Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоциональная сфера человека как источник музыкальных переживаний в музыкальном образовании и развитии личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Юнг разъяснял в «Тевистокских лекциях»: «Я рассматриваю эмоцию как аффект, эмоция — это нечто такое, что воздействует на вас (affects you). Такое вмешательство что-то делает с вами. При эмоциях вас заносит, вы выходите из себя, вас как будто выбрасывает куда-то взрывом. В этот момент можно наблюдать физически выраженное физиологическое состояние. Вот тут-то и пролегает различие: чувство… Читать ещё >

Эмоциональная сфера человека как источник музыкальных переживаний в музыкальном образовании и развитии личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональная жизнь человека есть интонируемый музыкой смысл. Психологическая и музыкально-педагогическая интерпретация явлений эмоциональной сферы психики.

Базовые и эстетические эмоции в музыкальном переживании. «Эмоциональный слух» как «визитная карточка» музыканта. Педагогическое осмысление возможности развития эмоциональной сферы ребенка через музыкальное переживание.

Эмоциональный ряд психических феноменов и состояний, имеющих отношение к музыке, довольно разнообразен: при восприятии и создании музыки в ее содержании и содержании сознания слушателя, исполнителя чаще, чем что-либо другое, обнаруживаются эмоции, настроения, переживания, аффекты, чувства. Они, по мнению ряда авторитетных авторов (Э. Курта, Б. В. Асафьева, С. Н. БеляевойЭкземплярской, Б. М. Теплова и другие), являются основным содержанием музыки, ее «интонируемым смыслом». Если же не противопоставлять эмоциональное содержание смыслу интеллектуальному, постигаемому рациональным путем в понятиях, суждениях, идеях, а видеть в эмоциях и чувствах путь к интуитивному, дологическому интеллекту[1], мыслящему целостными ситуациями, впечатлениями, «импринтингами[2]», то музыка является, пожалуй, кратчайшим путем к развитию такого интеллекта у человека воспринимающего. Исходное единство мысли и чувства в музыкальном смыслообразе позволяет считать чувственный ряд музыкального познания его основным смысловым наполнением, не нуждающимся в особом переводе на язык вербальных понятий. В то же время, неудобство для рациональной логики перевода музыкального смысла, со всеми его неуловимостями, неопределенностями и парадоксальностями, с языка «движения психических энергий»[3] как языка многозначного на язык вербальный прозаический, «взятый за основу» современной системы обучения, привело к некоторой подмене познания чувственности мира через музыку познанием возможных абстрактно-логических способов изучения состава музыкальной ткани.

Что же такое эмоции, чувства и другие «психические энергии», составляющие самодостаточное содержание музыкальных феноменов?

Эмоции (отлат. «возбуждать», «волновать») — это непосредственное переживание значимости действующих на индивида явлений и ситуаций [105]. Мы сразу же, в психологическом осмыслении сути явления, сталкиваемся с объяснением эмоций через переживание: переживание значимости. Не знание о значимости, полученное логическим, идеологическим или иным рациональным, например, педагогическим, путем, а непосредственное, значит, не опосредованное ни словом, обозначающим эмоцию, ни каким другим посредником целостное переживание. Итак, непосредственное переживание значимости — это чувственная иррациональная (а вернее, дорациональная) оценка субъектом воспринимаемого им явления — музыки или ситуации слушания, обучения, исполнения.

Психологи открыли функцию эмоций (для чего они нужны?), это — оценка и регуляция психической деятельности и поведения субъекта. Мгновенная оценка ситуации или явления на уровне «нравится или не нравится», «угрожает» или «возмущает». Такая мгновенная, иррациональная и «синкретичная» оценка ситуации, действующая «до разума» и до анализа, опирающаяся на интуицию и прошлый опыт индивида, необходима человеку для выживания и взаимодействия. Необходимым, по-видимому, является и инструмент тренинга этой функции (мгновенной непосредственной оценки), каковым является искусство и символодеятельность человека. По одной из существующих гипотез происхождения искусства, именно избыточность эмоциональной энергии человека, та ее часть, что оказалась нереализованной в жизнеобеспечивающих действиях (охота, защита территории, продолжение рода[4]), породила замещающую деятельность — символическую. Символическая деятельность, выразившаяся в ритуалах и обрядах как праформах искусства, позволяла вложить в эти культурные практики (процессы и предметы этих праформ искусства) те эмоции, которые необходимы для действительно наполненной духовным содержанием («эффективной») жизни, и тренировать их распознавание в общении с этими формами искусства. То есть искусство вообще, а музыку в особенности можно считать феноменом-спутником развития психической функции эмоций человека как непосредственной оценки значимости происходящих вокруг него явлений и событий.

Здесь, наверно уместно будет перечислить эмоции, считающиеся базовыми (или базальными, врожденными) для психики человека, это: радость, печаль, страх, гнев, удивление и безразличие. Все многообразие и глубина эмоциональной жизни человека имеет своими корнями эти базовые эмоции — от них разветвляется древо настроений и мельчайших нюансов переживаний[5].

Настроения относятся к тому же эмоциональному миру личности, но они более «длительны», живут во времени, как и музыка. Это обусловило тот факт, что сами композиторы и музыканты часто говорят именно о настроении как о содержательной характеристике музыкального произведения и индивидуального стиля. Н. А. Римский-Корсаков писал, что настроения являются «главной сущностью музыкальных впечатлений, — и продолжал: — но они полны также мыслей и образов» [114, 216].

Сопряженное эмоциям понятие переживание было принято ведущими отечественными психологами за «действительно динамическую единицу сознания» (Л. С. Выготский) [32]. С. Л. Рубинштейн разъяснял слово «переживание» как «кусок собственной жизни индивида из плоти и крови его» [Цит. по: 137, 84]. По Б. М. Теплову, в переживании субъекта присутствует и непосредственная чувственная ткань, и понимание как новый результат. Он доказывал, что полноценное переживание есть способность, служащая условием успешной деятельности (видимо, речь идет о переживании-вовлеченности в деятельность, что является специфической эмоцией удовлетворения процессом).

Музыкальное переживание специфично в этом ряду эмоций и чувств, так как опирается на специфическую чувственную ткань музыкального сознания (чувства музыкального времени-ритма, музыкального ладапространства, музыкальной гармонии и т. д., также выделенные Тепловым), а не на бытовые чувственные координаты. Сопрягая полученный «перцептивный образ» музыки с опытом ориентации индивида в мире эмоций (базовых и более изощренных), индивидуальное музыкальное сознание получает новое понимание разряда, или класса полученного переживания (по базовым ветвям эмоций, с учетом отличительных нюансов).

То есть музыкальное переживание есть результат восприятия музыкального образа и отношения к нему.

Можно сказать, вслед за С. Л. Рубинштейном, что музыкальное переживание есть целостный «кусок жизни из плоти и крови» личности, где «плотью» является перцептивный образ воспринимаемой «здесь и теперь» музыки, рожденный на основе специфических сенсорных способностей, а «кровью», омывающей перцептивный образ и дающей понимание смысла музыки, — эмоциональный бессознательный опыт личности, резонирующий с полученным музыкальным образом[6].

Переживание являет собой, говоря словами Л. С. Выготского, «единство аффекта и интеллекта»; оно выступает, по мнению М. Г. Ярошевского, особой формой невербального знания [137, 96] — а значит, несмотря на явную эмоциональную составляющую, обладает имплицитной интеллектуальной насыщенностью. Это понимание придает смысл педагогической работе по развитию музыкального переживания как работе по развитию не только чувств, но и интеллекта, причем интеллекта особого, мыслящего музыкальными образами и отношениями, а не вербальными понятиями, которые порой пытаются представить в виде интеллектуализации музыкальности как феномена.

В этом же «эмоциональном» ряду понятий находятся и аффекты как особый вид эмоций, возникающих в условиях когда субъект не справляется с ситуацией [105]. Аффекты отличаются большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать закрепившийся у индивида способ «аварийного разрешения» ситуации. То есть аффективная ткань сознания индивида состоит из нескольких довольно грубых вариантов реагирования на непереносимые переживания. Принято считать, что существует два основных варианта-способа аффективного преодоления непереносимых переживаний: бегство и агрессия[7].

Аффекты «бегства», как и «агрессии» могут быть условными, «маскарадными» — и тогда они наряду с базовыми эмоциями являются теми психологическими паттернами, которые музыкальное искусство и сохраняет, и передает своим потребителям.

Бегство как уход в себя или в мир иллюзий, в мир райского прошлого всегда было той аффективной доминантой, которая процветала в истории музыкального искусства. Это выражалось либо в ретростилях музыки, популярных со времен античности, либо в искусственных, намеренно условных, наджизненных, жанрах, каким можно считать, например, искусство А. Вертинского в начале XX века.

Агрессия в сублимированной форме искусства также присутствует в палитре музыкальной культуры; на этот аффект «рассчитаны» многие жанры современного музыкального мира[8], дающие возможность социально терпимого «выхлопа» для накопленного багажа непереносимых переживаний современного человека в условиях современной культуры современного города.

Музыка, также как и ситуация ее предъявления, как и ситуация обучения музыке, может доставлять индивидуальности человека переживания непереносимости, что вызывает типичные аффекты. В практике обучения, в навязанности звуковой и музыкальной среды города мы зачастую не отдаем себе отчета, что находимся в состоянии аффекта — «ауте» (внутреннем бегстве) или немотивированной агрессии по отношению к окружающим. В педагогическом процессе такие аффективные состояния учеников, как и учителей также не редкость. Педагогический такт и чутье должны стать помощниками в определении таких состояний, вызванных в том числе и музыкальными или музыкальноучебными переживаниями.

Общим для психологической, этологической или эстетической трактовок аффектов является их динамичность, передаваемая процессуальной стороной музыки в большей степени, чем другими искусствами.

Музыка в таком понимании является катализатором «спящих эмоций», вынося их на поверхность сознания в процессе восприятия музыки. То есть музыка, совпадая своей процессуально-динамической стороной с протеканием аффекта (который, как и другие явления эмоционального ряда, имеет свою динамику во времени), зацепляет это состояние человека как крючком хирурга, вытаскивает из мрака бессознательного и даже усиливает эту «зацепленную музыкой» эмоцию или аффект. Усиление эмоций, чувств и аффектов происходит резонансным путем: музыка, вступая в резонанс даже с глубоко скрытыми состояниями и аффектами человека, усиливает их вибрации, «раскачивает» состояние, делает видимыми для сознания собственные переживания индивида. В таком ракурсе музыкальное переживание аффекта индивидом является особым терапевтическим средством, дающим возможность оживления эмоциональной жизни личности, вскрытия неясных или вытесненных переживаний и проработки на уровне рефлексии. То есть, музыка раскрывает человеку самого себя, те чувства, эмоции и другие переживания, которые наполняют мир его души. (Именно поэтому не вся музыка получает отклик в каждом, музыкальное переживание избирательно и продиктовано душевным и духовным содержанием личности. В некоторых случаях индивиду сопереживать музыке является просто «нечем».).

Аффекты и их музыкальное проживание имеют и антропологический смысл, так как несут видовой опыт человеческого существования. Целесообразность некоторых аффективных состояний скрыта как от самого индивида, так и от общественных институтов, но музыка является той неподконтрольной в определенных пределах территорией, которая дает убежище для реализации аффективных переживаний.

С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения, — считал С. Л. Рубинштейн, — по существу же они глубоко различны.

Страсть (в старо-славянском — «страдание») — «неодолимое влечение либо отторжение», определенное мучительное (т.е. вызывающее ощутимые энергетические траты) состояние сознания, причиной которого (при самых различных внешних поводах) является исключительная неспособность объятого страстью существа контролировать свои эмоции.

С. Л. Рубинштейн так характеризовал этот психический феномен: «Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость»[9]. В музыке страсть удесятеряется и заражает слушателей, именно о таком эффекте говорили очевидцы исполнения Н. Паганини, Ф. Листом своей музыки. «Противоестественны» ли музыкальные страсти? Это вопрос мировоззрения, но катарсическое действие музыки на страстное состояние сознания человека хорошо известно.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами [105]. Если эмоции — это ситуативная оценка изменчивых обстоятельств, впечатлений личности, то чувства — более устойчивы и характеризуют личность в большей степени, чем ситуативно меняющиеся эмоции. Применив метафору моря к этим феноменам психики, можно сравнить эмоции с рябью волн на поверхности, которая может менять направление, цвет, интенсивность и затихать совсем, а чувства — с морской глубиной, которая нелегко меняет свой строй, состав, тяготения и устоявшиеся формы. Чувства — это глубинные переживания, отражающие ценностное отношение человека к действительности1. В этом значении чувства в музыке более всего связаны со стилевыми характеристиками. Потому что в стилевых обобщениях отражаются ведущие ценности эпохи, направления, композиторской индивидуальности.

Вот весь или почти весь эмоциональный ряд психики человека: от базовых врожденных эмоций до высших социально и культурно обусловленных чувств, служащий основным содержанием музыки, по мне;

1 К. Юнг разъяснял в «Тевистокских лекциях»: «Я рассматриваю эмоцию как аффект, эмоция — это нечто такое, что воздействует на вас (affects you). Такое вмешательство что-то делает с вами. При эмоциях вас заносит, вы выходите из себя, вас как будто выбрасывает куда-то взрывом. В этот момент можно наблюдать физически выраженное физиологическое состояние. Вот тут-то и пролегает различие: чувство не имеет зримых физических или физиологических проявлений, в то время как эмоция характеризуется изменением физиологического состояния. Согласно теории аффектов ДжемсаЛанге, вы действительно находитесь в эмоциональном состоянии лишь в том случае, если замечаете общее изменение вашего физиологического состояния. Это наиболее заметно в ситуации, когда вас должен охватить гнев. Вы знаете, что сейчас разозлитесь, затем начинаете чувствовать, как лицо наливается кровью, и лишь тогда — но никак не раньше — вас действительно охватывает гнев. До этого вы всего лишь знаете, что сейчас разозлитесь, но как только кровь подступает к голове, вы уже действительно злитесь, ибо воздействие претерпевает ваше тело, и поскольку вы видите, что возбуждены, вас это злит вдвойне. Теперь вы на самом деле охвачены эмоцией. Когда же у вас чувство, вы сохраняете контроль. Вы вполне владеете ситуацией и можете сказать: „У меня дивное чувство“, — или наоборот: „У меня на этот счет ужасное чувство“. Все спокойно и ничего не происходит. Вы, например, можете совершенно спокойно, с милой улыбкой сообщить комуто, что ненавидите его. Однако если вы говорите об этом со злобой, то, значит, вами овладела эмоция. Спокойные слова не вызовут ни у вас, ни у вашего собеседника прилива эмоций. Эмоции чрезвычайно заразительны, они являются реальными носителями психического заражения. Например, если вы находитесь в охваченной эмоциональным возбуждением толпе, вы ничего не можете с этим поделать — вами также завладевает эта эмоция. А вот чувства других людей вас нимало не волнуют, поэтому не удивительно, что носители дифференцированной чувственной функции охлаждают ваш пыл, в то время как эмоциональные личности своей непрерывной горячностью вызывают у вас возбуждение. Вы видите у них на лице пламя эмоций, это затрагивает вашу симпатическую систему, и вскоре нечто подобное происходит и с вами. С чувствами все иначе. Сознательное чувство — это всегда рациональная функция, служащая для различения ценностей» [159].

нию ряда ученых[10]. Идеи, мысли — все то, что мы привыкли относить к области интеллекта, также выражаются в музыке через переживания, вернее, ими музыка заражает слушателя. Значит, в какой-то степени музыка манипулирует сознанием человека воспринимающего через переживания. В этом великая сила музыки и великая ответственность музыкантов и педагогов.

Психология искусства, вслед за эстетикой, выделяет, наряду с базовыми, и особый вид эмоциональных впечатлений — эстетические эмоции.

К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, наслаждение красотой формы и совершенством устройства композиции и т. п. Эти вторичные, по отношению к природным, эмоции требуют не только эмоционального развития личности, но и в первую очередь эстетического. Иногда эти понятия подменяются, но это говорит лишь об утрате или недоразвитии одной из сторон эмоциональной жизни субъекта.

Базовые или природные эмоции в музыкальном содержании могут как усилиться, так и совершенно уничтожиться эстетическим чувством слушателя, его развитостью и вкусовой направленностью (по принципу: если не нравится форма, исполнение, стилевое направление и др. аспекты эстетической стороны, то и эмоционально-смысловое содержание отторгается, не заражает). Эстетические эмоции, таким образом, отдаляют нас от непосредственного содержания произведения, создают защитную дистанцию. Иначе как можно было бы защититься от ужаса при восприятии картины И. Репина «Иван Грозный убивает собственного сына». Эстетические эмоции, создавая барьер между чувственным содержанием искусства и психикой человека, обладают тенденцией к самостоятельному развитию, в котором оттачиваются и эстетическое чувство, и эстетический вкус, и чувство художественной формы… приводя подчас к эмоциональной глухоте, «холодности» художественного сознания. Эстетическая дистанция с музыкой, свойственная современной музыкальной культуре, — как отмечал Г. Орлов, — превращает нас в общество потребителей эстетических продуктов, а музыку — в отстраненную, ни за что не ответственную игру, или музыкальный автомат за стеклянной витриной. Такая музыка перестает выполнять свою антропологическую функцию — тренинга мгновенной интуитивной оценки ситуации и отношений (см. начало главы: о функции эмоций в психике человека). Общество эмоционально-чувственно неразвитых людей опасно само для себя. А эмоциональная холодность субъекта не менее страшна, чем страстность чувственного мира индивида. Баланс между ними (холодом и горячностью, эстетическими эмоциями и природными), как всегда, находится где-то между. Воспитанию чувств и призвана, в числе другого, служить педагогика. И особенно музыкальная!

Б. М. Теплов также акцентировал на этом внимание, отделяя эстетическое переживание искусства, музыки от «осмысленного», «содержательного». А содержанием музыки, как мы помним, по Теплову, является жизнь эмоций и чувств, настроений и страстей, то есть всего эмоционального («жизненного») ряда психики до эстетической формы и эстетических эмоций и чувств[11]. (Впрочем, часто отделить одно от другого не представляется возможным.) И это не так уже мало, если учесть, что вся душевная и духовная работа человека состоит в работе с этим пластом психического. «Художественное произведение не выступает перед ребенком с самого начала как эстетический объект. Раньше, чем стать таковым, оно должно уже быть для него осмысленным…» [136, 104—105]. Смысловое содержание музыки — течение психической энергии чувств. Значит, музыкальное развитие начинается с развития «чувствительности». Чувствительности к чему? Не только к распознаванию эмоций и чувств, хотя это непременно, но и развития общей чувствительности сенсорики, чувствительности к интонационному выражению эмоций в речи ли, в пластике ли, в линии рисунка и нажиме при каллиграфическом письме.

Не случайно чувствительность как свойство нервной системы (слабость, по И. П. Павлову) более всего коррелирует с музыкальными способностями. Эмоциональная восприимчивость — «ядро» музыкальности (наряду со слуховой стороной), по мнению Б. М. Теплова и многих других.

В. П. Морозов предлагал выделить в качестве отдельной специальной музыкальной способности «эмоциональный слух» [90; 91]. Возникает вопрос, где локализуется эмоциональный слух в музыкальном сознании индивида: в телесной отзывчивости (вспомним о том, что психологи говорят о психофизиологическом протекании эмоций), в душевном устройстве («душевность» в народе всегда связывалась с эмоциональной чувствительностью) или духовном измерении (энергийном облике человека, по христианскому учению)? Ответ очевиден: во всех уровнях музыкального сознания, — именно потому мир чувств многомерен и зачастую противоречив. Эмоции телесного уровня могут вступать в конфликт с устремлениями чувств духовных. Из этих противоречий, преодолений или конфликтов и состоит эмоциональная жизнь развитого человека. Из них же соткана и ткань музыкальная. Оттачивать эмоциональный слух к музыке — значит оттачивать душу человека.

Поскольку музыкальность опирается на развитый эмоциональный слух, постольку в музыкальном развитии и образовании эмоциональный, душевный, духовный план чувственной ткани сознания играет ключевую роль.

И не только эмоции и настроения, запечатленные в музыке, играют свою роль. Аффективно-чувственный ряд музыкального познания[12]чувственность» в данном случае ведет свое значение от чувств, а не от сенсорики «органов чувств», когда говорят о «чувствительности» как о психофизиологическом свойстве нервно-психической организации психики человека) включает в себя и эмоциональную ситуацию обучения, и настрой педагога, и эмоциональный контекст звучащего произведения. В зависимости от контекста восприятия субъективные музыкальные переживания учащихся могут значительно трансформироваться, вплоть до смены «знака эмоции» на противоположный.

Педагогический принцип «единства аффекта и интеллекта», как ни к какому другому, подходит именно к музыкальному образованию.

В последнее время в психологической науке появилось новое понятие — эмоциональный интеллект (Д. Гоулман, Д. В. Люсин, Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс и другие) «которое характеризуется как способность к оценке эмоционального состояния другого по разным признакам невербального поведения, в том числе и по звуку голоса», — пишет В. П. Морозов [91, 203]. Эмоциональный интеллект — важная составляющая интеллекта человека вообще, обеспечивающая развитие коммуникативных способностей, эмпатийного понимания людей и ситуаций, интуиции и креативности. Таким образом, снимается длительное научно-теоретическое противопоставление эмоционального и интеллектуального развития личности — они идут рука об руку.

Какими способами можно развивать мир музыкальных эмоций, настроений, переживаний, аффектов, чувств? Одним из немногих ученых, посвятивших этой проблеме целый ряд трудов, является музыкант-психолог В. Г. Ражников. Его методики «Школа настроений», «Маленький Эмо», как и широко известный «Словарь эмоций» дают возможность подобраться к расширению доступных для переживания ребенком чувств и настроений разными способами: через слово, через поэтическую метафору, через произведение живописи.

Педагогика музыкального образования имеет богатый арсенал средств развития чувственно-аффективной ткани музыкального сознания [1; 2], наряду с вербальными методами и приемами большое значение в эмоциональном развитии ребенка имеют невербальные способы: пластическое интонирование с элементами «свободного танца» А. Дункан или Г. Аммона, музыкальная драматизация (с элементами психодрамы Д. Морено или Театра Масок), «рисование музыки» и т. д. Только рассказывая ученикам о насыщенности музыки эмоциональным содержанием, нельзя научить чувствам и эмоциям, доставить музыкальное переживание, как нельзя накормить человека, рассказывая ему во всех подробностях о вкусе и составе блюд. Педагогически можно только способствовать субъективным открытиям-переживаниям, закреплять опыт постигнутых новых чувств и состояний в близких произведениях искусства и поэзии (как это предлагает В. Г. Ражников в его «Школе настроений»), обращать внимание на типично переживаемые или отторгаемые индивидуальностью каждого ученика эмоции, поскольку они свидетельствуют об индивидуально-типических особенностях их музыкального сознания, его чувственно-аффективной ткани. Педагогические воздействия в процессе музыкального образования могут и должны осуществляться только в нерасторжимом единстве музыкального и эмоционального развития личности учащихся.

Развитость, тонкость и дифференцированность музыкальных переживаний имеет и обратный ход — к познанию и самопознанию человеческих чувств. Тонкость эмоционального музыкального слуха может помочь ребенку получить доступ к пониманию собственных смутных эмоций и переживаний. Необходимо психологически подкреплять и поддерживать эмоциональное развитие ребенка, которое происходит не только благодаря педагогическому руководству, но и естественному взрослению. Богатство осваиваемых в процессе музыкального образования музыкально-художественных образов, осознание их через пластически-музыкальные виды деятельности и через речь дают ребенку возможность более тонко распознавать собственные эмоциональные состояния, настроения и т. д., «слышать» чувства и переживания других людей, то есть развивать эмоциональный слух и эмоциональный интеллект, о которых выше уже шла речь.

Формула такова: от осознания музыкальных эмоций и переживаний — к осознанию собственных чувств и аффективных состояний.

А дифференцированность в области чувств влечет, как считал К. Юнг и другие авторы, сбалансированность интеллекта.

Таким образом, роль эмоций и всех их разветвлений в музыкальном развитии, образовании личности первостепенна. Она заключается, прежде всего, в широком, многомерном ценностном воздействии на внутренний мир личности и систему отношений человека к жизни, к искусству и творчеству, к Другому — ко всему тому, что заключено в музыке как в хранилище духовного и душевного (как и телесного) жизненно-необходимого опыта человеческого сознания и культуры.

Рекомендуемая литература

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.

Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

Морозов В. П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства // Художественный тип человека. М., 1994.

Петрушин В. И. Музыкальная психология. Гл. III, п.З. М., 1997. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Глава 1; § 10, 11 / Под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003.

Ражников В. Г. Альбом настроений. В двух тетрадях. М., 2000.

Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.

Ражников В. Г. Новая профессия — арт-психолог. М., 2006.

Теплов Б. М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва — Воронеж, 2004.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Что является, по мнению Б. М. Теплова и других авторов, основным содержанием музыки, ее интонационным смыслом?
  • 2. Как характеризует Н. А. Римский-Корсаков роль настроений в музыке? Как Вы думаете, имел ли в виду при этом композитор только настроения или же и другие «ответвления» эмоций?
  • 3. Обоснуйте различные позиции: противопоставления и непротивопоставления эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, раскройте проблему в контексте проблематики музыкального содержания и восприятия.
  • 4. Изложите Ваше понимание основных явлений эмоциональной сферы психики человека (эмоции, настроения, аффекты, страсти, чувства), их преломление в аспекте взаимодействия учащегося (слушателя, исполнителя) с музыкой.
  • 5. Как вы понимаете выражение «Музыкальное переживание есть результат восприятия музыкального образа и отношения к нему»?
  • 6. Опишите «вклады» базовых и эстетических эмоций в музыкальное переживание слушателя.
  • 7. Что означает выражение «Музыкальное развитие начинается с развития чувствительности» к музыке?
  • 8. Раскройте роль развития эмоциональной сферы личности в развитии способности к музыкальному переживанию.
  • 9. Как Вы понимаете выражение «оттачивать эмоциональный слух к музыке, значит, оттачивать душу человека».
  • 10. С каким музыковедческо-педагогическим компонентом (понятием) более всего связаны чувства в музыке?
  • 11. Опишите особенности музыкально-педагогической методики В. Г. Ражникова «Школа настроений».
  • 12. Посмотрите видеоуроки Н. Земсковой, М. Метелицы, Т. Кравченко. Какие пути развития музыкального переживания и эмоционального интеллекта учащихся Вы наблюдали?
  • 13. Как вы понимаете выражение «музыкальные аффекты являются особым терапевтическим средством, дающим возможность оживления эмоциональной жизни личности»?
  • 14. Приведите примеры подобного рода из личного опыта и своих жизненных наблюдений.
  • [1] Интуиция и эмоции как часть познавательной системы психики принималасьрядом ученых: К. Г. Юнгом, Н. О. Лосским, А. Ф. Лосевым, В. В. Налимовым. Непосредственное чувственное знание связывается с экстрасенсорными, а вернее было быназвать их экстракогнитивными способностями.
  • [2] Импринтинг — целостное бессознательное запечатление объекта, его смыслаи отношения к субъекту.
  • [3] Выражение Э. Курта относительно содержания музыки как такового [70].
  • [4] На основе этих «трех китов» символодеятельности человека родились и трирода интонированных действий в танце ли, в пении ли, в инструментальных сигналахли: — воинствующие (демонстрация силы на парадах тому современный пример) танеци музыка, — магические (шаманские, культовые, медитативные) и — эротические (призывные, возбуждающие, чему подчас карикатурный пример — многие явления современной шоу-культуры).
  • [5] Так обстоит дело с европейской концепцией эмоциональной жизни человека. В ней лишь одна или две из базовых эмоций — «положительны», остальные, по меньшей мере непозитивны. В восточной психологии (буддизм, например) предлагаетсяиной ряд основных эмоций: их более 100 и лишь два десятка из них негативных. Антропологический подход позволяет увидеть в сравнении концепций об эмоциях отблескконцепции жизни человека, необходимых движущих сил, энергий, оценок и факторовразвития. Эти концепции дают ключ и к пониманию (или непониманию) музыки разных цивилизаций.
  • [6] Об этом шла речь в предыдущей главе.
  • [7] Но это понимание имеет место в психологии эмоций и этологии человека, а впсихологии искусства существует теория аффектов, развившаяся в XVII—XVIII вв.екахи раскрывшая новый взгляд на природу аффекта. Аффекты были обнаружены в самойдвижущейся и движущей психические процессы природе музыки и имели значениеинтенсивно переживаемых и навязываемых слушателю эмоций. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами. ФилософыXVII века (Кирхер, Маттезон) использовали понятие музыкального магнетизма, полагая, что музыкальному искусству присущи магические свойства. Кирхер считал, что свойства такого рода проявляются в том, что музыка влечет человеческую душу к аффектам, с неодолимой силой притягивает к себе людей и даже животных. Аффектов, вызываемыхмузыкой, по Кирхеру, восемь, и эмоциональная окраска их весьма различна: радость, отвага, страсть, прощение, страх, надежда, гнев и сострадание.
  • [8] Мерлин Менсон, Лимп Бизкит, МоноваР и т. д.
  • [9] Далее С. Л. Рубинштейн толкует страсть объективно, в то время как в философской антропологии именно вокруг страстей человеческих развернулась страстная полемика между христианским и гуманистическим пониманием ее функции. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевоймомент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевыхмоментов; стремление в нём преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страстьполонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, котораяим владеет, вместе с тем от него же и исходит. Страсть означает по существу порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именнопоэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете ещё никогда не совершалось без великой страсти» [116]. Аскетика страстное состояние считает и именует"противоестественным", болезненным. Оно в тесной связи с грехом. Противоположныйстрасти тип доминантного состояния, когда главною доминантой служит стремлениек Богу, не имеющее для себя никакого предмета в здешнем бытии, называется «сверхъестественным». Есть еще «естественное» состояние как обыденное бытие. Такая энер-гийная природа роднит душу человека с музыкой, именно музыке, звучанию довереновоздействие на энергии души человека, на аффективные и страстные состояния.
  • [10] В. Н. Холопова [149] предложила свой перечень эмоций, передаваемый в музыке: Первый вид эмоций — эмоции как чувство жизни, это называют еще «трезвым упоением». Второй вид эмоций — эмоции как фактор саморегуляции личности, «художественное сопереживание самому себе через музыку». Третий вид эмоций — эмоциявосхищения мастерством искусства композитора или исполнителя. Четвертый видэмоций — эмоции субъективные, сопровождающие профессиональную деятельностьмузыканта-практика. Пятый вид эмоций — собственно изображаемые в самом содержании музыки. Шестой вид эмоций — специфические природные, а вернее, физическиеэмоциогенные, влияния музыки, вибрационное, резонансное заражение. Они направлены на слушателя как на организм. Индивидуальная избирательность к восприятиюмузыки и эмоций зависит от своеобразия личности человека и качественного своеобразия его музыкальности, специфических потребностей.
  • [11] Впрочем, эстетически красивая форма, вызывающая эстетические эмоции, можетне только отдалять от «содержания», но и, напротив, усиливать эффект! В этом умножении эффекта смысл существования форм искусства.
  • [12] Напомним, что фундаментом развития музыкального сознания является насыщенная чувственно-аффективная ткань.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой