Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные уголовные суды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти принципы были развернуты и в постановлениях Крымской конференции трех держав (февраль 1945 г.), провозгласивших своей целью уничтожение германского милитаризма и нацизма. «Мы, — говорилось в Заявлении руководителей трех держав, — полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб, который неоднократно содействовал… Читать ещё >

Международные уголовные суды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать систему международных уголовных судов современности; особенности деятельности международных уголовных судов ad hoc; проблемы взаимодействия государств с международными уголовными судами;

уметь ориентироваться в юридическом наследии Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов; использовать знания в сфере международного уголовного права для понимания закономерностей юрисдикционной деятельности международных уголовных судов; принимать правовые решения, связанные с рассмотрением дела в Международном уголовном суде;

владеть навыками определения применимости решений Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов в современный период; навыками, связанными с движением дела в международных уголовных судах; анализа различных международных уголовно-правовых коллизий, связанных с деятельностью современных международных уголовных судов.

Нюрнбергский трибунал над главными военными преступниками Второй мировой войны

История создания Нюрнбергского трибунала и подготовки процесса над главными военными преступниками

1 октября 1946 г. приговором Нюрнбергского военного трибунала, созданного для суда над главными немецкими военными преступниками, виновными в развязывании Второй мировой войны и чудовищных преступлениях против мира и человечества, 12 главных военных преступников были приговорены к смертной казни через повешение, трое — к пожизненному заключению и четыре преступника — к тюремному заключению на длительные сроки. Трибунал признал преступными основные нацистские организации, являвшиеся частью государственного механизма исполнения военных преступлений и преступлений против мира и человечества (например, СС, гестапо, руководящий состав нацистской партии). 16 октября 1946 г. приговор был приведен в исполнение. Как известно, война закончилась еще в 1945 г., но именно приговор Нюрнбергского трибунала (а также приговор Токийского процесса по делу главных японских военных преступниках) поставил точку в окончании Второй мировой войны, удовлетворив чувство справедливости бесчисленных ее жертв, требовавших сурового возмездия в отношении виновных.

Инициатором постановки вопроса об ответственности главных нацистских преступников, развязавших чудовищную по своей жестокости войну, повлекшую неисчисляемые жертвы и страдания людей, было Советское правительство. Требования о привлечении к ответственности фашистских организаторов мировой бойни, нарушавших элементарные требования норм международного права, содержались в официальных актах Советского правительства, принятых сразу же после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз и в первые годы войны.

Это и Декларация Советского правительства, оглашенная на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г.[1], и ноты Советского правительства от 25 ноября 1941 г. «О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных»[2], от 6 января 1941 г. «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях» .

[3] и от 27 апреля 1942 г. «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления»[4]. В этих актах Советское правительство предупреждало фашистскую верхушку гитлеровской Германии, что за свои тягчайшие злодеяния в отношении мирного населения и советских военнопленных она понесет суровую ответственность.

14 октября 1942 г. Советское правительство выступило с Заявлением «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния совершенные ими в оккупированных странах Европы». В нем также повторялось мнение о том, что главари гитлеровской Германии за свои неслыханные по своей жестокости злодеяния на территории оккупированных ими стран (в Заявлении было подчеркнуто, что Советское правительство обладает информацией о совершенных гитлеровцами преступлениях на территории и других оккупированных ими стран) должны понести и понесут заслуженное суровое наказание.

В Заявлении указывалось, что Советское правительство разделяет выраженное в полученной им коллективной ноте правительств Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции законное стремление обеспечить передачу в руки правосудия, привлечение к ответственности виновных в указанных преступлениях и приведение в исполнение вынесенных приговоров. В Заявлении была выражена надежда на то, что все заинтересованные государства будут оказывать друг другу взаимное содействие в розыске, выдаче, предании суду и суровом наказании гитлеровских правителей и их сообщников, виновных в организации или совершении преступлений на оккупированных территориях. Советское правительство, говорилось в Заявлении, считает, что оно, так же как и правительства всех государств, отстаивающих свою независимость от гитлеровских орд, обязано рассматривать суровое наказание этих преступников как неотложный долг перед бесчисленными вдовами и сиротами, родными и близкими тех людей, которые зверски замучены и убиты. И наконец, главное, — в Заявлении было признано необходимым безотлагательно предать суду специального международного трибунала и наказать по всей строгости уголовного закона всех главарей фашистской Германии, оказавшихся уже в процессе войны в руках союзников[5].

Таким образом, вопрос о создании специального международного трибунала (или суда) и наказании фашистских преступников был поставлен именно по инициативе СССР еще в 1942 г.

Вопрос об уголовной и материальной ответственности гитлеровских захватчиков ставился и в последующих актах Советского государства. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. «Об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР»[6] (следует отметить, что материалы Комиссии были учтены в ходе Нюрнбергского процесса в качестве доказательств совершенных гитлеровцами злодеяний на территории Советского Союза). В ноте НКИД СССР от 11 мая 1943 г. «О массовом насильственном уводе в немецко-фашистское рабство мирных советских граждан и об ответственности за это преступление германских властей и частных лиц, эксплуатирующих подневольный труд советских граждан в Германии»[7].

Советский Союз не только поставил вопрос о наказании (судебном) немецко-фашистских захватчиков, но уже в 1943 г. провел первые процессы над захваченными военными преступниками в Краснодаре, Харькове и других городах.

Принцип неотвратимости уголовной ответственности немецко-фашистских захватчиков был выражен и в совместных декларациях Советского Союза и других государств. Так, в совместной Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г. провозглашалось, что «после победоносной войны и соответствующего наказания гитлеровских преступников задачей Союзных Государств будет обеспечение прочного и справедливого мира»[8]. В совместной Декларации правительств 12 стран от 18 декабря 1942 г. «О проводимом гитлеровскими властями истреблении еврейского населения Европы» говорилось, что СССР и другие страны вновь подтверждают свое торжественное обязательство обеспечить со всеми Объединенными Нациями, чтобы лица, ответственные за эти преступления, не избежали заслуженного возмездия, и ускорить необходимые практические мероприятия для достижения указанной цели[9].

Следующим важным шагом в подготовке будущего судебного процесса над главными и не главными немецкими военными преступниками было принятие Декларации правительств СССР, США и Великобритании об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства от 30 октября 1943 г. В ней устанавливалось, что все германские офицеры и солдаты, а также члены нацистской партии, виновные в зверствах, убийствах, массовых казнях или в истреблении населения, будут отосланы в страны, в которых были совершены их отвратительные действия, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны в соответствии с законом этих освобожденных стран и свободных правительств, которые будут там созданы. При этом союзные державы выразили уверенность, что они «найдут преступников даже на краю света» и передадут их в руки обвинителей, чтобы смогло совершиться правосудие. В отношении же главных немецких преступников, преступления которых не были связаны с определенным географическим местом, было принято решение об их наказании согласно совместному решению правительств-союзников[10]. Таким образом, Декларация 1943 г. установила не только принцип ответственности гитлеровских преступников, но и принцип их подсудности.

Эти принципы были развернуты и в постановлениях Крымской конференции трех держав (февраль 1945 г.), провозгласивших своей целью уничтожение германского милитаризма и нацизма. «Мы, — говорилось в Заявлении руководителей трех держав, — полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб, который неоднократно содействовал возрождению германского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре возмещение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа и принять совместно также и другие меры к Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всего мира»[11].

Вскоре после этого союзные державы довели до сведения германского командования и распространили на все державы совместное заявление следующего содержания:

" От имени всех Объединенных Наций, находящихся в войне с Германией, Правительства Советского Союза, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки настоящим обращаются с торжественным предупреждением ко всем комендантам и охране, в ведении которых находятся союзные военнопленные в Германии и на территориях, оккупированных Германией, а также к служащим гестапо и ко всем лицам, независимо от характера их службы и ранга, в ведение которых переданы союзные военнопленные, будь то в зоне боев, на линиях коммуникаций или в тыловых районах. Они заявляют, что всех этих лиц они будут считать ответственными в индивидуальном порядке не в меньшей степени, чем германское верховное командование и компетентные германские военные, военно-морские и авиационные власти, за безопасность и благополучие всех союзных военнопленных, находящихся в их ведении.

Любое лицо, виновное в дурном обращении или допустившее дурное обращение с любым союзным военнопленным, будь то в ходе боев, на линии коммуникаций, в лагере, в госпитале, в тюрьме или в другом месте, будет подвергнуто беспощадному преследованию и наказанию.

Правительства Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании предупреждают, что они будут считать эту ответственность безусловной при всех обстоятельствах и такой, от которой нельзя будет освободиться, переложив ее на какие-либо другие власти или лица"[12].

Как известно, 8 мая 1945 г. представители немецкого главного командования подписали в Берлине окончательный акт капитуляции Германии. 5 июня 1945 г. также в Берлине была подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным правительством Французской Республики. Именно в ней были намечены первые шаги по практической реализации организации судебного процесса над главными немецкими военными преступниками. Это заключалось в подходе к определению скамьи подсудимых будущего процесса: «Главные нацистские лидеры, указанные представителями союзников, и все лица, чьи имена, ранг, служебное положение или должность будут время от времени указываться представителями союзников в связи с тем, что они подозреваются в совершении, подстрекательстве или издании приказов и проведении военных или аналогичных преступлений, будут арестованы и переданы представителям союзников»[13].

Дальнейшие шаги по определении круга подсудимых были предприняты в решениях Потсдамской конференции трех держав (июль — август 1945 г.), где было достигнуто соглашение о том, что нацистские лидеры, военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении военных преступлений, должны быть арестованы и преданы суду. «Три правительства, — отмечалось в решениях Потсдамской конференции, отметили обсуждение, которое происходило в то время в Лондоне между британскими, американскими, советскими и французскими представителями, с целью достижения соглашения о методах суда на теми главными военными преступниками, чьи преступления по Московской декларации от октября 1943 г. не относятся к определенному географическому месту. Три правительства подтверждают свои намерения предать этих преступников скорому и справедливому суду. Они надеются, что переговоры в Лондоне будут иметь своим результатом скорое соглашение, достигнутое с этой целью, и они считают делом огромной важности, чтобы суд над этими главными преступниками начался как можно скорее»[14].

Указанные переговоры в Лондоне между представителями Советского Союза, США и Франции завершились подписанием 8 августа 1945 г. Соглашения между Правительствами указанных государств «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран Оси», которым был учрежден Международный Военный Трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом"[15]. Одновременно был утвержден Устав Трибунала и Соглашение четырех держав об учреждении Комитета по расследованию дел и обвинению главных военных преступников (создание Комитета предусматривалось Уставом Международного Военного Трибунала, и вскоре Комитет опубликовал первый список военных преступников, подлежащих суду Международного Военного Трибунала).

Следует отметить, что если идея возмездия и наказания главарей гитлеровской империи разделялась правительствами союзных государств и в этом смысле союзники по антифашистской коалиции были едины, то по вопросу о правовых средствах ее реализации были высказаны разные суждения. Так, премьер-министр Великобритании У. Черчилль и лордканцлер Д. Саймон, государственный секретарь США К. Хэлл, министр финансов США Г. Морненштау предлагали оперативное политическое или административное решение. Они считали, что руководители союзных держав должны составить список из 50−100 или более главных военных преступников, чтобы в случае захвата в плен подвергнуть их смертной казни без суда и следствия. Однако советские руководители, считавшие, что необходимо было не только наказать военных преступников, но и разоблачить античеловеческую сущность фашизма, выяснить породившие его причины и условия, наиболее подходящей формой для этого предлагали организацию в этих целях гласного суда.

В США эту точку зрения с осени 1944 г. решительно поддерживали военный министр Г. Стимсон, генеральный атторней Бидл, сменивший К. Хэлла государственный секретарь Э. Стеттиниус, советник президента С. Розенман, судья Верховного Суда США Ф. Франкфуртер, а позже и президент Г. Трумэн[16]. Именно на этой основе союзные державы и достигли в конечном итоге общности взглядов, что, как отмечалось, и выразилось в решении Берлинской конференции трех держав 17 июля — 2 августа 1945 г. и в Лондонском соглашении между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным правительством Французской Республики о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран от 8 августа 1945 г.

В соответствии с Уставом Международного Военного Трибунала первый судебный процесс должен был состояться в Нюрнберге. До его начала он провел в Берлине несколько организационных заседаний, на которых рассматривались вопросы о регламенте Трибунала, организации переводов, приглашении на процесс защитников, форме одежды судей, порядка их размещения в зале суда и некоторые другие. 18 октября 1945 г. в Берлине же состоялось открытие заседания Трибунала, на котором члены Трибунала приняли присягу, главные обвинители представили обвинительное заключение, а подсудимым были вручены его копии. Слушания дела в Нюрнберге началось 20 ноября 1945 г.

Суду были преданы: Геринг — рейхсмаршал, второе лицо в гитлеровской правительственной верхушке; Гесс — заместитель Гитлера по фашистской партии; Риббентроп — министр иностранных дел; Лей — один из главных руководителей фашистской партии, возглавлявший «Германский трудовой фронт»; Кейтель — фельдмаршал, начальник верховного командования вооруженных сил Германии; Кальтенбруннер — начальник главного имперского управления безопасности и начальник полиции безопасности и СД; Розенберг — имперский министр по делам оккупированных восточных территорий с 1941 по 1945 г., идеолог фашизма и активный проповедник «расовой» теории; Франк — имперский министр юстиции, генерал-губернатор Польши; Фрик — имперский министр внутренних дел, протектор Богемии и Моравии в 1943—1944 гг.; Штрейхер — один из организаторов фашистской партии, идеолог антисемитизма; Функ — имперский министр экономики, президент имперского банка и генеральный уполномоченный по военной экономике; Шахт — президент имперского банка в 1933—1943 гг., имперский министр экономики; Крупп — крупнейший немецкий промышленный магнат, организатор перевооружения германской армии; Денниц — главнокомандующий военно-морскими силами Германии в 1943—1945 гг., преемник Гитлера на посту главы государства с 1 мая 1945 г.; Редер — главнокомандующий военно-морскими силами Германии в 1935—1943 гг.; Ширах — организатор и руководитель гитлеровской молодежной организации «Гитлерюгенд» в 1933—1940 гг., имперский наместник Вены с 1940 г.; Заукель — генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы; Иодль — начальник штаба оперативного руководства верховного командования германских вооруженных сил; Папен — немецкий дипломат, посланник в Вене в 1934—1935 гг., посол в Турции в 1939—1944 гг., один из организаторов захвата власти гитлеровцами в 1933 г.; ЗейсИнкварт — видный руководитель фашистской партии, организатор захвата Австрии, имперский уполномоченный по оккупированным Нидерландам в 1940—1945 гг.; Шпеер — имперский министр вооружения и всей военной промышленности; Нейрат — министр иностранных дел в 1932—1933 гг., протектор Богемии и Моравии; Фриче — начальник отдела внутренней прессы министерства пропаганды; Борман — заместитель Гитлера по руководству фашистской партией (его дело как скрывшегося от правосудия рассматривалось заочно).

Обвинительный акт содержал также требование о признании преступными следующих групп и организаций гитлеровской Германии: 1) имперского кабинета министров; 2) руководящего состава фашистской партии; 3) охранных отрядов фашистской партии (СС), включая службу безопасности (СД); 4) государственной тайной полиции (гестапо); 5) штурмовых отрядов фашистской партии (СА); 6) генерального штаба и верховного командования германских вооруженных сил (ОКБ).

  • [1] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: в 2 т. Т. 1. М., 1944. С. 164.
  • [2] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 184−190.
  • [3] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.

    С. 195−215.

  • [4] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 228−269.
  • [5] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 314−319.
  • [6] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 322.
  • [7] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 359.
  • [8] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 192.
  • [9] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 328.
  • [10] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. С. 418−419.
  • [11] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. 1 января — 31 декабря 1945 г.: в 3 т. Т. 3. М., 1947. С. 103.
  • [12] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. С. 210.
  • [13] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. С. 280.
  • [14] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы. С. 348−349.
  • [15] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: сб. материалов: в 7 т. T. 1. М., 1957. С. 63−65.
  • [16] См.: Лебедева Н. С. Подготовка Нюрнбергского процесса. М., 1975. С. 8−81.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой