Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды знания. 
Вненаучное знание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной особенностью философского знания является его рационально-теоретическая форма. В отличие от науки, дающей частные ответы на частные вопросы, философия представляет собой развернутый ответ на мировоззренческие вопросы, и поэтому размышления о ценностях и утверждение их принципиально невозможно устранить из философского знания. В самом начале своего формирования философское знание было… Читать ещё >

Виды знания. Вненаучное знание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная философия более не повторяет ошибки философии классической, которая все возможные виды знания отождествляла только с научным, либо «подтягивая» их к модели научного знания, либо отбрасывая как недостоверные. Помимо научного знания, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.

Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Этот вид знания сводится к утверждению и описанию фактов. По мере развития науки, философии, искусства, сфера обыденного знания расширяется и меняется. Житейское знание становится основой всех других видов знания, а потому также изучается в гносеологии.

Художественное знание формируется в искусстве и, в отличие от научного или философского знания, не стремится быть доказательным и обоснованным. Формой существования этого знания является художественный образ. Главная особенность художественных образов — самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве, в отличие от науки и философии, допускается и приветствуется вымысел, поэтому тот образ мира, который создается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее предъявить объективное знание о реальности. Искусство интересует по большей части не природа, а культура и человек, т. е. те сферы реальности, которые в науке отражены весьма ограничено. Если задача науки — вывести общие и необходимые закономерности, то задача искусства — сохранить и предъявить единичное и особенное и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реальности. Безусловно, познание не является главной функцией искусства, поэтому художественное знание существует как побочный продукт художественного творчества; но отрицать познавательную ценность искусства неверно.

Мифологическое знание представляет собой неразрывное единство рационального и эмоционального отражения действительности. В нем присутствуют данные наблюдений об окружающем мире, но они не осмыслены рационально. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу этой действительности. На первоначальных этапах развития человечества мифологическое знание играло значительную роль, обеспечивая стабильность первобытного общества и трансляцию значимой информации от одних поколений людей к другим. Мифологическое знание — это все же знание о реальности, хотя и отличающееся по своей природе от рационального научного или философского знания. Со временем оно послужило основной для появления рациональных форм знания — философии и науки.

Сущностной характеристикой религиозного знания является его связь с верой в сверхъестественное и эмоциональнообразное отражение действительности. Религия — внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным, т. е. религиозное знание опирается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Религиозное знание не предполагает критического осмысления или проверки и представляет собой совокупность абсолютных (как утверждается в самой религии) ценностей, норм и идеалов. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Однако, несмотря на преобладание эмоциально-чувственных характеристик в этом знании, любая развитая религиозная система имеет умопостигаемый характер: будучи одним из вариантов ответа на вечные вопросы, религия представляет собственную версию картины мира (см. 1.5).

Главной особенностью философского знания является его рационально-теоретическая форма. В отличие от науки, дающей частные ответы на частные вопросы, философия представляет собой развернутый ответ на мировоззренческие вопросы, и поэтому размышления о ценностях и утверждение их принципиально невозможно устранить из философского знания. В самом начале своего формирования философское знание было тесно связано с научным: в античности философией называли все теоретические знания; постепенно из них выделились различные частно-научные дисциплины (см. 2.1). В современной философии тоже существуют разделы, которые связаны с научным знанием; к тому же, одно из направлений современной философии — философия науки — занимается проблемами научного знания (см. 2.7, 5.5, 5.6).

Философия, так же как и наука, направлена на постижение сущности, в ней используются логическая аргументация и доказательство выдвигаемых положений. С наукой философию сближает опора на рационально-теоретические методы исследования, выработка достоверных, общезначимых положений и принципов. И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме, в виде понятий, суждений и умозаключений. Но, в отличие от философии, научное знание не носит мировоззренческого характера, наука ничего не говорит человеку о его жизненных, экзистенциальных нуждах. Предметом научного исследования является только один из полюсов мировоззренческого отношения: либо человек, либо мир (см. 1.2). Ни одна наука не стремится прояснить фундаментальное мировоззренческое отношение «человек — мир». Ни одна наука не отвечает на вопросы о добре и зле, свободе и рабстве, истине и лжи, красоте и безобразности, хотя ее могут интересовать возможности человеческого сознания и воли, особенности восприятия эстетических форм или достоверное знание о физической реальности. Ни одна наука не выявляет универсальные связи действительности и не проясняет фундаментальные предпосылки бытия — она лишь дает частные знания о мире, на основе которых формируются всеобъемлющие мировоззренческие системы. Именно поэтому философское и научное знание не следует отождествлять.

В современной культуре существует еще один вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного, — это квазинаучное знание. Оно представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п. и выполняет специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся и трудно предсказуемой реальности. Таким образом, квазинаучное знание является самостоятельным культурным явлением и не сводится ни к одному другому виду знания. Квазинаучное знание маскируется в одежды науки, но наукой оно не является: это, скорее, одна из форм современной мифологии. Смысл квазинаучного знания — не объективное познание действительности, а удовлетворение эмоциональной потребности в стабильности, которую испытывает современный человек.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой