Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники креативности. 
Менеджмент. 
Методы принятия управленческих решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество как исключительное свойство личности пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды его деятельности. Оно проявляется в способности создавать (объективно и субъективно) новые предметы реального мира. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в самопознании и созидании. Важным компонентом творчества выступает страстное желание и стремление… Читать ещё >

Источники креативности. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует множество источников креативности, но ни один из них по отдельности не в состоянии полностью раскрыть сущность творческого процесса. Для объяснения происхождения творческих способностей человека было выдвинуто большое число теорий, самыми распространенными из которых являются:

  • 1) креативность как божественное откровение;
  • 2) креативность как счастливый случай;
  • 3) креативность как «запланированное везение»;
  • 4) креативность как настойчивость;
  • 5) креативность как метод.

Креативность как божественное откровение. Существуют свидетельства того, что творческими личностями движет некая божественная сила, и нет никаких причин сомневаться в том, что некоторые люди от природы обладают особым даром. Проиллюстрировать эту теорию можно словами П. И. Чайковского: «Я должен бросить все остальное и сосредоточиться на том, чтобы взрастить в себе то семя, которое посеял во мне Господь»[1].

С точки зрения организации проблема теории божественного вдохновения заключается в том, что если творческое вдохновение действительно является следствием воздействия неких высших сил, то вряд ли этим процессом вообще возможно как-то управлять. Тем не менее по мере более глубокого рассмотрения сущности творческого процесса становится очевидным, что данной теорией невозможно полностью объяснить феномен креативности. Но и эта точка зрения может оказаться полезной для компаний — равно в той мере, в какой она побудит их нанимать на работу одаренных людей и всячески поддерживать их на пути к самореализации: способствовать достижению стоящих перед ними целей, совпадающих, разумеется, с целями самих компаний.

Креативность как счастливый случай. Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности.

Как и в случае с теорией божественного вдохновения, счастливый случай — не слишком привлекательная концепция для компаний, предпочитающих иметь постоянный доступ к творческому вдохновению как к некоему ресурсу, которым они могли бы управлять и который имели бы возможность развивать.

Креативность как «запланированное везение». Благоприятных возможностей вокруг много, но лишь некоторые компании создают системы для их обнаружения.

В основе «запланированного везения» лежит внутренняя настроенность на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероятной в том случае, когда человек или организация целенаправленно занимаются поиском благоприятных возможностей и их использованием.

Креативность как настойчивость. Подобная точка зрения подразумевает необходимость упорной работы и наличие определенной доли упрямства, что противоречит взгляду на творчество как на область, населенную исключительно вдохновенными поэтами-затворниками. Карл Фридрих Гаусс писал: «Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить»[2].

Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху. По словам Оскара Уайльда, «опыт — это то название, которое мы даем своим ошибкам»[3].

Другими словами, бывает так, что творческих идей в организации достаточно, но авторам этих идей не хватает силы воли и стремления озвучить свои открытия и протолкнуть их через «иммунную систему организации».

Креативность как метод. Творческие способности в равной мере демонстрируют люди самого разного склада ума и характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе гак же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям от природы свойственны те определенные особенности мышления, которым обычным людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно обучаться.

Творчество как исключительное свойство личности пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды его деятельности. Оно проявляется в способности создавать (объективно и субъективно) новые предметы реального мира. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в самопознании и созидании. Важным компонентом творчества выступает страстное желание и стремление личности, с одной стороны, к самовыражению собственных сущностных особенностей, с другой — к адекватной позитивной оценке окружающих (социума).

Творчество является сложнейшим психологическим процессом, в который включены все сферы функционирования личности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая). Особое значение в создании продукта в результате творческого труда имеет психологическая направленность личности. Это система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему. Она характеризуется целями и стремлениями человека и влияет на его жизнедеятельность.

Творчество есть высшая форма трудовой деятельности человека. В ней наиболее ярко проявляется такая особенность личности, как творческое мышление. Это осознание, поиск, совершенствование новых перспектив, нового опыта. Творчество заражает мышление особой энергией. Творческая мысль — эго проницательность, которая открывает верное решение, это, в конце концов, вдохновение. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей, обеспечивает популярность и заинтересованность окружающих в процессе творчества.

Представители гуманистической психологии (Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни и др.) выдвигают в качестве основного признака личности присущее ей творческое, порожденное начало, которое выражается не только в том, что человек создает нечто значимое для других, но при этом в первую очередь создает нечто ценное для самого себя, развивает свою собственную личность.

Так, по мнению ряда авторов (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс), любой человек обладает внутренней силой — тенденцией к самоактуализации, направляющей его развитие в сторону наиболее полного раскрытия заложенных в нем возможностей, тогда как-то, что человек приобретает в ходе социализации, может лишь исказить его собственную природу. Еще одной важной характеристикой личности является творчество, которое выражается прежде всего в том, что человек создает значимое для себя, изменяет и творит свою личность, создавая также нечто значимое и для других. Опираясь на конструктивные подходы отечественных психологов (А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова и др.), можно сказать, что феномен творчества выражается в способности человека свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действий, которые были бы сообразны логике будущего и детерминированы универсальной творческой активностью.

  • [1] Кук П. Креатив приносит деньги. М.: Гревцов Паблишер, 2008.
  • [2] Гаусс К. Ф. Труды, но теории чисел / пер. Б. Б. Демьянова, общ. ред.И. М. Виноградова, комм. Б. Н. Делоне. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  • [3] Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой