Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Начало выступления. 
Психология и этика делового общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы, но это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое вступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать» , — утверждал один юморист. Аристотель в «Риторике», как бы… Читать ещё >

Начало выступления. Психология и этика делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь! Просто попытайтесь сконцентрироваться, а для этого следуйте таким предписаниям:

  • — не начинайте выступление, не дойдя до своего рабочего места (трибуны, стола);
  • — выдержите небольшую паузу (не более 5−6 секунд), чтобы слушатели имели возможность «рассмотреть» вас, привыкнуть к вам;
  • — удобно расположите на трибуне свои записи (план выступления, конспект, тезисы);
  • — «пристройте» свои руки так, чтобы они вам не мешали (поскольку именно руки в наибольшей степени выдают паше волнение) — положите их на трибуну, на край стола, сцепите на уровне пояса, иными словами, «возьмите себя в руки» ;
  • — осмотрите присутствующих, установив с ними визуальный контакт;
  • — и можете начинать говорить!

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет… тогда ему лучше вообще не брать слово.

Так, знаменитый римский поэт Гораций мудро заметил: «Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину» .

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно.

После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые слова лектора, — говорил Кони, -должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, «зацепить внимание» «.

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлений, существует множество.

По мнению Кони, это может быть «что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.» .

Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т. п. Выражение эмоций всегда привлекает внимание, но здесь важно чувствовать меру.

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы, но это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое вступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать» , — утверждал один юморист.

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Аристотель в «Риторике», как бы предвидя современные споры, писал: «Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать /это старание]в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием» .

Будучи самодовлеющим, слишком яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным — с эффектным, поражающим воображение, началом и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Удачное начало — это только половина дела. Важно удерживать внимание аудитории и умело завершить выступление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой