Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные акты как источник регулирования инвестиционных процессов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировая практика правового регулирования инвестирования свидетельствует о том, что существуют две основные модели законодательств, устанавливающих правовой режим иностранных инвестиций. Развитые государства, как правило, не разделяют инвесторов на внешних (иностранных) и внутренних (национальных), а правовой режим деятельности инвесторов един независимо от их национальной принадлежности… Читать ещё >

Международные акты как источник регулирования инвестиционных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многосторонним международным конвенциям и соглашениям, направленным на регулирование инвестиций, еще предстоит завоевать весомую и, возможно, решающую роль в правовой системе инвестиционного законодательства. На сегодняшний день акты международного права, направленные на урегулирование инвестиций, уступают соответствующим актам внутреннего законодательства и по числу, и по влиянию на инвестиционные процессы.

Среди наиболее заметных и важных многосторонних актов по международным инвестициям следует выделить Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г., ТРИМС, Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Договор к Энергетической хартии 1994 г., Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в рамках СНГ в 1993 г., Единообразный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках государств Андской (Картахенской) группы (Единый инвестиционный кодекс), Конвенцию СНГ о защите прав инвестора 1997 г.

Мировая практика правового регулирования инвестирования свидетельствует о том, что существуют две основные модели законодательств, устанавливающих правовой режим иностранных инвестиций. Развитые государства, как правило, не разделяют инвесторов на внешних (иностранных) и внутренних (национальных), а правовой режим деятельности инвесторов един независимо от их национальной принадлежности. Особенность правового статуса иностранных инвесторов в этих государствах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов»[1]. К таким странам относятся Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.

Вторая модель регулирования деятельности инвесторов свойственна странам с развивающейся и переходной экономикой. Суть соответствующих правовых систем в общих чертах сводится к тому, что государство, устанавливая нормы, регламентирующие процесс инвестирования, явно дифференцирует инвесторов в зависимости от их национальной принадлежности. В таких государствах принимается специальное законодательство, направленное на урегулирование иностранных инвестиций, правовой режим которых подчиняется особым, как правило, более жестким правилам. В то же время как государства с развитыми экономиками, так и страны с переходной экономикой обладают общими чертами в данной сфере, которые сводятся к тому, что практически все без исключения правительства устанавливают специальные ограничения в области инвестиционной деятельности.

Таким образом, вышеизложенное разделение законодательных моделей инвестиций отражает лишь тенденции регулирования и не имеет абсолютного характера. Цели, которые преследуются установлением специального инвестиционного законодательства, обусловлены множеством факторов, которые по своей направленности могут и не совпадать.

С одной стороны, государство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций, стимулирующих развитие экономики. Для этого создаются правовые режимы, устанавливающие льготы для иностранных инвесторов, предусматриваются юридические гарантии защиты их прав в связи с произведенными капиталовложениями, возможности соразмерной компенсации инвесторам в случаях изъятия их собственности и пр. Таким образом, в данном случае используются способы регулирования инвестиций, которые имеют стимулирующий характер.

С другой стороны, государства с развивающейся или переходной экономикой не могут не думать о необходимости соблюдения национальной безопасности, которая может быть подвергнута угрозе вследствие экономической экспансии. Для предотвращения подобного рода экономического вторжения, которое потенциально в некоторых случаях может таить угрозу политической стабильности, создаются правовые механизмы, препятствующие активизации иностранного капитала в значимых для государства сферах экономики. Как правило, ограничения на иностранное инвестирование устанавливаются в тех или иных жизненно важных для государства областях деятельности (деятельность банков, страхование, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, использование и добыча природных ресурсов и т. д.). Указанные меры по установлению юрисдикционного иммунитета призваны обеспечить экономический суверенитет государства, принимающего инвестиции. Все вышесказанное позволяет отнести используемые в данном случае способы регулирования инвестиций к изъятиям ограничительного характера.

Две указанные тенденции, будучи разнонаправленными, требуют особенно тщательных подходов при балансировке различных государственных интересов в процессе привлечения иностранных инвестиций. Весьма рельефно указанные проблемы проявляются при формировании нормативной системы регулирования международных инвестиций с участием Российской Федерации. Законодатель, пытаясь урегулировать разнонаправленные интересы, возникающие при инвестировании российской экономики, опирается на нормативные источники различного характера.

Значимыми правовыми источниками регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации являются международные конвенции, двухсторонние международные договоры по вопросам поощрения и защиты капиталовложений, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. Подобного рода акты устанавливают для предпринимателей иного государства национальный правовой режим, что отражает стремление законодателя исключить дискриминационный подход к иностранным инвесторам.

Хотя с заключением множества международных актов Российской Федерации и не удается установить систему единых стандартов в регулировании международной инвестиционной деятельности, тем не менее такая практика в целом является благотворной для процесса инвестирования. Таким же путем идут многие другие государства при заключении двухсторонних международных инвестиционных договоров. Приоритет применения актов международного права в России имеет конституционную основу. Это имеет отношение и к международным соглашениям, заключаемым Российской Федерацией.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Россией, являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Что касается «внутреннего» законодательства, регулирующего иностранные инвестиции в России, то в нем содержится обширное количество направлений, по которым устанавливается особый режим иностранных инвестиций. Достаточно назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О соглашениях о разделе продукции», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др. Кроме того, не последнюю роль в регулировании иностранных инвестиций играют указы президента, постановления правительства, нормативные акты, принимаемые Банком России и т. д.

В то же время в связи с тем, что Российская Федерация стала членом ВТО, она не может не считаться с необходимостью изменения стандартов правового регулирования иностранных инвестиций. К примеру, в ВТО регулирующим актом является уже упоминавшееся ТРИМС, которое регламентирует взаимоотношения государств — участников ВТО. Вступив в эту организацию, Россия вынуждена в дальнейшем изменять свое внутреннее инвестиционное законодательство в соответствии с принципами и стандартами, зафиксированными в ТРИМС.

  • [1] Силкин В. В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовыеформы привлечения и защиты. М., 2003. С. 41.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой