Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные валютные интеграционные объединения: тенденции развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от Европейского союза, в ЕАЭС не предусмотрен общий региональный бюджет для решения структурных и региональных проблем. Между тем для углубления интеграционного сотрудничества очевидна потребность в создании коллективного финансового механизма аккумулирования и перераспределения ресурсов для модернизации отдельных отраслей экономики и сглаживания региональных диспропорций. Одним… Читать ещё >

Современные валютные интеграционные объединения: тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, по оценке Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано более 300 интеграционных соглашений, из которых более половины относятся к числу действующих. Более 80% соглашений направлены на формирование зон свободной торговли. К числу ведущих интеграционных объединений помимо Европейского союза относятся:

  • — Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой — НАФТА (North American Free Trade Agreement), вступившее в силу с января 1994 г. и действующее в целях стимулирования взаимной торговли и капиталовложений стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли;
  • — Южноамериканский общий рынок, или Меркосур (Mercado Comundel Sur), функционирующий с марта 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Венесуэлы (с 2006 г.);
  • — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Association of South EastAsian Nations), созданная в 1967 г. в составе десяти стран — Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин[1].

Отличительной особенностью этих региональных торгово-экономических объединений в составе развитых и состоятельных развивающихся государств является интеграционное сотрудничество объективной закономерности поэтапного развития — от зоны свободной торговли к экономическому союзу. В частности, в рамках Меркосур предполагается создание единого внутреннего рынка (отмена ограничений на взаимное перемещение факторов производства) и экономического союза к 2019 г., в рамках АСЕАН — к 2020 г.

В будущем предполагается создание валютного союза в Восточной Азии с использованием новой единой валюты акю (ACU, Asian Currency Unit), в который намерены войти все государства — члены АСЕАН, а также, возможно, Китай, Япония и Южная Корея. В рамках НАФТА США, Мексика и Канада также намерены в перспективе создать Северо-Американский валютный союз (North American currency union) и перейти к использованию единой валюты под названием «амеро».

Другая группа, в основном бедных развивающихся стран, создает валютные союзы на основе использования коллективных денежных единиц, жестко привязанных к так называемым якорным валютам, в основном к доллару США или евро. В данном случае под валютным союзом понимается объединение нескольких стран для использования общей коллективной валюты без предварительного создания экономического союза и координации экономической политики стран-членов. В частности, в рамках Восточно-Карибского валютного союза, объединяющего с 1965 г. Ангилью, Антигуа и Барбуду, Доминику, Гренаду, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсию, Сент-Винсент и Гренадины, в качестве коллективной валюты используется доллар, привязанный к доллару США.

Объединение 14 африканских стран бывшей зоны франка, действующее с 1945 г., в том числе в составе восьми стран Западноафриканского экономического и валютного союза (Камерун, Центральноафриканская республика, Чад, Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Габон), использующих западноафриканский франк, и шести стран Центральноафриканского экономического и валютного сообщества (Бенин, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того), которые практикуют центральноафриканский франк, привязало свои коллективные денежные единицы к евро. Существует также объединение трех заморских территорий Франции, использующих в качестве средства обращения тихоокеанский франк (Новая Каледония, Французская Полинезия, а также острова Уоллис и Футуна) с привязкой к евро.

На постсоветском пространстве наиболее активно интеграционное сотрудничество в валютно-финансовой сфере развивается в рамках ЕАЭС, действующего с 01.01.2015 г. и объединяющего Россию, Республику Беларусь, Республику Казахстан и Республику Армения1. Валютно-финансовая интеграция в регионе учитывает опыт создания европейского Экономического и валютного союза и опирается на зону свободной торговли, действующий с июля 2010 г. Таможенный союз и формируемое Единое экономическое пространство государств — членов ЕАЭС, которое предусматривает полную отмену ограничений на свободное взаимное перемещение товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Важным отличием ЕАЭС от других интеграционных объединений на постсоветском пространстве (Содружество Независимых Государств, СНГ[2][3]; Евразийское экономическое сообщество, ЕврАзЭС[4]) является опора не только на межгосударственные, но и на наднациональные институты управления интеграцией — учрежденную в 2007 г. Комиссию Таможенного союза, которая с 2012 г. преобразована в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК).

По аналогии с требованиями номинальной конвергенции, установленными для стран европейского ЭВС, в Договоре о ЕАЭС определены критерии ценовой и финансовой устойчивости:

  • — средний уровень инфляции в стране — члене ЕАЭС не должен превышать темпы роста цен в трех странах с наименьшим уровнем инфляции более чем па 5% (1,5% по Маастрихтскому соглашению);
  • — верхний предел годового дефицита государственного бюджета в стране не должен превышать 3% объема ВВП (соответствует Маастрихтскому соглашению);
  • — верхний предел государственного долга страны не должен превышать 50% объема ВВП (60% по Маастрихтскому соглашению).

На данном этапе интеграционного взаимодействия государств ЕАЭС соблюдение согласованных значений основных макроэкономических показателей носит рекомендательный характер.

Основными сферами интеграционного сотрудничества в валютнофинансовой сфере в рамках ЕАЭС являются:

  • — формирование общего финансового рынка ЕАЭС, предусматривающего гармонизацию законодательства в сфере банковских и страховых услуг на рынке ценных бумаг;
  • — учреждение в г. Алматы единого финансового мегарегулятора к 2025 г.;
  • — расширение сферы использования национальных валют во взаимных расчетах;
  • — согласование подходов к проведению валютной, в том числе курсовой, политики в рамках ЕАЭС.

Нормативно-правовая база рынка ЕАЭС Нормативные источники создания общего финансового рынка ЕАЭС включают:

  • — статьи 70, 103 Договора о Евразийском экономическом союзе;
  • — протокол по финансовым услугам, содержащийся в Приложении № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе;
  • — раздел XIV «Валютная политика» Договора о Евразийском экономическом союзе;
  • — протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики, содержащийся в Приложении № 15 к Договору о Евразийском экономическом союзе;
  • — Договор о согласованной валютной политике государств — участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 09.12.2010 г., подписанный главами центральных (национальных) банков трех стран 12.12.2011 г.;
  • — протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов, содержащийся в приложении № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014 г.).

В институциональном плане работа по гармонизации законодательства по регулированию сегментов финансового рынка координируется Консультативным комитетом по финансовым рынкам, осуществляющим выработку предложений для Коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам формирования и реализации гармонизированной политики в сфере финансовых услуг и создания в перспективе общего финансового рынка. Информационно-аналитическая и методологическая проработка вопросов согласованной валютной политики, включая принципы, формы и методы ее проведения, поручена учрежденному центральными (национальными) банками трех стран в 2012 г. Консультационному совету по валютной политике.

Тенденция интернационализации российского рубля, расширения сферы и масштабов его использования для обслуживания взаимных расчетов по внешней торговле в рамках ЕврАзЭС/ЕЭП получила активное развитие в течение последних четырех-пяти лет и связана с ослаблением доверия к доллару США под влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. Спрос на российскую валюту как средство международных расчетов в рамках ЕврАзЭС/ЕЭП в последние годы имел устойчивую тенденцию к росту1 (табл. 4.4). Это происходило несмотря на сохранение значительных макроэкономических и структурных диспропорций между странами, сдерживающих согласование валютно-финансовой политики.

Таблица 4.4

Взаимные расчеты, но внешней торговле и трансграничные переводы физических лиц между странами — членами ЕврАзЭС

Год.

Валютный оборот по взаимным расчетам, млрд долл.

Объем.

100,9.

72,3.

91,4.

129,8.

143,0.

137,6.

1 1ЖЬ: http://www.isbnk.info.

Год.

Доли валют во взаимных расчетах, %

Российский рубль.

52,6.

48,8.

56,1.

54,9.

55,4.

61,2.

Прочие валюты.

47,4.

51,2.

43,9.

45,1.

44,6.

38,8.

Объем трансграничных денежных переводов физических лиц, млрд долл.

Объем.

5,0.

4,4.

5,5.

7,7.

9,4.

10,3.

Доли валют в трансграничных переводах, %

Российский рубль.

46,1.

51,0.

59,0.

65,0.

68,1.

71,9.

Прочие валюты.

53,9.

49,0.

41,0.

35,0.

31,9.

28,1.

Доля российского рубля в обслуживании расчетов во взаимной торговле между странами — членами ЕврАзЭС в 2013 г. составила 61% (83,9 млрд долл.), а в трансграничных денежных переводах — 72% (7,4 млрд долл.). В расчетах России со странами ЕврАзЭС преимущественно использовался российский рубль. По данным Банка России, его доля в общем объеме направленных и полученных двусторонних платежей в 2013 г. составила: с Республикой Беларусь — 69,2%; с Республикой Казахстан — 51,8; с Кыргызской Республикой — 29,8%1.

Сдерживающими внутрирегиональными факторами дальнейшего развития интернационализации российского рубля являются снижение темпов и даже абсолютное сокращение объема взаимной торговли в регионе ЕврАзЭС/ЕЭП в последние годы[5][6], а также высокая волатильность (нестабильность) и даже резкие перепады взаимных курсов валют государств — участников евразийской интеграции (рис. 4.2 и 4.3).

Существенные отклонения в динамике курсов национальных валют стран — участниц ТС и ЕЭП вполне объяснимы сохранением существенных различий в структуре национальных экономик, в объемах и инструментарии внутренних валютных и финансовых рынков и, соответственно, в их реакции на влияние внешних шоковых воздействий. С учетом нынешних реалий функционирования экономик государств — участников ЕЭП требуется создание и использование действенных коллективных механизмов сглаживания чрезмерной волатильности курса национальных валют, препятствующей устойчивому развитию взаимных торгово-экономических связей. С позиций перспектив интеграционного сотрудничества в рамках создаваемого ЕАЭС очевидна потребность в согласовании подходов к координации политики валютного курса. Между тем за период с 2008 по 2014—2015 гг. динамика обменного курса казахского тенге и белорусского рубля к российскому рублю отличается высокой волатильностью (рис. 4.2—4.3).

Динамика официального обменного курса казахского тенге к российскому рублю, руб. за 100 тенге.

Рис. 4.2. Динамика официального обменного курса казахского тенге к российскому рублю, руб. за 100 тенге.

Динамика официального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю, руб. за 1000 бел. руб.

Рис. 4.3. Динамика официального обменного курса белорусского рубля к российскому рублю, руб. за 1000 бел. руб.

В ст. 2 Договора о согласованной валютной политике государств — участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 09.12.2010 содержится положение о наделении Консультационного совета по валютной политике правом рекомендовать параметры коридора колебаний курсов национальных валют в государствах-участниках с учетом макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов. В случае значительной корректировки одной из Сторон обменного курса национальной валюты ей рекомендовано информировать Консультационный совет о причинах такой корректировки. На практике эти положения Договора о полномочиях Консультационного совета ни разу не реализовывались.

Анализ первых лет функционирования Консультационного совета показывает в целом слабую эффективность его работы. На заседаниях Совета происходит главным образом обсуждение вопросов, лишь косвенно относящихся к достижению заявленной цели (ситуация на валютных рынках стран-участниц, обмен информацией о национальной денежно-кредитной и валютной политике и др.). Очевидно, что совокупность этих факторов «размывает» изнутри процесс интернационализации российского рубля в регионе и необходимы действенные меры по устранению сохраняющихся барьеров на пути трансграничного передвижения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, обеспечению действенной координации валютной политики.

Важной инфраструктурной предпосылкой для проведения согласованной курсовой политики государств — участников евразийской интеграции является создание и развитие интегрированного валютного рынка. Но на данном направлении сотрудничества в валютной сфере пока мало конкретных результатов. Первый шаг был сделан почти десять лет назад и связан с подписанием главами государств — членов ЕврАзЭС 25.01.2006 г. в г. СанктПетербурге Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка. Однако реализация его ключевого положения о свободном доступе банков-резидентов стран ЕврАзЭС к торгам на национальных валютных биржах затянулась на ряд лет. Лишь с февраля 2013 г. банки из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана получили возможность выхода на интегрированный валютный рынок Московской биржи, имея лицензию своего национального регулятора и без необходимости получения российской валютной лицензии.

Впервые в 2013 г. на валютный рынок Московской биржи вышли банки из Белоруссии и Таджикистана, включая участие с января 2014 г. Национального банка Республики Таджикистан. В июне 2014 г. Московская биржа включила в состав участников торгов на валютном рынке первый банк из Республики Казахстан Asia Credit Bank. По белорусскому рублю и казахскому тенге на бирже проводятся прямые торги против рубля. Взаимообразно российские банки имеют прямой доступ на биржи Республики Беларусь, Казахстана и других стран ЕврАзЭС.

Очевидная цель состоит в снижении издержек банков и субъектов экономики интегрируемых стран, связанных с конверсионными операциями через доллар в крупнооптовых расчетах, а также в содействии стабилизации курсов национальных валют и развитию финансовых рынков. Однако результаты торгов по парам валют стран ЕврАзЭС/ЕЭП против российского рубля пока малозаметны и крайне неравномерно распределены между национальными биржами. Если на Белорусской валютно-фондовой бирже торги российским рублем составляют 15—17% от общего объема биржевого оборота, то в торгах на казахстанском межбанковском рынке доминирующее положение занимает доллар США (99%), а на остальные валюты, включая российский рубль, приходится около 1% биржевого оборота.

На Московской бирже операции банков стран ЕврЛзЭС/ЕЭП с российским рублем также занимают крайне незначительную долю в общем валютном обороте биржи, хотя и имеют тенденцию к росту. Если в 2013 г. объем операций банков Республики Беларусь и Таджикистана по всем валютным парам с участием российского рубля составил 24,2 млрд руб., то за январь — май 2014 г. он достиг 36,8 млрд руб.

В сфере бюджетных отношений по согласованию Сторон действует принцип бюджетного суверенитета, и в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база гармонизации в данной сфере сотрудничества.

В отличие от Европейского союза, в ЕАЭС не предусмотрен общий региональный бюджет для решения структурных и региональных проблем. Между тем для углубления интеграционного сотрудничества очевидна потребность в создании коллективного финансового механизма аккумулирования и перераспределения ресурсов для модернизации отдельных отраслей экономики и сглаживания региональных диспропорций. Одним из источников общего бюджета могли бы стать ввозные таможенные пошлины, учитывая, что коллективный механизм их взимания и перераспределения в национальные бюджеты уже создан в рамках Таможенного союза и эффективно действует с сентября 2010 г. Согласно действующему порядку суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа (казначейства) в центральном (национальном) банке того государства-члена, на территории которого произведено взимание этих пошлин. В случае необходимости в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы (кроме антидемпинговых и компенсационных), подлежащие уплате в соответствии с законодательством государства-члена, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Общая сумма полученных за день уполномоченными органами ввозных пошлин перераспределяется затем между бюджетами стран — членов Таможенного союза в определенных пропорциях. Расчет общей суммы платежей осуществляется путем ее умножения на нормативы распределения ввозных таможенных пошлин, устанавливаемые в процентах. С учетом присоединения к Таможенному союзу Республики Армения с 01.01.2015 г. нормативы распределения ввозных пошлин пересчитаны в следующих пропорциях: Республика Армения — 1,13%; Республика Беларусь — 4,65; Республика Казахстан — 7,25; Россия — 86,97%.

Валютный компонент механизма распределения ввозных таможенных пошлин предусматривает обязанность центрального банка государства — отправителя суммы пошлин продать денежные средства в долларах США по своему официальному курсу центральному банку государства — получателя пошлин за сумму национальной валюты государства — отправителя платежа, равную сумме в его национальной валюте, перечисленной на счет в иностранной валюте уполномоченного органа государства — получателя таможенных пошлин.

Теоретически операции продажи средств в долларах США должны осуществляться последовательно по каждому перечислению таможенных пошлин. Такая продажа денежных средств в американской валюте должна быть исполнена центральным банком государства — отправителя суммы пошлин не позднее следующего рабочего дня после даты перечисления эквивалентной суммы национальной валюты на счет в иностранной валюте государства — получателя таможенного платежа.

На практике национальные (центральные) банки двух государств — членов ТС устанавливают в отдельном договоре, что исполнение встречных обязательств по перечислению денежных средств в долларах США осуществляется путем перечисления центральными банками друг другу лишь суммы, равной разнице между величинами указанных встречных обязательств.

Евразийская экономическая комиссия осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением уполномоченными органами государств положений Протокола. В частности, Комиссия представляет ежегодно в Межправительственный совет ЕЭК отчет о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения центральным банком обязательства по продаже денежных средств в долларах США этот центральный банк либо государство — отправитель денежных средств уплачивает пени, размер которых рассчитывается по следующей формуле:

Современные валютные интеграционные объединения: тенденции развития.

где Суммаи5Е) — сумма (в долл. США), подлежащая перечислению центральным банком государства — отправителя платежа центральному банку государства — получателя средств; LIBORUSD — однодневная ставка LIBOR[7] для долл. США (% годовых), установленная Британской ассоциацией банкиров (ВВА, British Bankers Association) для дня, в который началось неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства; Дни — количество календарных дней, исчисляемых начиная с даты неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства (включительно) до даты надлежащего исполнения обязательства (исключая дату надлежащего исполнения обязательства).

Интеграционный эффект установленного порядка взимания и распределения ввозных таможенных пошлин, действующего с 01.09.2010 г., определяется тем, что его функционирование реально влияет на перераспределение значительных финансовых потоков между страиами-участницами. Кроме того, механизм является дополнительным каналом интернационализации национальных валют, поскольку в них осуществляется уплата ввозных пошлин с последующим переводом положительного сальдо расчетов, но платежам на счет казначейства страны-бенефициара в долларах США.

Уязвимым местом механизма являются возможные убытки Сторон, связанные с волатильностью курсов национальных валют. Порядок распределения ввозных таможенных пошлин не предусматривает возмещения издержек и убытков, возникающих у центральных банков Сторон вследствие изменения курсов валют. Центральные банки самостоятельно определяют условия и порядок возмещения соответствующих издержек и убытков.

В целом, как показывает практика валютно-финансового сотрудничества государств — участников ТС и НЭП, представляется обоснованным в целях его углубления и перевода на качественно новый уровень сконцентрировать усилия на поддержании макроэкономической устойчивости в странах создаваемого Евразийского экономического союза, активизировать меры по устранению сохраняющихся административных и иных барьеров на пути трансграничного передвижения факторов производства, включая свободный доступ па национальные финансовые рынки друг друга, а также обеспечить последовательную реализацию тех положений Договора о Евразийском экономическом союзе, которые направлены на координацию и согласование валютно-финансовой политики.

  • [1] В 2000—2003 гг. страны АСЕАН создали зону свободной торговли сначала для семистран: Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии, Брунея и Вьетнама в 2003 г., реализовав главную цель — снижение пошлин до 0—5% с последующим присоединениемк ним Камбоджи, Мьянмы и Лаоса.
  • [2] В мае 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Киргизская Республика.
  • [3] СНГ учреждено в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. в целях всестороннегоразвития государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции. В настоящее время в состав СНГ входят: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
  • [4] ЕврАзЭС учреждено в соответствии с Договором, подписанным главами государствБелоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана 10.10.2000 г. в целях оформленияв полном объеме режима свободной торговли, формирования общего таможенного тарифаи единой системы мер нетарифного регулирования. С 01.01.2015 г. ЕврАзЭС было упраздненов связи со вступлением в силу Договора о создании Евразийского экономического союза.
  • [5] IIЯК: http://www.isbnk.info
  • [6] Если в 2011 г. темпы роста товарооборота в рамках ТС и ЕЭП составили 32,1%, то в 2012 г. они снизились до 8,7%, а в 2013 г. достигли величины в —5,5%, сократившисьв абсолютном выражении с 68 до 64 млрд долл. В 2014 г. взаимный товарооборот государств — членов ТС и ЕЭП сократился на 11%.
  • [7] Лондонская межбанковская ставка предложения (англ. London Interbank Offered Rate, LIBOR) — средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложениемсредств в разных валютах и на разные сроки.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой