Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Открытие" Античности и увлечение ею вслед за Италией во всей Европе в XVI в. прочно связывается с жизнерадостностью, носящей языческий характер, ученостью, светскостью, открытием личности и индивидуализмом, подкрепленным великими географическими открытиями, изобретением книгопечатания, формированием национальных государств. Понятие Возрождения постепенно переносится на всю эпоху, заслоняя… Читать ещё >

Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В эпоху Возрождения получила развитие социальная утопическая мысль. Утопия (от греч. ??-??? — страна, которой нет). Так называется обычно описание идеального общественного устройства. Утописты рисуют идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской. Такое общество обычно является продуктом мысли. Это некий произвольно сконструированный образ (идеал) чаемого общества. Прообразом всех утопий можно считать «Государство» Платона. Утопист, как показывает история социальной мысли, стремится предложить такой идеал, который не соотнесен с реальностью. Однако это вовсе не означает, что работа такого рода бесплодна. Проигрывая различные сценарии общественной динамики, утопист указывает на сложности социального развития.

Понятие (как и само слово) было введено в оборот английским философом Томасом Мором в его книге об обществе всеобщего благоденствия «Утопия» (1516). Он стал одним из основоположников утопического социализма. Выходец из буржуазной среды, он в 1529—1532 гг. занимал высший государственный пост в Англии, а затем был казнен по приказу короля. Главное произведение Т. Мора — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Он рассказывает о путешествии в некую страну. Одновременно развертывается критика строя, который основан на частной собственности, демонстрирует социально-политические отношения в Англии его времени. Т. Мор также изображает строй, при котором господствует общественная собственность. Он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Основная хозяйственная ячейка идеального свободного государства Утопии — семья. Производство основано на ремесле. Утопийцы живут в условиях демократического управления, равенства в труде. Люди работают по 6 ч в день, остальное время отдают наукам и искусству. Большое значение придается разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с трудом. Труд рассматривается как зародыш социалистических взглядов в области воспитания. Мор не считал, что требуется усиленное развитие техники, чтобы осуществить социалистический идеал. Переход к новому строю он хотел осуществить мирным путем.

Другим видным утопистом был Томмазо Кампанелла (1568−1639). Философ, поэт, поэтический деятель, он защищал идею папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. Кампанелла восставал против изучения природы по трудам Аристотеля и требовал изучения самой природы. Сохранение и поддержание собственного бытия — высшая цель поведения. Воля целиком и полностью направлена на власть. Власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. В книге «Город Солнца» (1602) Кампанелла рисует картину совершенного государства в христианско-коммунистическом духе, в котором господствуют священники-философы во главе с папой, который олицетворял некий идеал. Произведение Т. Кампанеллы — рассказ мореплавателя об идеальной общине, живущей без частной собственности и семьи, где государственная каста поддерживает развитие науки и просвещения, обеспечивает воспитание детей и следит за обязательным 4-часовым рабочим днем.

* * *.

" Открытие" Античности и увлечение ею вслед за Италией во всей Европе в XVI в. прочно связывается с жизнерадостностью, носящей языческий характер, ученостью, светскостью, открытием личности и индивидуализмом, подкрепленным великими географическими открытиями, изобретением книгопечатания, формированием национальных государств. Понятие Возрождения постепенно переносится на всю эпоху, заслоняя параллельные феномены в социальном и культурном развитии общества и превращается в точку отсчета как новой социальной системы (буржуазного общества), так и нового культурного этапа (так называемого Нового времени). Все явления эпохи, таким образом, либо «подтягиваются» под ренессансные (протестантизм, бюргерская культурная традиция), либо объявляются пережитком Средневековья (натурфилософия, магия, контрреформация). Кроме того, вся современная цивилизация рассматривается в данной концепции как продолжение Возрождения, как кристаллизация указанных процессов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой