Практикум.
Основы философии
На каком основании можно утверждать, что сущность человека имеет биосоциальную природу, а не только биологическую или социальную? Общественное сознание есть осознание необходимости рационального отношения к воспитанию будущих поколений и к самому человеку; Общественное сознание есть осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Как понимать тезис… Читать ещё >
Практикум. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тест
Выберите правильные варианты ответов.
1. Антропология — это учение: a) о генезисе живых организмов;
b) о фауне тропического пояса;
c) о трансцендентальном;
d) о человеке.
2. Выделите качества, которые отличают человека от всех других живых существ и их «псевдосоциальных» объединений:
a) наличие инстинктов;
b) наличие норм поведения;
c) функция воспроизведения рода, потомства;
d) наличие культуры;
e) способность к абстрактному мышлению.
3. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза?
a) сознание, способность к познанию;
b) наличие в человеке инстинкта самосохранения;
c) труд;
d) абстрактное мышление.
4. Выделите понятие, заканчивающее суждение: «Одним из важнейших факторов социогенеза было…»:
a) развитие языка;
b) освобождение передних конечностей человека для труда;
c) адаптация человека к условиям жизни;
d) освобождение Homo Sapiens от рудиментов и атавизмов.
5. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?
a) в социальности;
b) в том, что он является «венцом природы»;
c) в том, что он обладает материальными и духовными потребностями;
d) в том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными способностями.
6. Выделите верное суждение:
a) природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором обуславливающим его сущность является социальность человека;
b) человек есть существо как биологическое, так и социальное;
c) человек рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.
7. Кому принадлежат слова: «Мы должны исходить из „Я“, из эмпирического, телесного индивида, но не для того, чтобы застрять на этом…, а чтобы от него подняться к человеку»?
a) Сократ;
b) Фейербах;
c) Энгельс;
d) Гегель.
8. Выберите верное определение общественного сознания:
a) общественное сознание есть осознание того, что развитие общества зависит от личности главы государства;
b) общественное сознание есть осознание необходимости рационального отношения к воспитанию будущих поколений и к самому человеку;
c) общественное сознание есть осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
9. Верно ли высказывание, что общественных отношениях осуществляется экономическая, политическая, правовая и моральная деятельность общественных групп? a) да;
b) нет.
10. Могут ли быть общественные отношения средством включения индивида в общественную практику, в социальность?
a) да;
b) нет.
11. Выделите уровни общественного сознания:
a) обыденное и теоретическое сознание;
b) общественная психология и идеология;
c) осознание политического строя государства;
d) осознание собственных прав и обязанностей;
e) осознание места и роли личности в обществе.
12. Какие из перечисленных феноменов являются формами общественного сознания?
a) религия;
b) жилищные проблемы гражданина;
c) наука и философия;
d) свобода;
e) нравственные отношения;
f) эстетические отношения.
13. Верно ли суждение, что теоретическое сознание не способно влиять и видоизменять обыденное сознание?
a) да;
b) нет.
14. Для какого типа социальной организации характерно доминирование соперничества между людьми и упадок духа соперничества с природой?
a) доиндустриальный;
b) индустриальный;
c) постиндустриальный.
15. Что является критерием личности?
a) интересы и потребности личности;
b) моральные и этические качества;
c) здоровая психика;
d) образование.
16. Что, на ваш взгляд, является критерием гуманности общества?
a) степень защищенности от преступного мира;
b) возможность получить желаемое образование;
c) степень свободы;
d) уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности.
17. Выделите объективные условия прогресса общества:
a) активизация человеческого фактора;
b) информационная поддержка трудящихся;
c) модернизация производства, обновление техники и технологии;
d) свобода слова, совести;
e) возможность выбора места жительства;
f) непрерывное сближение науки и производства.
18. Кому из русских философов принадлежит следующее определение философии культуры: «Это совокупность попыток и результатов философского объяснения культуры как среды, растящей и питающей личность»?
a) Соловьев;
b) Бердяев;
c) Шестов.
d) Флоренский.
19. Выделите верное определение науки:
a) совокупность знаний, накопленных обществом;
b) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов реального мира с целью использования их знаний в интересах людей;
c) совокупность взглядов на мир, его происхождения, места в нем человека;
d) совокупность результатов субъективных исследований ученых, занятых в науке людей.
20. Какие из перечисленных религий являются мировыми?
a) конфуцианство;
b) буддизм;
c) ислам;
d) католицизм;
e) христианство.
Вопросы и задания для повторения и творческого осмысления
проблемы
- 1. К какому биологическому виду относится человек и чем он отличается от всех живых существ?
- 2. Homo sapiens. Две крайности в решении проблемы возникновения и сущности сознания.
- 3. В чем заключается сущность человека?
- 4. Раскройте этимологию понятия «антропология».
- 5. В чем смысл понятия «антропосоциогенз»?
- 6. Чем отличается философское понимание человека от трактовок проблемы человека другими науками?
- 7. На каком основании можно утверждать, что сущность человека имеет биосоциальную природу, а не только биологическую или социальную?
- 8. Отличите друг от друга религиозно-идеалистические и естественно-материалистические подходы к рассмотрению вопроса о происхождении человека.
- 9. Какое значение имеет для человека вопрос о поиске смысла жизни?
- 10. Можно ли, на ваш взгляд, сформулировать единый, одинаковый для всех людей смысл жизни? Обоснуйте свой ответ.
- 11. Что такое духовный мир (психика) человека и какова его структура?
- 12. В чем проявляется активность психического в духовно-практической деятельности человека?
- 13. Что такое проблема бессмертия человека и какое значение имеет для него вера в бессмертие?
- 14. Что такое общество?
- 15. Назовите характерные особенности общества как объекта философского осмысления.
- 16. Каково ваше мнение о причинах и движущих силах развития общества?
- 17. В чем конкретно состоит диалектика общественного бытия и общественного сознания?
- 18. Какова социальная структура общества? Какие формы общественного сознания вы знаете?
- 19. Можно ли создать такое общество, в котором имела бы место полная гармония этого общества с запросами отдельно взятого человека? Обоснуйте ваш ответ.
- 20. Возможно ли общество полной социальной справедливости? Почему?
- 21. Как вы понимаете проблему свободы личности?
- 22. Что, на ваш взгляд, является критерием личности?
- 23. Отличите друг от друга понятия «человек», «личность», «гражданин».
- 24. Какие факторы могут влиять на формирование личности?
- 25. Что такое индивидуальность личности?
- 26. В чем предназначение человека?
- 27. Что такое телеология?
- 28. Раскройте суть понятия «политика».
- 29. Какова взаимосвязь политической и экономической сфер жизни общества?
- 30. Дайте определение цивилизации.
- 31. Человек как одна из центральных проблем в философии.
- 32. Как менялись представления о человеке, его сущности с развитием философского знания?
- 33. Каковы современные оценки человека, его предназначения?
- 34. Что такое гилозоизм? Его метафизическая природа и научная несостоятельность.
- 35. Проблема «предсознания». Ее философский смысл.
- 36. Как понимать тезис, высказанный в свое время Ф. Энгельсом: «Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности»?