Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности представителей разных наций и народов россии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы. Результаты современных опросов ВЦИОМ свидетельствуют, что за последние 10−15 лет у людей усилились качества, помогающие достижению личного успеха любыми… Читать ещё >

Психологические особенности представителей разных наций и народов россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать, что представляют собой национально-психологические особенности русских и представителей других славянских народов;
  • уметь правильно интерпретировать специфику психологии различных народов России;
  • владеть начальными навыками поддержания бесконфликтных отношений между представителями различных этнических общностей нашей страны.

Богатство страны заключается в числе ее жителей и в их труде.

Вольтер

В силу своеобразия исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний представители наций и пародов России имеют значительное хозяйственное, культурное, национальное и психологическое сходство.

Их можно объединить (на основе определенных критериев — единства происхождения, территории проживания, общности языка, культуры и психического склада) в несколько этнических групп:

  • • представители славянских национальностей: русские, украинцы, белорусы;
  • • представители тюркской и алтайской групп народов: татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы, ногайцы;
  • • представители финно-угорской группы пародов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы;
  • • представители монгольской группы народов: буряты, калмыки;
  • • представители тунгусо-маньчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удэгейцы, орочи;
  • • представители народов Северного Кавказа: адыгейцы, абазины, карачаевцы, черкесы, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутильцы и др.

Русские как представители славянского этноса

Русские, украинцы и белорусы — народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, традициям и привычкам поведения, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских[1], украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть их населения.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологических и социологических исследований свидетельствуют, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

  • — высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;
  • — достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
  • — уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
  • — общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
  • — достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
  • — отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;
  • — стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил[2].

К сожалению, теперь, когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов по отдельности. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт очередной раз подтверждает присутствие в их сознании понятия «мы» и «они», которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византиец Маврикий, признавали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен»[3].

В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение к смерти. «Русских воинов легче убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда» .

Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаянно». По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой»[4].

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся[5].

Такие знатоки психологии русского человека, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, К. М. Симонов и другие российские мыслители и литераторы подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс в своем фундаментальном научном труде «Армии Европы», сравнивая русских с представителями западноевропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен… чем кто-либо другой в мире»[6]. Высокие моральнополитические качества советских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал после окончания Второй мировой войны, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении»[7].

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности всегда испытывают тягу к жизни и желание двигаться вперед, достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, стремятся постигать новое, добиваться рекордов, несмотря на трудности, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Но «у русского труда есть свои особенности: наш брат любит, чтобы его уважали, похваливали, а иногда, может, и просили. И тогда он горы свернет!» — пишет большой знаток жизни в российской глубинке, известный писатель В. Распутин[8].

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненных интересов, совместных переживаний и работы. Главным критерием при этом они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей достаточно велик (страна полиэтническая) и в значительной мере постоянно совершенствуется в процессе нахождения в том или ином многонациональном коллективе[9].

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в «особом состоянии души», сочетающей в себе многообразные качества. «Русские… являются добрыми, хорошими, отчаянными, сумасшедшими, практичными, беспечными, доверчивыми, подозрительными, близорукими, проницательными, чертовски энергичными людьми…»[10]

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий, не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Православие всегда воспитывало у русских людей смирение, повиновение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострадающим, любящим и милующим, а нс карающим и грозным властителем и судьей. Путь спасения для православного человека состоит прежде всего в любви к Богу и ближним, а не в послушании церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасение для православного человека не сводится лишь к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буддизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестантизме, где человек воспитывается чрезмерно расчетливым, хладнокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверждает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют[11].

Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как религиозность, любовь и сострадание, смирение и самоограничение, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и др.

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности и халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом»[12]. У русских присутствует и раболепие перед властью, неумение постоять за свои права, неизбывная вера в то, что власть, «начальство» обо всем позаботятся и все дадут, надо только сильно попросить. Это результат своеобразного социально-политического и экономического развития России.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда приводит и к определенному разочарованию.

Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы. Результаты современных опросов ВЦИОМ свидетельствуют, что за последние 10−15 лет у людей усилились качества, помогающие достижению личного успеха любыми средствами, — цинизм и умение идти напролом: стало ослабевать проявление таких черт, как искренность, честность, патриотизм, взаимное доверие, доброжелательность, душевность, бескорыстие, верность товарищам. Чем моложе респонденты, тем важнее для них успех, несмотря ни на что. Чем старше опрошенные, тем больше для них вечные ценности морали.

В то же время русские часто ведут себя внешне замкнуто и даже угрюмо, стараясь держаться на определенной дистанции. Правда, при этом если вы испытываете к кому-то искреннюю симпатию и подтверждаете это не столько словами, сколько поступками и делами, то и вам непременно отплатят взаимностью[13].

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.

  • [1] В России русские сейчас составляют 79,8% населения страны, или 115 млн чел.
  • [2] См.: Власова И. В. Социально-психологические характеристики представителей славянского этноса: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005; Грищенко Е. Г. Социально-психологические особенности детско-родительских отношений в семейных системах казахов и русских в условиях единого поликультурного пространства (на примере Республики Казахстан): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011 ; Данилевич Ю. И. Влияние национальной психологии на поведение казахов и русских в конфликтных ситуациях: автореф. дне… канд. психол. наук. М., 2001; Ладзина Н. А. Указ. соч.; Шабурова И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского зтносов): автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
  • [3] Цит. по: Ватутин М. Г. К возрождению славяно-русского самосознания. Петроград, 1911.
  • [4] Там же.
  • [5] См.: Власова И. В. Указ. соч.
  • [6] Энгельс Ф. Армии Европы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 10.
  • [7] Блюминтрит Г. На полях сражений. М., 1959.
  • [8] Распутин В. Такое время // Аргументы и факты. 2012. № 36.
  • [9] См.: Ладзина Н. А. Указ. соч.
  • [10] Resoni A. In Russia // Washington Post. 1922. № 4.
  • [11] Под влиянием православия сформировалось и национальное своеобразие русской культуры в целом, нацеленной на формирование у людей доминантных ценностно-рациональных мотивов поведения, предполагавшей преимущественную морально-нравственную регуляцию жизни и деятельности, ориентировавшей на достижение и закрепление коллективных начал во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми.
  • [12] Цит. по: Горький А. М. Читатель. М., 2007.
  • [13] См.: Шабурова И. К. Указ. соч.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой