Философско-эстетические основы.
Художественная культура XX века
В 1909 г. появились первые футуристические манифесты. Италия, умиротворенная и объединенная после Ри-сорджименто1 в начале XX века, в культурном отношении была провинциальной страной с великим прошлым. Ее художники работали в духе устоявшихся в Европе направлений. Манифестации теоретических и художественных идей для футуристов оказываются важнее собственно художественного творчества. Дуче Бенито… Читать ещё >
Философско-эстетические основы. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Манифестации теоретических и художественных идей для футуристов оказываются важнее собственно художественного творчества.
Творческий процесс в эстетике футуризма по своей природе импульсивен и спонтанен. Это искусство прислушивалось к звукам улиц и стремилось точно передать и воспроизвести урбанистически организованный хаос мира. Немецкий культуролог А. Хаузер (франкфуртская школа) пишет, что футуризм выражал протест против эстетики конформизма рубежа веков.
Манифесты футуристов содержат теоретический вклад в авангардистскую эстетику. Футуристы были неравнодушны к «партийной» риторике. Они ввели в моду литературный жанр манифестов, выраженных на бумаге и формулируемых устно. Первый манифест футуризма (1909 г.) был опубликован в газете «Фигаро» и миланском журнале «Поэзия», а затем оглашен Маринетти в Турине перед двухтысячной аудиторией.
Социальная ориентация
Футуризм является не только направлением искусства, но и активное общественно-политическое движение. Итальянский футуризм продемонстрировал возможность слияния интересов тоталитарного и авангардного искусства. Итальянский футуризм стремился стать большим стилем, утверждающим новую итальянскую государственность.
Дуче Бенито Муссолини выдвинул культурной доктриной «фашистское искусство — искусство для масс» .
Идеал футуристов — машинное искусство и технократичные социальные утопии. Для художников этого направления будущее — торжество машинной цивилизации. Символ футуризма, по собственному мнению участников этого художественного движения, гоночный автомобиль со своим кузовом, украшенный громадными трубами со взрывчатым дыханием…
Цели искусства
Для футуристов, как и для кубистов, целью искусства становится не познание и отображение окружающей действительности, но созидание новой реальности, в которой почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся или не вводятся исходя из чисто произвольного хотения и субъективной воли художника. Сознавая уязвимость подобной позиции и отвергая обвинение в полном произволе, футуристы вслед за кубистами берут на вооружение достижения современной науки. Если кубизм сначала проводит ряд живописно практических экспериментов, а уж потом подводит теоретическую основу, то футуризм, со всей присущей ему экзальтацией, прямо начинает с деклараций и манифестов. Из активизма вытекают и некоторые формальные различия двух явлений, как-то признание футуристами сюжетности и отрицание ее кубистами. Отсюда же принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма, приводящий его в художественной практике к хаосу композиции и дисгармонии цвета.
Итальянский футуризм
В 1909 г. появились первые футуристические манифесты. Италия, умиротворенная и объединенная после Ри-сорджименто1 в начале XX века, в культурном отношении была провинциальной страной с великим прошлым. Ее художники работали в духе устоявшихся в Европе направлений.
Так, портретная живопись Умберто Боччони в 1907;1908 гг. развивается в традициях веризма. Другие итальянские художники начала XX в. работают в духе импрессионизма, или модерна, или символизма. Однако 20 февраля 1909 г. Италия становится эпицентром развития нового художественного направления — появляется первый манифест футуристов, автором которого был Филиппе Томмазо Маринетти (1876−1944).
Писатель Филиппо Маринетти был склонен к эксперименту и авантюризму в сфере культуры. Маринетти обладал индивидуальным суггестивным стилем, принципы которого — хватать «через край» и отвергать чувство меры. Этому стилю старались подражать последователи Маринетти.
В 1910;1911 гг. шумные выступления Маринетти и руководимых им футуристов проходят в Милане, Турине, Венеции, Падуе и Неаполе. Откровенность высказываний Маринетти нравилась молодой итальянской интеллигенции и была вызовом ханжеству. Маринетти в революционном духе прокламирует: «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость дерзость и бунт». «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!». Деятельность футуристов, согласно их самосознанию, формирует «движение антикультурное, антиэстетическое, антифилософское» и сопровождается скандалами. Первый манифест футуристов провозглашает разрушительную антикультурную программу: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными» .