Польза и вред философии
Выдвигая важные вопросы, философия не предлагает ответов, окончательных и удовлетворяющих всех, что воспринимается как бессмысленная растрата сил. «Кажется почти смешным, — писал Кант, — что, в то время как всякая другая наука непрестанно идет вперед, в метафизике, которая хочет быть самой мудростью и к прорицаниям которой обращается каждый, постоянно приходится топтаться на месте, не делая… Читать ещё >
Польза и вред философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принято считать, что философская мысль возникает на ступени развития человеческого общества, которую называют цивилизацией (от лат. civitas — «гражданство», «государство», «город»). Стадия цивилизации маркируется «городской» революцией и образованием первых городов-государств, сложные комплексы которых конституируют первые цивилизации.
Городская жизнь характеризуется смешением различных образов жизни, культов и обычаев. В условиях города возникает необходимость в рефлексии разноплеменных обычаев и выработке всеобщих законов, упорядочивающих взаимодействие городских слоев и сообществ. Первые философы выполняют миссию законодателей, разрабатывая законы для своих городов. В эпоху Просвещения идеи ряда философов (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Бентам) легли в основу правовых актов государств Нового времени.
Обложка трактата Т. Гоббса «О гражданстве» («De Cive»). 1642.
Рост и деление городов, отделение колоний от метрополий открыли возможность проектирования новых городов-государств. Так, философы начинают разрабатывать проекты идеальных городов-государств. Государствообразующая роль философии в XX в. нашла выражение в образовании мировой социалистической системы, основанной на идеях марксизма-ленинизма.
Активное включение философов в государственную жизнь, навыки полемики и рефлексии позволяют с пониманием относиться к нравам и обычаям разных народов и успешно выполнять дипломатические функции. Космополитизм философии преодолевает этноцентризм и стимулирует возникновение на ее основе мировых религий. Буддизм и христианство возникли как философские школы.
Установка философской мысли на всеобщность позволяет обобщать все многообразие практического опыта, что приводит затем к специализации и дифференциации философских исследований. По мере специализации от философии отпочковываются частные науки (математика, логика, физика, этика, политика, экономика и пр.). Поэтому философия часто квалифицируется как матерь всех наук (и даже искусств) и всеобщая наука как таковая. Окончательная эмансипация науки от философии не завершена вплоть до настоящего времени.
Релевантность, уместность философии выражается в наличии у философа учеников. Вокруг философов образуются философские школы (Академия Платона, Лицей Аристотеля), которые становятся прообразами средневековых университетов и высшего образования в целом.
Обучая самопознанию, философы выполняли психотерапевтическую функцию. В Римской империи богатые люди держали для этого при себе философов («Нет тирана без философа»).
Знаменита утешающая формула Гегеля: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Поясняя свою формулу, Гегель отмечал, что «современность представляется рефлексии, особенно самоуверенности крестом; розу, т. е. разум на этом кресте, с трудом учит познавать философия». Он также говорил: «Познать разум как розу на кресте современности и возрадоваться ей — это разумное понимание есть примирение с действительностью, которое философия дает тем, кто однажды услышал внутренний голос, требовавший постижения в понятиях и сохранения субъективной свободы не в особенном и случайном, а в том, что есть в себе и для себя»[1].
О значимости вклада философии в цивилизационный процесс свидетельствует определение китайской цивилизации как конфуцианской. Для европейской цивилизации особую ценность представляла деятельность Фалеса и Сократа. Кирилл — в миру Константин (827—869) по прозвищу Философ — создатель «кириллицы» — духовной матрицы российской цивилизации. Мировые цивилизации, претендующие на универсальность своего образа жизни, основываются на специфическом понимании всеобщности, выражаемом философией.
Эксплицируя архетипы локальных культур и придавая им всеобщее, мировоззренческое значение, философия создает предпосылки для постановки и выработки решения глобальных проблем (прежде всего, проблемы мира) взаимопонимания, рефлексии культур и диалога цивилизаций.
Вред философии усматривался в ее отрицательной ценности для конкретных социальных институтов и групп.
Начиная с Фалеса, многие философы не вступали в традиционный брак, а если и вступали, как Будда или Сократ, то занимались не домом и семьей, а собой и философией.
Начиная с Античности философов обвиняли в нечестии, подрыве традиционных религий и отеческих устоев. Критически настроенные философы подвергали сомнению догматы и открывали новые исторические горизонты.
Рассчитывая прожить не один раз, пифагорейцы, платоники, стоики и представители других школ учили философии как искусству смерти. В дальнейшем практика самоубийств трансформировалась в практику положительного самоупразднения личности философов. Философия — это искусство становиться иным, оставаясь самим собой.
Претендуя на мудрость и интеллектуальное верховенство, философы в рамках идейно-политической борьбы осуществляли дисциплинарные, «полицейские» функции в отношении других сфер духовной деятельности. Но заключая союзы с соответствующими духовными сообществами, философы также выполняли для них служебные, обеспечивающие функции, особенно в части методологии (например: «Philosophia est ancilla theologiae»).
Выдвигая важные вопросы, философия не предлагает ответов, окончательных и удовлетворяющих всех, что воспринимается как бессмысленная растрата сил. «Кажется почти смешным, — писал Кант, — что, в то время как всякая другая наука непрестанно идет вперед, в метафизике, которая хочет быть самой мудростью и к прорицаниям которой обращается каждый, постоянно приходится топтаться на месте, не делая ни шага вперед»[2].
Но выявляя основания постановки вопросов, философия уточняет их, снимает неопределенность, что дает возможность действовать решительно и в безопасности. Благодаря профессиональным философам и накоплению мудрости общественная жизнь становится мудрее, в ней наблюдается социально-философский прогресс.