Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внешняя политика Туниса в современных международных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В межарабской политике Тунисская Республика проводит противоречивый курс. Крайние позиции тунисского руководства по многим межарабским и международным проблемам приводят к неровным отношениям с арабскими государствами. Их амплитуда широка — от обвинений по разным поводам в капитулянтстве и предательстве арабского и палестинского дела, до братского, сердечного сближения. Кризисам в отношениях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Изменения политической обстановки Туниса в процессе демократизации государственного строя
    • 1. Внутреннее положение страны. Особенности политики
    • 2. Экономическое положение
  • ГЛАВА II. Место и роль Туниса в отношениях со странами Арабского Востока и Средиземноморья
    • 1. Геостратегическая роль Туниса в регионе Средиземноморья
    • 2. Участие в деятельности Лиги арабских государств
    • 3. Экономическое сотрудничество со странами Магриба
  • ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития отношений Туниса с США
    • 1. Политика США по отношению к арабскому миру
    • 2. Общая характеристика отношений Туниса и США
  • ГЛАВА IV. Отношения Туниса со странами Европы
    • 1. Место и роль Туниса в средиземноморской политике Европейского Союза
    • 2. Проблемы и перспективы развития Союза Арабского Магриба с Европейским Союзом
    • 3. Взаимоотношения Туниса и Российской Федерации

Внешняя политика Туниса в современных международных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тунисская республика играет особую роль и занимает во многих отношениях уникальное место среди арабских государств Северной Африки. Она представляет собой яркий пример не только успешных экономических преобразований, но и формирования независимого внешнеполитического курса, отличающегося по ряду параметров от политики, проводимой ее ближайшими арабскими соседями. Хотя современная система государственного управления в Тунисе была заложена первым президентом страны Хабибом Бургибой, все же наиболее серьезный прорыв в современную политику регионального и более широкого масштаба был осуществлен Тунисом в период президентства Зин аль-Абидина Бен Али. В то же время можно сказать, что нынешний президент Туниса продолжает начатое X. Бургибой, но уже в новых политических и экономических условиях.

К рубежу XX—XXI вв. арабский мир и входящие в него страны подошли с весьма противоречивыми и неоднозначными итогами. Некоторые арабские страны встретили новое тысячелетие, находясь на разных полюсах социально-экономического и общественно-политического развития, принадлежа к богатым и бедным государствам, динамично развивающимся и наименее развитым странам и т. д. Тунис в этом процессе динамики развития и постоянной дифференциации арабского мира занимал и занимает свое особое и достойное место.

Правительство Туниса прилагает значительные усилия для решения политических, экономических, социальных и других проблем. Президент Туниса Бен Али говорил в этой связи: «Основу нашего твердого политического выбора определяет неразрывная связь между экономическим и социальным развитием, и потому мы не жалеем усилий, чтобы обеспечить в стране социальную справедливость, дать возможность всем регионам, всем слоям населения пользоваться плодами хозяйственного роста».1 Заявления.

1 Азия и Африка сегодня, № 11, 1997 г. С. 9. подобного рода часто появлялись в местных и иностранных СМИ после «Жасминной революции"2, сопровождавшейся сменой идеологических установок в Тунисе, хотя переход к политическому плюрализму, как таковой, был заявлен властями еще в начале 1980;х годов. Новый президент страны использовал идею плюрализма в своей политической программе, являющейся, по сути, оформлением демократической системы, которая также отличает Тунис от большинства других арабских стран.

Механизмом реализации новой идеи стал закон о плюрализме, принятый в апреле 1988 г. Официально он назывался законом «О политических партиях» и стал краеугольным камнем политического строя современного Туниса. Он отражал один из важнейших аспектов нового курса правительства — переход от однопартийности к политическому плюрализму.

Ведущей политической силой в Тунисе по-прежнему остается Демократическое конституционное объединение (ДКО), которое сохраняет рычаги управления страной. ДКО, занимая прочные позиции во всех сферах национальной и политической жизни, пристально следит за деятельностью оппозиции, предупреждая любые с ее стороны сколько-нибудь угрожающие действия.

В настоящее время в общественной жизни страны мирно уживаются всевозможные политические, социальные и духовные течения. На фоне множества существующих мелких общественно-политических объединений легально действуют семь ведущих партий. Их представители, а также руководители тунисских профсоюзов, тунисского союза промышленников, торговцев и ремесленников, Национального союза тунисских земледельцев. Национального союза тунисских женщин, Тунисской лиги прав человека и.

2 Жасминная революция — государственный переворот 1987 г., в ходе которого произошла смена власти. Был смещен прежний президент Хабиб Бургиба. Новым президентом Туниса стал З. А. Бен Али. представители других общественных организаций подписали в 1988 г. Пакт национального согласия.3.

Следует отметить, что у Туниса достаточно тесные отношения со странами Европы. Подписав соглашение об Ассоциации с' Европейским сообществом в 1995 г., Тунис стремится установить с ней еще более тесные экономические связи, полагая, что это содействовало бы привлечению новых инвесторов, поддержанию стабильного роста экономики и дальнейшей интеграции с ЕС.

Несмотря на то, что Тунис продолжают упрекать в исключительной ориентации на Запад, страна сохраняет свою самобытность. Очевидно, что достаточно глубокий положительный синтез арабо-берберского исламского и западного, преимущественно французского, элементов в духовной и материальной областях становится одной из важных особенностей Туниса. Здесь не берут верх крайние тенденции, а побеждает здравый взвешенный подход, умеренность и рационализм. В стране действует эффективная, а главное стабильная политическая система, основанная на демократических принципах, в которой определенное место занимают принципы контролируемого ислама.

Актуальность темы

диссертации обуславливается повышающейся ролью малых стран в международной жизни мирового сообщества, низким уровнем исследования потенциальных возможностей отдельных арабских стран, принимающих участие в решении важных проблем в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья. Актуально и то обстоятельство, что состояние современных российско-тунисских отношений пока еще не в полной мере отвечает интересам обеих сторон, особенно в области экономического сотрудничества.

3 «Национальный пакт» или Пакт национального согласия, представляющий собой своего рода «Кодекс чести» в отношениях между правительством, партиями, общественными организациями и профессиональными союзами. В основу документа положены: принцип консенсуса всех политических сил по основным направлениям социально-экономического развития страны, ее внешнеполитического курсагласность в принятии решенийсвобода мнений и высказываний.

Еще одна актуальная черта темы диссертации видится в том, что она ориентирует^ исследователя на изучение внешней политики Туниса в комплексе, что не было сделано прежде ни зарубежными, ни отечественными авторами. Установление вклада Туниса в становление и поддержание мирной обстановки в регионе — это требование времени. Также Тунис продолжает укреплять отношения со странами Запада — Европейским Союзом и США. В связи с этим интерес представляет возможность путем анализа характера этих отношений определить влияние Запада на Тунис и соседние с ним государства.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявление особенностей внешней политики современного Тунисаодно из основных условий продвижения российских интересов в регионе Средиземноморьяновый момент в диссертации — попытка автора доказать целесообразность вовлечения малых стран арабского Востока в миротворческий процесс в Ираке;

— автор доказывает, что потенциал малых стран еще не достаточно используется в политике Российской Федерации в целом;

— новизна работы обусловлена потребностью общественных наук, политологии, в частности, в изучении особенностей процессов, явлений и тенденций, которые характерны для современной внешней политики Туниса;

— также новизна диссертации заключается в новом осмыслении отдельных аспектов внешней политики Туниса на специфической основе государств Северной Африки;

— по сравнению с другими государствами региона Магриба основные направления политики и особенности экономического развития Туниса ранее не достаточно исследовалась российскими политологами, хотя тема является малоизученной и, безусловно, важной не только в средиземноморском ареале, но и за его пределами. Данное исследование может дать стимул к новому взгляду на развитие международных отношений Туниса;

— в основе диссертации лежит комплексное исследование внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование внешней политики Туниса, основных особенностей ее внешнеполитической концепции, а также определение основных средств, методов и главных целей этой политики;

— комплексный характер его — новая сторона данной работы, отличающая его от работ предшественников;

— в диссертации использован больший объем нового материала, учтены последние точки зрения российских, тунисских и других зарубежных политологов по вопросам политики арабских стран в настоящее время, в условиях непростой обстановки на Ближнем Востоке.

Объект исследования — роль внешней политики малых стран Средиземноморья на мировой арене.

Предметом исследования выступает внешняя политика Туниса в современных международных условиях, а также отношения Туниса со странами Магриба и Ближнего Востока, Европы, США и Российской Федерацией.

Цель исследования включает в себя раскрытие реального потенциала внешней политики Туниса, разработку научных основ прогноза развития его внешнеполитического положения, анализ расширения и укрепления имеющихся связей и отношений со странами Средиземноморья и Россией.

Для реализации поставленной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

— выявить главные направления внешней политики Туниса и их сущность;

— показать закономерности, своеобразие и противоречивость процесса превращения бывшего колониального государства в равноправный субъект международных отношений;

— исследовать влияние на внешнюю политику страны процессов реформирования политической системы и становления плюрализма как принципа демократического правления;

— выявить соотношение между историческими традициями и современными тенденциями преобразований в общественной жизни страны;

— показать изменения в политике и экономике и их связь с процессами реформирования различных сторон жизни общества и государства в Тунисе;

— проследить эволюцию внешнеполитической линии Туниса в Северной Африке и Европе, а также определить главные направления, закономерные черты и специфические особенности взаимодействия между правительствами Туниса и стран Средиземноморья и России;

— определить место и роль Туниса в системе международных отношений, а также причины, влияющие на его положение не только среди арабских стран, но и в более широких региональных и международных рамках;

— исследовать развитие связей Туниса с основными странами Европы, США и Российской Федерацией и попытаться спрогнозировать их дальнейшее развитиеспециально остановиться на вопросах российско-тунисских отношений.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов — политологов, экономистов, социологов, историков. Важную роль в создании диссертации сыграло обращение к официальным документам Туниса, включая конституцию страны, законы, регулирующие деятельность политических партий и организаций, заявления и выступления З. А. Бен Али. В диссертации использован также широкий круг других, самых разнообразных источников на русском, английском, французском и арабском языках, которые можно разделить на следующие группы:

— документы тунисского правительства по внешнеполитическим вопросам;

— документы и материалы международных организаций (ООН, ЛАГ, САМ и др.);

— выступления и интервью президентов, премьер-министров и других политических деятелей арабских и европейских стран, включая Россию;

— тексты политических договоров и экономических соглашений Туниса со странами Средиземноморья, ЕС, США и Россией.

Сведения, важные для диссертации, были получены из справочных материалов МИД Российской Федерации, публикаций академических институтов и информационных агенств. Что касается российской периодической печати, то диссертантом изучены материалы, опубликованные в журналах «Азия и Африка сегодня», «Мировая Экономика и Международные Отношения», «Дипломатический вестник», «Страны Северной Африки», «Ближний Восток и современность», «Восток», в которых публикуются не только факты из жизни стран арабского Востока, но и серьезные теоретические статьи, имеющие прямое и косвенное отношение > к теме диссертации.

Особое значение для раскрытия темы имело изучение арабоязычной, франкоязычной и англоязычной периодики. Автором использованы материалы, опубликованные в следующих периодических изданиях: «А1-Ahram» («Пирамиды»), «Al-Akhbar» («Новости»), «Le Renouveau», «Jeune Afrique», «Monde Arabe», «La Presse de Tunisie», «Maghreb», «Middle East Journal», «Tunisia news», «Middle East and North Africa», «Middle East International» и др.

Огромную помощь автору в овладении методологическими приемами исследования оказали работы таких известных российских ученых как В. В. Азатян, С. Э. Бабкин, Е. П. Бажанов, М. Ф. Видясова, Д. Винницкий, Н. И. Ворончанина,, В. И. Гусаров, Г. И. Гучетль, В. Е. Донцов, K.JT. Кулматов, В. И. Максименко, Е. М. Примаков, Т. М. Сипенкова, А. Д. Шутов, В. П. Юрченко.4.

В. В. Азатян. Интеграционные процессы в экономике стран Северной Африки. М., 2000 г.- С. Э. Бабкин. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000 г.- Е. П. Бажанов. Актуальные проблемы международных отношений. Том 1−3. М., 2001;2002 гг.- Н. И. Ворончанина. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М., Наука, 1986 г.- K.JI. Кулматов. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения. М., 2002 г.- В. Е. Донцов. Ислам в международных.

При разработке темы, помимо трудов вышеуказанных и других отечественных авторов, были изучены работы зарубежных специалистовАйюби Сакр, Кхошайш Фуад Али, С. Лэнгфорд, Перес Шимон, Садок Шаабан, Исам Фарес.5.

Также были полезны многие коллективные монографии Института востоковедения и Института мировой экономики и международных отношений РАН, среди которых следует выделить работы отечественных ученых «Арабский мир: три десятилетия независимого развития», «Авторитаризм и демократия в развивающихся странах», «Арабские страны Западной Азии и Северной Африки», «Арабский мир в конце XX века».

Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы как в практической деятельности МИД России, других государственных министерств и ведомств, так и в сфере научных исследований и применительно к учебному процессу в Дипломатической академии, МГИМО и других вузах соответствующего профиля. В данной работе автор делает попытку определить перспективы развития основных направлений внешнеполитического курса нынешнего правящего режима Туниса. Это может быть использовано для научного прогнозирования развития отношений между Тунисом и Россией, при подготовке справочной литературы о Тунисе, написании учебных пособий и материалов, подготовке специальных курсов, связанных с изучением политических процессов в отношениях // Дипломатический ежегодник. М., 1997 г.- Е. М. Примаков. Мир после 11 сентября. М., 2002 г.- Т. М. Сипенкова. Россия и арабский Восток. // Россия и Восток. Издание Санкт-Петербургского университета, 2000 г.

5 Айюби Сакр. Структура и основные направления внешних экономических связей Сирии (1970;е — начало 1990;х гг.) // Страны Ближнего Востока. М., 1998 г.- Кхошайш Фуад Али. Угрозы и вызовы для Ближнего Востока. // Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже 21 в. М., 2000 г.- С. Лэнгфорд. Политика США в отношении Израиля в 1990;е годы. Мирный процесс и экономическая помощь. // Востоковедный сборник. М., 2001 г.- Перес Шимон. Новый Ближний Восток. М., 1994 г.- Садок Шаабан. Тунис: путь к политическому плюрализму. М., 1996 г.- Исам Фарес. Ближний Восток: путь к миру и согласию. М., Известия, 2005 г. странах Ближнего Востока и Северной Африки. Российско-арабский диалог имеет давнюю историю и глубокие корни, и в укреплении всесторонних отношений заинтересованы обе стороны. Автор надеется, что проведенный в исследовании анализ может оказаться полезным для процесса расширения и углубления российско-тунисских отношений.

Заключение

.

Внешняя политика Туниса в конце XX — начале XXI вв. развивалась под воздействием следующих факторов:

— перемены во внутренней политике после прихода к власти Бен Али;

— изменение отношений с арабскими странами, новый уровень сотрудничества с Западом;

— оживление сотрудничества с Россией.

Опираясь на партийно-государственный аппарат, руководство страны во главе с президентом Бен Али смогло в короткие исторические сроки укрепить стабильность в стране, развить экономику и социальную сферу, не только сохранив, но и укрепив все атрибуты суверенного национального государства. Придав оппозиции легальные формы самого широкого спектра и одновременно взяв ее под жесткий, но конституционный административно-государственный контроль, тунисское руководство лишило ее любых замыслов и намерений уходить в подполье и изнутри подтачивать устои государства, не говоря уже о возможности их открытого разрушения.

Благодаря успехам в экономике и гибкой внутренней политике Тунису удается избежать повторения печального опыта соседнего Алжира, погрязшего в гражданской войне с исламскими фундаменталистами. Этот опыт проанализирован в сравнении с опытом Туниса в книге С. Шаабана «Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зина аль-Абидина Бен Али». На основании этого анализа можно сделать важный вывод, который применим ко многим другим странам, находящимся сегодня на пути от тоталитаризма к демократии. Цена, заплаченная за переход к плюралистическому обществу, была меньшей там, где выбиралась постепенность, где удалось избежать, пусть кратковременного, подъема экстремизма и национализма. Эта цена была ниже там, где была подготовлена необходимая экономическая и социальная почва, где люди и властные структуры были готовы к вступлению в общество, основанное на принципах конкуренции, где появилась соответствующая этим принципам политическая культура. Думается, что Тунису удалось добиться успеха в этой области.

Выходом из кризиса, усугубленного «исламистской угрозой», стал новый экономический курс. Основными итогами реформ в рамках предложенной мировыми финансовыми институтами Программы структурной адаптации стало заметное позитивное изменение предпринимательского климата в стране. Была пересмотрена инвестиционная политика в сторону ее либерализации в большинстве сфер экономики. Финансовый сектор также претерпел ряд изменений, связанных с освобождением процентных ставок. Все проведенные программы были направлены на развитие более эффективной и конкурентной среды для активизации частного предпринимательства. В социально-экономическом плане Тунис выглядит благополучнее своих ближних и дальних соседей по региону — Алжира, Марокко, Египта. Стабильный рост основных макроэкономических показателей, который демонстрирует Тунис на протяжении последних десяти лет, позволяет дать положительную оценку и тем реформам, которые были осуществлены в рамках программы структурной адаптации.

Следует отметить, что важнейшим фактором социально-экономического развития является внутриполитическая стабильность. Она обеспечивает благоприятный инвестиционный климат для иностранного капитала, а широкие меры по приватизации позволили ряду европейских стран получить доступ в сферу национальной экономики. Однако нынешняя внешне благополучная ситуация устраивает далеко не всех. Либерализация политической сферы в 1987;1989 гг., в том числе ускорение движения в сторону плюрализма и относительного освобождения прессы, сменилась усилением авторитарных тенденций, напоминающих во многом «антилиберальные повороты» Бургибы.

Между тем, для режима Бен Али, прославившегося победой над терроризмом и мусульманским экстремизмом, все же сохраняются вызовы, связанные с исламистской угрозой, и степень их опасности для нынешней правящей верхушки во многом зависит от того, будет ли обеспечена экономическая стабильность на новом витке социально-политического развития.

Стремление избежать втягивания страны в конфликты, прежде всего с соседними государствами — Ливией и Алжиром, а также поддержание стабильной внутриполитической ситуации в республике являются основными целями политики тунисского руководства в области национальной безопасности. У Туниса, в отличие от его соседей, нет амбициозных планов стать государством-лидером в регионе. Учитывая ограниченные людские, экономические и военные возможности республики, ее правительство стремится решать имеющиеся проблемы и порой возникающие конфликтные ситуации в отношениях с соседями политическими методами, путем диалога, делает все, чтобы не допустить эскалации напряженности при решении спорных межгосударственных вопросов, а тем более решать их силовыми методами.

По проблеме ближневосточного урегулирования Тунис занимает позицию в целом близкую к общеарабской и выступает за полный уход израильских войск со всех оккупированных арабских территорий.

Тунис принимает участие в борьбе с международным терроризмом. В 2005 г. республика присоединилась к американской «Транссахарской контртеррористической инициативе». Вместе с тем, отмечается участие тунисских граждан в действиях террористической группировки во главе с A.M. аз-Заркауи в Ираке, связанной с «Аль-Каидой».

На сегодняшний день Тунис является одним из наиболее стабильных государств Магриба и Арабского Востока в целом. Есть все основания ожидать, что процесс упрочения позиций нынешнего режима внутри страны будет продолжаться.

Основной упор во внешней политике Тунис делает на развитие всесторонних отношений с Западом. На сегодняшний день Тунис, наряду с.

Марокко, является основным военно-политическим партнером Вашингтона в Арабском Магрибе. По целому ряду вопросов Тунис координирует свою внешнюю политику с Парижем. Государства Запада, оказывая Тунису разностороннюю помощь, в том числе военно-техническую, стремятся прочнее привязать эту страну к своему внешнеполитическому курсу, иметь в ее лице надежного партнера в осуществлении своих планов в Средиземноморье. Что касается тунисского руководства, то оно, развивая политические и военные отношения с западными государствами, делает упор на получение от них гарантированной помощи в случае угрозы извне. Это также позволяет Тунису уделять меньше внимания укреплению собственных вооруженных сил, экономить на военных расходах.

Соглашение объединения с ЕС, предусматривающее постепенную ликвидацию торговых и тарифных барьеров несельскохозяйственной продукции, услуг и инвестиций, полностью войдет в силу в 2008 г. По этому соглашению, начиная с 1998 г. значительно ослаблялась защита тунисских производителей от конкуренции европейских фирм. В результате значительно возрос приток помощи из стран ЕС. Укрепление связей Туниса с Европой обеспечило устойчивое развитие и достаточное финансирование роста ключевых отраслей экономики.

Что касается тунисско-американских отношений, то тут нет однозначного вывода, так как палестинские и иракские события вызвали большой резонанс среди арабского населения, и в Тунисе в частности. Выступая за братские исламские народы, арабские страны протестуют против Соединенных Штатов, бойкотируют их и выступают с резкими высказываниями на различного рода совещаниях, съездах и собраниях. Но при всем при этом, следует отметить, что большинство арабских стран все-таки не отказываются от финансовой и другой помощи США, считая это компенсацией за моральный ущерб, принесенный этой страной всему арабскому и мусульманскому народу.

США же в свою очередь необходимо провести диалог с арабами, хотя он не предполагает быстрых решений. Он требует терпения и сдержанности, серьезной приверженности усилиям, которые, возможно, не вызовут немедленной благодарности. Но, учитывая перемены, которые произошли в арабском мире в последние годы, такой диалог, возможно, будет наилучшим решением и единственным путем для обеспечения прогресса в достижении высоких целей, которые американское правительство определило в отношении арабского мира в целом.

Тунисское руководство содействует военно-политическому сближению стран Северной Африки и Ближнего Востока с НАТО. Именно с этой целью республика наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Марокко, Иорданией и Алжиром участвует в совместном диалоге, в ходе которого рассматриваются вопросы налаживания сотрудничества между Североатлантическим альянсом и перечисленными государствами в рамках программы, схожей с программой «Партнерство ради мира».

Проведенный анализ фактического материала, характеризующего сущность и основные направления внешней политики Туниса, интеграционных процессов в Магрибе и Средиземноморье, дает основание сделать выводы и обобщения относительно международных позиций современной Тунисской Республики, а также некоторые прогностические оценки, связанные с перспективами российско-тунисских отношений.

В целом внешняя политика Туниса носит миролюбивый конструктивный характерона направлена на поддержание политических, экономических и культурных отношений со всеми странами, однако, у нее есть свои приоритеты. Их следует применить, в первую очередь, при оценке внешней политики тунисского руководства в настоящее время. Основными чертами внешней политики этого государства являются следующие положения:

— идеологический фактор. Он ощутим, в первую очередь, в линии тунисского руководства по отношению к арабским странам в частности, и на международной арене в целом, продолжает определяться идеологическими взглядами Бен Али.

Несмотря на социально-экономические преобразования общества, осуществленные Бен Али, и на эффективность отдельных актов в сфере улучшения социальной жизни страны, является очевидным тот факт, что тунисская «жасминовая» революция 1987 г., при которой сменилась власть, опережает по времени общий подъем арабского национально-освободительного движения и находится в стадии внутренней трансформации.

Идеализированное восприятие действительности постепенно меняется в сторону большего проявления реализма и сдержанности. Диалектические сдвиги на мировой арене и особый характер взаимодействия внешней политики Тунисской Республики с системой местных отношений породили новые причины формирования внешнеполитического поведения, что расширило шкалу ценностей в тунисской внешней политике.

— В межарабской политике Тунисская Республика проводит противоречивый курс. Крайние позиции тунисского руководства по многим межарабским и международным проблемам приводят к неровным отношениям с арабскими государствами. Их амплитуда широка — от обвинений по разным поводам в капитулянтстве и предательстве арабского и палестинского дела, до братского, сердечного сближения. Кризисам в отношениях Туниса с отдельными арабскими странами содействуют также личные амбиции Бен Али играть руководящую роль в арабском мире. К этому надо добавить активную пропаганду, которую ведет тунисское руководство против некоторых арабских режимов, периодически выдвигаемые призывы к созданию революционных комитетов по тунисскому образцу, материальную и финансовую помощь различным оппозиционным партиям и политическим группировкам в арабском мире, а также территориальные претензии к соседним странам.

— Идея единства магрибинских стран начинает наполняться конкретным содержанием. Созданием Союза арабского Магрйба сделан важный шаг к реализации исторического проекта «Великого Магрйба». Можно ожидать, что единый «Великий Магриб» сформулирует собственную региональную структуру, а это повысит авторитет и возможности данной группы государств в системе международных отношений. Участие в САМ — один из приоритетов внешней политики Туниса.

— Еще одно важное направление внешней политики и дипломатии Туниса — участие в решении проблем Северной Африки, консервация которых может привести к последствиям, ставящим под угрозу безопасность региона и международный мир. Отрицательный эффект на развитие отношений Туниса со странами Магрйба оказывают попытки тунисского руководства использовать в целях своей арабской и африканской политики позитивные отношения, складывающиеся с Западом.

— В области отношений с Россией у Туниса также есть как достижения, так и трудности. В ближайшее время политика Российской Федерации в регионе столкнется с усложнением определяющих ее обстоятельств. К ним относятся: а) усиление интеграционных процессов в Магрибе и соответствующей интенсивности локальных связей, что может повлиять на отношение Туниса к Россииб) возрастающая заинтересованность Франции, Испании, Италии в активизации отношений с североафриканскими странами, которая потребует огромных усилий со стороны Российской Федерации, чтобы оказаться среди них конкурентоспособным партнеромв) допущены перегибы в национальной политике России, которые в арабских странах вызвали настороженность и протест.

Тем не менее, для Российской Федерации существует определенный интерес в сохранении не только достигнутого уровня двусторонних отношений с Тунисом, но и его повышение. Во-первых, потому, что эта республика пользуется определенным влиянием среди арабских и исламских стран, среди стран Движения неприсоединения, ЛАГ и Организации исламской конференции. Во-вторых, потому, что Бен Али по мере возможностей придерживается в своей политике курса независимого развития и выражает твердое намерение следовать по этому пути. В-третьих, торговое и экономическое сотрудничество с Тунисом выгодно для России, так как хотя Тунис и не является нефтедобывающей страной, но все же это платежеспособный партнер, у которого достаточно сильная экономика в Средиземноморье и Африке. С одной стороны, Тунису должно быть выгодным сотрудничество со столь великой страной как Россия, в руках которой сосредоточены политическая, экономическая и военно-стратегическая силы. В то же время в отношениях с Тунисом политике России следует предвидеть возможность появления новых нюансов в силу прагматизма, которое начинает проявлять тунисское руководство в своей внешней политике. Также Тунис может рассматриваться РФ как посредник между Россией и странами Запада, так как в тунисской внешней политике трезвые оценки международной ситуации сочетаются с восточным тонким прагматизмом с акцентированием внимания на ошибки прошлого и учета их в последующих действиях.

Соответственно необходимо акцентировать внимание на особый статус каждого государства в своем регионе, учитывать возрастающую роль Туниса в Средиземноморье, как в южном, так и северном. Таким образом, отношения Тунисская Республика — Российская Федерация должны перейти на новый этап развития с более насыщенной программой.

Все сказанное выше свидетельствует, что, будучи средней по численности населения и по масштабам производства страной, Тунис по темпам экономического развития, по многим социальным показателям, по внедрению в общественное сознание и реальную действительность наиболее современных моделей социально-политической жизни вышел к рубежу столетий на лидирующие позиции в арабском мире.

Итак, в политической жизни Туниса наблюдаются, с одной стороны, определенное развитие демократического процесса на фоне жесткого государственного контроля, с другой ограничение демократии во имя внутреннего спокойствия и гарантий экономического развития. Наблюдается явное усиление авторитарных черт режима. Это подтверждает мысль о том, что арабо-мусульманский мир представляет собой очевидное исключение из общемирового правила движения к демократии.

Используя термин российского ученого A.M. Васильева, в политическом режиме современного Туниса можно заметить черты «просвещенного авторитаризма», который он определяет, как «режим, ориентированный на развитие, ограничивающий демократию, но соблюдающий права человека, режим, обеспечивающий экономическое и социальное развитие». При этом, безусловно, большое значение для продвижения страны по пути реформ имеет роль лидера государства, авторитет внутри страны и на международной арене самого президента Бен Али, который является гарантом избранного политического курса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества// Договоры, учреждающие Европейские сообщества. М., 1994.
  2. Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе. М., 1994.
  3. Палестинская проблема: документы ООН, международных организаций и конференций. // Сост. Давыдков P.M. М., 1984.
  4. Устав Лиги арабских государств. Миссия ЛАГ в Москве. М., 1997.
  5. Энциклопедии и справочные издания
  6. Альманах. Страны Африки. М., 2002.
  7. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки, М., 1999.
  8. Африка. Экономический справочник. М.: Мысль, 1974.
  9. Великие правители: Современная энциклопедия. М.: Мир энциклопедий, 2006.
  10. География зарубежной Азии и Африки. М., 1995.
  11. Новейшая история стран Африки. М., 1990.
  12. Тунис. Справочник. М.: Наука, 1978.
  13. Тунисская Республика. Справочник. М.: Наука, 1993.
  14. H.Шреплер Х. А. Международные организации. Справочник. М.: Наука, 1995.1. Монографии
  15. В.В., Ткаченко А. А. Интеграционные процессы в экономике стран Северной Африки. М., 2000.
  16. Айюби Сакр. Структура и основные направления внешних экономических связей Сирии (1970-е начало 1990-х гг.) // Страны Ближнего Востока. М., 1998 г.
  17. Актовые лекции, читанные в Международном университете в Москве: 2001/02 и 2002/03. М.: Международный университет в Москве, 2005.
  18. Актуальные проблемы глобального управления: «Группа восьми» и международные многосторонние институты. — М.: Логос, 2007.
  19. Аль-Раухани Абдул Ваххаб. Становление и развитие демократических институтов в Йеменской республике в процессе объединения: Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М.: ДА МИД РФ, 2007.
  20. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. М., 1990.
  21. Африка глазами наших соотечественников. М.: Наука, 1974.
  22. Африка глазами эмигрантов. М., 2002.
  23. С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000 г.
  24. Ю.Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений. Том 1−3. М., 2001−2002 гг.
  25. П.Бажанов Е. П. Россия как великая держава (традиции и перспективы). М, 1999.
  26. И.Р. Наша внешняя политика на Ближнем Востоке с национальной точки зрения. СПб.: Типография им. В. Д. Смирнова, 1914.
  27. С.Е. Избирательные кампании в Тунисе 1989−2004 гг. Роль парламентской оппозиции в политическом процессе. // Африка иглобальный мир. Материалы научной конференции «IV Школа молодых африканистов». М.: Институт Африки РАН, 2007.
  28. С.С. Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ: Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М.: ДА МИД РФ, 2007.
  29. В.В. К берегам священным Нила. Русские в Египте. М., 2003.
  30. Бен Али З. А. Великие перемены: речи и выступления Зин аль-Абидина Бен Али. М.: Наука, 2003.
  31. И.П., Кудрявцев В. Д. Агрессия Израиля и международное право. М., 1970.
  32. Ю.А. Ближний Восток во внешней политике Франции. Киев: Наукова Думка, 1964.
  33. С.В. Нефтегазовая отрасль Алжира и Египта в конце XX — начале XXI вв. // Ближний Восток и современность. М., 2001.
  34. А.Б. Политическая эволюция Египта: прошлое, настоящее, будущее. //Ближний Восток и современность. № 8. М., 1999.
  35. А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991.
  36. Бутрос Бутрос Гали. Путь Египта в Иерусалим. М., 1999 г.
  37. В Египет, Алжир, Тунис на пароходах Северо-Германского Ллойда. М., 1912.
  38. Л.В. Внешняя политика Саудовской Аравии в 1970—1980-е гг.: формирование нового центра силы. М.: Наука, 1987.
  39. A.M. Россия на Ближнем и Среднем востоке: От мессианства к прагматизму. М.: Наука, 1993.
  40. Л.С. История Востока. Т.2. М.: Наука, 1998.
  41. Л.Н. Тунис и франко-итальянские противоречия. // Мировое хозяйство и мировая политика. № 9. М., 1939.
  42. М.Ф. Джихад без войны. Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903−2000гг.). М., 2005.
  43. М.Ф. Рабочий класс в социальной структуре Туниса. М., 1975.
  44. М.Ф. Экономика стран Магриба. М., 1982.
  45. М.Ф., Фридман Л. А. Восток и Россия в мировом экономическом пространстве. Перспективы XX века // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском Университете. М., 1996.
  46. Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М.: Наука, 1986.
  47. Вошта Милан. Основные диспропорции в некоторых новых странах-членах ЕС // Мир перемен. № 3. М., 2006. С. 155−169.
  48. Второй срок администрации Буша: старые проблемы и новые подходы.- М.: Институт США и Канады, 2006.
  49. P.P. Африка в переписке российских дипломатов в конце XIX- начале XX в. (по документам АВПРИ МИД РФ) // Вестник Московского университета. № 3. М.: Востоковедение, 1996.
  50. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции. М.: РОССПЭН, 2006.
  51. .Н. Глобализация и арабский мир. // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. М.: Наука, 1998.
  52. А.А. Россия и Ближний Восток. СПб., 1906.
  53. Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. Кемерово, 1997.
  54. Год планеты: экономика, политика, безопасность. Вып. 2006 года. — М.: Наука, 2007.
  55. М.Б., Липец Ю. Г., Олейников И. Н. История открытия и исследования Африки. М.: Мысль, 1973.
  56. С.О. всемирная торговля в XIX веке и участие в ней России. СПб., 1898.
  57. В.И. Тунис: жасминовая революция путь к стабильности? // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. М., 1999.
  58. В.И. Экономическая независимость арабских стран. М., 1993.
  59. В.А., Манько В. Х. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. С.-Пб.: АВОК Северо-Запад, 2007.
  60. Г. И. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии. М., 1999.
  61. А.Б. Африка в истории России (опыт трех столетий). // Историческая наука на рубеже веков. М.: Наука, 2001.
  62. .М. Ближний восток. Сборник статей. М.: Наука, 1976.
  63. Джоржи Анн Гейер. Тунис: 10 лет пребывания у власти президента Бен Али. М., 1998.
  64. Донесения Императорских Российских Консульских представителей за границей по торгово-промышленным вопросам. Министерство Торговли и промышленности. Отдел торговли. № 23. СПб., 1913.
  65. В.Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. М., 1997 г.
  66. Н.Н. Россия и страны арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). // Россия и Восток. Издание Санкт-Петербургского университета. СПб., 2000.
  67. Европа на пороге 21 века: Ренессанс или упадок. М., 1998.
  68. С.А. Русская политика в Восточном вопросе, ее история в XVII—XIX вв.еках. Критическая оценка и будущие задачи. СПб., 1896.
  69. Е.Г. Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса. М., 1998 г.
  70. Н.А. Народное антиколониальное движение в Тунисе и младотунисцы. // Советское востоковедение, № 1. М., 1957.
  71. И.П. Рыночные реформы и экономический рост в арабских странах в 90-е годы // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. М.: Наука, 1998.
  72. Изучение Африки в России. М.: Наука, 1977.
  73. И.А. Общее учение о праве и государстве. М.: ACT, 2006.
  74. История внешней политики России. XVIII в. М., 1998.
  75. История внешней политики России. Вторая половина XIX в. М., 1997.
  76. История внешней политики России. Конец XIX начало XX века. М., 1997.
  77. История внешней политики России. Первая половина XIX в. М., 1995.
  78. История дипломатии. Под ред. Громыко А. А. М.: Наука, 1974.
  79. История отечественного востоковедения. С середины XIX века до 1917 года. М., 1997.
  80. Н.Б. Россия и установление французского протектората над Тунисом (1881). // Восточный архив. № 6,7. М., 2001,
  81. К.А. Ближний Восток в лицах. М., 1998.
  82. Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века и новое время. М.: Искусство, 1988.
  83. А.А. О культурных и экономических связях России с Арабским Востоком в первой половине XIX века. // Краткие сообщения института Народов Азии. Арабские страны. М., 1961.
  84. А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба: 1980-е середина 1990-х годов. М., 1998.
  85. .Л. Профессия дипломат. М.: Международные отношения, 1999.
  86. В.И. Северная Африка: национальные модели политической культуры. М., 1997
  87. В.Н. Современная американская политическая мысль: историография неореализма. — С.-Пб.: Издательство С.-Пб. Ун-та, 2006.
  88. B.C. Некоторые аспекты внешней политики стран Северной Африки // Страны Северной Африки. М., 1984.
  89. М.О. Первый русский африканист М.Г. Коковцов. // Советское востоковедение. М.: Издательство Академии наук СССР, 1975.
  90. С.И. Европейские параметры современные политики Франции: Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М.: ДА МИД РФ, 2007.
  91. Э.Г. Евросоюз — Россия: большие идеи и прагматизм реализации // Современная Европа. № 2. М., 2007. С. 49−60.
  92. К.Л. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения. М., 2002.
  93. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1996.
  94. А.И. Франция и страны Магриба. М.: Знание, 1980.
  95. Кхошайш Фуад Али. Угрозы и вызовы для Ближнего Востока. // Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XXI века. М., 2000.
  96. Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830−1918). М.: Наука, 1976.
  97. Л. Борьба за Средиземное море (франко-итальянские противоречия). // Мировое хозяйство и мировая политика. № 6. М., 1931.
  98. В.К. Ближний Восток как рынок сбыта русских товаров. СПб., 1913.
  99. С.Г. Восточная политика Владимира Путина: Возвращение России на «Большой Восток» (2004−2008гг.) М.: ACT, 2007.
  100. В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
  101. С. Политика США в отношении Израиля в 1990-е годы. Мирный процесс и экономическая помощь. // Востоковедный сборник. М., 2001 .
  102. . Средиземноморская проблема и опасности войны. М.-Л.: Государственное издательство, 1-ая образцовая типография в Москве, 1928.
  103. В.И. Интеллигенция в странах Магриба (Идеи и тенденции). М.: Наука, 1980.
  104. В.И. Политические партии в переходном обществе. Марокко. Алжир. Тунис. 20−80-е гг. XX в. М.: Наука. 1985.
  105. А.К. Саудовско-египетские отношения. М., 1986.
  106. Мамадох Эль-Изид Хагед. Внутренние конфликты между арабскими странами //Россия и мусульманский мир. № 3. М., 2007. С. 104−110.
  107. О. А. Экономика Туниса, М.: Наука, 2004 г.
  108. Мир глазами президента Сирии Хафеза Асада. М., 2000.
  109. Т.Л. Россия Марокко: далекое и близкое прошлое. М., 1990.
  110. Муслех Айед С. Алахбаби внешняя политика Объединенных Арабских Эмиратов в глобализирующемся мире (генезис, концептуальные основы, приоритеты, направления): Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М.: ДА МИД РФ, 2007.106. Народы Африки. М., 1954.
  111. Ф. Об историческом развитии мелко-арендных отношений в Северной Африке. // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч. 21, № 5, СПб., 1909.
  112. Г. Статистические записки о внешней торговле России. СПб., 1835.
  113. Г. А. К истории французского вторжения в Тунис в 1881г. // Африканский сборник. М.: Наука, 1963.
  114. В.И. Политика США в отношении Египта в 1950—1960-е годы. Киев: Наукова Думка, 1982 г.
  115. Н.О. Отношения Иракской республики со странами Арабского Востока. Ереван: Издательство АН АрмССР, 1985.
  116. Олбрайд Мадлен. Религия и мировая политика. Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  117. Ю.В. Совещание ОБСЕ по мирному урегулированию споров // Московский журнал Международного права. № 3. М., 1993.
  118. Э.Н. некоторые аспекты судано-египетских отношений. // Арабский мир в конце XX века. М., 1996.
  119. Парман Рассел. Социальные корни терроризма: количественный подход // Мир перемен. № 4. М., 2006. С.147−165.
  120. В. А. Конфликтный потенциал ближневосточного региона. // Ближний Восток и современность. № 2. М, 1996.
  121. Перес Шимон. Новый Ближний Восток. М., 1994.
  122. О.Г. Восточные узоры. М.: Круг, 2006.
  123. С. Русский экспорт на Ближний Восток. // Восточный сборник. Кн. 1, СПб., 1913.
  124. Я. Россия и мир на пороге XXI века. М., 1995.
  125. С.А. Внешняя торговля и политика России. М.: Международная книга, 1947.
  126. Политические системы и политические культуры Востока, (под ред. Воскресенского А.Д.). М.: Восток-Запад, 2007.
  127. К.И. Арабский восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2003.
  128. К.И., Хасянов А. Ж. Палестина: перспективы независимости и проблема лидерства. // Политическая элита Ближнего Востока. М., 2000.
  129. Е.Г. Политически институты и отношения в современной России. Учебник. М.: РОССПЭН, 2007.
  130. Ю.В. Французский колониальный режим и развитие промышленности в странах Северной Африки. // Научные доклады высшей школы, № 4. М., 1958.
  131. О. Мифация населения как фактор социально-культурной трансформации общества // Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье Черноморье — Каспий. М., 1999.
  132. B.C. Особенности инновационных моделей развития экономики зарубежных стран и возможность их адаптации вроссийских условиях: Дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. М.: ДА МИД РФ, 2007.
  133. Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.
  134. Т.С. О торговле и консульствах Российской империи на Ближнем Востоке // Вопросы истории, № 1. М., 2001.
  135. Е.Д. Проблема Ближневосточного урегулирования в контексте российско-американских отношений. // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности. М., 2000.
  136. Развитие капитализма в арабском мире. М.: Наука, 1988.
  137. Л.И., Симония Н. А. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М.: Наука, 1984.
  138. Россия в глобальной экономике: актуальные тенденции: Сб. науч. трудов / Под ред. Шахмалова Ф. И. М.: Экономика, 2006.
  139. Россия и глобальная экономика: аналитический альманах № 7(21). М.: РИСИ, 2007.
  140. Россия и Европа: Дипломатия и культура. Вып. 4. — М.: Наука, 2007.
  141. Ю.М. Германия и Арабский Восток в конце 19 начале 20 века. — М.: Академия гуманитарных исследований, 2006.
  142. С. Политика европейских государств в отношении мусульман. // Восточный сборник. Кн. 2, Петроград, 1916.
  143. Садок Шаабан. Тунис: путь к политическому плюрализму. М., 1996.
  144. М.А. Высшие органы государственной власти арабских республик. М.: Восток-Запад, 2007.
  145. С.Г. Рука об руку с Россией: Записки посла. — М., 2006.
  146. .Г. Три цвета времени. М.: Наука, 1992.
  147. О.В. Тунис в итало-французских отношениях конца XIX века. 1881 1896. // Французский ежегодник. Статьи и материалы истории Франции. М.: Наука, 1980.
  148. Т.М. Россия и арабский Восток. // Россия и Восток. Издание Санкт-Петербургского университета, СПб., 2000.
  149. И.М. Русско-арабские связи в контексте политики Екатерины II в Средиземноморье. // Арабский мир в конце XX века. М.: Наука, 1996.
  150. Н.А., Филатов С. В. Тунис. Тысяча и одна история, рассказанная в Хаммамете. М., 2003.
  151. Е.В. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон // Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). № 5. М., 2007. С. 65−78.
  152. Судьбы социалистической ориентации в арабском мире. М., 1983.
  153. Е.В. Экспедиция адмирала Д.Н. Сенявина в Средиземное море. М.: Мысль, 1954.
  154. В.А. исторический очерк русских консульств за границей. М., 1893.
  155. В.А. Русские консульства за границей в XVIII веке. Ч. 1.М., 1899.
  156. Фарес Исам. Ближний Восток: путь к миру и согласию. М.: Известия, 2005.
  157. Фон-Фохт. Франко-тунисская распря. СПб.: Наука, 1881.
  158. В.М. Франко-русский союз и его историческое значение. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955.
  159. В.В. Европейская оборонная идентичность в трансатлантических отношениях и Россия: Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. -М.: ДА МИД РФ, 2007.
  160. A.JI. Средиземноморские проблемы внешней политики России в начале XIX века. // Исторические записки, № 55. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.
  161. В.И. Война и бизнес. Власть, деньги и оружие. Европа и Ближний Восток в новое время. М., 1996.
  162. А.А. Бизерта. Последняя стоянка. М., 1999.
  163. В.П. Тунис: некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности. М., 2000 г.
  164. М.М. История развития тунисских ВС. М., 2005.
  165. А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. М., 1999.
  166. Периодические издания на русском языке
  167. Азия и Африка сегодня. М., 1997, 2002−2004.
  168. Арабские страны. Политика и экономика. № 3. М., 2005.
  169. Ближний Восток и современность. М, 1996, 1999, 2004, 2006.4. Время, 14.04.1999.
  170. Дипломатический вестник. М., 2002−2006.
  171. Компас, ИТАР-ТАСС, 1999−2006.
  172. Международная жизнь. № 5. М., 2007.
  173. Мир и Мы, ИТАР-ТАСС, 2004−2006.
  174. Мир перемен. № 3,4. М., 2006.
  175. Ю.Мировая Экономика и Международные Отношения. М., 2000, 2005, 2007.11 .Московский журнал международного права. № 1. М., 2007.
  176. Обозреватель. № 4. М., 2007.
  177. Политика в XXI веке: вызовы и реалии: Аналитический альманах. № 6 (16). — М.: Российский Институт Стратегических Исследований, 2006.
  178. М.Российский внешнеэкономический вестник. № 4. М., 2007. 15. Страны Северной Африки. М., 1994, 2003.
  179. Источники на английском языке
  180. У. Макдоналд. Лига арабских государств. Принстон, 1965.
  181. Europe Daily Bulletin. № 9 (6620). Brusselles, 2005.
  182. Europe from A to Z. Luxembourg, 1997.
  183. European Union and its partners in the Mediterranean. Brusselles, 2003.
  184. Fact Sheets on the European Union // Ed. by the European Commission. Luxembourg, 1999.
  185. Financial Times. L. № 149. 2004.
  186. Foreign Affairs. № 9−10. 2003.
  187. International Financial Statistics, 1993. Wash., 1993.
  188. International Financial Statistics, 2005. Wash., 2005.
  189. Middle East and North Africa. № 13 (245). 2005.
  190. Middle East Economic Digest (MEED). L., 1995, 1997, 1999, 2003.
  191. Middle East Economic Reports. Washington D.C., 1997.
  192. Middle East International. № 34−35 (529−530). 2004.
  193. Middle East Journal. № 43−45. 2005.
  194. NewYork-Times. № 398. 2001.
  195. President Zine El Abidine Ben AH gives interview to the Washington Report on Middle East Affairs. № 4. 2005.
  196. The Development Strategy 1992−1996. Tunisian External Communication Agency. Tunis, 1994.
  197. The Economist. № 7948. 1996.
  198. The Leader of National Revival, Tunis. 1995.
  199. The Leader of National Revival. Tunis. 1995.
  200. Third ECSA-World Conference. The European Union in a Changing World. European Communities. Luxembourg, 1998.
  201. Treaties Establisching the European Communities. Luxembourg, 2003.
  202. Treaty of Amsterdam. Luxembourg, 2002.
  203. Tunisia news. № 112, 128. 2006.
  204. United Arab Emirates Yearbook. 2006. London: Trident Press, 2006.
  205. Ware L.B. The Role of the Tunisian Military in the Post-Bourguiba Era. L., 1984.
  206. Washington Reports on Middle East Affair. Allan Kellum. Update on Congress. February 25, 1985.1. На французском языке
  207. Abdessalam A. Sadiki et les sadikiens. Tunis, 1975.
  208. Annuaire economique de laTunisie 1983—84. Tunis, 1984.
  209. Jeune Afrique. Paris, 1989, 1999.
  210. La Presse de Tunisie. № 464. 2005.5. Le Renouveau. № 2. 2004.6. Maghreb. № 52. 1999.
  211. Monde Arabe. № 12. 2002. На арабском языке
  212. Al-Ahram. 1947, 1985, 1998, 2003.
Заполнить форму текущей работой