Венчурный бизнес.
Организация коммерческой деятельности
Франчайзинг — организация бизнеса, при которой компания (франчайзор, или правообладатель), которая уже имеет известный бренд и устойчивую бизнес-модель, передает за вознаграждение другим предпринимателям (франчайзи, или пользователю) право на производство и продажу продуктов и услуг компании. При этом франчайзи обязуется продавать определенный продукт или услуги по заранее установленным правилам… Читать ещё >
Венчурный бизнес. Организация коммерческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существуют разные уровни риска в бизнесе. Высокорисковый бизнес называется венчурным.
Венчурный бизнес — особая инвестиционная деятельность в условиях повышенного риска.
Венчурный бизнес финансируется венчурным капиталом, который вкладывается «в основном в небольшие и новые компании в передовых отраслях промышленности»[1]. Инвесторы в этом случае получают долю в уставном капитале венчурной фирмы и затем, в случае успеха, могут рассчитывать на долю ее прибыли. Решение о венчурных инвестициях обосновывается значительным потенциалом роста новой фирмы, а также предполагает большую вовлеченность инвестора в управление проектом. Для венчурного бизнеса в России хорошо подходит организационно-правовая форма хозяйственного партнерства (см. параграф 3.3).
Расширение бизнеса. Одним из путей расширения бизнеса выступает франчайзинг, который получил распространение в России уже в XXI в.
Франчайзинг — организация бизнеса, при которой компания (франчайзор, или правообладатель), которая уже имеет известный бренд и устойчивую бизнес-модель, передает за вознаграждение другим предпринимателям (франчайзи, или пользователю) право на производство и продажу продуктов и услуг компании. При этом франчайзи обязуется продавать определенный продукт или услуги по заранее установленным правилам ведения бизнеса и получает разрешение использовать имя компании-правообладателя, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, опыт, консультации и механизмы поддержки бизнеса.
В российском законодательстве франчайзинг называется коммерческой концессией, которая регулируется главой 54 Гражданского кодекса РФ. В ст. 1027 этого документа сказано: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».
Франчайзинговые сделки очень распространены в сфере общественного питания — многие кафе и рестораны открываются под известным брендом и используют уже проверенную технологию приготовления блюд и обслуживания покупателей. Часто франчайзором на российском рынке выступает иностранная компания.
Реже держателем франшизы выступает российская компания, а франчайзи — ее иностранный партнер.
Пример из практики ООО «Тайм Триал» уже 14 лет специализируется на производстве надувных лодок — рафтов, предназначенных для занятий спортом. Рафтинг популярен во многих странах, где у туристов есть доступ к порожистым рекам, по которым они сплавляются на лодках. В Ленинградской области, например, одним из лучших мест для тренировок и соревнований по рафтингу считается река Вуокса на Карельском перешейке.
Бренд «Тайм Триал» получил известность благодаря имени его основателя — чемпиона мира по рафтингу 2000 г. Сергея Петрова. Спортсмены-профессионалы признают, что лучшие лодки для побед в соревнованиях делают в ООО «Тайм Триал» на производственной площадке в Санкт-Петербурге. Компания разработала и зарегистрировала патент на технологию склейки дна лодки. А теперь эта инновационная технология выходит на международный рынок. В 2014 г. фирма впервые выступила в качестве держателя франшизы, а франчайзи стала чешская производственная фирма, которая будет производить рафты под брендом «Тайм Триал», выплачивая проценты от продаж предпринимателям организации-правообладателя. Прогнозируемый годовой доход от франчайзинга составляет 15 тыс. евро.
Известным примером успеха франчайзинга в России и на рынках СНГ выступает опыт фирмы 1C — разработчика программного обеспечения для обслуживания бизнеса юридических и физических лиц.
Продажа франшизы — это перспективная форма развития бизнеса в России. Рассмотрим этапы разработки франчайзингового бизнеса с точки зрения держателя франшизы (правообладателя).
- 1. Определяется область, в которой конкурентоспособность фирмы дает возможность предложить рынку франшизу.
- 2. Затем выбирается тот нематериальный актив, который будет распространяться по франшизе — это может быть бренд, товарный знак, ноу-хау и т. п. (подробнее о нематериальных ресурсах см. параграфы 5.1 и 5.2).
- 3. При определении сферы интересов выявляются те области, в которых фирма-держатель франшизы может поддержать франчайзи на этапе развития нового бизнеса по франшизе.
- 4. Разрабатывается и исполняется договор концессии.
Кроме франчайзинга возможны другие формы роста бизнеса. По скорости роста выделяют быстрорастущие компании — так называемые фирмыгазели — и остальной бизнес, темпы роста которого отстают от лидеров. Как мы уже отмечали, фирмы-газели растут в объемах продаж не менее чем на 20% в год. При этом специалисты журнала «Эксперт» поясняют: «„Русские газели“ — это компании, не контролируемые государством, иностранными стратегическими инвесторами или российскими холдингами, группами компаний или иными подобными корпоративными образованиями»[2]. Согласно исследованию этого журнала, в отечественной экономике именно быстрорастущие малые и средние предприятия обеспечивают основной прирост добавленной стоимости и дают большую часть новых рабочих мест[3].
Юридическая ответственность бизнеса. В зависимости от степени и вида ответственности предпринимателей бизнес можно разделить на несколько групп.
- 1. Бизнес с полной солидарной ответственностью. Например, полную ответственность за собственные хозяйственные операции несут индивидуальные предприниматели, а также все участники полных товариществ и производственных кооперативов (артелей). Кроме того, полные товарищи в составе коммандитных товариществ отвечают по обязательствам своего бизнеса всем своим имуществом. Так же, как и в полном товариществе, внутри семейной фирмы ответственность распределяется между всеми участниками равномерно (подробнее о семейном бизнесе см. параграф 7.4).
- 2. Субсидиарная ответственность представляет собой дополнительную ответственность к ответственности основного должника в соответствии с законодательством или по условиям обязательства (по договору между сторонами)[4]. Она характерна для хозяйственных товариществ и производственных кооперативов, но она также может быть наложена на тех акционеров акционерных обществ, действия или бездействие которых привели к банкротству хозяйственного общества. Учредитель предприятий на праве оперативного управления (казенных заводов) также несет ответственность по обязательствам этих хозяйственных субъектов (см. параграф 3.3). Если субъект бизнеса становится учредителем определенных видов НКО (частного учреждения или некоммерческого объединения юридических лиц — ассоциации или союза), он также несет субсидиарную ответственность по обязательствам НКО в случае недостатка имущества учрежденной им организации при расчете с кредиторами.
- 3. Ограниченную ответственность несут учредители обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и предприятий на праве хозяйственного ведения. В России такая организационно-правовая форма бизнеса, как ООО, на данный момент наиболее распространена.
Также начинающим предпринимателям необходимо осознавать, что за любой вид незаконного бизнеса в России предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Социальная ответственность бизнеса превышает законодательные нормы и принимается предпринимателями па себя только добровольно (см. параграф 7.5). Она базируется на юридической ответственности, но выходит за ее рамки — социально-ответственный бизнес осуществляет вклад в развитие общества по собственной инициативе, а не только под влиянием государственных требований.
Масштабы бизнеса. Бизнес в экономике может иметь разные масштабы. Существуют очень крупные предприятия, на которых работают тысячи человек, но встречаются и очень небольшие, так называемые микропредприятия. В России с 2008 г. введена классификация предприятий по размерам, выделены крупные, средние и малые, в том числе микро-, предприятия.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели, ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 г. Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[5], определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
- 1) для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая;
- 2) численность работников:
- • микропредприятия — не более 15 человек;
- • малые предприятия — до 100 человек;
- • средние предприятия — от 101 до 250 человек;
- 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
- • микропредприятия — 120 млн руб.;
- • малые предприятия — 800 млн руб.;
- • средние предприятия — 2000 млн руб.
В табл. 1.3 приведены данные о занятости работников на предприятиях разного масштаба.
Таблица 1.3
Среднегодовая численность занятых в экономике России по размеру предприятий в частном секторе1
Размеры предприятий. | Численность, млн чел. | |
2011 г. | 2012 г. | |
Крупные, средние. | 19,8. | 22,1. |
Малые. | 7,6. | 7,7. |
Микро. | 5,8. | 5,6. |
Индивидуальные предприниматели. | 5,3. | 5,2. |
Всего. | 38,5. | 39,6. |
Как мы видим из табл. 1.3, более половины трудящихся в частном секторе заняты на крупных и средних предприятиях. Это объясняется особенностями приватизации, а также эффективностью решения масштабных экономических задач в России силами именно крупного и среднего бизнеса.
Но и малый бизнес в любой экономической системе имеет существенное значение. Он обладает серьезным инновационным потенциалом, а также наиболее близок к потребителю и чутко реагирует на изменения спроса.[6]
- [1] Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. СПб.: Питер, 2011. С. 10.
- [2] Заключение консультанта проекта // Эксперт. 2014. 23 июня. URL: http://expert.ru/expert/2014/26/zaklyuchenie-konsultanta-prockta.
- [3] А жить так хочется, ребята! // Эксперт. 2014. 23 июня. URL: http://expert.ru/expert/2014/26/a-zhit-tak-hochetsya-rebyatai.
- [4] Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. Ст. 399.
- [5] Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.).
- [6] По данным Росстата.