наука, М.- 1975.
  46. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // РЭЖ, № 1.-1997 с.35−44.
  47. Вид Л.Б., Иванов Л. А. Новая философия планирования М., Экономика, 1990.-159с.
  48. Волга. Беда и боль России // Планета. М. 1995, 300 с.
  49. Л.Т. Социальная переориентация народно-хозяйственного планирования: вопросы теории и методологии. Л., Изд-во ЛГУ.- 2001.- 152 с.
  50. Г. П. От экологических штрафов к экологическим доходам // Экология и жизнь, № 2, М.- 2002 .- С. 18−19.
  51. П. П. Заповедники как эталонные экосистемы // Научные основы охраны природы, вып. 5, М.- 1977.- С. 5−14.
  52. Глобальная экологическая перспектива 2000 // ЮНЕП. Интердиалект+, М. — 1999.- С. 7−8.
  53. С.Ю. Основа обеспечения безопасности страны — альтернативный реформаторский курс // Российский экономический журнал, № 2, М 1997.
  54. А.А., Струкова Е. Б. Природоохранная деятельность в переходной экономике // Вопросы экономики, № 2, М. 1995.
  55. А.Н. Открытое письмо Президенту России // Экология и жизнь, № 1,М.-2002.- С. 18−19.
  56. А.А. Права человека и экология // Материалы Международной научно-практической конференции «Права человека в условиях становления гражданского общества». Курск. 1997.
  57. А.А. Проблемы эколого-экономической безопасности в Курской области // Доклады Международной научно-технической конференции «Медико-экологические информационные технологии». Курск. 1998.
  58. А.А. Региональная экологическая политика России // Институт сравнительной политологии РАН. М. 2003.- 184 с.
  59. А.А. Новая экологическая политика и развитие региональных экологических отношений в России // ИСП РАН, М. 2004.
  60. Н.А. Основные проблемы экологической политики и перспективы экологических отношений в России в XXI веке. М.: Институт сравнительной политологии РАН. 2005а.
  61. Н.А. Политические механизмы экологически ориентированного регионального управления // Политические перемены в современной России. М. 20 056.
  62. Н.А. Политические основы социально-экономического развития России на региональном уровне. М.: Государственный университет Высшая школа экономики. 2004а.
  63. Н.А. Роль регионов и политических объединений в формировании новой экологической политики России. М.: Институт сравнительной политологии РАН. 20 046.
  64. Р. Демократия и ее критики. М.- 2003.
  65. В. Активизация структурно-инвестиционной политики и ФПГ//Экономист, № 9, М. 1996.
  66. .В. Экологическое право // Учебник для вузов. Новый юрист. М. 1998.- 688 с.
  67. А.В. Безопасность России: XXI век // Права человека. М.-2000.
  68. Т.И. Реальные доходы россиян сквозь призму социальных оценок // Общество и экономика, № 3−4, М.- 1994.
  69. А.С. Структурная политика: усиление регулирующей роли государства // ЭКО, № 12. 1997. — с.30−38.
  70. Ю.А. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. Гидрометеоиздат. JL- 1982.
  71. М.В. Умножение идеологий или проблема «переводимости» политического сознания // Полис, № 4. 1997.
  72. JI. Очерки макроэкономического планирования // Прогресс. М. 1982.
  73. А.С. На перекрестках жизни. М.- 2003.
  74. Категории политической науки. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.- 2002.
  75. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления // Экономист, № 8, М. 1998.
  76. B.C. Госслужба и СМИ. М.- 2004.
  77. В.В. Социально-психологический механизм политической власти. ЛФЭИ, Л. 1991.
  78. Курская модельная область // Институт географии АН СССР. М. -1979.-71 с.
  79. М.М., Мельвиль А. Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Полис, № 4.- 1999.
  80. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ, № 9. 1993.- С. 5056.
  81. В., Швецов А. Программные методы территориального развития // РЭЖ, № 2. -1996. С.62−70.
  82. Й. Переходные процессы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и СНГ: социальный аспект // Модернизация экономики России: социальный контекст. Издательский дом ГУ-ВШЭ, М.- 2004.
  83. Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // РЭЖ, № 5. 1992. — С.76−80.
  84. Д. К обновлению ориентиров экономической политики // РЭЖ, № 10.- 1996. С.3−16.
  85. Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.- 1999.
  86. A.M. Оптимизация использования инвестиций в реконструкцию производства при переходе к рынку И Автореферат докторской диссертации. М.-1993.
  87. A.M., Хутыз З. А. Проблемы экологизации экономического механизма хозяйствования// Майкоп. -1996.
  88. Материалы конференции «Безопасность крупных городов» (Москва, 24 апреля 1996 г.) // М. -1997.- 588 с.
  89. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. Наука. М. 1995. — 221 с.
  90. Н., Беденков А. Социально-экономическое положение регионов России (обзор) // Вопросы экономики, № 3. 1995.- С. 121−129.
  91. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста // Прогресс. Пангея. М.- 1994.- 304 с.
  92. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. МНЕПУ, М.- 1998.
  93. Н.Н. Размышления о современной политологии. М.- 1999.
  94. Ю. Экология. Мир, М.- 2004.
  95. А.И. Происхождение жизни. Московский рабочий, М.- 1924.
  96. А.И. Происхождение жизни на Земле. Издательство АН СССР, М.- 1957.
  97. Я.А. Партии и партийные системы в современной России. Издательство «Власов», М.- 2003.- № 12.
  98. В.Д. Глобальный биосферный кризис // Международные процессы, № 3.- 2003.
  99. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях: анализ методологии и проблемы организации. Наука, М.- 1991. -137с.
  100. А. Демократия и рынок. М.- 2002.
  101. Н. Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии. М. 1983.- С. 121−161.
  102. Н.Ф. Природопользование // Мысль. М. 1990.- 637 с.
  103. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). Россия молодая, М.- 1994.
  104. Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории // Мысль. М. 1978.- 295 с.
  105. Россия и процессы глобализции. Что делать? // Тезисы Совета по внешней и оборонной политике. М. -2001.- 31 с.
  106. Г. П. Экологическая безопасность населения и территория Российской Федерации // Учебное пособие. Издательский центр «Анкил». М. -1998.
  107. А.И. Политические коммуникации. М, — 2004.
  108. Стратегия для России. Повестка дня для Президента, 2000 // Вагриус. М. -2000.- 200 с.
  109. Стратегия для России: новое освоение Сибири и Дальнего Востока // Вагриус. М. -2001.- 141 с.
  110. Стратегия развития атомной энергетики России // Минатом РФ. М. -2000.
  111. Стратегия для России: 10 лет СВОП // Вагриус. М. -2002.- 816 с.
  112. В. Н. Основы лесной типологии и биогеоценологии // Избранные труды, т.1, JI. 1972.- 417 с.
  113. Е.К. Взаимодействие общества и природы. Гидрометеоиздат, Л.- 1972.
  114. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. Наука, М.- 1990. 304с.
  115. А.Н. Инновационный тип развития и инвестиции. В кн. Экономические реформы и инвестиционная политика // Российская Академия государственной службы. М. 1996.
  116. Э. Международная политическая теория и глобальная окружающая среда // Теория международных отношений на рубеже столетий. М.- 2002.
  117. Дж. Е. Биосфера// Биосфера. М.: — 1972, 300 с.
  118. Р. Теории сравнительной политологии. М.- 2001.
  119. Е.Б. Психологический профиль Российской политики 1900-х гг. М.- 2000.
  120. Г. Бремя глобальной ответственности. // Россия в глобальной политике. № 4, М.-2002.
  121. Экология, безопасность и охрана окружающей среды // Прогресс. М.-2002.- 640 с.
  122. Д. Природа и люди. Мир, М.- 1973.
  123. О.Н. Динамика ценностей российского экологического движения // Полития. М.-2004.
  124. Amstutz М. R. International Conflict and Cooperation. Boston., 1999.
  125. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. London, 1992-
  126. Dickens P. Society and Nature. Towards a Green Social Theory. N.Y., 2005.
  127. Duncan W. R., Jancar- Webster В., Swilky B. World Politics in the 21s' Century.N.Y., 2002.
  128. Brown Ch. Understanding International Relations. N.Y., 2001.
  129. Buwn В., Little R. International Systems in World History: Remaking the Study of International Relations. Oxford, 2000.
  130. Di Castri Т., Robertson I. The biosphere reserve concept: 10 years after // Parks, 1982, 6, № 4, p. 1−6.
  131. Gregg W. P. Building science programmes to support the multiple roles of biosphere reserves // Conserv. Minsk, 26 Sept. 2 Oct. 1983 vol. 2. Paris, 1984, p. 312−319.
  132. Higgs A. J., Usher M. B. Should nature reserves be large or small? // Nature, 1980, 285, № 5766, p. 568−569.
  133. Jachtenfuchs M. Theoretical Approaches to European Governance. // European Law Journal 1 (2), 1995.
  134. Jachtenfuchs M. Conceptualizing European Governance. // in K.-E. Jorgensen (ed.), Reflective Approaches to European Governance, Basingstoke: Macmillan, 1997.
  135. Janzen D. H. No park of an island: increase in interference from outside as park size decreases // Oikos, № 3, 1983.
  136. Mol A.P. and Sonnenfeld D. Ecological Modernization around the World. Perspectives and Critical Debates, London., 2000.
  137. Mc Arthur R. M., Wilson E. The theory of island biogeography //Princeton Univ., New York, 1967.
  138. Mc Crone I. D. Cluster biosphere reserves // Conserv. Sci. and Soc. Contrib. est Int. Biosphere Reserve Congr, Minsk, 26 Sept.- 2Jet., 1983. Vol.1. Paris, 1984, p. 208−213.
  139. Ravetz J. Scientific knowledge and social problems. Oxford, 1971.
  140. Reed M. The role of species-area relationships in reserve choice: a British example //Biol. Concerv., 1983, 25, № 3, 263−271.
  141. Tapani L, Esa R. The SZOSS principal and con concervation practice // Oikos, 1985,44, № 2, p. 369−370
  142. Vernadsky G. Kiewan Russia //New. Haven, 1959.
Заполнить форму текущей работой