Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описывая систему экспресс-диагностики и экспресс-коррекции психофизиологического состояния человека при экстремальной ситуации, В. И. Егозина и Н. Д. Овчинников выделяют некоторые критериальные показатели оценки выраженности адаптивных реакций и психоэмоциональной напряженности. Предлагается оценивать степень психоэмоционального напряжения человека в экстремальной ситуации по выражению лица… Читать ещё >

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

  • • этические нормы и особенности работы психолога в экстремальных ситуациях;
  • • принципы психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях и оказания первой психологической помощи;
  • • правила и особенности проведения дебрифинга как вида экстренной психологической помощи;

уметь

  • • определять визуально и методом опроса степень подверженности травматизации человека, пережившего экстремальную ситуацию;
  • • грамотно использовать метод тестов в диагностике посттравматических стрессовых расстройств и адаптационных возможностей человека;

владеть

  • • методиками диагностики адаптационных возможностей человека и последствий экстремальных ситуаций, в частности методиками диагностики посттравматического стрессового расстройства;
  • • техниками самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

Принципы психодиагностики личности в экстремальных ситуациях

Не навреди!

Гиппократ

Личность, находящуюся в экстремальной ситуации или непосредственно после ее переживания, очень трудно, а иногда и невозможно диагностировать. Стандартные диагностические процедуры в виде анкетирования, беседы, тестов, проективных методик, аппаратурных методов и т.н. не всегда приемлемы по разным причинам.

Во-первых, это нехватка времени в ситуации экстремальности из-за ее внезапности, стремительности и скоротечности.

Во-вторых, это невозможность создания необходимой спокойной обстановки.

В-третьих, невозможность, а иногда и абсурдность применения стимульного материала и бланковых методик.

В-четвертых, в экстремальной ситуации у пострадавших затруднена, а иногда и невозможна сознательная рефлексия пережитого опыта, гак как психика мобилизована на преодоление сверхсильного воздействия.

В-пятых, действия, в том числе практического психолога, в случае чрезвычайных обстоятельств направлены на оказание оперативной помощи пострадавшим, основываясь лишь на беглом визуальном анализе их состояний.

В-шестых, не все переживаемые пострадавшим состояния визуально заметны (исключение составляют выраженные аффективные реакции), что затрудняет их диагностику.

На неприемлемость универсальных методов психодиагностики в ситуации экстремальности указывают А. Н. Сухов и А. А. Деркач, утверждая, что «методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видеосъемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного подхода и т. д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность „обнажается“. Надо только все это зафиксировать»[1].

Поэтому психодиагностика личности в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности.

По мнению Ю. С. Шойгу, «экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию»[2]. То есть экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. Таким людям необходима помощь врачапсихиатра, психотерапевта.

Поэтому первоочередная задача психологической диагностики и ее первый принцип — выявить степень отклонения от нормы у пострадавшего, основываясь в большей степени на визуальных и опросных методах диагностики.

Второй принцип психодиагностики личности в экстремальной ситуации связан с ориентацией на психопрофилактику. Как указывает Э. Б. Карпова, важным является «обнаружение признаков возможных психопатологических последствий, распознавание признаков развития по пути „травматизации“»[3].

Третий принцип психодиагностики личности в экстремальной ситуации — это ориентация се результатов на последующую психокоррекцию временного дисбаланса психики. Иными словами, в процессе диагностики важно определить те опорные сигналы дезинтегрированной личности, которые могут стать основой и отправной точкой для предотвращения развития серьезных последствий психологической травмы. Эго возможно только в беседе с пострадавшим, в ходе которой его психика непроизвольно возвращается к оценке реальности происходящего и своего места и состояния в ней, т. е. к рефлексии.

Исходя из этого, наиболее приемлемыми методами психодиагностики являются беседа и наблюдение, несмотря на то что они не гак точны, как тестовые и опросные методы. Вместе с тем они позволяют собрать необходимую информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий. Ни метод тестов, ни проективный метод не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая помощь. Они хорошо выполняют свою диагностическую функцию в дальнейшем, при диагностике последствий психической травматизации личности и особенностей переживания психотравмы.

Итак, метод наблюдения позволяет обнаружить признаки угрозы травматизации, т. е. те признаки, которые будут свидетельствовать о возможных психических нарушениях у пострадавших.

Описывая систему экспресс-диагностики и экспресс-коррекции психофизиологического состояния человека при экстремальной ситуации, В. И. Егозина и Н. Д. Овчинников[4] выделяют некоторые критериальные показатели оценки выраженности адаптивных реакций и психоэмоциональной напряженности. Предлагается оценивать степень психоэмоционального напряжения человека в экстремальной ситуации по выражению лица, дыханию, реакциям сосудов кожных покровов, реакции зрачков на свет, тремору, координации движений, потливости, спектрально-темпоральным показателям речи и т. п.

С целью фиксирования и количественной обработки наблюдаемых признаков эмоциональных состояний по внешним проявлениям у пострадавших предлагается ориентироваться на пятибалльную шкалу оценки состояний (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Показатели и критерии условных оценок внешних проявлений эмоциональных состояний (в диапазоне от нормы до патологии) в экстремальной ситуации

№.

п/п.

Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации.

Качественная характеристика.

Оценка, баллы.

1. Общее выражение лица (мимика) и дыхание.

Спокоен, уверен в себе, дыхание ровное.

Отлично.

Слегка взволнован, нахмурен лоб, губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное.

Хорошо.

Заметно взволнован, небольшие нарушения симметрии мимики, дыхание неритмичное.

Хорошо.

Сильно взволнован, желваки на щеках, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания.

Удовлетворительно.

Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубкой, иногда наблюдаются сосательные движения.

Плохо.

2. Кожные вазомоторные реакции.

Обычная бледно-розовая окраска лица.

Отлично.

Слегка покраснел или побледнел.

Хорошо.

Заметно покраснел или побледнел.

Хорошо.

Лицо покрыто пятнами, повышенная потливость.

Удовлетворительно.

Сильное покраснение или побледнение кожи.

Плохо.

3. Координация движений.

Хорошо скоординированные, легкие движения.

Отлично.

Координированные движения с усилиями.

Хорошо.

Напряженные и неуклюжие движения.

Хорошо.

№.

п/п.

Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации.

Качественная характеристика.

Оценка, баллы.

Скованность, координация движений нарушена.

Удовлетворительно.

Выраженная скованность движений, судороги.

Плохо.

4. Состояние нервно-мышечного аппарата.

Тремор отсутствует.

Отлично.

Небольшой тремор пальцев рук.

Хорошо.

Выраженный тремор рук.

Хорошо.

Тремор рук и ног.

Удовлетворительно.

Тремор рук, ног и мимических мышц.

Плохо.

5. Потливость кожи лица и рук.

Потливость в пределах нормы.

Отлично.

Повышенный уровень потливости (невротическое состояние).

Плохо.

6. Спектрально-темпоральные показатели речи.

Спокойные темп, тембр и громкость голоса.

Отлично.

Повышение громкости и тембра голоса.

Хорошо.

Повышение темпа, громкости и тембра речи.

Хорошо.

Сильное повышение темпа и тембра речи, лексический диапазон достаточный.

Удовлетворительно.

Повышение темпа речи, громкости и тембра голоса, сужение лексического диапазона.

Плохо.

7. Функция зрения.

Спокойный, уверенный взгляд.

Отлично.

Поисковая активность наилучшей точки видения, но всему полю зрения.

Хорошо.

Быстрая поисковая активность по наиболее важным объектам в поле зрения.

Хорошо.

Хаотичный поиск точки наилучшего видения с поворотами головы.

Удовлетворительно.

Хаотичная поисковая активность с поворотами глаз, головы и корпуса.

11лохо.

8. Зрачки глаз.

Одинаковой величины, хорошо реагируют на свет.

Отлично.

Неравной величины.

Хорошо.

№.

п/п.

Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации.

Качественная характеристика.

Оценка, баллы.

Неравной величины, с запаздыванием реагируют на световую стимуляцию.

Плохо.

9. Функция слезоотделения.

Слезоточивость в пределах нормы.

Отлично.

Слезоточивость повышена (признак невроза).

Хорошо.

Слезотечение обильное (бурные отрицательные эмоции).

Плохо.

10. Симметричность глазных щелей.

Глазные щели симметричны.

Отлично.

Глазные щели разной величины (состояние стресса).

Плохо.

Примечание. «Отлично» (1 балл) — отсутствуют внешние признаки психоэмоционального напряжения; «Хороню» (2 балла) — признаки психоэмоционального напряжения слабо выражены; «Хорошо» (3 балла) — признаки психоэмоционального напряжения выражены; «Удовлетворительно» (4 балла) — сильное психоэмоциональное напряжение; «Плохо» (5 баллов) — чрезвычайно сильные психоэмоциональные реакции.

Обобщенный или интегральный показатель нервно-эмоциональной напряженности по внешнему виду (X) подсчитывается как средняя арифметическая величина по указанным 10 группам показателей в отдельности и суммарно. За оптимальную величину (норму) принимается уровень в 1 балл, а максимальное отклонение — 5 баллов.

Следует указать, что наиболее обстоятельное психодиагностическое обследование пострадавших возможно лишь за пределами эпицентра события и после того, как они несколько оправятся от шока и интенсивного переживания, придут в себя. Чтобы понять, что тот или иной человек переживал в момент экстремальности, ему нужно ретроспективно воссоздать это событие и свое состояние в нем. А для этого необходимо восстановление способности к рефлексии, которая нивелируется в момент сверхсильного воздействия экстремального события.

Но не каждый переживший экстремальную ситуацию попадает в поле зрения психолога-диагноста. В силу индивидуально-психологических особенностей кто-то может самостоятельно справиться с переживанием экстремального опыта и оказаться «нетравмированным». В помощи специалиста чаще всего нуждаются те, кто не смог справиться с последствиями психотравмирующего события. Поэтому в экстремальной психологии наиболее разработанными являются методы и методики для выявления признаков иосттравматического стрессового расстройства как наиболее часто встречающего последствия психологической травмы. Рассмотрим их подробнее.

  • [1] Социальная психология: учеб, пособие для вузов / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дер-кача. М.: Академия, 2001. С. 357.
  • [2] Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред.Ю. С. Шойгу.
  • [3] Карпова Э. Б. Методологические проблемы психодиагностики… С. 17—26.
  • [4] Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций / под ред.А. Н. Блеера. М., 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой