Страны Запада.
Сравнительная педагогика
В коллежах функции приобщения иммигрантов к французскому языку выполняют классы адаптации (classes d’adaptation), в лицеях — классы для не получивших ранее образования (classes d’accueil pour Sieves non scolarises anterieurement). С 1980;х гг. действуют Центры обучения французскому языку для вновь прибывающих на жительство во Францию (centres pour la scolarisation des nouveaux arrivants et des… Читать ещё >
Страны Запада. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В США действует разветвленная система государственной поддержки образования мигрантов, организуется специальное обучение школьниковиммигрантов: двуязычные и многоязычные классы и школы.
В Западной Европе поощряются адресованные иммигрантам учебные заведения «второго шанса». Для иммигрантов создаются классы адаптации. Их идея сводится к тому, чтобы дать подготовку молодым людям из иммигрантских семей, которые не получили образования в системе образования страны пребывания. Такие классы предусматривают прежде всего компенсирующее обучение для ликвидации академической неуспеваемости.
В ряде стран Западной Европы в рамках компенсирующего обучения по-особому организованы занятия, связанные с преподаванием языков. В Германии для иммигрантов — детей начального школьного возраста организованы обязательные бесплатные курсы немецкого языка; в ряде начальных школ обучение ведется на немецком языке и языке иммигрантов. В Дании иммигранты могут отдавать детей в школу с обучением на датском и родном языках либо в учебное заведение, где преподавание ведется только на датском языке. В первом случае с детьми работают учителя — носители датского языка и языка иммигрантской общины. В Швеции законом оговорено право иммигрантов получать общее образование не только на шведском, но и на родном языке.
В Великобритании реализуется ряд проектов, направленных на компенсирующее обучение детей иммигрантов: английский язык, пасторская поддержка (pastoral support programs), наставничество (mentoring), консультирование (counseling), художественная терапия (art therapy). Программы пасторской поддержки предусматривают составление личных образовательных планов учащихся-мигрантов (Personal educating plan), сотрудничество с родителями детей иммигрантов, помощь общественных ассоциаций. Наставничество подразумевает индивидуальный подход к детям иммигрантов, консультирование — психологические тренинги таких детей. На тренингах, в частности, используется метод художественной терапии: например, создание психологического автопортрета. Существует сеть региональных консорциумов (Regional Consortia network), занятых педагогической поддержкой детей-иммигрантов. Консорциумы определяют социальные и образовательные потребности таких детей, оказывают им помощь в культурной самоидентификации, организации билингвального обучения. В случаях большого числа в классе иммигрантов применяется обучение в виде дополнительных занятий с малыми группами.
Важные коррективы в духе компенсирующего обучения внесены в работу школы во Франции (табл. 3.3).
Таблица 33
Этапы становления системы педагогической поддержки учащихсяиммигрантов во Франции.
Годы. | События. |
Открытие в г. Обсрвиле первого класса для детей иностранцев из стран Магриба. | |
Создание экспериментальных классов для детей иностранцев. Появление официального циркуляра, в котором регламентировалось обучение в таких классах и был использован термин «дети иностранцев». | |
Появление официального циркуляра, в котором был употреблен термин «дети иностранных мигрантов» и сказано о необходимости их интеграции в жизнь французской школы. | |
Создание программ ELCO (обучение языкам и культурам происхождения детей мигрантов). | |
Создание структур CEFISEM (Центры информации и школьной адаптации детей мигрантов) при учебных округах; центры должны были заниматься проблемами детей мигрантов, подготовкой для них преподавателей, методиками обучения иммигрантов французскому языку. |
Окончание табл. 3.3
Годы. | События. |
Создание зон (позже сетей) «приоритетного образования» (Les zones et reseaux d’education prioritaire — ZEP/REP) для дополнительного компенсирующего обучения трудных и неуспевающих учащихся, в том числе иммигрантов. | |
Учреждение классов адаптации и вводных курсов по французскому языку для вновь прибывших детей иммигрантов. | |
Конец 1980;х гг. | В официальных документах укореняется термин «дети иммигрантов». |
Создание сетей приоритетного образования (REP) для активизации деятельности зон приоритетного образования (ZEP). | |
Реорганизация CEFISEM в CASNAV (Центры обучения вновь прибывших детей иммигрантов и детей-визитеров). CASNA V заняты интеграцией таких учащихся, преодолением в отношении них насилия, ксенофобии и дискриминации в школьной среде. | |
Реорганизация REP/ZEP. Создание новой структуры для работы с детьми иммигрантов — «сети успешной реализации поставленных задач» (RAR/RRS). | |
Создание в начальных школах и коллежах системы дополнительного «педагогического сопровождения» (accompagnement pedagogique) в районах, где компактно проживают иммигранты. |
Как видно из табл. 3.3, в 1970;х гг. во Франции созданы первые структуры педагогической адаптации-приема (d’accueil) «новых иммигрантов». Они учреждались на всех ступенях общего образования. В начальной школе иммигрантов одновременно зачисляют в так называемый класс инициации (интеграции) (classe d’initiation (d*integration)) и класс, соответствующий их возрасту и уровню развития. В классе инициации дети в течение максимум одного учебного года осваивают основы устного и письменного французского языка, параллельно занимаясь не в полном объеме в обычном классе. По завершении класса инициации школьники обучаются вместе со сверстниками по общей программе. В начальных классах появился предназначенный иммигрантам «интегрированный компенсирующий курс» (corns de rattrapage integre) — дополнительные занятия, но французскому языку.
В коллежах функции приобщения иммигрантов к французскому языку выполняют классы адаптации (classes d’adaptation), в лицеях — классы для не получивших ранее образования (classes d’accueil pour Sieves non scolarises anterieurement). С 1980;х гг. действуют Центры обучения французскому языку для вновь прибывающих на жительство во Францию (centres pour la scolarisation des nouveaux arrivants et des enfants du voyage).
Осуществляемая во Франции политика позитивной дискриминации — компенсирующее обучение в «приоритетных зонах образовании» {Les zones d’education prioritaires) — адресована в особенности мигрантам. В этих случаях, к примеру, создаются классы с гораздо меньшим, чем обычно, числом учащихся.