Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия чувства и веры И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в контексте философии культуры немецкого просвещения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, само положение Философии чувства и веры, сопоставленное с проблемами философии культуры докантовского и послекантовского времени, весьма знаменательно. В противовес рациональному знанию она утверждает веру и религиюв противовес детерминизму она утверждает свободу духав противовес идеализму она утверждает истинное первоначальное бытие. Но философы чувства и веры утверждают бытие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Философия чувства и веры И. Г. Гамана и философия культуры немецкого просвещения
    • 1. Школа X. Вольфа и философия чувства и веры

    § 2. Философия культуры как моральное просвещение (М. Мендельсон, И. Зульцер, X. Николаи) и основные проблемы философии чувства и веры И. Г. Гамана. а) Я как единство противоположностей. б) проблема свободы духа. в) проблема религии.

    § 3. И. Г. Гаман и философия культуры Г. Э. Лессинга.

    § 4. Понятие веры И. Г. Гамана и философия культуры

    II. Г. Гердера.

    § 5. Язык и познание: И. Г. Гаман и И. Кант.

    Глава вторая. Философия веры Ф. Г. Якоби.

    § 1. Ф. Г. Якоби и рациональные основы философии культуры

    Г. Э. Лессинга.

    § 2. Проблема познания в философии веры Ф. Г. Якоби. а) спинозизм и монадология. б) понятие веры Юма и понятие веры Якоби.

    § 3. Этическая и религиозная проблематика философии веры

    Ф. Г. Якоби. а) детерминизм и проблема свободы духа. б) рационализм и проблема религии.

    § 4. Философия веры и критицизм. а) Ф. Г. Якоби и И. Кант. б) философия веры Ф. Г. Якоби и культур-философская проблематика Наукоучения И. Г. Фихте.

    § 5. Философия веры и романтизм: Ф. Г. Якоби и Ф. Шлейермахер.

Философия чувства и веры И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в контексте философии культуры немецкого просвещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования Проблема отношения веры и знания всегда была одной из актуальнейших тем исследования в зарубежной и отечественной философии культуры. Вместе с тем, исследование постановки и решений этой проблемы в исторических формах философии культуры также сохраняет свою актуальность для отечественного философского образования. Интерес к философии культуры XVIII в. обусловлен, прежде всего, тем обстоятельством, что в новоевропейской философии проблема веры и знания достигла своей предельной заостренности именно в эпоху просвещения: как раз в этой проблеме и находился «центр тяжести» всех интеллектуальных интересов англо-французского и немецкого просвещения. Философия культуры немецкого просвещения характеризуется тем, что рационалистическому направлению ее развития противостояло мощное движение «бури и натиска», получившего в XIX в. название «философии чувства и веры», наиболее глубокими представителями которой были И. Г. Гаман и Ф. Г. Якоби. Но если рациональная традиция философии культуры немецкого просвещения достаточно глубоко и всесторонне изучена в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, то тематика антирационалистического направления, ее влияние на философию культуры XVIII в. и дальнейшее становление философии культуры, до сих пор в России изучены мало. Это обстоятельство служит причиной одностороннего представления о факторах формирования и развития немецкой философии культуры XVIII в. В исследованиях исторического становления современной философии культуры не редко можно встретить точку зрения, согласно которой «классический просветительский» идеал человека и его разума как способности безграничного познания был впервые преодолен, с одной стороны, позитивизмом, а, с другой — философией жизни.1 Однако, уже в рамках немецкого просвещения, задолго до позитивизма и философии жизни, И. Г. Гаман и Ф. Г. Якоби выдвинули альтернативу рациональной и сенсуалистической традиции антропологии: религиозный принцип самопознания. Тем самым, философы чувства и веры иначе подходили и к решению задачи познания культуры: в частности, идея противоположности культуры и цивилизации (которая позднее, как известно, исследовалась Г. Зиммелем, О. Шпенглером, Г. Кайзерлинком и др.), была раскрыта И. Г. Гаманом иначе, чем у Руссо. Таким образом, для того, чтобы восстановить целостную картину развития философии культуры в Германии, представляется необходимым исследовать постановку и решение проблемы.

1 См. например: Гуревич П. С. Философия культу^к'М. 1995. С. 284−288. веры и знания в философии И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в контексте рационалистической традиции философии культуры немецкого просвещения.

Состояние научной разработанности проблемы. Рациональная традиция философии культуры немецкого просвещения исследована достаточно полно в историко-философском, историко-философском, гносеологическом, методологическом, этическом и эстетическом аспектах. Как в XIX, так и в XX в. в. зарубежные и отечественные ученые часто обращались к проблематике рационального познания культуры в немецком просвещении, раскрывая те ее аспекты, которые попадали в интеллектуальный кругозор определенной исторической эпохи. Так, например, в Германии второй половины XIX в. интерес к философии культуры Г. Э. Лессинга был, во многом, пробужден работами историка философии Куно Фишера, реабилитировавшего Г. Э. Лессинга в глазах эпохи как конгениального разработчика лейбницевской философииблагодаря этому в Германии появился целый ряд ученых, обстоятельно изучивших философское наследие Лессинга: Г. Фелленберг, И. Якоби, К. Шварц, К. Рехорн, Г. Репе и др. (В XX в. — Ф. Снейдер, И. Шнейдер, Р. Сменд и др.) На протяжении XIX — XX вв. не угасал интерес исследователей и к философии истории культуры И. Г. Гердера: рациональные основы гердеровской концепции достаточно полно изучены в историко-философском, в культур-философском и в историко-литературном аспектах. Не менее богата и отечественная традиция изучения проблематики рационального познания культуры в немецком просвещении (например, исследования Фридлендера Г. М., Румянцевой Т. М., Гулыги А. В., и др.). По сравнению с множеством работ, посвященных философии культуры Г. Э Лессинга и И. Г. Гердера, культур-философская проблематика так называемой «популярной философии» (М. Мендельсон, И. Зульцер, X. Николаи и др.) освещена несколько меньше.

Философское наследие И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби еще недостаточно изучено в России. В настоящее время на русский язык переведена лишь малая часть философских сочинений И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби. (До революции 1917 г. было переведено на русский язык лишь одно сочинение Ф. Г. Якоби: «О трансцендентальном идеализме»). Едва ли можно говорить всерьез об отечественной традиции изучения философии чувства и верыскорее, речь может идти лишь о единичных исследованиях. Так, в конце XIX — начале XX в.в. В. А. Кожевников издал первое в России историко-философское исследование «Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII в., и к критической философии». В 1913 г. В. М. Жирмунский опубликовал статью «Гаман как религиозный мыслитель», которая, по сути, явилась критическим комментарием на книгу немецкого исследователя философии И. Г. Гамана Рудольфа Унгера. Лишь с 90-х годов прошлого века русская мысль вновь начала обращаться к проблематике философии чувства и веры, и стала по достоинству оценивать ее значение в культуре немецкого просвещения. Не так давно, в 2003 году, вышла в свет монография русского исследователя философии И. Г. Гамана Гильманова В. X.: «Герменевтика „образа“ И. Г. Гамана и просвещение». В настоящее время готовится к изданию монография петербургской ученой И. Шевченко, представляющая собой историко-философское исследование жизни и творчества Ф. Г. Якоби.

Зарубежный опыт изучения философского творчества И. Г. Гамана и Ф. Г Якоби, безусловно, значительно шире и богаче. Не говоря уже о глубоком изучении воззрений философов чувства и веры Ф. В. Й. Шеллингом, Фр. Шлегелем, Г. В. Ф. Гегелем, — свидетельством чему служат как многие ссылки и главы в самих сочинениях, так и отдельные статьи этих философов, -начиная со второй половины XIX в. творчество И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби становится частой темой монографий, диссертаций и даже объемистых трудов по истории религиозной философии в Германии, Франции и Италии. Среди немецких исследователей философии И. Г. Гамана в XIX в. следует назвать Ц. Гильдемейстера, Г. Пёля, Ф. Хербстав XX в. можно выделить работы немцев Й. Надлера, Э. Мецке, К. Надлер, Ф. Томса, Г. Шиммера, Г. Гейнекампа, Р. Унгера, Р. Кнолль, итальянцев А. Пупи, В. Верра.

Начиная со второй половины XIX в., философия веры Ф. Г. Якоби является частой темой диссертаций в немецких университетах. Среди немецких исследователей второй половины XIX в. можно выделить работы Ф. Дейкса, И. Делиуса, Ю. Лахманна, В. Буша и др. В XX в. — работы Ф. Варнеке, В. Дюрига, П. Шнейдера и др. Проводились коллоквиумы и научные конференции по философии И. Г. Гамана (Марбург 1987 г.) и по философии веры Ф. Г. Якоби (Академия Наук Баварии, Мюнхен 1993 г.).

Основные темы исследования в вышеуказанных работах определены историко-философской и историко-литературной проблематикой философии чувства и веры. Однако, выявляя значение антирационалистической позиции И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в общем развитии философии и культуры Германии конца XVIII, начала XIX в.в., в этих работах остается практически не исследованным вопрос о значении философии чувства и веры в становлении и развитии немецкой философии культуры. С другой стороны, в научных работах, посвященных истории становления и развития философии культуры в Германии, оказывается недостаточно выявленным направление, в котором шло преобразование рациональных основ философии культуры немецкого просвещения, а также, какую роль играла в этом преобразовании философия чувства и веры, и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие культур-философской проблематики немецкой философии начала XIX в. Это обстоятельство служит основанием для одностороннего представления, будто единственной почвой философии культуры в немецком просвещении является рационализм, а философия чувства и веры представляет собой лишь разновидность скептицизма, противостоящего рациональной основе философии культуры, разрушающего ее, и не создающего никакой новой почвы для познания культуры. Все это и определило характер цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

В настоящей диссертационной работе ставится цель: раскрыть значение философии чувства и веры И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в становлении и развитии культур-философской мысли Германии второй половины XVIII, начала XIX в.в. Достижение поставленной цели обеспечивается путем последовательного решения следующих задач:

1. Проанализировать постановку проблемы веры и знания в философии школы X. Вольфа и в философии И. Г. Гамана. Показать, каким образом решалась эта проблема в философии культуры вольфовской школы и в философии И. Г. Гамана.

2. Раскрыть специфику рациональных принципов философии культуры Г. Э. Лессинга и И. Г. Гердера. Сравнить концепции теодицеи в философии И. Г. Гамана и философии культуры Г. Э Лессинга и И. Г. Гердера.

3. Раскрыть основные аспекты герменевтики И. Г. Гамана.

4. Исследовать постановку и решение проблемы веры и знания в философии веры Ф. Г. Якоби.

5. Показать значение философии веры Ф. Г. Якоби в становлении и развитии культур-философской проблематики немецкой философии начала XIX века.

Методология исследования строится на использовании метода сравнительно-исторического анализа, при помощи которого исследуются различные подходы к решению проблемы веры и знания в исторических формах философии и философии культурыметода философской реконструкции и интерпретации, позволяющего выявить основные аспекты рационалистической и антирационалистической традиции в философии немецкого просвещенияметода концептуального анализа, при помощи которого исследуются особенные формы познания культуры. В диссертационной работе был использован также метод типологического анализа, позволяющего выявить специфику философии чувства и веры И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в контексте исторических форм философии и философии культуры Германии второй половины XVIII, начала XIX в.в.

Источниковедческую базу диссертационной работы составляют следующие группы материалов: а) собрания сочинений И. Г. Гамана (1-е издание, Берлин, 1821−1825- избранные сочинения И. Г. Гамана, Лейпциг, 1921), собрание сочинений Ф. Г. Якоби (Лейпциг, 1812−1824), собрания сочинений Г. Э. Лессинга (Штуттгарт, 1886−1919; Берлин-Веймар 1968), собрание сочинений И. Г. Гердера (Лейпциг, 1869) — б) произведения X. Вольфа, Г. С. Реймаруса, М. Мендельсона, Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. Г. Гамана, Ф. Г. Якоби, И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахера, вышедшие в свет отдельными изданиямив) научные издания (в том числе монографии и диссертации) зарубежных и отечественных ученых, посвященные исследованию философии и культуры Германии второй половины XVIII, начала XIX в.в.- г) труды по истории философии Г. В. Ф. Гегеля, К. Фишера, А. Тренделенбурга, В. Виндельбанда, В. Дильтея и др.

Среди научных работ, посвященных исследованию философии И. Г. Гамана, можно выделить следующие группы: 1) историко-философские исследования Г. В. Ф. Гегеля, К. Фишера, Ц. Гильдемейстера, Г. Пёля, А. Пупи, В. Верра, В. А. Кожевникова- 2) монографии И. Надлера, Э. Мецке, Р. Унгера, Р. Кнолль, Гильманова В. X- 3) диссертации Ф. Томса, Г. Шиммера, Г. Гейнекампа- 4) научные статьи К. Надлер, К. Ясперса, С. Къеркегора, В. М. Жирмунского и др. Научные исследования философии веры Ф. Г. Якоби: 1) историко-философские работы Ф. Хербста, К. Фишера, В. Виндельбанда- 2) монографии Т. Виценмана, Ф. Дейкса, Ф. Варнеке, В. Дюрига, П. Шнейдера, и др.- 2) диссертации И. Делиуса, Ю. Лахманна, В. Буша и др. Исследования философского и теологического наследия Г. Э. Лессинга: 1) монографии К. Шварца, Ф. Снейдера, И. Шнейдера, Румянцевой Т. М.- 2) диссертации Г. Фелленберга, И. Якоби, К. Рехорна, Г. Репе и др.- 3) научные статьи К. Фишера, Р. Сменда, Г. М Фридлендера и др. Научные издания зарубежных и отечественных ученых, монографии и статьи, посвященные исследованию философии культуры И. Г. Гердера.

В настоящей работе использованы также авторские переводы произведений И. Г. Гамана, Ф. Г. Якоби, Г. Э. Лессинга. Результаты диссертационной работы:

1. Исследование определенных подходов к проблеме веры и знания в философии культуры школы X. Вольфа и в философии И. Г. Гамана выявило противоположные стратегии развития философской антропологии в немецком просвещении.

2. Сопоставление концепции религиозной антропологии И. Г. Гамана с концепциями философии культуры Г. Э. Лессинга и И. Г. Гердера позволило показать не только негативную и скептическую, но также и позитивную роль философии чувства и веры в развитии философии культуры немецкого просвещения.

3. Проанализировав основные идеи философии веры Ф. Г. Якоби в контексте рационалистической традиции философии нового времени, было установлено, что проблема свободы и проблема религии не может иметь своего решения в рамках рационализма.

4. Раскрыто значение философии веры Ф. Г. Якоби в развитии основных направлений немецкой философии конца XVIII, начала XIX в.в.

Научная новизна результатов исследования:

1. Тематика философии чувства и веры представлена не только в общем историко-философском аспекте, но и показано значение основных идей И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в становлении и развитии культур-философской мысли Германии второй половины XVIII, начала XIX в.в.

2. Рационалистическая и антирационалистическая традиции немецкого просвещения представлены как взаимодополняющие стратегии философской антропологии.

3. Показаны роль и значение основных идей И. Г. Гамана в становлении философии культуры И. Г. Гердера.

4. Прослежены аспекты влияния философских воззрений Ф. Г. Якоби на развитие культур-философской тематики Наукоучения И. Г. Фихте.

5. Введены в научный оборот новые, ранее не издававшиеся в России переводы сочинений И. Г. Гамана, Ф. Г. Якоби, Г. Э. Лессинга, Я. Беме.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основу философии культуры «вольфовского просвещения» составляет деизм, обоснованный метафизикой X. Вольфапротиворечие между деистическими основами философии культуры школы X. Вольфа и теистическим принципом философии И. Г. Гамана обусловлено противоположностью рационального и мистического понимания сущности человеческого духа.

2. Различие концепций теодицеи в философии культуры Г. Э. Лессинга и в философии чувства и веры И. Г. Гамана обусловлено рационалистической и мистической трактовками христианской идеи Откровения.

3. Понятие веры И. Г. Гамана явилось одним из определяющих факторов развития концепции философии культуры И. Г. Гердера.

4. Проблема веры и знания была впервые сформулирована Ф. Г. Якоби в его полемике с М. Мендельсоном о «спинозизме» Г. Э. Лессинга.

5. Ф. Г. Якоби доказал, что не обусловленное (Абсолютное, изначальное) не может стать предметом рационального познания.

6. Ф. Г. Якоби показал невозможность рационального решения проблемы религии, опираясь на следующие положения: а) рациональному знанию доступно не Абсолютное, а лишь обусловленное, конечное содержаниеб) последовательный детерминизм есть фатализм.

7. Философия веры Ф. Г. Якоби стала одним из существенных факторов в развитии и углублении культур-философской проблематики в немецкой философии начала XIX в.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы: а) в дальнейших исследованиях философского наследия И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби как в культур-философском, так и в историко-философском аспектахб) в дальнейших исследованиях проблемы веры и знания в области философской антропологиив) в педагогической практике — для подготовки учебных материалов и различных курсов по специальностям «философия культуры», «история культуры» и др., а также в лекционной работе.

Заключение

.

Рассматривая философские позиции И. Г. Гамана и Ф. Г. Якоби в контексте философии культуры немецкого Просвещения, следует, прежде всего, отметить два важных обстоятельства. Во-первых, Гамана и Якоби объединяет между собой общая антирационалистическая направленность их воззрений, и в этом смысле они оба (хотя и различным образом) противостоят рациональной основе философии культуры всего немецкого Просвещения. Во-вторых, не следует забывать, что общей духовной основой всего немецкого Просвещения (в том числе и философии чувства и веры Гамана и Якоби) является учение Лейбница. Противоположные воззрения на человеческий индивидуум и его культуру, возникшие в немецком Просвещении, обуславливаются, таким образом, противоречием в основном понятии лейбницевской философии — монады, а, значит, и противоположностью выводов, которые были сделаны исходя из него. На одном полюсе оказались Вольф и его школа, на другом — философы чувства и веры: Гаман, Якоби, (в Голландии — Гемстергейс), а также философия гения Лафатера. Между этими крайностями стоят Винкельман, Лессинг и Гердер.

Философы чувства и веры были представителями «бури и натиска» в философии, смыкаясь в общей устремленности с поэзией гения и воздействуя на нее. В «Фаусте» Гете это устремление находит, пожалуй, наиболее полную и глубокую форму поэтического выражения. «Вообще говоря, — замечает Куно Фишер, -это прометеевское произведение представляет собой поэтическое отражение века, соединявшего с титаническими стремлениями влечение к детскому чувству, к простоте первобытного человечества. В этом настроении эпохи коренятся импульсы, заставившие Гете создать Фауста. Под влиянием Гамана, этого «северного мага», как его называли, фантазия поэта, искавшего образов для воплощения в них современных ему духовных стремлений, невольно могла остановиться на этом сказочном чародее, в котором народная поэзия видела выразителя магической.

107 силы духа". Шиллер, до своего знакомства с учением Канта, был философом чувствапрежде, чем стать продолжателем Канта в области эстетики, Шиллер, как и Гете, поэтически соединял идею всеединства с идеей монадологии, и в этом оба поэта составляли контраст Гаману и Якоби, негативно относившихся к содержанию этих идей в формах демонстративного знания.

Если говорить о месте философии чувства и веры Гамана и Якоби применительно к противоположности эмпиризма и рационализма в Новой философии, то, следует отметить, что общая антирационалистическая направленность воззрений философов чувства и веры имеет, кроме того, и существенный пункт расхождения с эмпиризмом, а, стало быть, и с философией культуры, развитой англо-французским Просвещением. Средоточие расхождения составляет именно то, что философы чувства и веры утверждают наличие в духе способности непосредственного восприятия сверхчувственного, способности Откровения, отрицаемой эмпиризмом. Это обстоятельство как раз и выступает при сопоставлении философских позиций Гамана и Якоби со скептическим учением Юма и критикой культуры Руссо. При этом, термин «чувство», при помощи которого Гаманом и Якоби определяется субъективная способность восприятия Откровения, не должен вводить в заблуждение: Гаман понимает эту способность мистически, а не эмпирическиЯкоби понимает ее реалистически, как способность непосредственного восприятия Откровения, а не психологически, как внешнюю чувственность.

Таким образом, само положение Философии чувства и веры, сопоставленное с проблемами философии культуры докантовского и послекантовского времени, весьма знаменательно. В противовес рациональному знанию она утверждает веру и религиюв противовес детерминизму она утверждает свободу духав противовес идеализму она утверждает истинное первоначальное бытие. Но философы чувства и веры утверждают бытие в себе не как объект метафизического познания, а как объект веры. Эта вера имеет в последней своей основе сверхчувственный объект и тот корень в субъекте, который Гаман понял мистически, а Якоби антропологически. Гаман и, главным образом, Якоби, утверждали, что действительное как таковое доступно нам лишь через откровение, которое не может быть обусловлено нашими субъективными формами познания, и источником которого является сам Бог. Таким образом, наша естественная вера суть не что иное, как наше Просвещение Богомутверждая это, философия чувства и веры обретает, тем самым, теософский характер. Здесь пункт соприкосновения философии чувства и веры с принципом философии культуры, развитой в классической немецкой философии Фихте (лекции «Основные черты современной эпохи» (1804−1805), «Афоризмы о воспитании» (1804), «Речи к немецкой нации» (1808), лекции «Наставления к блаженной жизни» (1806)), а затем — Шеллингом и Гегелем.

Мистик и реалист видят корень веры в изначальном чувстве нашей собственной индивидуальности, в нашей монадности. В этом пункте философы чувства и веры имеют большее родство с Лейбницем, чем они сами признавалив этом же пункте могли бы найти точку соприкосновения с ними и индивидуалисты послекантовской эпохи, отвергающие его учение о разуме и Боге. И если Гаман по своему образу мыслей и по складу характера сторонился философии, то в точке зрения Якоби мы обнаруживаем, «как своеобразно перекрещиваются в ней все послекантовские направления, и если мы в этой точке пересечения отнюдь не можем видеть завершения разрешения новых задач, то все-таки мы нигде не можем с такой ясностью рассмотреть, как эти задачи соприкасаются одна с другой и все вырастают из одного корня"108.

В заключение, необходимо еще раз обратить внимание на то открытие, которое совершили философы чувства и веры, и которое недостаточно освещено в отечественной историко-философской литературе. Речь идет об открытой ими способности сверхчувственного в человеке. Если подлинным принципом всего живого и всякого развития является живая индивидуальность, состоящая в полном единстве противоположных моментов — тела и духа, природы и свободы, чувственности и разума, то она неуловима и необъяснима положениями о тождестве и противоречии формальной логики, а, стало быть, должна быть отрицаема всяким последовательным рационализмом. На это и раскрыл людям глаза Гаман.

Рационализм, обоснованный в самом своем начале Декартом, требует признания в человеке способности, из которой систематически оперирует дедукция, т. е. требует интеллектуального созерцания. Ее содержанием, стало быть, должно выступать нечто невыводное, абсолютное и изначальное. Однако, если демонстративный метод рационализма — метод математической дедукции — истинен, то изначальное созерцание как способность духа в нас либо невозможна, либо ее смысл и значение иное. На это раскрыл глаза людям Якоби. Он заметил, что если в рационализме содержанием представления о Боге в нас может быть только лишь нечто выведенное, доказанное, то это означает, что рационализм должен утверждать и содержание интеллектуального созерцания не в качестве чего-то изначального, а лишь в качестве познанного или выведенного, что равносильно отрицанию самой способности сверхчувственного в духе. Если же такой способности в нас неттогда откуда в нас представление о Боге? — Отсюда и выдвигается на первый план вопрос о том, как возможно в человеке сверхчувственное, а, значит, как возможен факт религии. Принцип религиозного самопознания духа, принцип познания изначальной деятельности человека, который выдвинул Гаман и который победоносно отстоял Якоби в борьбе с догматическим рационализмом, имеет для философии культуры двоякое значение: утверждением этого принципа, с одной стороны, был опровергнут догматический рационализм как основа познания культуры, а, с другой стороны, аргументы, которые приводили философы чувства и веры исходя из этого принципа, оказали существенное влияние на характер культур-философской проблематики, разрешаемой последующим развитием философии XIX и XX вв.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Schriften J. G. Hamann. Ausgewalt und herausgegeben von K. Widmaier. Leipzig. 1921.
  2. J. G. Hamann’s Werke. Berlin. 1821−1825, Bd. 1−7.
  3. J. G. Hamann. «Konxompax» Fragmente einer apokryphischen Sibille ueber Apokalyptischen Mystrien. Heidelberg. 1963.
  4. J. G. Hamann. «Metakritik ueber den Purismum der Reinen Vernunft». Wien. 1874
  5. Hamann J. G. J. G. Hamann’s Briefwechsel mit F. H. Jacobi. Herausgegeben von С. H. Gildemeister. 1868.
  6. Hamann J. G. Daphne Nachdruck der von J. G. Hamann, J. G. Lindner u. a. Hrsg. Koenigsberger Zeitschrift (1749−1750). Frankfurt a. M. 1991.
  7. J. G. Hamann / Goethe Museum. Hrsg. u. red. Hansen V. Dusseldorf. 2001.
  8. J. G. Hamann, Lettere / J. G. Hamann, A cura di Angelo Pupi. Milano. 1996
  9. И. Г. Размышления о достопочтимом Сократе, составленные для времяпрепровождения скучающей публики любителям поскучать. \ Балтийский филологический курьер.2000. № 1. С. 119−158.
  10. Manegold I. J. G. Hamann’s Schrift «Konxompax» Fragmente einer apokryphischen Sibille ueber Apokalyptischen Mystrien. Text. Entstehung. Bedeutung. Heidelberg. 1963.
  11. Herbst F. Bibliothek christlicher Denker. Bd. 1,1. G. Hamann — F. H. Jacobi, Leipzig. 1830.
  12. Poel. G. J. G. Hamann des Magus im Norden: sein Leben und Mitteilungen aus seinen Schriften. Th. 1−2. Hamburg. 18 741 876.
  13. Minor J. J. G. Hamann in seiner Bedeutung fuer die Sturm-und-Drang Periode. Frankfurt a. M. 1881.
  14. Gildemeister C. J. G. Hamann’s, des Magus im Norden, Leben und Schriften. Bd. 1−4 1857, Bd. 6. 1873.
  15. Gildemeister C. J. G. Hamann’s, des Magus im Norden «Autorschaft» ihrem Inhalte nach. 1863.
  16. Gildemeister C. J. G. Hamann’s Studien. 1873.
  17. В. М. «Гаман как религиозный мыслитель».
  18. Статья \ Русская мысль. Кн. 4. М. и СПб. 1913.
  19. Unger R. I. G. Hamann und die Aufklaerung. Studien zur Vorgeschichte des romantischen Geistes im 18 Jh. 2 Aufl. Bd. 1−2. Halle a. Saale 1925.
  20. Metzke E. I. G. Hamann’s Stellung in der Philosophie des 18 Jh. Halle. // Berichte der Akademie der Wissenschaft. 1934. S. 121−266.
  21. Nadler K. Hamann und Hegel. Zum Verhaeltnis von Dialektik und Existenzialitaet//Logos. 20, 1931. S. 259−285.
  22. Thorns F. Hamanns Bekehrung. Diss. Giessen. 1933.
  23. Thorns F. Die Hauptprobleme der Religions-Philosophie bei J. G. Hamann. Diss. Erlangen/ Gutenberg. 1929.
  24. Schirmer H. Die Grundlagen des Erkennens bei J. G. Hamann. Diss. Erlangen. 1926.
  25. Heinekamp H. Das Weltbild J. G. Hamann. Diss. Dusseldorf. 1936.
  26. Diltey W. Gesammelte Schriften. Bd. 2. Leipzig. 1936.
  27. Kierkegaard. S. Efterl. Papirer 1844−1846. Kopenhagen, 1872.
  28. Kierkegaard. S. Gesammelte Werke Jena, 1910. Bd. 6.
  29. Heinekamp H. Das Weltbild J. G. Hamann’s. Diss. Duesseldorf. 1936.
  30. Nadler J. Die Hamannsausgabe. Vermaechtniss. Bemuhungen. Vollzug. Halle a. Saale. 1930.
  31. Nadler J. Hamann. Kant. Goethe. Halle a. Saale. 1931.
  32. Nadler J. I. G. Hamann. Gnosis. Agnosis. Wien, 1948.
  33. Nadler J. I. G. Hamann. Der Zeuge des Corpus Mysticum. Salzburg. 1949.
  34. Cassirer E. Freihet und Form. Studien zur deutschen Geistesgeschichte. 2 Aufl. Berlin. 1918.
  35. Knoll R. J. G. Hamann und F. H. Jacobi. Heidelberg. 1963.
  36. J. G. Hamann und Frankreich: Acta des 3 International en Colloquiums im Herder-Institut. Marburg. 1987.
  37. Verra V. Rassegna hamanniana. Torino
  38. Pupi A. J. G. Hamann. Milano. 1988.
  39. А. В. «В. Кожевников и его книга о И. Г. Гамане в 1897 г.». Доклад на международном коллоквиуме в Марбурге —на-Лане. 1992.
  40. В. Н. «К логике культуры. Кант, Гаман и русское славянофильство о Просвещении». Доклад. \ Acta 4. S. 369−372, Marburg a. L. 1992.
  41. К. К. «Альбертина. Очерки истории Кенигсбергского Универстиета». Калининград 1995.
  42. В. X. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и
  43. Просвещение. Калининград. 2003.
  44. F. Н. Jacobi’s Werke. Bd.2, Bd.3, Bd.4.(Gesammtausgabe, Leipzig, 1812−1824.Bd. 1−6.)
  45. Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Сб. «Новые идеи в философии», Спб., 1914, С. I 14.
  46. F. Н. Jacobi. David Hume iiber den Glauben, oder Idealismus und Realismus. Ein Geschprach // Jacobi’s Werke, Bd.2, S. 3 -289.
  47. F.H.Jacobi, Briefe ueber die Lehre des Spinoza, Braslau, 1789.
  48. F.H.Jacobi. Ueber den Transzendentalen Idealismus // Jacobi’s Werke, Gesammtausgabe, Leipzig, 1815. Bd. II. S.290−310.
  49. F. H. Jacobi. Jacobi an Fichte, Hamburg. 1799.
  50. F. H. Jacobi. Woldemar. Leipzig. 1826.
  51. F. H. Jacobi. Jacobi’s auserlesener Briefwechsel. Bd. 1−2. Leipzig. 1825−1827.
  52. F. H. Jacobi. Von den gottlichen Dingen und ihrer Offenbarung. Werke, Bd. III.
  53. Jacobi F. H. Ueber die Unzertrennlichkeit der Freiheit und der Vorsehung von dem Begriffe der Vernunft. // Werke. Bd. 2.
  54. F. H. Jacobi. «Aus Allwill’s Briefsammlung». // Werke. Bd. 3. 1824.
  55. F. H. Jacobi. Briefwechsel zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsson. Halle. 1791.
  56. F. H. Jacobi. Wieder Beschuldigungen M. Mendelsson. 1820.
  57. Wizenmann T. Die Resultate der Jacobischen und Mendelssonschen Philosophie: kritisch untersucht. Leipzig. 1786.
  58. Herbst F. Bibliothek christlicher Denker. Bd. 1,1. G. Hamann -F. H. Jacobi, Leipzig. 1830
  59. Deucks F. F. H. Jacobi im Verhaeltniss zu seinen Zeitgenossen, besonders zu Goethe. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte der neuen deutschen Literatur. Fr. a. M. 1848.
  60. Delius J. F. Darstellung und Pruefung der Hauptgedanken von F. H. Jacobi. Diss. Halle a. S. 1878.
  61. Lachmann J. F. H. Jacobi’s Kantkritik. Diss. Halle. 1881.
  62. Warneke F. Goethe, Spinoza und Jacobi. Weimar. 1908.
  63. Busch W. Erkenntnisstheorie des F. H. Jacobi. Diss. Karlsruhe.1892.
  64. Durig W. J. M. Seiler, Jean Paul, F. H. Jacobi. Ein Beitrag zur Quellenanalyse der Sailischen Menschauffassung. Braslau. 1941.
  65. Lettres inedites de F. H. Jacobi. Geneve. 1966.
  66. F. H. Jacobi: Sitzungsberichte der Bayrischer Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse. Jg. 1993. H. 3.
  67. Fichte und Jacobi. Amsterdam. «Atlanta» 1998.
  68. Guillermit L. Le Realisme de F. G. Jacobi. Provens. 1982.
  69. P. «Die Denkbucher» F. H. Jacobi. Stuttgart. 1986.
  70. The Spinoza conversations between Lessing and Jacobi: Text with ezepts from the ensuing controversy / Introd. by G. Valee. Univ. Press, of America. 1988.
  71. G. W. Leibniz. Werke. Hannover, 1873.
  72. Г. В. Собрание сочинений в Т. 1−4. М. 1982−1989.
  73. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М. 1936.
  74. Г. В. Неизданные заметки Лейбница о душе. Казань. 1917
  75. Г. В. Элементы сокровенной философии о совокупности вещей. Казань 1913
  76. G. W. Leibniz. Metaphysische Abhandlung. Hamburg. 1985
  77. G. W. Leibniz. Monadologie. Stuttgart. 1979
  78. G. W. Leibniz. Funf Schriften zur Logik und Metaphysik. Stuttgart. 1995
  79. Guhrauer. G. Leibniz’s deutsche Schriften. Berlin, 1838
  80. Bodemann E. Die Beschreibung des Briefwechsels des G. W. Leibniz in der Koenigl. Offentl, Bibliothek. Hannover. 1889
  81. Gerhardt C. Die Philosophischen Schriften von G. W. Leibniz. Bd. 1−2.
  82. Descartes R. Meditationen ueber die Erste Philosophie. Stuttgart. 1999
  83. Descartes R. Abhandlung ueber die Methode des richtigen Vernunftsgebrauch. Stuttgart. 199 884.
  84. . Этика. СПБ. 2001.
  85. . Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей. СПб. 2001
  86. . Теолого-политический трактат. М. 2005
  87. Trendelenburg A. Historische Beitraege zur Philosophie. Berlin, 1855
  88. Stein L. Leibniz in seinem Verhaeltniss zu Spinoza auf Grund lage unedirten Materials entwickelungsgeschichtlich dargestellt / / Sitzungsberichte der Koenig Preussischen Akademie der Wissenschaften. Berlin. 1888.
  89. Юм Д. О человеческой природе. СПб. 2001.
  90. Merkel. G. Humes und Rousseau. Abhandlungen ueber Urvertrag. Leipzig 1797.
  91. Wolff Ch. Vernunftige gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen. .4 Aufl. Halle
  92. Reimarus H. S. Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der naturlichen Religion. 5 Auflage. N. 8
  93. Mendelsson M. Sammtliche Werke. Bd. 1−2
  94. Mendelsson M. Jerusalem, oder ueber religiose Macht und Judenthum. // Sammtliche Werke, Bd. 5
  95. Winckelmann I. Gedanken ueber die Nachahmung der griecheschen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst. // Werke, Bd. 2
  96. И. О подражании греческим образцам в живописи и ваянии. М. 2004
  97. G. Е. Gesammelte Werke in 10 Bd. Berlin-Weimar. 1968
  98. Lessings Sammtliche Werke, in 20 Bd., hrsg. Un d mit Einleitung versehen von Hugo Goring. Stuttgart, J.G.Gotta'sche Buchhandlung, gebr. Kroner. 1882−1885 (Bd. 14−19) —
  99. Gotthold Ephraim Lessings Sammtliche Schriften in 22 Bd., hrsg. Von Karl Lachmann (aufs neue durchgesehene und verm. Auflage, besorgt durch Franz Munker. Stuttgart, G.J. Goschen. 1886−1919 (Bd. 13−16).
  100. Lessing. G. E. Zur Geschichte und Literatur aus den Schaetzen der Herzoglicher Bibliothek zu Wolfenbuttel. Braunschweg 1774−1778
  101. Jacoby J. Kant und Lessing. Eine Parallele. Koenigsberg. 1867.
  102. Jacoby J. G. E. Lessing als Philosoph. Berlin. 1863.
  103. Schwarz K. G. E. Lessing als Theologe. Halle. 1854.
  104. Ritter H. Ueber Lessing’s philpsophische und religiose Grundsaetze. Gottingen. 1847.
  105. Rehom K. Lessing’s Stellung zur Philosophie des Spiniza. Frankfurt a. M. 1877,
  106. Schneider J. Lessng’s Stellung zur Theologie von der Wolfenbuetler Fragmente. Amstrdam. 1953.
  107. Smend R. «Lessing's Nachlassfragmente zum Alten
  108. Thestament». Goettingen. 1979.
  109. Ritter H. Ueber Lessing’s philisopische und religiose Grundsaetze. Goettingen. 1847.
  110. Roepe G. R. Lessing und Goeze im Fragmentenstreite. Hamburg. 1859.
  111. Jacoby J. Kant und Lessing. Eine Parallele. Koenigsberg. 1867.
  112. Fellenberg. G. Ueber das Verhaeltniss von Offenbarungs und Vernunft-religion bei Kant und Lessing. Diss. Erlangen. 1883.
  113. Sneider F. J. Lessing und die monistische Weltanschauung. Halle a. S. 1929.
  114. Hoehle. T. Lessing und Spinoza. Halle-Wittenberg. 1982.
  115. Г. M. Лессинг. Очерк творчества. М. 1957
  116. Т. Философия немецкого просветителя Г. Э. Лессинга. Л. 1958
  117. Лессинг и современность. Материалы научной конференции. М. 1981.
  118. F. Schiller. Sendung Moses. // Schiller’s Werke, Bd. 2. Munchen / Zurich 1968
  119. F. Schiller. Etwas ueber die Erste Menschengesellschaft nach den Leitfaeden der mosaischen Urkunde. // Schiller’s Werke, Bd. 2. Munchen / Zurich 1968
  120. Lessing Goethe — Schiller — Heine. Biographischen Darstellungen. «Volkund Wissen», Berlin. 1955.
  121. Herder I. G. Briefe zur Beforderung der Humanitaet // Sammtliche Werke zur Philosophie und Geschichte. Bd. 1−10.
  122. Herder’s Sammtliche Werke zur Philosophie und Geschichte. Bd. 1. N4
  123. И. Г. Гердер. Идеи к философии истории человечества. М. 1977.
  124. А. В. Гердер. М. 1978
  125. Hervinus. Geschichte der Deutschen Nationalen Literatur. Bd. V
  126. К. Введение в историю новой философии. \ История новой философии. Ф. Бэкон. М. 2003.
  127. К. История новой философии. Т. 1. Р. Декарт. Его жизнь, сочинения и учение. М. 2004.
  128. К. История новой философии. Т. 2. Б. Спиноза. Его жизнь, сочинения и учение. М. 2005 .
  129. К. История новой философии. Т. З Г. В. Лейбниц. Его жизнь, сочинения и учение. М. 2005
  130. К. История новой философии. Т. 6. И. Г. Фихте. Спб. 2004.
  131. К. О свободе человека. Спб. 1900.
  132. К. Воля и рассудок. СПб. 1909
  133. К. О Лессинге. М. 1882
  134. К. «Публичные лекции о Шиллере». М. 1890
  135. Fischer К. Kleine Schriften. Heidelberg, 1888−1898
  136. Иберверг-Гейнце. История философии. СПб. 1901
  137. В. От канта до Ницше. \ История философии М. 1998
  138. Г. В. Ф. О сочинениях Гамана. \ Работы разных лет. М. 1970, Т. 1.
  139. Г. В. Ф: Феноменология духа. СПб. 1999.
  140. Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1−2. М. 19 751 976.
  141. Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.З. СПб. 1994.
  142. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974.
  143. Г. В. Ф. Логика. СПб. 1997.
  144. G. W. F. Hegel. Enziklopaedie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Т. 1. Frankfurt a. M. 1970.
  145. Ф. В. Й. Ранние философские сочинения. СПб. 2000.
  146. . Ф. В. Й. Философия Откровения. Т. 1. СПб. 2000
  147. И. Г. Фихте. Сочинения. (Работы 1792−1801гг.). М. 1995.
  148. J. G. Fichte. Die Bestimmung des Menschen. Stuttgart. 1993.
  149. Harnak A. Lerbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1−3 Berlin. 1886−1890
  150. А. Лекции о сущности христианства. \ Сб. Theologia Teutonica Contemporanea. СПб. 2006
  151. А. Церковь и государство до образования государственной жизни. \ Сб. Theologia Teutonica Contemporanea. СПб. 2006
  152. В. Место Павла в истории происхождения христианства \ Сб. Theologia Teutonica Contemporanea. СПб. 2006
  153. А. Религия Иисуса и начало христианства до Никейского Собора. \ Сб. Theologia Teutonica Contemporanea. СПб. 2006
  154. Р. Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь. \ Сб. Theologia Teutonica1. Contemporanea. СПб. 2006
  155. Э. Марк Аврелий и конец античного мира. «Терра» 1991.
  156. Э. Христианская церковь. «Терра» 1991.
  157. М. 95 тезисов. СПб. 2001.
  158. М. Лекции по «Посланию ап. Павла к Галатам». 1997
  159. М. Лекции по «Посланию ап. Павла к Римлянам». 1996.
  160. Й. Осень Средневековья. М. 1988.
  161. Р. М. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М. 1978.
  162. И. Г. Гаман. Ф. Г. Якоби. Философия чувства и веры. СПб. 2006.
Заполнить форму текущей работой