Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка
![Диссертация: Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка](https://westud.ru/work/3029292/cover.png)
Диссертация
Таким образом, в ходе опытного обучения было апробировано новое содержание, новый метод, оригинальная система упражнений, новый подход к оценке результатов обучения: введены новые понятия в содержание обучения: текстообразующая и выразительно-изобразительная функция грамматической формыразработана типология текстов, в которой выделение моделей связано с положением функциональной грамматики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования
- 1. 1. Понятие «функциональный» в методологии, лингвистике и методике преподавания русского языка
- 1. 2. Функциональный подход и функциональный принцип как категории методики русского языка
- 1. 3. Функциональная грамматика как лингвистическая база реализации функционального принципа методики преподавания русского языка
- 1. 4. Методологический потенциал стилистики в реализации функционального принципа изучения грамматики
- 1. 5. Ретроспективный анализ проблемы соединения линий языка и речи в русской методической школе
- Выводы по главе
- Глава 2. Диагностика речи учащихся среднего школьного. возраста в аспекте употребления единиц языка в тексте (на примере глагольных словоформ)
- 2. 1. Организация констатирующего эксперимента
- 2. 2. Этапы и результаты констатирующего среза
- Выводы по главе
- Глава 3. Проектирование обучения морфологии в аспекте реализации функционального принципа
- 3. 1. Траектория функциональности «в преподавании русского языка
- 3. 1. 1. Анализ программ и учебников русского языка 5−7 классов в аспекте функциональности
- 3. 1. 2. Концепция реализации функционального принципа в изучении морфологии
- 3. 1. 3. Грамматическая форма как ценностный компонент анализа художественного текста
- 3. 2. Текст как компонент содержания урока морфологии
- 3. 2. 1. Текст как образовательное пространство в методике реализации функционального принципа
- 3. 2. 2. Текст как дидактический материал урока морфологии
- 3. 3. Лингвостилистический анализ текста как метод обучения при функциональном подходе к единицам языка
- 3. 4. Система упражнений при организации обучения на функциональной основе
- 3. 1. Траектория функциональности «в преподавании русского языка
- Выводы по главе
- Глава 4. Содержание экспериментального обучения: функции частей речи в тексте
- 4. 1. Организация опытного обучения
- 4. 2. Первый этап опытного обучения: введение понятий текстообразующая и выразительно-изобразительная функции грамматических форм
- 4. 3. Второй этап опытного обучения: формирование- речевых умений употребления грамматических форм в их разнообразных функциях в тексте
- 4. 3. 1. Обучающий потенциал изложения
- 4. 3. 2. 0. бучение учащихся1 способу действия при выборе грамматических' форм
- 4. 3. 1. Обучающий потенциал изложения
- 4. 4. Формирование позиции субъектной роли ученика в обучении
- 4. 4. 1. Урок-исследование
- 4. 4. 2. Интегрированный урок словесности
- 4. 5. Третий этап опытного обучения: организация речевой практики учащихся (творческая деятельность в социуме)
- 4. 6. Основные результаты опытного обучения
Список литературы
- Абелева, И.Ю. Речь о речи Коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. М.: Логос. 2004. — 304с.
- Авдеев, Ф.Ф. Историческое настоящее в современном русском языке: Дис. канд. фил. наук / Ф. Ф. Авдеев. Воронеж, 1976. — 213 с.
- Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов: (Теория и практика преподавания языка) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — СПб: Златоуст, 1999. -471 с.
- Аксиологические аспекты преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы международной научно-практической конференции / Науч. ред. проф. А. Д. Дейкина. М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. — 496 с.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М.: МГУ, 1970. -164 с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980. 151 с.
- Алексеева, О.В. Функциональный подход к изучению глагола в школе: Учеб.-метод. пособие / О. В. Алексеева. Воронеж: ВГПУ, 2004. — 126 с.
- Алексеева, О.В. Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению: Учебно-методическое пособие / О. В. Алексеева. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. — 48 с.
- Ю.Алексеева, О. В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: Учеб.-метод. пособие / О. В. Алексеева. Воронеж: ВГПУ, 2009. — 68 с.
- Алексеева, О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка: Монография / О. В. Алексеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2010.-186с.
- Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке / Н. Ф. Алефиренко. М.: Флинта, 2009. — 412 с.
- Алгазина, H.H. Обучающие изложения в V классе / Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская. -М.: АПН РСФСР, 1962. -168 с.
- Алфёров, А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) / А. Д. Алфёров. -М.: Сотрудник школы, 1911.-222 с.
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Р. И. Альбеткова. М.: Дрофа, 2000. — 304с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста / Е. С. Антонова. // Русский язык в школе. -2000. -№ 5. -С.3−11.
- Антонова, Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для 9 класса / Е. С. Антонова. М.: Вербум-М, 2002. — 112 с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста: рабочая тетрадь по развитию речи и мышления школьников 9 класса / Е. С. Антонова. // М.: Вербум-М, 2002. — 64 с.
- Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пособие / Е. С. Антонова. — М.: КНОРУС, 2007. 464 с.
- Арефьева, С.А. Синтактико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учёта особенностей речи учащихся): Автореф. дис.. докт. пед. наук / С. А. Арефьева. М., 1998. — 32с.
- Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова. М.: Вербум-М, 2004. -192с.
- Афанасьев, П.О. Методика русского языка в школах повышенного типа / П. О. Афанасьев. М., 1930. — 234 с.
- Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд-е 5-е / О. С. Ахманова. — М.: Либроком: URSS, 2009. — 569 с.
- Бабайцева, В.В. Явления переходности в грамматике русского языка: Монография / В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2000. — 640 с.
- Бабайцева, В.В. Лингвистические основы школьного курса синтаксиса // Русский язык в школе. 1975. — № 5. — С. 13−18.
- Бабайцева, В.В. Русский язык: Теория: Учеб. для 5−9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2004 — 336 с.
- Балыхина, Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методические проблемы обучения русскому языку / Т. М. Балыхина. М.: Изд-во РУДН, 2000. — 400 с.
- Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. — 182 с.
- Баранов, М.Т. О соотношении между знаниями и соответствующими умениями у учащихся УИ-УШ классов // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1960. — № 5. — С. 39−42.
- Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4−8 кл: Автореф. дис.. докт. пед. наук/ М. Т. Баранов. -М., 1985. -32 с.
- Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Ипполитова, П.Ф.Ивченков- Под ред. проф. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 2000. — 368 с.
- Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — С. 36−43.
- Баранов, М.Т. Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи / М. Т. Баранов. //Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 2-е изд. М.: Дрофа, 2000. — С.206−218.
- Баринова, Е.А., Боженкова, Л.Ф., Лебедев, В. И. Методика русского языка: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под общ. ред. Е. А. Бариновой. М.: Просвещение, 1974.-368 с.
- Барлас, Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей / Л. Г. Барлас. -М.: Просвещение, 1978.-256 с.
- Барлас, Л.Г. О категориях выразительности и изобразительных средствах языка / Л. Г. Барлас. // Русский язык в школе. 1989. — № 1. -С.75−80.
- Бархин, К.Б. Методика русского языка в средней школе / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина. -М.: Учпедгиз, 1934. 156 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 369 с.
- Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста /
- B.П.Белянин. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 124 с.
- Бирюкова, Т.Г. Речевое развитие старших школьников: Монография / Т. Г. Бирюкова. Елец: Изд-во ЕГПИ, 2000. — 170 с.
- Бирюкова, Т.Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников: Дис.. докт. пед. наук / Т. Г. Бирюкова. — М., 2001.-371 с.
- Богин, Г. И. Современная лингводидактика / Г. И. Богин. — Калинин: КГУ, 1980. 61 с.
- Богородицкий, В.А. Общий курс русской грамматики (Из университетских чтений). 5 изд-е, перераб./ В. А. Богородицкий. — M.-JL: Гос. соц. эконом, изд., 1935. 354 с.
- Богоявленский, Д.Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики / Д. Н. Богоявленский. // Русский язык в школе. — 1972. -№ 1. -С.14−19.
- Богоявленский, Д.Н. Трудности усвоения грамматических понятий / Д. Н. Богоявленский. // Русский язык в школе. 1979. — № 1. — С.21−26.
- Болотнова, Н.С. Текстовая компетенция и пути её формирования в школе / Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка. Томск, 2001. — С. 2−9.
- Болотнова, Н.С. Стилистический анализ текста в школе / Н. С. Болотнова. // Русский язык в школе. 2002. — № 2. — С.95−106.
- Болотнова, Н.С. текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие / Н. С. Болотнова. Томск: UFO-PRESS, 2002. — 64с.
- Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие для филологов / Н. С. Болотнова. — Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005.-272 с.
- Бондарко, A.B. Вид и время русского глагола (значение и употребление) / А. В. Бондарко. -М.: Просвещение, 1971. 239 с.
- Бондарко, A.B. Грамматические категории и контекст / А. В. Бондарко. -Д.: Наука, 1971.-112 с.
- Бондарко, A.B. Теория морфологических категорий / А. В. Бондарко. -Л.: Наука, 1976.-255 с.
- Бондарко, A.B. Грамматическое значение и смысл / А. В. Бондарко. — Л.: Наука, 1978.- 175 с.
- Бондарко, A.B. Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. Изд-е 4-е /
- A.В.Бондарко. М.: КомКнига, 2006. — 352 с.
- Буланова, С.Ю. Изучение младшими школьниками качественных прилагательных в условиях их функционирования в тексте-описании (3 класс): Дис. канд. пед. наук / С. Ю. Буланова. С-Петербург, 1996.- 161 с.
- Булохов, В.Я. Обогащение речи учащихся тропами (в связи с изучением имени прилагательного в 5 классе): автореф. дис.. канд. пед наук /
- B.Я.Булохов.-Красноярск, 1969,-21 с.
- Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелёв.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 576 с.
- Бунаков, Н.Ф. Учебник русской грамматики для младших классов реальных училищ, военных гимназий и вообще средних учебных заведений и для городских гимназий / Н. Ф. Бунаков. — С-Пб.: тип. В. Безобразова и комп., 1880. — 111 с.
- Бунаков, Н.Ф. Избранные пед. соч. / Н. Ф. Бунаков. М.: АПН РСФСР, 1953.-412 с.
- Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100»: автореф. дис.. докт. пед. наук / Е. В. Бунеева. Челябинск, 2009. — 47 с.
- Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. — Л.: Учпедгиз, 1941. -248 с.
- Быстрова, Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
- Валгина, Н.С. Теория текста: Учеб. пособие / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2004.-280 с.
- Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. -М.: Просвещение, 1983. 128 с.
- Виды работ по развитию речи на уроках русского языка: Сб. статей из опыта работы учителей. — М.: Учпедгиз, 1963. — 279 с.
- Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. М.-Л.: Учпедгиз, 1947. — 784 с.
- Виноградов, B.B. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. М.: Акад. Наук СССР, 1963. — 255 с.
- Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. // Избранные труды. — Т.5. М.: Наука, 1980. — 360 с.
- Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М., 1971. 232 с.
- Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. -М., 1959.
- Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1980. — 223 с.
- Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всеволодова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 501 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-415 с.
- Гаврилова, Г. Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Пособие для учителя / Г. Ф. Гаврилова, Т. М. Редкозубова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-160 с.
- Гагаев П.А. Изучение причастий и деепричастий на основе обобщённых морфологических понятий и функционально-стилистического подхода: Дис. канд. пед. наук / П. А. Гагаев. М, 1994. — 269 с.
- Гагаев, А А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М.: Флинта: Наука, 2002. 184 с.
- Гагаев, A.A. Речь как индивидуально авторский феномен (теория и практика): Учеб. пособие к элективному курсу. Профильная школа /
- A.А.Гагаев, П. А. Гагаев. Пенза: Изд-во ИПКиПРО, 2005. — 126 с.
- Гадалова, В.В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей) /
- B.В.Гадалова. М.: Московский лицей, 2002. — 88 с.
- Гак, В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка // Проблемы функциональной грамматики. — М.: Наука, 1985. — С.5−16.
- Гальперин, И.Р. Информативность единиц языка / И. Р. Гальперин. — М.: Высшая школа, 1974. — 175 с.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981- 138 с.
- Гац, И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Ю. Гац. М.: Дрофа, 2007. — 287 с. 93 .Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1949. — 192 с.
- Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Изд-е 2 / А. Н. Гвоздев. -М.: Учпедгиз, 1955. — 463 с.
- Гин, Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий: Избранные работы / Я. И. Гин. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996. 224 с.
- Гладченко, С.А. Система обучения повествовательным, описательным и смешанным типам речи на основе использования временных форм глагола: Дис.. канд. пед. наук / С. А. Гладченко. М., 1990. — 149 с.
- Глебова, Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе / Е. Ф. Глебова. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1982. — 92 с.
- Глебова, Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе: Учеб. пособие / Е. Ф. Глебова. — Горький: Изд-во ГГПИ, 1986. 72 с.
- Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М.: Наука, 1997. — 245с.
- ЮО.Головин, Б.Н. «Лингвистика текста» или «лингвистика речи»? // Термины в языке и речи: Межвузовский сборник. — Горький, 1984.
- Голуб, И.Б. Грамматическая стилистика русского языка: Учебное пособие для вузов / И. Б. Голуб. М.: Высш. шк., 1989. — 202 с.
- Юб.Грамматика русского языка. Учебник для 5 и 6 классов семилетней и средней школы. Изд-е 14. / Под редакцией JI.B. Щербы. М.: Учпедгиз, 1953.-208 с.
- Гуманитарные знания: Сущность и функции. — СПб.: Изд-во СПБ университета, 1991. 149 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов): Автореф. дис.. докт. психол. наук / В. В. Давыдов. М., 1970. — 38 с.
- Данилов, В.В. Методика русского языка. Изд-е 2-е / В. В. Данилов. -Пбг -Киев: Сотрудник, 1917. 204 с.
- ПО.Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. -М.: Просвещение, 1990. 175 с.
- Дейкина, А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя / А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова. М.: Флинта, Наука, 1998. -144 с.
- Десяева, Н.Д. Обучение школьников морфологическому анализу на основе репродуктивной и продуктивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Д. Десяева. М., 1987. — 32 с.
- Десяева Н.Д. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, С. А. Арефьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика, 1975.-256с.
- Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе / В. А. Добромыслов. M.-JL: АПН РСФСР, 1946. — 518 с.
- Донская, Т.К. Работа над динамическими текстами в школе // Лингвометодические основы при обучении русскому языку. Л.: Просвещение, 1982. — С. 42−50.
- Донская, Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку: Учебное пособие к спецкурсу / Т. К. Донская. — Л.: ЛГПИ, 1985. 82 с.
- Донская, Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Т. К. Донская. Л., 1990. -40 с.
- Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. — М.: Наука, 1984. 268 с.
- Дроздова, O.E. Общелингвистический компонент обучения русскому языку в средней школе / О. Е. Дроздова. М.: Mili У, 2003. — 277 с.
- Дудников, A.B. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе: Пособие для учителей / A.B.Дудников. М.: Просвещение, 1977. — 304 с.
- Еремеева, А.П. Речевой аспект грамматической нормы одно из условий повышения интереса к урокам русского языка / А. П. Еремеева. // Воспитание интереса к изучению русского языка в школе: Сб. статей- Под ред. Б.И.Фоминых-М.: НИИ школ, 1979. — С.55−61.
- Еремеева, А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада / А. П. Еремеева. М., 1991. — 44 с.
- Еремеева, А.П. Роль образца художественного текста в обучении связной речи / А. П. Еремеева. // Русская словесность. — 1994. — № 4. — С.72−77.
- Ефимов, А.И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. — М.: Изд-воМГУ, 1961.-519 с.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.-157 с.
- Жинкин, Н.И. Грамматика и смысл // Н. И. Жинкин. Язык. Речь. Творчество. -М.: Лабиринт, 1998. С.320−340.
- Журавлёв, И.К.О некоторых способах включения познавательных задач в процесс обучения / И. К. Журавлёв. // Новые исследования в педагогических науках. — 1971. — № 4. — С.66−71.
- Иванов, С.П. Развитие речи в связи с изучением грамматики в средней школе. — Л.: Учпедгиз- 1956. — 79 с.
- Иванова, Г. А. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении атрибутивного словосочетания в текстовом аспекте: Дис. канд. пед. наук / Г. А. Иванова. С-Петербург, 1994. — 187 с.
- Ивченков, П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 кн.: Пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. -М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Иконников, С.И. Функционально-стилистический аспект при изучении русского языка // Русский язык в школе. 1974. — № 1. — С. 19−23.
- Ильенко, С.Г. Актуальные проблемы развития речи // Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи»: Сборник научных трудов. — Л: ЛГПИ им. Герцена, 1979. — С. 6−17.
- Ильенко, С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц // Текстовые реализации и текстообразую-щие функции синтаксических единиц. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1988. — С. 7−22.
- Ильенко, С.Г. Русистика. Избранные труды / С. Г. Ильенко. — С. Петербург: Изд-во PI НУ им. А. И. Герцена, 2003 684 с.
- Ипполитова, Н. А. Методика работы по грамматической стилистике в средней школе (на материале изучения темы «Глагол» в 4−5 классе): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Ипполитова. — М., 1975. — 26 с.
- Ипполитова, H.A. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. Пособие для учителей / Н. А. Ипполитова. — М.: Просвещение, 1980. 142 с.
- Ипполитова, H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу / Н. А. Ипполитова. М.: Наука, 1992. — 126с.
- Ипполитова, H.A. Изучение синтаксиса на текстовой основе: Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада / Н. А. Ипполитова. — М., 1993. — 58 с.
- Ипполитова, H.A. Русский язык и культура речи: учеб. / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М.Р.Савова- Под ред. Н.А.ипполитовой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 440 с.
- Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогия, 1974. — 168 с.
- Кайда, Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции к декодированию: Учеб. пособие / Л. Г. Кайда. М.: Флинта: Наука, 2004. — 208 с.
- Капинос, В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Русский язык в школе. — 1979.-№ 6.-С. 15−20.
- Капинос, В.И. Практическая направленность в работе над морфологической темой (на материале изучения видов глагола в IV классе)
- Урок русского языка в малокомплектной школе. — М: Просвещение, 1986. -С. 88−100.
- Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. -342 с.
- Капинос, В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом /
- B.И.Капинос^ Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994. — 192 с.
- Капинос, В.И. Об интегративном курсе «Язык и речь» / В. И. Капинос,
- C.И.Львова. // Русская словесность. 1994. — № 4. — С.54−60.
- Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. — СПб: Наука, 2000. 346 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов.-Изд. 6-е. M.: URSS, 2007. — 264 с.
- Караулов, Ю.Н. Основные характеристики языковой способности / Ю. Н. Караулов. // Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995. — С. 3−36.
- Китаева, Т.В. Функционально-семантический аспект изучения предлогов на уроках русского языка в 7 классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Китаева. М., 1998. — 20 с.
- Клобуков, Е.В. Теоретические проблемы русской морфологии / Е. В. Клобуков. М.: Изд-во Московского университета, 1979. — 96 с.
- Кодухов, В.И. Лингвистические основы развития речи // Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи»: Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1979. С. 18−27.
- Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с. 175 .Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1983, —223 с.
- Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1984. 175 с.
- Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста: Сборник статей // Под ред. Н. К. Соколовой. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. — 167 с.
- Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева и др.- Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. -331 с.
- Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка: Материалы научно-практической конференции-презентации / Под ред. проф. Н. С. Болотновой.— Томск: Изд-во ТГПУ, 2001.-127 с.
- Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: Сб. статей М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 512 с.
- Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе / под рук. Н. М. Шанского и О. В. Загоровской // Русский язык в школе. — 2002. № 2. — С.3−7.
- Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее (полное) общее образование) // Русский язык в школе. 2002. — № 2. — С. 7−9.
- Костомаров, В.Г. Стилистика. Компедиум лекций / В. Г. Костомаров. — М.: Гос. ин-т русского языка имени А. С. Пушкина, 2004. 256 с.
- Криворотова, Э.В. Развитие мышления и интеллекта учащихся при изучении грамматики: Монография / Э. В. Криворотова. — Ярославль: Ремдер, 2007.-364 с.
- Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. — М.: Изд-во Экспо, 2007. 944 с.
- Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (Опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. -М., 1995. — С.144−238.
- Кузнецов, П.С. О принципах изучения грамматики / П. С. Кузнецов. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 104 с.
- Кузнецова, Л.М. Основы отбора и формирования стилистических понятий в школьной практике изучения русского языка: Учеб. пособие по спецкурсу / Л. М. Кузнецова. Куйбышев: КГПИ, 1982. — 72 с.
- Кузнецова, Л.М. Формирование стилистических понятий как основа развития речевых умений и навыков: Дис.. докт. пед. наук / Л. М. Кузнецова. Куйбышев, 1989.-338 с.
- Кузнецова, Л.М. Особенности и возможности образно-выразительной речи учащихся 8−10 классов // Слово русское в обучении и воспитании: Сб. статей к 70-летию Л. М. Кузнецовой / Л. М. Кузнецова. — Самара: изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1999. — С. 37−54.
- Кулаева Г. М. Языковой эстетический идеал и пути его формирования в процессе обучения и воспитания в средней школе: Монография / Г. М. Кулаева. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 220 с.
- Кулаева, Г. М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: Дис.. докт. пед. наук / Г. М. Кулаева. М., 2008. — 463 с.
- Кульман, Н.К. Методика русского языка. Для пед. и учительск. ин-тов / Н. К. Кульман. М.: Башмаков и К°, 1912. — 304 с.
- Кульман, Н.К. Элементарно-практическая грамматика русского языка. Этимология. Для средних учебных заведений и для высших начальных училищ / Н. К. Кульман. — Владивосток, Издание Дальневосточного и Внесибирского Союзов Земств и Городов, 1919. — 142с.
- Куманяева, А.Е. Изучение текстообразующей функции лексических средств как путь совершенствования речи учащихся: Дис.. канд. пед. наук / А. Е. Куманяева. М., 2006. — 266 с.
- Купалова, А.Ю. Основы функционального подхода к изучению синтаксиса русского (родного) языка в школе / А. Ю. Купалова. — Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1991. — 55 с.
- Купалова, А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка / А. Ю. Купалова. // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С.27−33.
- Купалова, А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5−6-х классов / А. Ю. Купалова. М.: Флинта, Наука,, 1996. -272 с.
- Купалова, А.Ю. Семантический аспект функционального подхода к изучению синтаксиса в школе / А. Ю. Купалова. // Русский язык в школе. — 2006. — № 5. С.9−14.
- Купина, H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа / Н. А. Купина. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1983. — 160 с.
- Ладыженская, Т. А. Упражнения по развитию связной речи / Т. А. Ладыженская // Методы и приёмы обучения русскому языку. Сборник научных трудов- Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: НИИ школ, 1977. — С. 915.
- Ладыженская, Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4−8 классы): Пособие для учителя / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1978. — 286 с.
- Леонтьев, A.A. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974.-294 с.
- Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Ю.Леонтьев, A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные педагогические труды / А. А. Леонтьев. М.: НПО МОДЭК, 2001.-448 с.
- Лернер, И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути её исследования / И. Я. Лернер. // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. — С.5−37.
- Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Знание. 1976. — № 3. — 64 с.
- Лидман-Орлова, Г. К. Работа над связным текстом при изучении переносного употребления глагола в 4 классе / Г. К.Лидман-Орлова. // Русский язык в школе. 1972. -№ 1. — С. 25−31.
- Лидман-Орлова, Г. К. Методика работы над предикативными отношениями, выражаемыми с помощью глагола (в связи с задачами совершенствования речи учащихся IV класса): Дис.. канд. пед. наук / Г. К.Лидман-Орлова. -М., 1973. 192 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 707 с.
- Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку: Межвуз.сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1982. — 125 с.
- Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /
- Е.И.Литневская, В.А.Баграмянцева- Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
- Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 448 с.
- Лопатин, В.В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 928с.
- Лосева, Л. М: Как строится текст / Л. М. Лосева. М.: Просвещение, 1980.-94 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. -384 с.
- Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд. / В. А. Лукин. — М.: Изд-во «Ось-89», 2005.-560 с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979. -122 с.
- Львов, М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: Дис.. докт. пед. наук / М. Р. Львов. Магнитогорск, 1972.
- Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Вып. 1 / М. Р. Львов. -М.: МГПИ, 1978.-35 с.
- Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся / М. Р. Львов. // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С. 42−48.
- Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
- Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) / М. Р. Львов. // Русский язык в школе. — 2001.-№ 4.-С. 3−7.
- Львов, М.Р. Языковое чутьё как фактор обучения / М. Р. Львов. // Русская словесность. — 2005. № 7. — С.43−49.
- Львов, М.Р. Русский язык в школе: история преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей / М. Р. Львов М.: Вербум-М, 2007.-331 с.
- Львова, С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка: Дис.. докт. пед. наук / С. И. Львова. — М., 1993. 355 с.
- Львова, С.И. Уроки словесности. 5−9 классы: Пособие для учителя / С. И. Львова. -М.: Дрофа, 1996.-416 с.
- Львова, С.И. Осторожно: художественный текст / С. И. Львова. // Русская словесность. 1997. — № 3. — С.51−56.
- Любичева, Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся): Учеб. пособие / Е. В. Любичева, Н. Г. Ольховик. — СПБ: Сага: Азбука-классика, 2005. — 363 с.
- Максимов, Л.Ю. Стилистика художественной речи в педагогическом вузе / Л. Ю. Максимов. // Современный русский язык. М.: МГПИ, 1976. — 463 с.
- Максимов, Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (На материале рассказа И. А. Бунина «Лёгкое дыхание») / Л. Ю. Максимов // Русский язык в школе. — 1993. — № 6. — С.3−12.
- Мамушин, В.Е. Психолого-методические основы развития речи учащихся: Учебное пособие по методике русского языка / В. Е. Мамушин. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 1975. 140 с.
- Мамушин, В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности: Дис.. докт. пед наук / В. Е. Мамушин. -М., 1980.-412 с.
- Марков, Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю. Г. Марков. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-е, 1982. — 255 с.
- Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1979.-363 с.
- Марченко, Э.Р. Тип текста как коммуникативная норма: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. Р. Марченко. М., 1983. — 23 с.
- Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 272 с.
- Махновская, Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Н. И. Махновская. М., 2004. — 39 с.
- Махновская, Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в высшей и средней школе. Монография: Материалы исследования в 2-х частях. — 4.1. / Н. И. Махновская. М.: Прометей, 2004. -254 с.
- Мезенин, С.М. Образность как лингвистическая категория / С. М. Мезенин. // Вопросы языкознания. 1983. — № 6. — С.48−50.
- Методика преподавания русского языка. Хрестоматия / Сост. М. С. Лапатухин. -М.: Учпедгиз, 1960. 334 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
- Мещеряков, В.Н. Типология учебных текстов: Учебное пособие / В. Н. Мещеряков, Е. А. Охомуш. Днепропетровск: ДГУ, 1980. — 69 с.
- Мещеряков, В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: Учеб. пособие / В. Н. Мещеряков. М.: Флинта: Наука, 2004. — 280 с.
- Мещеряков, В.Н. Вузовский формат речевых умений: текстообразующий потенциал рефлексии. Монография / В. Н. Мещеряков, Е. В. Фёдорова. Тольятти: ТГУС, 2008. — 163 с.
- Миллионщикова, О.П. Притяжательные местоимения (опыт семантико-функционального анализа): Дис.. канд. фил. наук / О. П. Миллионщикова. М., 1989. — 179 с.
- Милославский, И.Г. Морфологические категории современного русского языка / И. Г. Милославский. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
- Молодцова, С.Н. Изучение стилистических понятий на уроках русского языка как средство совершенствования речевой культуры учащихся 4−8 кл.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Молодцова. — М., 1983. -17 с.
- Москальская, О.И. Грамматика текста / О. И. Москальская. — М.: Наука, 1981.-112 с.
- Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя / Т. В. Напольнова. — М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
- Наумова, Н.И. Исследование возможностей функционального подхода к начальному курсу грамматики (Глагол 3−4 класс): Дис.. канд. пед. наук / Н. И. Наумова. М., 1995. — 200 с.
- Нечаева, O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): Автореф. дис.. доктора филологич. наук / О. А. Нечаева. М., 1975. — 35 с.
- Никитин, Е. Функции / Е.Никитин. // Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т.5. С. 419.
- Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка / Е. И. Никитина. -М.: Просвещение, 1966. 328 с.
- Никитина, Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5−7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В. В. Бабайцева. М.: Просвещение, 2004. — 191 с.
- Никитина, Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс: методические рекомендации (Элективные курсы) / Е. И. Никитина. — М.: Дрофа, 2007. — 220 с.
- Николина, H.A. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
- Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях / Д. А. Новиков. — М.: МЗ-Пресс, 2004. — 146 с.
- Новиков, JI.A. Художественный текст и его анализ / ЛА.Новиков. — М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
- Новожилова, Ф. А. Взаимосвязь между изложениями и сочинениями (типа описания в 4−5 кл.): Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ф.А.Новожилова. М., 1974. — 22 с.
- Новые ценности образования: Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. М.: НЦО, 2005. — 183 с.
- Норман, Б.Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норман. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994.-228 с.
- Палей, И.Р. Очерки по методике русского языка. М.: Просвещение, 1965.-312 с.
- Панков, Ф.И. Опыт функционально-коммуникативного анализа русского наречия: на материале категории адвербиальной темпоральности / Ф.ИЛанков. М.: МАКС Пресс, 2008. — 448 с.
- Парменова T.B. Практическая функциональная грамматика русского языка // Specimina philologiae Slavicae. Band 127. Verlag Otto Sagner. Munchen. 2000. 247 S.
- Пахнова T.M. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова. — Русский язык в школе. — 2000. № 4. — С.3−11.
- Пахнова, Т.М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка) / Т.М. Пахнова- М.: Вербум-М, 2009. 239 с.
- Пахнова, Т.М. Русский язык. От анализа текста к сочинению и изложению. / Т. М. Пахнова. М.: Экзамен. 2010. — 285 с.
- Пешковский, A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики / А. М. Пешковский. M.-JL: ГИЗ, 1930.-176 с.
- Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 7-е /А.М.Пешковский. М.: Учпедгиз. 1956. — 511 с.
- Пешковский, A.M. Роль грамматики при обучении стилю // Избранные труды / А. М. Пешковский. М.: Учпедиз, 1959. — С. 154−156.
- Плёнкин, H.A. Языковой анализ в работе над обучающим изложением: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Плёнкин. — М., 1969. 344 с.
- Плёнкин, H.A. Изложение с языковым разбором текста / Н. А. Плёнкин. -М.: Просвещение, 1978. 190 с.
- Плёнкин, H.A. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н. А. Плёнкин. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
- Поздняков, Н.С. Методика преподавания русского языка / Н. С. Поздняков. М.: Учпедгиз, 1955. — 234 с.
- Поливанов, JI. Краткий учебник русской грамматики. Для учеников двух первых классов средних учебных заведений / Л.Поливанов. — М.: Университетская типография (Катков и К0), 1871. 107 с.
- Поспелов, Н.С. Категория времени в грамматическом строе современного русского языка: Автореф. дис.. доктора филологич. наУК / Н. С. Поспелов. М., 1953. — 36 с.
- Потебня, A.A. Из записок по русской грамматике. Т.4 / А. А. Потебня. -М.: Просвещение, 1977. 405 с.
- Преподавание русского языка в V VII классах: Методическое пособие для учителей / Под ред. В. А. Добромыслова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-124 с.
- Примерная программа по русскому языку. — Пг., 1919. — 35 с.
- Проблемы функциональной грамматики / Отв. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Наука, 1985. 198 с.
- Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании — СПб.: Наука, 2000. — 346 с.
- Програмно-методические материалы: Русский язык. -М.: Дрофа, 2004. -192 с.
- Прокопович, E.H. Стилистика частей речи. (Глагольные словоформы)/ Е. Н. Прокопович. -М.: Просвещение, 1969. 143 с.
- Прокопович, H.H. Изучение русского языка в средней школе: Морфология / Н. Н. Прокопович, Н. С. Поспелов. М.: АПН РСФСР, 1954. -323 с.
- Пронина, Е.П. Структурно-семантический принцип и его реализация в школьном преподавании синтаксиса русского (родного) языка: автореф. дис.. докт. пед. наук / Е. П. Пронина. — Самара, 1991.-31 с.
- Психология грамматики: Сб. статей / Под. ред. A.A. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: МГУ, 1968. — 260 с. 305 .Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей/ Сост. Г. К.Лидман-Орлова. -М.: Просвещение, 1979. -176 с.
- Развитие речи учащихся V-VIII классов/ Под ред. В. А. Добромыслова — М.: Учпедгиз, 1963. 220 с.
- Развитие речи школьников при изучении грамматики: Сб. на-уч.тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1979. -80с.
- Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка: Сборник статей/Под ред. Г. П. Фирсова.-М.: АПН РСФСР, 1962. 80 с.
- Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка в 5−9 и 10−11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе: Тез. докл. межвуз. научно-практической конференции / Сост. проф. А. Д. Дейкина — М.: МПГУ, 1999.
- ЗЮ.Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Методические комментарии / Под ред. Т. А. Ладыженской — М., 1998. — С.78. 311. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь, М. Н. Теленкова. М.: Русский язык, 1976. — 342 с.
- Русская грамматика. Т.1 / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1980. -783 с.
- Русский язык: Практика: Учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Сост. А.Ю.Купалова- Научн. ред. В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2005.-256 с.
- Русский язык: Практика: Учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Сост. Г. К.Лидман-Орлова, Научн. ред. В. В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2006.-256 с.
- Русский язык: Практика: Учеб. пособие для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Сост. С. Н. Пименова, Научн. ред. В. В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2006.-256 с.
- Русский язык: Программы общеобразовательных учреждений. 5−9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — 10 изд-е. М.: Просвещение, 2009. — 34 с.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. — М.: Просвещение, 2006. 316 с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
- Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — М., Просвещение, 2006. 190 с.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2004 — 384 с.
- Русский язык: 6 кн.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. -М.: Просвещение, 2006.-240 с.
- Русский язык: 7 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. -М.: Просвещение, 2007.-316 с.
- Русский язык. Эциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с. 325 .Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд. -М.: Большая российская энциклопедия- Дрофа, 1997. — 703 с.
- Русова, Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала (на примере образовательной области «Филология»). Дис.. доктора педагогических наук / Н. Ю. Русова. — Н. Новгород, 2000. 384 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
- Серебренников, Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка / Б. А. Серебренников. — М.: Русский язык, 1983. — 148 с.
- Серио, П. В поисках четвёртой парадигмы // Философия языка: в границах и без границ. Вып. 1. — Харьков, 1993 — С.46−59.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб: ООО «Речь», 2007. — 146 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII классы). Пособие для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1978. — 286 с.
- Смелкова, З.С. Слово в художественном тексте / З. С. Смелкова. М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
- Скаткин, М.Н. К вопросу о законах, принципах и правилах в педагогике // Советская педагогика. — 1947. № 5. — С. 12−18.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика. 1994.-95 с.
- Скребнев, Ю.М. Очерк теории стилистики / Ю. М. Скребнев. Горький, 1976.-345 с.
- Современные научные концепции в филологии и преподавание словесности: Материалы III межвузовской научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003 — 222 с.
- Соколов, Н.М. На уроках родного языка / Н. М. Соколов, Г. Г. Тумим. -Пг.: Новое время, 1917. — 350 с.
- Сокольницкая, Т.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении глагола на текстовой основе: Дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Сокольницкая. С.-Петербург, 1994. — 198 с.
- Солганик, Г. Я. От слова к тексту / Г. Я. Солганик. — М.: Просвещение, 1993.-186 с.
- Солганик, Г. Я. Стилистика русского языка. 10−11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Г. Я. Солганик. М.: Дрофа, 2002. — 304 с.
- Солганик, Г. Я. Стилистика текста: учеб. пос. / Г. Я. Солганик. — 8-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007. — 256 с.
- Соловейчик, М.С. Обогащение грамматического строя речи учащихся на основе изучения функциональной стилистики (в связи с работой над темой «Глагол»): Автореф. дис.. канд. пед. наук / М. С. Соловейчик. -М., 1973.-26 с.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр М.: Прогресс, 1977.-695 с.
- Сотова, И.А. Закономерности формирования самоконтроля в процессе письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка / И. А. Сотова. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2006. — 220 с.
- Сотова, И.А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка: Дис.. докт. пед. наук / И. А. Сотова. М., 2008. — 338 с.
- Степанов, Ю.С. В трёхмерном пространстве языка / Ю. С. Степанов. — М.: Наука, 1985.-335 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. -М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
- Стоюнин, В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средне-учебных заведений / В. Я. Стоюнин. Спб., 1876. -61 с.
- Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И. И. Срезневский. Спб.: Академия наук, 1899. — 185 с.
- Суворова, Е.П. Периоды речевого развития школьников (5−9 кл.): Монография /Е.П.Суворова. С-П, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 104 с.
- Суворова, Е.П. Речевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход: Автореферат дис.. докт. пед. наук / Е. П. Суворова. С-П, 2002. — 42 с.
- Текст как объект многоаспектного исследования: Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». — Вып. 3−4 // Под ред. докт. фил. наук проф. К. Э. Штайн. СПб-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 192 с.
- Текст на уроках русского языка: Тез. докл. научно-практической конференции / Сост. проф. М. Т. Баранов. — М.: МГЛУ им. В. И. Ленина, 1994. 74 с.
- Текстообразующие потенции языковых единиц и категорий: Межвуз. сб. науч. тр. / Барнаул, гос. пед. ин-т. Барнаул: БГПИ, 1990. — 184 с.
- Текучёв, A.B. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. / А. В. Текучёв. М.: Просвещение, 1980. -144 с.
- Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В. В. Краевского, ИЛ.Лернера. М., 1983. — 352 с.
- Теория и практика обучения русскому языку: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.- под ред. Р. Б. Сабаткоева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.
- Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). — М.: Наука, 1968.-271 с.
- Тихомиров, Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе / Д. И. Тихомиров. М., 1914. — 268 с.
- Томашевский Б.В. Стилистика / Б. В. Томашевский. — Изд. 2-е, испр. и доп.-Л., 1983. 446 с.
- Тростенцова, Л. А. Реализация практической направленности школьного курса морфологии // Лингвистические знания — основа умений и навыков: Сб. статей из опыта работы. Пособие для учителя / Сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 1985. — С. 21−39.
- Тростенцова, Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект) / Л. А. Тростенцова. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Тураева, З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное / З. Я. Тураева. М.: Высшая школа, 1979. — 219 с.
- Усминский, О.И. Лингвистический анализ художественных текстов (образность и типология текстовых единиц): Монография / О. И. Усминский. Сургут: Дефис, 2002. — 242 с.
- Успенский, М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб.-метод. пособие для студентов / М. Б. Успенский. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 190 с.
- Устинов, А.Ю. Диагностика развития модального компонента речи учащихся: Монография / А. Ю. Устинов. М.: МГТУ им. М. А. Шолохова, 2008.-150 с.
- Устинов, А.Ю. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальности в школьном курсе русского языка: Автореферат. докт. пед. наук. / А. Ю. Устинов.-М, 2009. с. 47.
- Ушинский, К. Д. Родное слово: Собрание сочинений. Т.7 / К. Д. Ушинский. М.-Л.: АПН РСФСР, 1949. — 358 с.
- Фалина, Т.М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся УИ-Х классов к изложениям разных типов: Дис.. канд. пед. наук / Т. М. Фалина. М., 1985. — 229 с.
- Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учебное пособие по спецкурсу / Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. 160с.
- Федоренко, Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие / Л. П. Федоренко. — Курск: КГПИ, 1994. -205 с.
- Фигуровский, И. А. Изложения с языковым разбором / И. А. Фигуровский. // Совершенствование методов обучения русскому языку- Сост. А. Ю. Купалова М.: Просвещение, 1981. — С. 47−50.
- Философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. -574 с.
- Фортунатов, Ф.Ф. О преподавании грамматики в средней школе / Ф. Ф. Фортунатов. // Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. — СПб., 1904. — С. 379−382.
- Функциональный анализ грамматических форм и конструкций: Межвуз. сб. научн. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л.: ЛГПИ, 1988.-151 с.
- Функционирование языковых единиц и грамматических категорий в разных типах и стилях речи. Межвузовский сб. научных трудов. Ч. 2. — Уфа, 1997.-141 с.
- Хайрутдинова, Г. А. Эстетика морфологических средств русского языка / Г. А. Хайрутдинова. — Казань: Казан, гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2004. -164 с.
- Ходякова, Л.А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков / Л. А. Ходякова. — М.: Флинта: Наука, 2000.-352 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб. процесса по рус. яз. в шк.: Пособие для учителя / Авт.-сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. -М.: Просвещение, 1991.-271 с.
- Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997. — 192с.
- Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.НЦейтлин. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чижова, Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Т. И. Чижова. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
- Чижова, Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся / Т. И. Чижова. // Русский язык в школе. 1995. — № 3. — С.9−15.
- Чупашева, О.М. Грамматика русского деепричастия: Монография / О. М. Чупашева. Мурманск: МГПУ, 2008. — 217 с.
- Шаклеин, В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста / В.МЛПаклеин. — М.: ОЛРС, 1997. 180 с.
- Шаклеин, В.М. Методика преподавания русского языка: Учеб.-метод. пособие для студ. фил. фак. / В. М. Шаклеин, О. И. Меншутина, Н. В. Рыжова. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. — 182 с.
- Шапиро, А.Б. Грамматика. Часть первая. Морфология / А. Б. Шапиро. — Харьков: Радяньска школа, 1934. — 144 с.
- Шаповал, С.А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач: Автореф. дис.. канд. псих. наук. / С. А. Шаповал. — М., 2006 24 с.
- Шаповал, С.А. Русский язык в функциональном аспекте / С. А. Шаповал. -М.: МИОО, ОАО «Московские учебники», 2007. 80с.
- Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. Г. Шатова. -М.: Дрофа, 2007. 253 с.
- Шахнарович, А.Д. Детская речь в зеркале психолингвистики: семантика и текст / А. Д. Шахнарович. // Филологические науки. — 1998. — л № 1. — С.56−64.
- Шведова, Н.Ю. Местоимения и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства / Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1998. — 176 с.
- Швырев, B.C. Методологический анализ науки (Его сущность, основные типы и формы) / В. С. Швырев, Б. Г. Юдин. — М.: Знание, 1980. — 64с.
- Швырев, B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы / В.С.Швырев- Отв. ред. В.А.Лекторский- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1988. — 175 с.
- Шелякин, М.А. Категория вида и способы действия русского глагола. Теоретические основы / М. А. Шелякин. Таллин: Валгус, 1983. — 216 с.
- Шелякин, М.А. Русские местоимения (значение, грамматические формы, употребление): Материалы по спецкурсу «Функциональная грамматика русского языка» / М. А. Шелякин. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1986.-91 с.
- Шелякин, М.А. Функциональная грамматика русского языка / М. А. Шелякин. -М.: Рус. язык, 2001.-287 с.
- Шкляр, И.А. Пропедевтическое изучение наречия как единицы языка и речи (первая ступень двенадцатилетней школы): Дис.. канд. пед. наук / И. А. Шкляр. СПБ., 2001. — 216 с.
- Шмелёва, Т.В. Текст как объект изучения в школе: Учеб.-метод. пособие для студентов / Т. В. Шмелёва. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т имени Я. Мудрого, 2005. — 60 с. 6? ^о
- Штерн, A.C. Перцептивный анализ речевой деятельности: Дис.. докт. фил. наук / А. С. Штерн. Л, 1990. — 33 с.4Ю.Шерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. — Л.: Наука, 1974.-428 с.
- Щирова, И.А. Текст и его интерпретация: взгляды, концепции, школы: Учеб.пос. для студ. вузов / И. А. Щирова, З. Я. Тураева. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 155с.
- Щирова, И.А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания: монография / И. А. Щирова, Е. А. Гончарова. СПб.: Кн. дом, 2006. -171 с.
- Юртаев, C.B. Тенденции формирования текста в письменной связной речи учащихся на уроках русского языка: Автореф. дис.. докт. пед. наук. / С. В. Юртаев. М., 2002. — 46 с.
- Языковые единицы и контекст: Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Кодухова. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.- 168 с.