Психологическая помощь в экстремальных ситуациях
Описывая систему экспресс-диагностики и экспресс-коррекции психофизиологического состояния человека при экстремальной ситуации, В. И. Егозина и Н. Д. Овчинников выделяют некоторые критериальные показатели оценки выраженности адаптивных реакций и психоэмоциональной напряженности. Предлагается оценивать степень психоэмоционального напряжения человека в экстремальной ситуации по выражению лица… Читать ещё >
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данного раздела студент должен:
знать
- • этические нормы и особенности работы психолога в экстремальных ситуациях;
- • принципы психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях и оказания первой психологической помощи;
- • правила и особенности проведения дебрифинга как вида экстренной психологической помощи;
уметь
- • определять визуально и методом опроса степень подверженности травматизации человека, пережившего экстремальную ситуацию;
- • грамотно использовать метод тестов в диагностике посттравматических стрессовых расстройств и адаптационных возможностей человека;
владеть
- • методиками диагностики адаптационных возможностей человека и последствий экстремальных ситуаций, в частности методиками диагностики посттравматического стрессового расстройства;
- • техниками самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
Принципы психодиагностики личности в экстремальных ситуациях
Не навреди!
Гиппократ
Личность, находящуюся в экстремальной ситуации или непосредственно после ее переживания, очень трудно, а иногда и невозможно диагностировать. Стандартные диагностические процедуры в виде анкетирования, беседы, тестов, проективных методик, аппаратурных методов и т.н. не всегда приемлемы по разным причинам.
Во-первых, это нехватка времени в ситуации экстремальности из-за ее внезапности, стремительности и скоротечности.
Во-вторых, это невозможность создания необходимой спокойной обстановки.
В-третьих, невозможность, а иногда и абсурдность применения стимульного материала и бланковых методик.
В-четвертых, в экстремальной ситуации у пострадавших затруднена, а иногда и невозможна сознательная рефлексия пережитого опыта, гак как психика мобилизована на преодоление сверхсильного воздействия.
В-пятых, действия, в том числе практического психолога, в случае чрезвычайных обстоятельств направлены на оказание оперативной помощи пострадавшим, основываясь лишь на беглом визуальном анализе их состояний.
В-шестых, не все переживаемые пострадавшим состояния визуально заметны (исключение составляют выраженные аффективные реакции), что затрудняет их диагностику.
На неприемлемость универсальных методов психодиагностики в ситуации экстремальности указывают А. Н. Сухов и А. А. Деркач, утверждая, что «методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видеосъемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного подхода и т. д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диагностирующую роль. В этих условиях личность „обнажается“. Надо только все это зафиксировать»[1].
Поэтому психодиагностика личности в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности.
По мнению Ю. С. Шойгу, «экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию»[2]. То есть экстренная психологическая помощь не может быть оказана тем, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. Таким людям необходима помощь врачапсихиатра, психотерапевта.
Поэтому первоочередная задача психологической диагностики и ее первый принцип — выявить степень отклонения от нормы у пострадавшего, основываясь в большей степени на визуальных и опросных методах диагностики.
Второй принцип психодиагностики личности в экстремальной ситуации связан с ориентацией на психопрофилактику. Как указывает Э. Б. Карпова, важным является «обнаружение признаков возможных психопатологических последствий, распознавание признаков развития по пути „травматизации“»[3].
Третий принцип психодиагностики личности в экстремальной ситуации — это ориентация се результатов на последующую психокоррекцию временного дисбаланса психики. Иными словами, в процессе диагностики важно определить те опорные сигналы дезинтегрированной личности, которые могут стать основой и отправной точкой для предотвращения развития серьезных последствий психологической травмы. Эго возможно только в беседе с пострадавшим, в ходе которой его психика непроизвольно возвращается к оценке реальности происходящего и своего места и состояния в ней, т. е. к рефлексии.
Исходя из этого, наиболее приемлемыми методами психодиагностики являются беседа и наблюдение, несмотря на то что они не гак точны, как тестовые и опросные методы. Вместе с тем они позволяют собрать необходимую информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий. Ни метод тестов, ни проективный метод не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая помощь. Они хорошо выполняют свою диагностическую функцию в дальнейшем, при диагностике последствий психической травматизации личности и особенностей переживания психотравмы.
Итак, метод наблюдения позволяет обнаружить признаки угрозы травматизации, т. е. те признаки, которые будут свидетельствовать о возможных психических нарушениях у пострадавших.
Описывая систему экспресс-диагностики и экспресс-коррекции психофизиологического состояния человека при экстремальной ситуации, В. И. Егозина и Н. Д. Овчинников[4] выделяют некоторые критериальные показатели оценки выраженности адаптивных реакций и психоэмоциональной напряженности. Предлагается оценивать степень психоэмоционального напряжения человека в экстремальной ситуации по выражению лица, дыханию, реакциям сосудов кожных покровов, реакции зрачков на свет, тремору, координации движений, потливости, спектрально-темпоральным показателям речи и т. п.
С целью фиксирования и количественной обработки наблюдаемых признаков эмоциональных состояний по внешним проявлениям у пострадавших предлагается ориентироваться на пятибалльную шкалу оценки состояний (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Показатели и критерии условных оценок внешних проявлений эмоциональных состояний (в диапазоне от нормы до патологии) в экстремальной ситуации
№. п/п. | Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации. | Качественная характеристика. | Оценка, баллы. |
1. Общее выражение лица (мимика) и дыхание. | |||
Спокоен, уверен в себе, дыхание ровное. | Отлично. | ||
Слегка взволнован, нахмурен лоб, губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное. | Хорошо. | ||
Заметно взволнован, небольшие нарушения симметрии мимики, дыхание неритмичное. | Хорошо. | ||
Сильно взволнован, желваки на щеках, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания. | Удовлетворительно. | ||
Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубкой, иногда наблюдаются сосательные движения. | Плохо. | ||
2. Кожные вазомоторные реакции. | |||
Обычная бледно-розовая окраска лица. | Отлично. | ||
Слегка покраснел или побледнел. | Хорошо. | ||
Заметно покраснел или побледнел. | Хорошо. | ||
Лицо покрыто пятнами, повышенная потливость. | Удовлетворительно. | ||
Сильное покраснение или побледнение кожи. | Плохо. | ||
3. Координация движений. | |||
Хорошо скоординированные, легкие движения. | Отлично. | ||
Координированные движения с усилиями. | Хорошо. | ||
Напряженные и неуклюжие движения. | Хорошо. |
№. п/п. | Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации. | Качественная характеристика. | Оценка, баллы. |
Скованность, координация движений нарушена. | Удовлетворительно. | ||
Выраженная скованность движений, судороги. | Плохо. | ||
4. Состояние нервно-мышечного аппарата. | |||
Тремор отсутствует. | Отлично. | ||
Небольшой тремор пальцев рук. | Хорошо. | ||
Выраженный тремор рук. | Хорошо. | ||
Тремор рук и ног. | Удовлетворительно. | ||
Тремор рук, ног и мимических мышц. | Плохо. | ||
5. Потливость кожи лица и рук. | |||
Потливость в пределах нормы. | Отлично. | ||
Повышенный уровень потливости (невротическое состояние). | Плохо. | ||
6. Спектрально-темпоральные показатели речи. | |||
Спокойные темп, тембр и громкость голоса. | Отлично. | ||
Повышение громкости и тембра голоса. | Хорошо. | ||
Повышение темпа, громкости и тембра речи. | Хорошо. | ||
Сильное повышение темпа и тембра речи, лексический диапазон достаточный. | Удовлетворительно. | ||
Повышение темпа речи, громкости и тембра голоса, сужение лексического диапазона. | Плохо. | ||
7. Функция зрения. | |||
Спокойный, уверенный взгляд. | Отлично. | ||
Поисковая активность наилучшей точки видения, но всему полю зрения. | Хорошо. | ||
Быстрая поисковая активность по наиболее важным объектам в поле зрения. | Хорошо. | ||
Хаотичный поиск точки наилучшего видения с поворотами головы. | Удовлетворительно. | ||
Хаотичная поисковая активность с поворотами глаз, головы и корпуса. | 11лохо. | ||
8. Зрачки глаз. | |||
Одинаковой величины, хорошо реагируют на свет. | Отлично. | ||
Неравной величины. | Хорошо. |
№. п/п. | Показатели и характер проявления эмоциональных состояний в экстремальной ситуации. | Качественная характеристика. | Оценка, баллы. |
Неравной величины, с запаздыванием реагируют на световую стимуляцию. | Плохо. | ||
9. Функция слезоотделения. | |||
Слезоточивость в пределах нормы. | Отлично. | ||
Слезоточивость повышена (признак невроза). | Хорошо. | ||
Слезотечение обильное (бурные отрицательные эмоции). | Плохо. | ||
10. Симметричность глазных щелей. | |||
Глазные щели симметричны. | Отлично. | ||
Глазные щели разной величины (состояние стресса). | Плохо. |
Примечание. «Отлично» (1 балл) — отсутствуют внешние признаки психоэмоционального напряжения; «Хороню» (2 балла) — признаки психоэмоционального напряжения слабо выражены; «Хорошо» (3 балла) — признаки психоэмоционального напряжения выражены; «Удовлетворительно» (4 балла) — сильное психоэмоциональное напряжение; «Плохо» (5 баллов) — чрезвычайно сильные психоэмоциональные реакции.
Обобщенный или интегральный показатель нервно-эмоциональной напряженности по внешнему виду (X) подсчитывается как средняя арифметическая величина по указанным 10 группам показателей в отдельности и суммарно. За оптимальную величину (норму) принимается уровень в 1 балл, а максимальное отклонение — 5 баллов.
Следует указать, что наиболее обстоятельное психодиагностическое обследование пострадавших возможно лишь за пределами эпицентра события и после того, как они несколько оправятся от шока и интенсивного переживания, придут в себя. Чтобы понять, что тот или иной человек переживал в момент экстремальности, ему нужно ретроспективно воссоздать это событие и свое состояние в нем. А для этого необходимо восстановление способности к рефлексии, которая нивелируется в момент сверхсильного воздействия экстремального события.
Но не каждый переживший экстремальную ситуацию попадает в поле зрения психолога-диагноста. В силу индивидуально-психологических особенностей кто-то может самостоятельно справиться с переживанием экстремального опыта и оказаться «нетравмированным». В помощи специалиста чаще всего нуждаются те, кто не смог справиться с последствиями психотравмирующего события. Поэтому в экстремальной психологии наиболее разработанными являются методы и методики для выявления признаков иосттравматического стрессового расстройства как наиболее часто встречающего последствия психологической травмы. Рассмотрим их подробнее.
- [1] Социальная психология: учеб, пособие для вузов / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дер-кача. М.: Академия, 2001. С. 357.
- [2] Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред.Ю. С. Шойгу.
- [3] Карпова Э. Б. Методологические проблемы психодиагностики… С. 17—26.
- [4] Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций / под ред.А. Н. Блеера. М., 2005.