Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пайдейя. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие — как формирование личности извне с помощью изучения материальных объектов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и утверждать, что образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта. Оно всегда имеет перед собой эту непосредственную… Читать ещё >

Пайдейя. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторически понятие педагогика тесно связано с понятием образование, обозначающим обретение человеком собственно человеческого образа. Оно восходит к древнегреческому понятию пайдейя, возникшему в V—IV вв. до н.э. В «Словаре античности» пайдейя определяется как «вообще образование: гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности»[1]. М. Хайдеггер считал, что для Платона оно означало «руководство к изменению всего человека в его существе»[2]. Аристотель в «Политике» особое внимание уделял естественной потребности свободного человека в образовании тела и души, наклонностей и ума, которое достойно его и само по себе прекрасно.

Таким образом, для древних греков пайдейя означала путь, который должен был пройти человек под руководством мудрых наставников, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (ксыокагатии). Целью воспитания было обретение воспитанником мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей (арете).

В средневековой христианской традиции человек тоже стремился к идеалу, тому, который был задан Богом при его творении, и искажен грехопадением. Образовываясь, человек освобождается от собственной греховности и стремится к первоначальному божественному образу. Но здесь уже акцент делается на духовном совершенстве в полном презрении к телу; механизмы иайдеи теперь — не занятия искусствами и науками, а раскаяние, смирение и молитва.

Эпоха Возрождения восстанавливает в правах гармонию физического и духовного совершенствования человека как цель воспитания, предполагающего необходимость культивирования и развертывания имеющихся у людей от рождения задатков. Эту точку зрения подхватили мыслители Нового времени. Так, в середине XVII в. великий чешский педагог Я. Л. Коменский (1592—1670) рассматривал образование в контексте развития природных дарований детей.

В эпоху Просвещения проблема образования, как мы знаем уже, была поставлена в центр философских и политических концепций в связи с поиском путей разумного переустройства общества. Благодаря Просвещению ценность образования была признана европейской цивилизацией как одна из основополагающих. В европейском сознании понятие «образование» закрепилось за деятельностью, связанной с овладением знаниями, дающими человеку силы для преобразования мира.

В широкий научный обиход термин «образование» ввел И. Г. Песталоцци (1746—1827), обозначая этим термином формирование духовного и физического образа человека. В конце XVIII в. немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744—1803) обосновал понимание образования как «возрастания к гуманности». С момента появления человека на свет главной заботой его души является стремление обрести свой внутренний облик, форму человечности. Благодаря воспитанию прообраз переходит в отображение, человек усваивает опыт предшествующих поколений, применяет и обогащает его.

Для Г. Гегеля образование — способ осуществления человеком себя как духовного, разумного, свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождения к культуре, выхода за пределы ограниченности собственной природы. В «Феноменологии духа» Гегель пишет, что образование есть действительность человека, который достигает власти над миром именно благодаря образованности.

Английский педагог и психолог А. Бэн (1818—1909) связал образование с задачей формирования индивидуальности воспитуемого, присущего только ему пути к счастью.

Уже знакомый нам Д. Дьюи в своей работе «Демократия и образование» писал:

Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие — как формирование личности извне с помощью изучения материальных объектов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и утверждать, что образование есть постоянная реорганизация и перестройка опыта. Оно всегда имеет перед собой эту непосредственную цель, и в той мере, в какой та или иная деятельность способствует образованию, она трансформирует структуру опыта. Образование в детстве, юности и взрослой жизни протекает одинаково в том смысле, что ценность опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и с этой точки зрения главное в жизни — это наполнить каждое ее мгновение собственным пониманием смысла. Таким образом, мы можем определить образование как перестройку или реорганизацию опыта, которая расширяет его смысл и увеличивает способность человека выбирать направление для последующего опыта[3].

М. Шелер утверждал, что образование человека есть культура души. Образование души — это соединение индивидуального и культурного (социального) в человеке. Образование есть «категория бытия», образовательному бытию субъекта соответствует его микрокосм. Образование не является учебной подготовкой к чему-то (к профессии, специальности, какой-то деятельности), тем более что образование существует не ради учебной подготовки; наоборот, любая учебная подготовка к чему-то должна существовать для образования, которое лишено всех внешних целей, но существует как способ самосозидания человека. У Шелера человек предстает лишь как «вечная „возможная“, в каждый момент времени свободно совершающаяся гуманизация»[4].

Идея гуманизации стала ключевой в современной парадигме образования, о ней говорят на педсоветах, в Академии РАО, на семинарах по педагогике в вузах, часто забывая, что, с точки зрения автора этой концепции Макса Шелера, гуманизация синонимична человечности; это не новое отношение к человеку, не «любовь к нему», а его подлинность. Следовательно, гуманизация и есть образование в его первоначальном смысле — пайдейи, формирования человеческого образа.

Х.-Г. Гадамер понятие «образование» ставит выше «культивирования задатков», ибо в образование включено все, к чему оно прикасается, но все это входит в него не как средство, а как цель. В получаемом образовании ничто не исчезает, а все сохраняется; в нем заложено и общее чувство меры, и чувство дистанции по отношению к нему самому. Именно через образование осуществляется «подъем над собой ко всеобщему». Гадамер видит в образовании основу, позволяющую человеку войти в коммуникационное пространство культуры, освоить мир как некий текст, постичь его значения, наполнить их собственным смыслом.

По мнению А. В. Луначарского, первого наркома просвещения Советской России, основным стержнем разумного бытия каждого достойного жить человеческого существа и всей сознательной жизни человеческого общества является образование. Человек живет исключительно для того, чтобы образовываться, и даром потерянными являются каждая минута жизни, каждый жизненный акт, которые не усиливают нашего духа, не расширяют русла нашей жизни.

Таким образом, античная идея пайдейи, стремления человека к единству духовного и физического совершенства, проходит через историю европейской мысли как стержень образования, понимаемого значительно шире, чем совокупность социальных институтов, именуемых сегодня «системой образования». Поэтому и педагогика, имеющая целью образование человека, несводима исключительно к деятельности учителя, преподавателя, методике проведения уроков и т. п. Она должна быть понята как общекультурная практика освоения и преобразования человеком и культуры, и самого себя. Педагогика, как и философия, обладает статусом всеобщности, но философия осмысливает реальность и человека, а педагогика его создает. Единство педагогики и философии легло в основу ее понимания как практической философии.

  • [1] Словарь античности: пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. С. 406.
  • [2] Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 350.
  • [3] Дыои Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С. 75.
  • [4] См.: Шелер М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. М., 1992. С. 85—96.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой