Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административная рента. 
Основы государственного и муниципального управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Административная рента непосредственно связана с административными барьерами, создаваемыми благодаря особому положению административного аппарата в системе принятия государственных решений, позволяющему, при слабой системе его внешней подотчетности и высоком уровне государственного вмешательства в экономику, использовать это положение в собственных интересах. Размышляем самостоятельно Ученые… Читать ещё >

Административная рента. Основы государственного и муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В сфере государственного управления транзитных стран, т. е. непрошедших в полной мере этан модернизации, достаточно четко представлена неопределенность процедур и ожидаемых результатов государственной политики, что создает благоприятные условия для принятия решений в так называемом «ручном режиме». Пустоты и противоречия в законодательстве, административные барьеры, дискреционные полномочия чиновников, отсутствие прозрачности и внешней (общественной) подотчетности создают благоприятную почву для деятельности, ориентированной на получение ренты, которую иногда называют «статусной», или «административной» .

Административная рента непосредственно связана с административными барьерами, создаваемыми благодаря особому положению административного аппарата в системе принятия государственных решений, позволяющему, при слабой системе его внешней подотчетности и высоком уровне государственного вмешательства в экономику, использовать это положение в собственных интересах.

Механизм рентоориентированного поведения чиновников выглядит следующим образом. Государственный служащий выполняет свои функции, используя опыт, знания, квалификацию, затрачивая рабочее время. И этот квалифицированный труд соответствующим образом оплачивается в виде заработной платы. Должностные функции служащих государственных организаций образуют дополнительный специфический ресурс. Рентные отношения, возникающие в результате использования этого своеобразного ресурса, приносят особый вид дохода — административную ренту. В последние годы вместе с ростом численности и расширением функций государственных служащих возрастают масштабы присвоения административной ренты, выступающей в различных формах. Такая рента возникает не только в органах государственного управления, но и во всех других организациях, должностные функции которых могут быть приватизированы работниками этих организаций. Обеспечение лояльности нижестоящих администраторов держится на перераспределении значительных средств. Административная рента, в отличие от природной ренты, представляет собой вычет из ВВП. И чем больше растет административная рента, тем больше, следовательно, этот вычет.

В отличие от стран с нерентной экономикой, где государственных чиновников оплачивают граждане из своих карманов, в странах с рентной экономикой бюрократия фактически оплачивается имеющимися природными ресурсами. В первом случае население стремится контролировать действия государственного аппарата по расходованию полученных за счет налогов финансовых ресурсов. Во втором случае заинтересованность в контроле снизу ограничена, а возможности для появления многочисленных административных барьеров резко возрастают. При этом чиновники на должностях, имеющих доступ к распределению ресурсов, стремятся защитить свои «привилегии», тем или иным способом ограничивая доступ посторонних в свои ряды. Все это постоянно порождает неэффективность государственного аппарата и создает в обществе социальное напряжение.

Размышляем самостоятельно Ученые, изучающие общественное мнение в странах, находящихся в состоянии транзита, обращают внимание на парадокс: граждане одновременно критикуют существующие государственные институты как коррумпированные и при этом требуют усиления государственного регулирования.

Как вы объясните этот парадокс и какие выводы из него должны сделать органы, занимающиеся формированием антикоррупционной политики? Можно ли эту проблему связать с тем, что в теории государственного и муниципального управления называется «социальный капитал» ?

Обычно в странах, где государство финансируется налогоплательщиками, одной из главных задач государственного управления является удовлетворение потребностей людей в общественных благах, таких как оборона, фундаментальные научные исследования, правоохранительные и судебные органы, социально значимые инфраструктурные отрасли, образование и т. д. Государственное управление в этих странах организовано по принципу «снизу вверх», согласно которому граждане делегируют государству отдельные функции через представительные политические институты. В странах же с рентной экономикой государство играет роль посредника в распределении богатств. Оно получает ренту прямо от государственных добывающих компаний или через налоги и таможенные пошлины от частных добывающих корпораций. Распределение же ренты населению происходит по различным каналам в обратном порядке, т. е. «сверху вниз» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой