Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъекты МП. Правоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физические лица, конечно же, не являются субъектами МП в классическом понимании термина, потому что они не создают международно-правовых норм и находятся под юрисдикцией государств, т. е. не являются независимыми, не обладают суверенитетом. Они являются носителями прав, выгодоприобретателями (бенефициарами), не более. Права человека — это один из примеров того, как современное международное право… Читать ещё >

Субъекты МП. Правоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под термином субъекты МП понимаются образования, которые: а) способны создавать нормы МП; б) могут обладать правами и обязанностями по международному праву. Из всего вышеизложенного понятно, что субъектами МП являются, главным образом, государства и международные (межгосударственные) организации. Государства — субъекты первичные; международные организации — вторичные, производные. Предлагается условно называть их в международно-правовом терминологическом аппарате «публичными лицами» — в отличие от «частных лиц»: физических лиц, юридических лиц.

Государства — субъекты МП ipso facto, т. е. в силу самого факта существования. К основным правам и обязанностям государств относятся: право участвовать в создании международно-правовых норм и в международно-правовых отношениях (путем заключения договоров, установления дипломатических представительств); участвовать в международных организациях; взаимодействовать с другими субъектами МП; осуществлять субъективные нрава и нести юридические обязанности; защищать свои права допустимыми юридическими средствами, включая индивидуальную и коллективную самооборону; обязанность уважать статус других субъектов МП; добросовестно соблюдать международные принципы и нормы. С точки зрения внутреннего суверенитета государства имеют право на юрисдикцию в отношении своей территории и проживающего на ней населения; на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в стране.

В международно-правовых отношениях государство может быть представлено, в зависимости от ситуации, различными органами и должностными лицами. Тем не менее качество субъекта МП принадлежит государству в целом.

Ограниченной международной правосубъектностью обладают в некоторых случаях народы и нации, борющиеся за создание независимого государства. Важно, что такая правосубъектность возникает лишь тогда, когда создается национально-освободительное движение, т. е. появляется определенная организационная основа борьбы. Такая организация — предвестник государства. Примером может служить Организация освобождения Палестины (ООП). ООП контролирует определенную территорию, является членом Лиги арабских государств (ЛАГ), участником многосторонних договоров. Па ООП распространяются требования международного права, в том числе в его гуманитарной части.

Что касается международных организаций, то им придается тот объем правосубъектности (полномочий), который необходим для наилучшего выполнения их функций. Они обладают иммунитетом от юрисдикции государств. Функции и компетенция международной организации фиксируются в ее уставе — международном договоре. Международные организации несут права и обязанности по международному праву, а также ответственность за нарушение норм МП. Они заключают договоры, учреждают представительства в государствах и других международных организациях. Организации вступают на территории государств в гражданско-правовые сделки и другие правоотношения по поводу купли-продажи, аренды, найма персонала и др.

За международными организациями признается право на «подразумеваемые полномочия». Суть этой концепции состоит в том, что организация вправе в целях реализации уставных функций осуществлять полномочия, прямо не предусмотренные в уставе. Если, к примеру, в уставе не предусмотрено право организации на заключение международных договоров, то такое право при необходимости может считаться подразумеваемым.

Представляется, что с данной концепцией можно согласиться при условии: считать «подразумеваемыми» лишь такие полномочия, против осуществления которых не выдвинуто возражений со стороны члена организации. При этом, конечно, международная организация должна действовать добросовестно, без превышения своих полномочий. Ранее концепция «подразумеваемых полномочий» международных организаций использовалась европейскими государствами и США для того, чтобы провести решения в свою пользу.

Международные организации в совокупности представляют собой институциональную часть международной системы. Все организации можно было бы условно подразделить на две категории:

  • а) организации, обеспечивающие сотрудничество (основаны на координационном методе регулирования отношений государств-участников);
  • б) организации, являющиеся институциональной основой для интеграции (основаны на субординационном методе регулирования отношений между государствами-участниками).

Есть и другие классификации международных организаций. Так, по членскому составу организации подразделяются на:

  • o универсальные (или почти универсальные) — ООН, МВФ," ВТО;
  • o региональные (ограниченного состава) — Лига арабских государств, Организация американских государств, ОЭСР, ОПЕК, МАГАТЭ.

По объему и характеру компетенции организации подразделяются на:

  • o организации общей компетенции; они занимаются вопросами сотрудничества в любой сфере, например ООН;
  • o организации специальной компетенции; они занимаются проблематикой сотрудничества в какой-то одной сфере — экономической, военной, культурной, например ЮНЕСКО, ИМО.

По характеру функций международные организации могут подразделяться на организации, обладающие, в частности, регулирующими, контрольными, оперативными, административными (исполнительными) и прочими, в том числе смешанными, функциями.

Структурно международные организации состоят, как правило, из:

  • а) представительных органов: конференция, ассамблея, конгресс и т. п.;
  • б) исполнительных органов: совет, бюро, директорат, комитет и т. п.;
  • в) технических органов: секретариат.

В структуру некоторых международных организаций входят органы по разрешению споров: Орган по разрешению споров в ВТО. Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в 1991 г. республиками бывшего СССР, не является ни международной организацией, ни субъектом МП.

В международных организациях или в отдельных органах организаций сотрудники могут представлять государства, а могут набираться и работать в личном качестве. Решения в международных организациях принимаются консенсусом (т.е. единогласно) либо используются другие методы: большинство, квалифицированное большинство, взвешенное голосование. Набор функционеров организации в личном качестве или принятие обязательного для всех решения большинством голосов либо взвешенным голосованием — это элементы наднационального регулирования.

Государства могут являться членами международной организации, а также, если предусматривает Устав: ассоциированными членами, наблюдателями. В некоторых универсальных международных организациях (ЭКОСОС, ЮНЕСКО) консультативный статус получают международные неправительственные организации. Прекращение членства в международной организации осуществляется, как правило, либо выходом из организации, либо исключением из нее.

Обращает на себя внимание появление и существование разного рода " параорганизаций" и «групп интересов», примером которых являются: Парижский клуб кредиторов, «Большая восьмерка». Подобные структуры можно было бы назвать мягкими организациями.

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по созданию и деятельности международных организаций, составляют отрасль МП — право международных организаций. В эту отрасль входят также в качестве институтов комплексы норм и принципов, на основе которых созываются и функционируют международные конференции, совещания, создаются и работают международные органы.

В некоторых учебниках за рубежом и в России утверждается, что субъектами МП являются также физические и юридические лица. Обычно в качестве аргумента приводится ситуация с правами человека. Императивные нормы МП закрепили все основные права человека. Учреждены международные суды по правам человека. Каждый человек в связи с нарушением его прав может теперь подать в международный суд жалобу на собственное государство.

На самом деле все международно-правовые акты по вопросам прав человека регулируют данную проблематику не напрямую, а через межгосударственное сотрудничество. Международные акты закрепляют права и обязанности государств как субъектов МП, а уже затем государства обеспечивают или обязаны обеспечить соответствующие права в своем внутреннем праве. Субъекты внутреннего права не становятся субъектами международного права.

Физические лица, конечно же, не являются субъектами МП в классическом понимании термина, потому что они не создают международно-правовых норм и находятся под юрисдикцией государств, т. е. не являются независимыми, не обладают суверенитетом. Они являются носителями прав, выгодоприобретателями (бенефициарами), не более. Права человека — это один из примеров того, как современное международное право концентрируется на регулировании не собственно поведения субъектов МП, а на внутренних правовых режимах. В данном случае — на внутреннем правовом режиме, касающемся прав человека. Аналогичный процесс идет и в других отраслях МП. Нормы МП все больше и больше воздействуют на внутренние правовые режимы государств, будь то в сфере экономической, финансовой или конституционной, административной, уголовной.

Не обладают международной правосубъектностью в классическом понимании термина также и юридические лица (включая многонациональные предприятия). На международно-правовом уровне было предпринято несколько попыток определить статус многонациональных предприятий. Одна из них была осуществлена в рамках ООН. В течение многих лет (1975;1994) шла работа над проектом Кодекса поведения ТНК. Однако в ходе этой работы непримиримо столкнулись позиции развитых и развивающихся стран. Развитые страны настаивали на определении, преимущественно, прав ТНК, а развивающиеся страны — на закреплении их обязательств перед принимающей страной. Принять документ так и не удалось.

В предвидении такого результата развитые страны перенесли разработку статуса многонациональных предприятий в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В итоге в 1976 г. была принята Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях — документ мягкого права, содержащий рекомендательные нормы. К Декларации был приложен, среди прочего, документ под названием «Руководящие принципы для многонациональных предприятий» .

Следует иметь в виду, что национальные предприятия действуют во внутренних правовых системах в рамках гражданского права, которое предоставляет достаточно большую степень свободы в хозяйственной деятельности. Они вправе, в частности, заключать практически любые (не запрещенные прямо) виды договоров с партнерами из любой страны. С точки зрения МП, юридические лица в их отношениях международного характера также обладают большой степенью свободы действий. В таких условиях (когда и внутреннее право, и МП предоставляют широкую степень правовой свободы по типу «разрешено все, что прямо не запрещено) предприятия разных стран на двусторонней и многосторонней основе вынуждены разрабатывать собственные правила взаимодействия, обеспечения порядка на том или ином рынке, в том или ином секторе мировой экономики.

В результате появляются документы и нормы, которые в совокупности образуют так называемое транснациональное право. Примером могут служить нормы Унифицированных правил для межбанковских отношений международного характера, которые разработаны Международной торговой палатой на основе межбанковских обычаев. Разновидностями транснационального права являются, например: lex mercatoria — в международной торговой системе; lex finanziaria — в международной финансовой системе.

Иногда в качестве субъектов МП называют международные неправительственные организации (МНПО). В действительности они также не являются субъектами МП, поскольку не создают международно-правовых норм и подчинены государствам. Международные неправительственные организации (МНПО) — это форма организации международного гражданского общества. Роль МНПО в правотворческом и правоприменительном процессах в международной системе возрастает. Международными неправительственными организациями являются: Международный олимпийский комитет, Гринпис — Международная организация защитников окружающей среды, Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.

Можно предположить, что МНПО также создают свою часть транснационального права в сфере, в которой внутреннее право государств оставляет для них определенную степень свободы действий. Зачастую эта часть транснационального права переплетается с международным правом, что также можно считать проявлением тенденции на формирование Глобального права. Глобальное право получит заметные очертания, когда человечество и международное сообщество государств приобретут статус его субъектов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой