Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение Пифагора. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Числа у них в начальной стадии выработки принципов своей философии, вообще не отличались от вещей, предметов. Позднее вещи, предметы начали ими трактоваться как некие сущности, как их причины, т. е. отдельно от них существующее. Например, Эврит, один из представителей пифагорейской школы, число понимал структурно (называя числом человека, составленного из определенного количества камешков… Читать ещё >

Учение Пифагора. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древнегреческий философ Пифагор по происхождению был с острова Самос.

Пифагор — это не имя, а прозвище, которое дали ему за то, что он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул. Это прозвище означает «убеждающий речью».

Пифагор был учеником Анаксимандра. Имел красивую внешность, носил длинную бороду, а на голове золотую диадему. Сам он ничего не писал, речи и учения Пифагора записывали его ученики. В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые не вернулись домой и вместе со своими женами и детьми образовали крупную школу и создали государство, названное «Великая Греция», в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

Пифагор был первым, кто употребил слово «философ», назвав свои рассуждения о смысле жизни любомудрием. Был склонен к мистификациям и «демонстративности в поведении». Говорят, однажды Пифагор спрятался под землей, а обо всем происходящем узнавал от матери. Потом иссохший, как скелет, он заявил в народном собрании, что был в Аиде (Аид — царство мертвых в греческой мифологии), и показал удивительную осведомленность о земных событиях. Растроганные жители признали его за это богом. Пифагор никогда не плакал и вообще был недоступен страстям и волнению.

Из произведении Пифагора нам известны «О природе», «О государстве», «О воспитании», «О душе», «О мире», «Священное слово», ему приписывается учение о метемпсихозе (о переселении душ из одного живого организма в другой). Он будто бы утверждал, что некогда его душа, побывав в некоторых растениях, оказалась в теле героя Троянской войны, а затем в телах еще двух людей.

О Пифагоре, о его загадочной личности сохранились разные легенды. По одной из них, однажды он подошел к реке, река тут же вышла из берегов и закричала: «Да здравствует Пифагор!».

Размах пропаганды учения Пифагора всерьез обеспокоил власть имущих, устроили заговор, и когда он уехал навестить своего заболевшего учителя, дом в котором собрались его ученики, подожгли со всех сторон. Двое, в том числе и Пифагор, спаслись. Спасаясь от преследователей, Пифагор поселился в Метапонте. Но здесь его догнала рука убийц. Он был убит.

Пифагор много сделал для развития математики. Усиленно занимался проблемами астрономии. Через математику пытался решить главный вопрос философии. Он считал, что нечто единое (реальность, которую трудно себе представить, но пользуясь математикой легко доказать) есть мыслимое единое целое. Оно и составляет начало сущего. При этом Пифагор ссылается на то, что любая цифра есть совокупность единиц (например, 5 — пять единиц и т. д.).

Философия чисел — главное направление в творениях Пифагора и пифагорейцев, в отличие от ионийцев, которые стремились все существующее свести к конкретным материальным стихиям, пифагорейцы свое внимание приковывали не к вещам, не к предметам, а к их оформлению, к их арифметической структуре.

Числа у них в начальной стадии выработки принципов своей философии, вообще не отличались от вещей, предметов. Позднее вещи, предметы начали ими трактоваться как некие сущности, как их причины, т. е. отдельно от них существующее. Например, Эврит, один из представителей пифагорейской школы, число понимал структурно (называя числом человека, составленного из определенного количества камешков и образующего тот или иной определенный контур).

В дальнейшем числа понимались как платоновские идеи, как божественные существа. Изучение пифагорейцами характера чисел и их отношения между ними доходили до абсолютизации чисел, к мистике чисел.

Числа рассматривались как реальные сущности всех вещей.

Пифагор заявлял, что «самое мудрое — число», а из чисел самое совершенное единица, «она начало всего; единице (как причине) подлежит неопределенная двоица (как вещество). Из них исходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них плоские фигуры; дальше объемные фигуры, чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух. Перемешиваясь и превращаясь целиком, они порождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого земля, населенная со всех сторон».

Рассуждения пифагорейцев о противоположностях носили диалектический характер. Аристотель нашел у пифагорейцев 10 противоположностей: свет — тьма, чет — нечет, женское — мужское, жизнь — смерть, добро — зло, правое — левое, предел — беспредел, прямое — кривое, покоящееся — движущееся, единое — многое.

Пифагор и его последователи проповедовали аскетизм в античном его смысле, т. е. здоровая душа требовала себе подобное тело, более того через постоянное музыкальное воздействие добиться восхождения к высшим сферам бытия. Вот поэтому пифагорейцы отождествляли музыку, философию и медицину.

В области политики пифагорейцы были умеренно прогрессивными демократами, а не защитниками аристократизма, как это иногда говорят о них.

Пифагорейцы были известны оригинальными образом жизни, который опирался на иерархию идей. На первое место ставили прекрасное и благопристойное (сюда относили науку), на второе место — выгодное и полезное, на третье — приятное.

бб Прием в союз происходил по уставу. Принимали людей, выдержавших многолетнюю проверку своих умственных и нравственных качеств. Собственность была общей, при вступлении в союз все сдавали свою собственность особым экономам.

В союзе пифагорейцев было две ступени: послушники (акусматики), которые усваивали знания догматически, и ученые, которые занимались более сложными вопросами и преподаванием их учения. Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение — тайным.

В основе пифагорейской этики лежало учение о «надлежащем». «Надлежащее» — это победа над страстями, это подчинение младших старшим, это культ дружбы и товарищества, это почитание Пифагора.

Пифагорейцы большое внимание уделяли развитию своей памяти и умственных способностей, лечили тело гимнастикой и лекарствами, а душу музыкой, избегали отрицательные эмоции: гнев, уныния, тревоги.

И, наконец, несколько слов о периодизации пифагореизма.

Историю пифагорейского союза и пифагореизма можно разделить на шесть частей. Не станем перечислять их и объяснять подробно, отметим, что существовало три периода в пифагореизме: ранний, средний и поздний пифагореизм.

К пифагорейской школе относятся Филолай, Архит Тарентский, Парменикс, Петрон, Алкмеон, Гиппас и другие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой