Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормативно-правовое обеспечение процесса подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя… Читать ещё >

Нормативно-правовое обеспечение процесса подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение образовательного комплекса страны высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала образовательных организаций, в том числе в части дополнительного образования детей. Нормативноправовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В этой связи особо значимым становится нормативноправовая база, регламентирующая сферу дополнительного образования детей не только на федеральном уровне, но и уровне субъектов и муниципальных образований РФ. Важно, чтобы федеральная, региональная и муниципальная нормативно-правовая база способствовала развитию сферы дополнительного образования детей, а не создавала ограничения, сложности и проблемы.

К документам федерального уровня, регламентирующим деятельность в сфере дополнительного образования детей, можно отнести документы, представленные ниже.

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года, № 273-ФЗ. Закон является основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере образования. Но документ регулирует не только образовательные отношения, но и содержание образования (в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика», «направленность (профиль) образования» и т. д. Во-вторых, он меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В соответствии с Законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются на нескольких уровнях: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня:

  • 1) среднее профессиональное образование;
  • 2) высшее образование — бакалавриат;
  • 3) высшее образование — специапитет, магистратура;
  • 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Иными словами, новый закон отменяет понятие «начальное профессиональное образование» и существенно расширяет понятие «среднее профессиональное образование». Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.

Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ «Об образовании» употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» — просто «высшее образование». В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Отдельная глава настоящего Закона посвящена дополнительному образованию, которое регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:

  • — дополнительное образование детей;
  • — дополнительное образование взрослых;
  • — дополнительное профессиональное образование.

В Статье 75 говорится о том, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.

  • 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009). В Концепции сформулированы основные направления долгосрочного социальноэкономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития. Документ содержит информацию об установленных целевых ориентирах развития системы образования в целом и дополнительного образования детей в частности.
  • 3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011;2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61). Программа определяет мероприятия развития образования России на период 2011— 2015 гг., в том числе основные направления модернизации системы дополнительного образования детей, позволяет ознакомиться с комплексом мероприятий, направленных на развитие системы дополнительного образования, а также изучить приоритетные задачи развития всей системы образования на 2011 — 2015 годы. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
  • 4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Документ определяет требование, согласно которому российская система образования должна обеспечить дополнительным образованием всех желающих, при этом детям оно должно предоставляться на бесплатной основе.
  • 5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012;2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Главная цель Национальной стратегии — определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Среди прочих ключевых принципов в Национальной стратегии говорится о принципе максимальной реализации потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
  • 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г., пр-271, утвержден Президентом РФ). В документе сформулированы главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Приведено описание школы будущего как института, соответствующего целям опережающего развития; определены основные направления развития общего образования, такие, как переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. В национальной образовательной инициативе изложены требования и условия организации дополнительного образования детей в интеграции с общеобразовательными школами.
  • 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013;2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации
  • 22.11.2012 г., № 2148-р. В программе дана общая характеристика системы образования РФ, обозначены приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» определены основные задачи развития дополнительного образования:
    • — формирование образовательной сети и финансовоэкономических механизмов, обеспечивающих повышение качества и равный доступ населения к услугам дополнительного образования детей;
    • — модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
    • — обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
    • — создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
  • 8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно данному Указу, к 2020 году не менее 75% детей 5−18 лет должны будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50% детей на бесплатной основе. А также предлагается обеспечить передачу субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
  • 9. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом России от 3 апреля 2012 г.). Настоящая Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. В соответствии с данной концепцией основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:
    • — развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационноуправленческих механизмов, обеспечивающих выявление и развитие молодых талантов;
    • — развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений;
    • — развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров для работы с талантливыми детьми;
    • — реализация системы мероприятий, направленных на решение задач по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях;
    • — развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;
    • — формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.
  • 10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Документ содержит информацию об условиях организации внеурочной деятельности средствами системы дополнительного образования детей. Все это способствует соблюдению определенных условий в системе дополнительного образования детей и требований к организации деятельности учреждений дополнительного образования.
  • 11. Приказ Минздравсоцразвития России № 761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В документе описаны квалификационные характеристики, а именно должностные обязанности, перечень того, что должен знать педагог, и требования к квалификации руководителя, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, методиста.
  • 12. Приказ Росстата от 27.07.2009 № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений». Документ регламентирует правила представления статистической информации учреждениями дополнительного образования детей, необходимый список сведений, порядок заполнения бланков отчетности и т. д.
  • 13. Приказ № 1614 от 18 ноября 2008 г. «О создании постоянно действующей комиссии для установления должностных окладов и выплат стимулирующего характера руководителей федеральных государственных образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей и учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию». Документ регламентирует создание постоянно действующей комиссии для установления должностных окладов и выплат стимулирующего характера руководителям федеральных государственных образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей и учреждений, оказывающих услуги в сфере образования, подведомственных Рособразованию.
  • 14. Приказ Минобрнауки РФ от 05.11.2009 № 512 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 50 148 Педагогика дополнительного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 № 15 598). В документе содержится информация о требованиях к подготовке кадров на уровне среднего профессионального образования для системы дополнительного образования детей, которая является необходимой для проведения анализа современного состояния этой сферы.
  • 15. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года, № 1726-р, одним из направлений определяет развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Реализация данного направления предполагает:[1]
  • — «апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
  • — модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
  • — разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
  • — создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
  • — расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;
  • — внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;
  • — привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
  • — поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • — включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;
  • — введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавариата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;
  • — обеспечение функционирования модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;
  • — формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
  • — модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации;
  • — внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • — поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей».
  • 16. Требования к должностным обязанностям специалистов системы дополнительного образования ранее определялись единым квалификационным справочником (ЕКС) для работников сферы образования, утвержденным Минздравсоцразвития РФ. ЕКС предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений. На его основе в учреждении дополнительного образования составляются должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей. В ЕКС отражены общие положения, должности руководителей, должности педагогических работников, должности учебно-вспомогательного персонала. Приведены основные функции, подробные требования к знаниям и обязанностям для руководителей и педагогических работников. Все работники сферы образования должны знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и Конвенцию о правах ребенка.[2]
  • 17. Сегодня наиболее актуальным и значимым документом для всех педагогических работников системы образования является Профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»). Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
  • 18. Проект профессионального стандарта «Преподаватель» (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых). Профессиональный стандарт является одним из элементов национальной системы квалификаций, инструментом для обеспечения связи между требованиями работодателей и профессиональным образованием. Следовательно, он является основой для изменения стандартов подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, обновления и формирования содержания образовательного стандарта и программ профессионального образования.

Профессиональный стандарт расширяет границы свободы педагога и в то же время повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Профессиональный стандарт разработан согласно простой логике: анализ профессиональной деятельности и описание диагностируемых требований к ней. Таким образом, в стандартах описывается деятельность, а не личность педагогического работника.

Предложенный в 2012 году проект профессионального стандарта содержит информацию об обобщенных трудовых функциях, возможных наименованиях должностей, требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности, особые условия допуска к работе, описание трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей предполагает три обобщенные трудовые функции:

  • 1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования), в том числе организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программнометодического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
  • 2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист), в том числе организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  • 3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (педагогорганизатор), в том числе организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристскокраеведческому и др.

Профессиональные стандарты (утвержденные и существующие в качестве проекта) определяют единый подход к профессиональным компетенциям педагогических кадров:

  • — дошкольного и общего образования (профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»);
  • — профессионального и дополнительного образования (проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) «);
  • — дополнительного и дошкольного образования (проект профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»);
  • — дополнительного и общего образования (проект профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»);
  • — дополнительного образования и спорта (профессиональный стандарт «Тренер»).

Согласно профессиональным стандартам требования к подготовке педагогических кадров сферы ДОД должны затрагивать:

  • — уровень их образования и обучения;
  • — уровень их профессионального развития.

Поэтому при разработке системы мер по модернизации требований к уровню подготовки педагогических кадров сферы ДОД необходимо определить:

— единый начальный уровень образования и обучения. На данный момент требования к уровню образования и обучения примерно согласованы в проектах стандарта преподавателя и стандарта педагога ДОД детей и взрослых.

Так, в проекте стандарта преподавателя (в том числе и педагога ДОД) в качестве требования к уровню образования и обучения выступают:

  • — высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование», как правило, по профилю «Дополнительное образование (в соответствующей области)»;
  • — высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, и дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование».

Если рассматривать требования к уровню образования и обучения для тренера-преподавателя, то они описаны поразному в системе спорта и системе образования.

Так, в профессиональном стандарте «Тренер» указаны:

  • — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта;
  • — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта.
  • — уровень профессионального развития — формируется в результате выполнения трудовых функций, которые описаны в профессиональных стандартах. В каждом стандарте (утвержденном или существующем в виде проекта) перечень трудовых функций различен. Следовательно, и уровень профессионального развития педагогических кадров в образовании и спорте различается.

Таким образом, модернизация требований к уровню подготовки педагогических кадров сферы ДОД в системе образования, культуры и спорта должна быть направлена на унификацию трудовых функций, приемлемых для всех направлений дополнительного образования детей.

  • [1] Концепция развития дополнительного образования детей, принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года, № 1726-р
  • [2] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 76!н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностейруководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Опубликовано 20 октября2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный№ 18 638
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой