Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общество по Конту

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторую стадию интеллектуального развития человечества О. Конт называет метафизической или абстрактной (юностью для индивида). Она зарождается вследствие того, что в недрах теологической стадии, в конце концов, падает вера, распадаются старые социальные связи, развиваются критицизм, сомнения, ремесло, торговля, мореплавание и др. Окружающий мир теперь объясняется как результат действия абстрактных… Читать ещё >

Общество по Конту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каким же видел О. Конт общество с точки зрения своей позитивной социологии?

Анализ общества привел учёного к следующему его пониманию.

  • Общество есть часть системы мироздания, составляющая природы, но часть особая, не сводимая к природе.
  • Общество — это коллективное образование, не сводимое к индивидуальной жизни человека. Оно автономно по отношению к индивиду, существует по собственным законам. Вся общественная жизнь подчинена действию этих законов.
  • Общество — это организм, в котором имеются как устойчивые, статичные явления (порядок), так и динамичные, изменяющиеся процессы (прогресс).

О. Конт считал, что статику общества описывают юриспруденция и политическая наука.

Статика — это как бы анатомия общества, то, что дано раз и навсегда, что оформлено, находится в равновесии, что одинаково характерно для всех обществ. Статику составляют экономика, политические интересы, право, религия, разделение труда, семья как первичная ячейка, общение. То есть все то, что составляет фундамент социальных связей. Статика представляет каркас общественного здания, имеющего место во всех обществах.

Исследуя социальную статику, О. Конт вводит понятие «социальной системы», чтобы показать устойчивые, повторяющиеся характеристики общественного организма. Вообще категория «система» занимает одно из центральных мест в его социологии.

Общество он рассматривает как автоматически действующий механизм, состоящий из взаимосвязанных частей (атомов), и такими основными атомами являются семья, народ, нация, наконец, все человечество. Причем, названные атомы настолько взаимосвязаны, что они напоминают по своей структуре биологический организм. Взаимодействие этих элементов не является случайным, эпизодическим и хаотичным, оно органично, системно и неотъемлемо.

Общество существует благодаря взаимодействию людей, и в его основе лежат:

половой инстинкт, который влечет людей друг к другу и побуждает заботиться о потомстве;

мораль, религия, этика, благодаря которым общие интересы, идеи берут верх над эгоистическими;

наука, дающая представления об общественной жизни и определяющая перспективны развития общества;

промышленное производство (разделение труда), делающее всех зависимыми друг от друга и обеспечивающее людей материальными благами;

политическое правление, препятствующее распадению частей, которое может возникнуть.

Таким образом, общество, по Конту, есть организм, причем всечеловеческий.

Но все же статику О. Конт изучает и описывает недостаточно, поскольку его больше интересует динамика общества, его постоянные изменения.

Динамические процессы в обществе представляют прогрессирующие, изменяющиеся, как бы физиологические явления — духовное, умственное развитие, продолжительность человеческой жизни, прирост населения, улучшение материальных условий о*сизни, развитие морали, религии и т. п. Динамику общества описывает философия.

Но порядок и прогресс, разумеется, взаимосвязаны. В «Системе позитивной политики» он пишет что, порядок является «неизменным условием прогресса, между тем как прогресс составляет беспрерывную цепь порядка» [15, с. 229].

Динамика лучше всего просматривается в знаменитом контовском «законе трёх стадий». Он ещё называл его «закон интеллектуальной эволюции человечества». О. Конт считал его великим, универсальным законом, который действует обязательно, необходимо, неизбежно, которому подчинено всё социальное. Суть закона трёх стадий изложена О. Контом в «Духе позитивной философии» [см. 12, с. 7−21].

Согласно этому закону весь человеческий род, как и отдельная душа каждого человека, как и каждая человеческая идея, каждое понятие проходят три различные теоретические стадии. Причём, в основе движения от стадии к стадии лежит развитие, изменение ума, интеллекта (идей), знаний, определяющих динамику и характер социальных перемен. Изменения в обществе обусловлены также климатом, расой, политической деятельностью. Но идеи являются главным источником общественного прогресса, общественных инноваций социальной динамики. «Идеи управляют миром и переворачивают мир», — любил повторять О. Конт, или, другими словами, — «весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях».

Эти три стадии О. Конт также называет методами философствования человеческого ума. Какие же это стадии, и каков механизм их движения? Социолог считает, что человечество прошло и проходит следующие стадии — теологическую, метафизическую и научную. В свою очередь, каждая стадия предполагает три фазиса (ступени). Кратко рассмотрим их.

Первая — теологическая или фиктивная стадия (стадия детства для индивида). Иногда её О. Конт называет чисто предварительной.

На этой стадии окружающий мир, человеческая жизнь, её различные проявления воспринимаются как продукты воздействия сверхприродных сил. Иначе говоря, миром управляют мифиче-

ские и религиозные идеи. В силу чего люди реально не знают и не понимают происходящего. «В теологическом состоянии, — пишет Огюст Конт уже в работе „Курс положительной философии“, — человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явления производятся прямым и постоянным воздействием более или менее многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира.» [13,с. 95]. Представления о сверхъестественных силах человеком переносятся на силы социальные — вождей, воинов, героев, царей. Теологическая стадия будучи неизбежной и необходимой включает три фазиса — фетишизм. политеизм, монотеизм. Соответственно умственному состоянию человечества формируется и модель общественного и государственного устройства, где правят вожди, герои, цари. Девиз такого общества: «Жить для немногих». Теологическая стадия длится очень долго (для Европы вплоть до XIII в.).

Вторую стадию интеллектуального развития человечества О. Конт называет метафизической или абстрактной (юностью для индивида). Она зарождается вследствие того, что в недрах теологической стадии, в конце концов, падает вера, распадаются старые социальные связи, развиваются критицизм, сомнения, ремесло, торговля, мореплавание и др. Окружающий мир теперь объясняется как результат действия абстрактных идей, сущностей, сил, которые на самом деле являются видоизменёнными теологическими. «Сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами», — пишет он [13, с.95]. Преобладает аргументация; знания непостоянны, критичны, разрушительны, упрощённы. Состояние брожения умов порождает и соответствующее состояние государственности, где правят демагоги и действуют насилие, произвол, безвластие, стихия. Девиз такого общества: «Каждый сам по себе». Метафизическая стадия включает следующие три фазиса — господства онтологических сущностей в абстракциях, господства умозрительности и доминирования критицизма. Метафизическая стадия длится относительно недолго (по отношению к Европе — период революций и протестантских реформ). Она является своего рода хронической болезнью, естественно присущей эволюции человеческой мысли на границе между младенчеством и возмужалостью. Её назначение лишь временное — постепенно привести к следующей стадии.

Третью стадию О. Конт называет позитивной или научной, реальной, единственно вполне нормальной стадией (стадией зрелости по отношению к индивиду). Она наступает в результате того, что общество, устав от произвола и демагогии, стремится перейти от абстракций к реалиям. Здесь человек, явно поумнев, уже не стремится к абсолютному знанию и не оперирует абстракциями, а начинает исследовать законы, искать взаимные связи, открывать, комбинировать, наблюдать, рассуждать, анализировать. Тут-то в свои права вступает наука, в том числе социологическая. Тремя фазисами научной стадии выступают наблюдение, факты, установление законов. Позитивное мышление является высшей ступенью развития человеческой мысли.

Позитивной стадии развития человеческих идей соответствует и позитивное индустриальное общество (общество технократов, социократов), девиз которого: «Жить для других».

Для него характерны:

  • частная собственность (она является долгом, обязанностью). О. Конт явный противник общественной и коллективной собственности;
  • классовый мир, социальная солидарность, гармония между капиталистами и рабочими, причем гарантией мира являются сами рабочие. О. Конт — противник среднего класса;
  • ведущая сила такого общества — крупная финансовопромышленная буржуазия. О. Конт одним из первых определил промышленника как человека, который трудится для производства и для доставки членам общества одного или нескольких материальных средств, удовлетворяющих их потребности. Должен иметь место прочный союз промышленников и учёных, а также профессиональных управленцев — социократов;
  • огромная роль учёных, инженеров, банкиров, философов, социологов, социократов. Организация индустриального общества в значительной степени опирается на науку и деятельность учёных. Исключительной является роль технических знаний. О. Конт указывал на необходимость их активного получения, расширения, передачи, использования. Говоря о заслугах О. Конта, конечно же, нельзя не отметить, что он одним из первых оценил роль инженерной профессии. В частности в «Курсе позитивной философии» он писал: «Между собственно учёными и директорами промышленных предприятий понемногу формируется новый промежуточный класс инженеров, специальное назначение которых состоит в установлении отношений между теорий и практикой. Совершенно не заботясь о прогрессе науки, эти лица изучают её в современном её состоянии для того, чтобы сделать те применения к промышленности, на которые наука способна» [13, с. 117];
  • • важная роль брака, семьи и особенно женщин как хранительниц новых социократов, хотя имеет место их полная зависимость от мужей;
  • • моральное возрождение, высочайшая нравственность, которая выше права. Он недооценивает роль права, считает его субъективным произволом отдельных личностей и групп людей. Право не может обеспечить истинную свободу; впрочем её быть не должно. В обществе доминирует жесткий порядок, который может существовать только благодаря морали. Мораль выше права. Все человеческие права должны быть упразднены. Существует только одно право — исполнять свой долг перед обществом, народом, семьей, любить отечество',
  • • в общественном взаимодействии господствует справедливость. Она состоит в том, что в индустриальном обществе каждый получит адекватное место (статус), соответственно своим способностям, а не от рождения. О. Конт подчёркивал, что индустриальное общество не может в полной мере искоренить неравенство, поскольку способности у людей различны;
  • • большая роль государства, которое активно вмешивается в общественные дела, экономику и даже в личную жизнь индивида. У О. Конта явно просматриваются идеи авторитаризма и тоталитаризма, но в целях гуманизма.

Вообще говоря, позитивное общество — это общество порядка и прогресса, общество мира и процветания.

Анализируя социальную динамику Конта, особо отметим, что все три стадии, согласно его убеждениям, явились закономерным следствием движения цивилизации. Переход от одной стадии к другой происходил не только в силу недостатков старой стадии, но и развития её хороших сторон.

За всю историю человечества, с точки зрения французского мыслителя, преобладали два типа общества: военный и индустриальный. О. Конт фактически предпринял первые шаги в вопросе типологии обществ.

Актуальна его мысль о том, что Европа не должна вмешиваться в развитие других народов и навязывать им свою цивилизацию. Запад достиг больших успехов в материальном прогрессе, но необходимо достичь и морального прогресса.

Следует особо отметить, что О. Конт часто обращался к проблеме личного и общественного существования. По его мнению, основная система человеческого совершенствования предполагает четыре ступени — в начале материальное, далее физическое, затем интеллектуальное и, наконец, моральное совершенствование. Все они важны, но истинно человеческое совершенствование включает три вида улучшений природы человека — физическое, интеллектуальное и моральное. Об успехах человечества следует судить по интеллектуальным и моральным преуспеваниям. Истинно человеческое счастье более всего зависит от морального прогресса. Поэтому нравственное совершенствование — это прямой и самый верный путь к совершенствованию совокупности всех условий человеческой жизни.

Эти идеи О. Конта, безусловно, актуальны и в наши дни, когда наблюдается активный прогресс в материальной и интеллектуальной сферах, но осуществляется явный процесс деморализации общества.

Вне всякого сомнения, идеи французского ученого оказали огромное влияние на всю последующую науку и социологию в особенности. Следовательно, студентам, изучающим социологию, интересующимся историей науки, необходимо их знать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой