Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические предпосылки создания нового предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия в рейтинге Doing Business 2013 г. находилась на 112-м месте. Для наших специалистов этот рейтинг имеет особое значение, поскольку именно его в качестве ориентира использует президент РФ В. В. Путин. Впервые в его выступлении ссылка на этот показатель прозвучала в феврале 2012 г. на форуме «Россия-2012»: «Мы ставим задачу войти в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. Нужно… Читать ещё >

Экономические предпосылки создания нового предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде чем сделать какой-то практический шаг по созданию новой предпринимательской структуры, нужно все проиграть в голове, а затем на бумаге или компьютере. Нельзя выходить на рынок лишь по принципу «если какой-то товар продается и покупается на рынке, то почему возникнут проблемы со сбытом именно у меня, когда я выйду на рынок с аналогичным товаром». Конечно, так примитивно не рассуждает никто.

Но на практике приходится не раз встречать будущего предпринимателя, который начинал свою деятельность без бизнес-плана или его подобия, что в современных условиях гарантирует провал любого начинания.

По словам Остапа Бендера, самое главное в шахматах — это плодотворная дебютная идея. То же самое можно сказать и о бизнесе. Его успех закладывается уже на стадии формирования предпринимательской идеи. Поиск и отбор предпринимательских идей предполагает:

  • • объективную оценку уровня и степени удовлетворения общественной потребности в товарах и услугах, которые вы собираетесь производить;
  • • обладание информацией об инновационных разработках в сфере своей предполагаемой деятельности;
  • • сопоставление своих предпринимательских способностей с задачами, которые нужно решать в ходе реализации выбранной идеи.

Правильная оценка удовлетворения потребностей в каком-то благе дает возможность выбрать оптимальный вариант собственного участия в этом процессе. Одно дело, когда имеешь дело с рынком, на котором существует дефицит, и другое — когда потребность товаре в целом удовлетворена. В первом случае от предпринимателя в основном потребуются профессиональные навыки рутинной, обыденной предпринимательской деятельности.

Известный американский ученый П. Друкер считает, что теоретически предпринимательство — наименее, а не наиболее рискованное направление в экономической жизни. В то же время он подчеркивает, что деятельность успешно работающих длительное время компаний не застрахована от каких-либо неприятностей, неожиданностей и случайностей. Предпринимательство, по утверждению Друкера, может оказаться рискованным потому, что очень многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами[1].

В случае когда рынок насыщен, начинающему предпринимателю, как правило, не стоит без веских оснований на него выходить. При защите бизнес-планов на учебных занятиях студенты на вопрос: «Почему вы вышли на насыщенный производителями рынок?» нередко дают такой ответ: мой товар будет дешевле и качественней. Но почему у начинающего неопытного предпринимателя товар будет дешевле и качественней, из ответов непонятно.

В принципе идея по поводу дешевой и качественной продукции правильная, но она уже требует другого уровня исполнения — инновационного. Речь идет о новых технологиях, которые приведут либо к снижению общественных затрат на производство ранее выпускавшегося товара, либо к появлению новых способов удовлетворения существующей потребности. Возможен вариант, когда под воздействием инновации какая-то потребность вообще исчезает.

Для безошибочного выбора предпринимательской идеи необходимо оценить уровень своих человеческих и профессиональных возможностей. Для начала следует определить, способен ли в принципе данный человек к предпринимательской деятельности. Как и в любом деле, здесь существуют так называемые профнепригодные люди. Об этом практически не говорят — и напрасно. Если предпринимательством занимается человек, не имеющий для этой деятельности необходимых качеств, банкротство его неизбежно, что наносит вред как обществу, так и несостоявшемуся бизнесмену. Поэтому прежде чем принять решение стать предпринимателем, нужно хотя бы пройти предварительное тестирование на профпригодность.

В случае когда есть подтвержденная предварительной проверкой уверенность, что занятие предпринимательской деятельностью не противопоказано данному человеку, нужно оценить его способности к какой-то конкретной деятельности. Здесь имеют значение как профессиональные навыки, так и человеческие качества. Для кого-то предпочтительней могут быть креативные, инновационные формы предпринимательства. Для большинства желательна деятельность с минимальным риском, стабильным, пусть и небольшим доходом. Для первых существует, например, венчурный бизнес. Для вторых в качестве примера можно вспомнить франчайзинговые схемы организации предпринимательства. Между этими крайностями существует обширная палитра конкретных бизнесов, каждый из которых требует от начинающего предпринимателя наличия определенных профессиональных и личностных качеств.

Грамотный предприниматель начинает с поиска, а затем анализа своей хозяйственной ниши, анализирует сильные и слабые стороны своего будущего предприятия, состояние рынка своего товара и обязательно товарасубститута, определяет общие условия инвестирования средств. В этом неоценимую помощь ему может оказать бизнес-план.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно научиться планировать свою деятельность. Для того чтобы открыть предприятие и не потерять вложенные средства, необходимо спланировать деятельность на всех этапах становления новой предпринимательской структуры. На начальном этапе планирования создается бизнес-план.

Бизнес-планом является документ, в котором в сжатой форме излагается программа мероприятий по организации нового бизнеса. В нем содержится информация о новом предприятии, его специализации на производстве конкретных товаров или услуг, о необходимых для его создания ресурсов, как финансовых, так и человеческих и материальных, ценовой политике, расчетных сроках окупаемости проекта, ожидаемая эффективность. Правильно составленный бизнес-план дает возможность конкретно представить весь комплекс проблем создания нового предприятия и наиболее эффективные пути их решения. Он помогает:

  • • определить стратегические и тактические цели предприятия и варианты их реализации;
  • • дать оценку рынка сбыта своей продукции, основных конкурентов, производящих такую же продукцию, а также товары-субституты;
  • • установить потенциальных поставщиков производственных ресурсов, а также выработать политику привлечения квалифицированных трудовых ресурсов;
  • • определить направления маркетинговой политики в области ценообразования и работы с клиентами;
  • • определить уровень риска в зонах возможных потерь;
  • • сформировать основы финансовой политики предприятия и рассчитать точку самоокупаемости;
  • • определить направления деятельности, обеспечивающие оптимальную эффективность нового предприятия.

Кроме перечисленных задач при необходимости бизнес-план решает еще одну, имеющую огромное значение для зарождающегося бизнеса. При необходимости он способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов. Ни один серьезный потенциальный инвестор не станет с вами разговаривать, если ему не представить профессионально составленный бизнес-план.

Более подробно с методикой построения бизнес-плана студенты могут ознакомиться в ходе деловой игры, помещенной в практикуме к данной главе.

Перед открытием предприятия нужно провести маркетинговое исследование, т. е. досконально изучить свой рыночный сегмент. Минимальный набор должен включать следующие сведения:

  • 1) политическую ситуацию в стране — насколько стабильна политическая система, обеспечена защита частной собственности, инвестиций. Здесь следует обратить внимание на то, что бизнес интересует именно стабильность, а не «прогрессивность». Скажем, американский бизнес, т. е. представители страны, где декларативно заявляют о приверженности высшим демократическим идеалам, практически открыто сотрудничают с самыми реакционными режимами, если речь заходит о серьезной прибыли;
  • 2) рыночную конъюнктуру — покупательную способность общества в целом и той части населения, для удовлетворения потребностей которой создается предприятие, основных конкурентов, инфляцию, состояние финансовой системы;
  • 3) нормативно-правовую базу — уровень развития законодательства в сфере хозяйственной деятельности в целом и предпринимательства в частности.

Все понимают, насколько важно провести в максимально возможном объеме маркетинговые исследования, и все их проводят, хотя имеют разный уровень компетенции и, естественно, разные финансовые возможности. И гем не менее, как показывают исследования, именно маркетинговые просчеты являются основной причиной разорения начинающих предпринимателей. И не только начинающих.

Инвестиционной ошибкой XX в. можно назвать проект IridiumВ одном американском журнале прозвучала фраза: «Iridium сделал столько ошибок в маркетинге, что на этих примерах можно написать книгу „Как не нужно продвигать товар на рынок“». Уникальная история выглядит следующим образом.[2]

Зарубежный опыт.

Маркетинговый просчет XX в.

Едва инженеры Motorola сформулировали идею создания системы мобильной спутниковой связи Indium, ее тут же доверили проверять маркетологам. Те дали положительное заключение. После этого идея стала инвестиционным проектом, над ним начали работать. Когда проект был вчерне готов, его опять экзаменовали маркетологи, устанавливали параметры, считали сроки окупаемости. Когда в 1991 г. Iridium представляли инвесторам, проект уже был 10 раз просчитан, и все говорило о том, что он сверхприбылей.

Перед тем как давать сотни миллионов долларов, инвесторы сами все проверили, заказав, в свою очередь, полномасштабные маркетинговые исследования. Под тем, что проект Iridium состоятелен, подписались такие авторитеты консалтинга, как Booz-Allen & Hamilton, Arthur Andersen и чуть ли не вся «большая пятерка» мирового аудита. Самый пессимистичный прогноз уменьшил число абонентов Indium на конец.

1999 г. с 1,225 млн до 800 тыс. человек. В итоге с реальностью этот прогноз разойдется на порядок.

При оценке перспектив спутниковой системы не учли скорости развития рынка и технологий сотовой связи. В самом деле, в момент проведения маркетинговых расчетов не могло быть и речи о том, чтобы американец воспользовался своим сотовым телефоном в Европе, а европеец — в Америке. Такие абоненты были одной из целевых аудиторий Iridium. Сегодня вы можете купить телефон в Москве и поехать с ним в любую точку Европы, в Пыо-Йорк или Финикс — он будет работать везде. И зачем тогда дорогой и громоздкий спутниковый телефон? Эта ситуация уникальна тем, что Motorola не смогла предвидеть собственных темпов развития. По стоимости связь космическая и мобильная не сопоставимы. 1 ноября 1998 г. Iridium установил такие цены: 8,7 тыс. долл, за аппарат и его подключение к сети, 132 долл, в месяц в качестве абонентской платы и от 2,57 до 7,2 долл, за минуту разговора.

В результате все закончилось банкротством. 18 марта 2000 г. американский суд по банкротствам принял решение о ликвидации компании Indium LLC, владевшей спутниковой системой связи. Ее активы были выставлены на торги, и 22 ноября.

2000 г. проданы компании Iridium Satellite LLC за 25 млн долл., тогда как создание Iridium обошлось компании Motorola в 5 млрд долл. За 25 млн долл. Iridium Satellite получила в собственность 66 спутников Iridium, наземную сеть базовых станций, недвижимое имущество и все разработки компании Iridium. История спутниковой связи, естественно, на этом не закончилась. Она существует и имеет несомненные перспективы, но начальный этап был связан с крупной неудачей инвестиционного проекта, поскольку ведущие маркетологи мира не обнаружили его реальные риски.

Продумав основные идеи и направления своей будущей предпринимательской деятельности и решив, что вы к ней готовы, можно начинать работать с внешней средой, которая в лице соответствующих институтов и норм хозяйственной практики должна допустить вас к официальной предпринимательской деятельности или не допустить, если для этого есть законные основания.

Конечно, мы должны учитывать неблагоприятную, даже враждебную внешнеэкономическую среду, так как введенные санкции негативно сказываются на экономическом развитии страны, но для развертывания очередного кризиса у нас хватает и внутренних проблем. Для подтверждения этого положения можно воспользоваться международными оценками состояния российской экономики, в частности предпринимательства, одного из более объективных рейтингов Doing Business, составленного специалистами Всемирного банка. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация оценивают легкость ведения бизнеса с 2004 г., сводный рейтинг появился в 2006 г.

Россия в рейтинге Doing Business 2013 г. находилась на 112-м месте. Для наших специалистов этот рейтинг имеет особое значение, поскольку именно его в качестве ориентира использует президент РФ В. В. Путин. Впервые в его выступлении ссылка на этот показатель прозвучала в феврале 2012 г. на форуме «Россия-2012»: «Мы ставим задачу войти в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге со 120-го места подняться на 20-е». А чуть позже уже в качестве президента он подписал Указ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором уточняются сроки: рост до 50-й позиции в 2015 г. и до 20-й — в 2018 г.

На рис. 5.1 наглядно показаны этапы достижения намеченных планов.

Как должна подниматься Россия.

Рис. 5.1. Как должна подниматься Россия

Рейтинг за соответствующий год датируется следующим годом. Например, итоги 2013 г. зафиксированы в рейтинге 2014 г.

В рейтинге Doing Business-2014 Россия поднялась на 92-е место, войдя в «топ-3» стран по числу антибюрократических реформ. Подняться выше будет сложнее: нужны правовые реформы. Насколько это сложно — можно судить по табл. 5.3. В ней показаны 10 параметров, из которых выводится итоговая оценка места в рейтинге и их значение для России в 2014 г. по сравнению с 2013 г.

Таблица 53

Рейтинговая оценка ключевых условий организация и ведения бизнеса в Российской Федерации

Параметр

Рейтинг.

DZ2−2014.

Рейтинг ЯД-2013.

Изменение рейтинга.

Регистрация предприятий.

Получение разрешений на строительство.

Параметр

Рейтинг Ш-2014.

Рейтинг Ш-2013.

Изменение рейтинга.

Подключение к системе электроснабжения.

Регистрация собственности.

Кредитование.

— 4.

Защита инвесторов.

— 2.

Налогообложение.

Международная торговля.

Обеспечение исполнения контрактов.

Нет изменений.

Разрешение неплатежеспособности.

— 2.

Учитывая менталитет российского чиновника, фантастическими кажутся намеченные рубежи: «Для достижения в 2018 году 20-го места Россия должна сократить количество документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, а время прохождения необходимых процедур с 72 часов сейчас до 2 часов в 2018 году. Для импорта число документов должно сократиться с 10 до 4, а время — с 96 часов до двух. Доля электронных деклараций без представления документов на бумажном носителе в общем количестве оформленных деклараций должна составить 98% (сейчас 40%). На автомобильных пунктах пропуска контроль должен занимать не более 20 минут, в четыре раза меньше, чем сейчас. И в целом удовлетворенность экспортеров и импортеров качеством работы таможни к 2018 году должно вырасти с 30 до 70%. Все это критерии оценки Федеральной таможенной службы». И это далеко не все: «Если сейчас, по подсчету ВБ, получение разрешения на строительство занимает 42 процедуры и 344 дня, то к 2018 году Росстрой должен уложиться в 11 процедур и 56 дней. Подключение к электросетям сейчас требует 10 процедур, 281 день и 1574% дохода на душу населения, от Минэнерго требуется сократить их до 5 процедур, 40 дней и 25%»[3].

Цифры данного рейтинга объективны и требуют огромной организационной перестройки, но в любом случае эта работа должна опираться на инновационную революцию, где у нас ситуация далеко не благополучная, хотя и нс безнадежная. Правда, при оценке ситуации основываться на международных оценках чаще всего следует с большими оговорками. Значительно трудней преодолеть влияние менталитета враждебно настроенных по отношению к России ученых и политиков, привлекаемых при составлении рейтингов экспертов. Инерция негативного отношения к СССР переносится на Россию. Достаточно вспомнить судьбу злополучной поправки Джексона — Вэника, принятой в 1974 г. к Закону о торговле США, которая ограничивала торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Направлена она была против нашей страны, однако развал СССР и исчезновение препятствий к эмиграции не привели к автоматической отмене этого дискриминационного документа. После долгих проволочек только 21 ноября 2012 г. действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.

Маловероятно, что можно что-то кардинально изменить в отношении составления основных рейтингов. В этой ситуации нужно, с одной стороны, с поправками на субъективизм относиться ко всем рейтингам, основанным на опросах специалистов, а с другой — подбирать наиболее объективные из них. Так, достаточно странно видеть соседями России по рейтингу Республику Палау и Сальвадор.

  • [1] Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 41.
  • [2] Чеберко И. Iridium в роли стрелочника // 1999. Коммерсантъ. № 202 (1846). 3 нояб.
  • [3] Правительство поднимает самооценку // Газета.Ru. 2012. 8 окт. URL: http://www.gazeta.ru/business/2012/10/08/4 805 269.shtml
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой