Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественное сознание и его формы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественное сознание — это не сумма представлений отдельных индивидов, а духовное, идеальное воспроизведение жизнедеятельности общества в целом на данном этапе его развития. Это идеальный образ, идеальный план жизнедеятельности общества, включающий в себя целевые, знаниевые и ценностные компоненты. К числу традиционно выделяемых отдельных видов или форм общественного сознания относят… Читать ещё >

Общественное сознание и его формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главной особенностью человеческого существования является способность осознавать свою жизнедеятельность, то есть способность в субъективной, идеальной форме воспроизводить, отражать мир предметов, состояний, процессов, действий. Этот процесс отражения осуществляется в знаковой и образной форме.

Условием возникновения мысленных форм воспроизведения действительности стало развитие знаковых структур. В процессе предметнопреобразуюшей деятельности, осуществляемой человеком (эта деятельность является общественной по своей природе) создаются не только новые материальные объекты, не только возникают определенные социальные связи (отношения), но и происходит процесс формирования знаковых структур.

Под знаком понимается любой предмет, процесс или явление, которое выступает как представитель, заместитель другого предмета, процесса, явления, действия, отношения. (Так, камешки или пальцы могут выступать в качестве предметов, замещающих, например, овец или коров, когда хотят показать, как много их у хозяина.) Знаком может служить сочетание звуков (это составляет основу речи) или графических изображений (например, рисунок солнца выступает в качестве знака, обозначающего, представляющего данный объект). Используемый первобытными людьми камень со сколотыми острыми краями («рубило») выступал не только как орудие деятельности, но и как знак, определяющий саму эту деятельность. Особый ритуальный танец мог выступать как обозначение, представление процесса охоты.

Знаковая структура может возникнуть только при совместной, общественной производительной деятельности, она социальна по своей природе. Важнейшим видом знаковой системы выступает язык.

С помощью знаков у человека возникает возможность представить, воспроизвести окружающий мир во всем многообразии его явлений в идеальной, мыслительной форме, представить также и самого себя и сделать все это предметом своего рассмотрения в идеальном плане.

Знаковая система позволяет не только воспроизвести в идеальной форме объективный мир предметов, явлений, процессов, что составляет условие и возможность существования знания, но и воспроизвести систему человеческих действий, отношений, восприятий, дать им оценку. Человеческие действия и поступки, совершаемые в рамках общественной жизни, наделяются обществом определенной значимостью или ценностью, откуда вытекает складывающаяся система норм поведения и действий, то есть этическая система. Определенной значимостью, ценностью наделяются и вызывающие эмоционально-положительное и эмоционально-отрицательное отношение предметы, явления, действия, то есть возникает система эстетических оценок. Возникновение идеального плана деятельности обусловливает формирование целей как идеального образа результата, конечной точки активных человеческих действий. Идеальное воспроизведение человеком процесса и результата своей деятельности превращает ее в осознанную деятельность. Таким образом, важнейшими компонентами идеального, мыслительного образа человеческой жизнедеятельности являются цели, знания и ценности.

Общественная природа человека, общественный характер предметно-преобразующей деятельности человека, социальная природа знаковой системы обусловливают общественный характер тех целей, знаний и ценностей, которые вырабатываются человечеством в процессе его исторического развития. Общество в целом выступает носителем и создателем этого идеального образа действительности. Поэтому воспроизведение обществом своего существования в идеальном плане предстает как общественное сознание.

На ранних этапах развития общества, когда жизнедеятельность всех членов сообщества имела, по существу, одинаковый характер, когда все участвовали в одинаковых видах деятельности, носителями и создателями знаний и ценностей в одинаковой мере выступали все члены сообщества. При этом общественное и индивидуальное сознание было, практически, неразличимо, то есть можно было говорить о совпадении индивидуального и общественного сознания. Однако с усложнением форм общественной деятельности, с развитием процесса разделения труда, с усложнением и развитием идеального плана деятельности возникает различие между теми знаниями, представлениями и оценками, которыми обладает общество в целом и теми знаниями и оценками, носителем которых оказывается отдельный человек. В данном случае мы говорим о различии индивидуального и общественного сознания. Так, например, носителем всей совокупности знаний выступает общество в целом, тогда как отдельный человек может быть носителем только какой-то части этих знаний, хотя по своей природе это знание также будет общественным знанием. То же самое можно сказать и о ценностях, которыми определяется жизнедеятельность общества в целом и носителем которых является общество как целостная система. Эти ценности, оставаясь общественными по своей природе, могут, однако, не разделяться и не приниматься отдельными индивидами, или отдельные индивиды могут вырабатывать свой спектр оценок, который может войти в противоречие с общественно принятыми нормами.

Общественное сознание — это не сумма представлений отдельных индивидов, а духовное, идеальное воспроизведение жизнедеятельности общества в целом на данном этапе его развития. Это идеальный образ, идеальный план жизнедеятельности общества, включающий в себя целевые, знаниевые и ценностные компоненты. К числу традиционно выделяемых отдельных видов или форм общественного сознания относят философско-мировоззренческие концепции (как форму целостного воспроизведения действительности в понимании ее природы и основных принципов), науку (как систему предметного, конкретного знания, как форму рационального, понятийного отражения действительности), искусство (как систему эстетических ценностей, как форму художественного отражения действительности), мораль (как систему нравственных ценностей, как форму нормативного отражения действительности), религию (как систему верований), политическую и правовую идеологию (как систему идей о политической и правовой организации общественной жизни).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой