Управление финансовыми рисками компании
Форфейтинг, т. е. финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты, но учтенному… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты банкротства (финансовой несостоятельности) предприятия
- 1. 1. Понятие и признаки банкротства
- 1. 2. Экспресс-диагностика банкротства
- 1. 3. Банкротство: стадии и пути выхода из кризисной ситуации
- Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «НОБ»
- 2. 1. Общая характеристика предприятия
- 2. 2. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 2. 3. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 2. 4. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
- 2. 5. Анализ деловой активности предприятия
- Глава 3. Методы предотврщения банкротства ООО «НОБ»
- 3. 1. Использование метода спонтанного финансирования для управления дебиторской задолженностью
- 3. 2. Определение экономического эффекта от реализации мероприятий
- Заключение
- Использованная
- литература
- Приложения
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден, и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.
Банкротство одна из завершающих форм существования бизнеса, очень болезненная, поскольку затрагивает (порой очень сильно) репутацию и кошелек здравствующих компаний, и очень сложная, поскольку на этой стадии бизнес можно и заживо похоронить, и с одра поднять, дав новую жизнь.
Без процедур банкротства на сегодняшний день не обходится ни одна страна в мире, при этом главная его цель с точки зрения государства оздоровление экономики. Практически во всех странах банкротство это единственный законный способ решать вопрос по погашению долгов в том случае, когда кредиторов больше, чем средств на погашение их требований. Банкротство это единственный законный способ для списания долгов. И хотя даже одна процедура может оказать заметное влияние на всю хозяйственную жизнь, банкротные процессы уже рассматриваются не как единичные, локальные события с катастрофическими последствиями для отдельных бизнесов, а как макроэкономическое явление, требующее системного подхода.
В связи с вышеизложенным, необходимо отметить важность рассматриваемой темы дипломной работы.
Основной целью дипломной работы явилась раскрытие вопроса осуществления финансовых мер по предотвращению финансовой несостоятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты банкротства предприятия;
— провести анализ финансового состояния;
— выработать методы предотвращения банкротства предприятия.
Предметом исследования являются финансовые методы предотвращения банкротства.
Объектом анализа данной работы является предприятие ООО «НОБ».
Для написания данной работы были использованы учебные и периодические материалы, нормативная и законодательная база.
Глава 1: Теоретические аспекты банкротства (финансовой несостоятельности) предприятия
1.1 Понятие и признаки банкротства
Банкротство предусмотренная законом процедура, регулирующая условия осуществления мер по предотвращению несостоятельности (банкротства), порядок проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.
Основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом .
Банкротство предопределенно самой сущностью рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.
Бакротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
Предпосылки банкротства многообразны — это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Внутренние факторы банкротства
К внешним факторам относятся следующие факторы (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Внешние факторы банкротства
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. :
Рис. 1.3. Виды банкротства
Также необходимо отметить и правовую основу определения финансовой несостоятельности предприятий.
Для любого цивилизованного государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономических оборотов. Очевидно, что он имеет одинаково важное значение как для мелкого индивидуального предпринимателя, так и для самых крупных хозяйствующих субъектов, поскольку, в общем случае, несостоятельность (банкротство) возникает не в связи со злонамерениями должника, не желающего исполнять принятые на себя обязательства, но объясняется общеэкономическими причинами, в некоторых случаях политической нестабильностью государства, проблемами государственного устройства и т. д.
Не углубляясь в историю становления банкротства с начала 90-х гг., следует отметить, что за десять лет в России было принято три закона о несостоятельности (1993, 1998, 2002 гг.). Поправки в них поступали по результатам обобщения чудовищной практики, сформированной многочисленными скандалами, которыми сопровождались банкротства середины и конца 90-х гг. Криминальный бизнес вовсю использовал несовершенство закона о банкротстве для передела собственности и борьбы с конкурентами, свою лепту в это неблаговидное дело внесли и чиновники, затевавшие дискуссии там, где требовалось власть употребить. Конец безобразиям, по общему признанию, положил последний вариант закона о несостоятельности (декабрь 2002 г.), затруднивший до невозможности инициирование процедур банкротства. Положительную роль, конечно, сыграли и другие факторы: к моменту принятия нового закона рынок оказался уже более или менее поделенным; бывших хищников потянуло к спокойной жизни, к цивилизованным формам ведения бизнеса; государственные умы, презрев банно-публичные развлечения, стали больше задумываться об эффективном управлении страной, а откровенное лоббирование интересов конкретных промышленно-финансовых групп столкнулось с определенными препятствиями. В этих условиях и заработал новый закон, а банкротные процессы, с трудом или почти не управляемые в прежние годы, оказались-таки под бдительным присмотром одного регулятора.
Вступивший в силу 2 декабря 2002 г. новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает создание новых, развитие и совершенствование уже сложившихся в обществе конструкций правовых отношений в этой отрасли.
В Российской Федерации используются два признака банкротства:
1. Сумма долга. По новому закону о несостоятельности для юридического лица она не должна быть менее 100 тысяч рублей (вместо 500 МРОТ по закону о банкротстве 1998 года);
2. Просрочка в уплате долга более чем на 3 месяца.
Для стратегических предприятий критерии банкротства следующие: сумма долга — 500 тысяч рублей и период просрочки — 6 месяцев.
Особая роль законодателем отводится одному из непосредственных участников процедур банкротства — арбитражному управляющему. Ведь именно от него в большинстве случаев зависит, избежит предприятие ликвидации либо его ожидает полнейшее разорение.
Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» установил следующее: арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных указанным Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как участников правоотношений в процедурах банкротства.
В качестве основного требования, предъявляемого к арбитражному управляющему, новый Закон определяет его личную незаинтересованность.
Наряду с этим роль арбитражного управляющего заключается в том, чтобы оптимально и с минимальными потерями обеспечить баланс интересов кредиторов и должников.
Установлены новые требования к кандидатуре арбитражного управляющего, изменен порядок его утверждения арбитражным судом.
В перечне таких требований в ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указываются: наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наличие высшего образования;
наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
наличие свидетельства о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
наличие стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
членство в одной из саморегулируемых организаций, которые занимаются организацией и проведением стажировки.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 также были даны необходимые разъяснения по поводу требований, предъявляемых к кандидатам в арбитражные управляющие.
Так, согласно п. 4 ст. 231 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение года с момента вступления этого Закона в силу судом могут быть утверждены арбитражными управляющими лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, не прошедшие стажировку и не являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии, что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих, которые не были отозваны или аннулированы, а также застраховали свою ответственность согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве.
С учетом положений п. 4 ст. 45 Закона о банкротстве с момента вступления в силу настоящего Закона судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие, указанные в п. 6 ст. 20 данного Закона, а также арбитражные управляющие, не соответствующие требованиям п. 5 ст. 20 Закона.
В том же Постановлении Пленума разъясняется, что при оценке соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона с целью его утверждения в качестве соответствующего управляющего судам следует исходить из того, что установленный абз. 3 п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве годичный стаж может и не представлять собой непрерывный срок деятельности в качестве соответствующего арбитражного управляющего, а складываться из отдельных менее продолжительных сроков.
В случае исполнения обязанностей арбитражного управляющего одновременно в отношении двух или нескольких должников срок деятельности в качестве арбитражного управляющего не может складываться из соответствующих одновременных периодов деятельности такого арбитражного управляющего.
В соответствии с Законом о банкротстве арбитражный управляющий не назначается арбитражным судом из числа кандидатов, предлагаемых собранием кредиторов. Арбитражный суд направляет запрос о представлении кандидатуры арбитражного управляющего в названную кредитором, обратившимся с заявлением в суд о возбуждении дела о банкротстве в процедуре наблюдения, или собранием кредиторов в других процедурах, саморегулируемую организацию.
Так, в законодательстве о банкротстве появились новые понятия, такие, как «саморегулируемая организация» и «регулирующий орган».
Саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — граждан Российской Федерации, которая основана на членстве и имеет своей основной целью регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.
Таким образом, законодатель регламентирует статус и организацию деятельности важнейшего субъекта конкурсного права, относя их к ведению общественных саморегулируемых организаций, но вместе с тем не исключая государственного контроля и надзора за деятельностью как самих арбитражных управляющих, так и организаций, участниками которых в силу требований Закона о банкротстве арбитражные управляющие являются.
Нарушения со стороны управляющих, допускаемые ими при исполнении своих обязанностей, могут привести к возникновению убытков у должника, кредиторов либо третьих лиц, поэтому законодателем предусматривается финансовое обеспечение ответственности арбитражного управляющего в форме договора страхования ответственности, заключенного на срок не менее чем год, с обязательным последующим возобновлением на тот же срок.
Замена арбитражного управляющего — это исключительная мера, которая может иметь место лишь на основании судебного решения. Исключение члена саморегулируемой организации не является основанием, препятствующим арбитражному управляющему, утвержденному арбитражным судом, исполнить свои обязанности.
Список литературы
- Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 и, № 127-ФЗ.(с дополнениями от 02.12.2002) СПС Гарант, 2005.
- Андреев С.Е. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Юринформцентр, 2005. 336 с.
- Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004. с.130
- Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003. 112 с.: ил.
- Балдин К.В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. 314 с.
- Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. М.: ИНФРА-М, 2003. 298с.
- Бланк И.А., Основы финансового менеджмента. 2-е изд., перераб. И доп. С-П.: Ника-Центр, 2004, 624 с.
- Васецкий Н.А., Краснов Ю. К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994−2003) М.: Издание Государственной Думы РФ, 2003
- Видяпин В.И., Добрынин Г. П., Журавлева Г. П., Тарасевич Л. С. Экономическая теория. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с.
- Гончаров А.И., Барулин С. В., Терентьева М. В. Финансовое оздоровление предприятий: Теория и практика. М.: Ось-89, 2004. 544 с.
- Давыдова Г. В., Беликов А. Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском, 2003 г., № 3
- Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. — М., 2003.-542с.
- Зуб А. Т. Антикризисное управление. М.: Аспект-Пресс, 2005. 319 с.
- Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). //Законодательство и экономика, N 3, март 2003 г.
- Карелина С.А. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства). М.: Городец-издат, 2004.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 432 с.: и
- Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб., 2001.
- Куртис Б. Мастерс, Эдвин В. Паксол. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации //Бизнес Ревью, 2006, № 7., С. 24−35
- Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. М.: «Издательство ПРИОР», 2004. С. 43
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание, перераб. И доп. — Минск: ООО «Новое знание». 2004. 688с.
- Стрекалов О.Б., Зарипов Э. Р. Кризисы в организации и управление проектами: Учебное пособие. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2003, 160 стр.
- Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.; Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003. — 469 с.
- Шеремет А.Д., Сауфулин Р. С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра. — М. 2003.- 343с.
- Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент /перевод с англ. 2-е изд. стереотипное. М.: Филинъ, 2004.-400с.
- Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник 5-е изд., перераб. И доп. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2005 712 с.
- Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. Проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. 3-е изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 610 с.
- Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. 491 с.
- Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М. 2003 714 c.