Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы психологической диагностики и исследования эмоциональной сферы человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все восемь карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей… Читать ещё >

Методы психологической диагностики и исследования эмоциональной сферы человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор методов исследования эмоциональной сферы в значительной степени зависит от возраста испытуемого, поскольку с возрастом изменяется чувствительность к различным группам методов. Так, если наиболее адекватным для детей младшего школьного возраста является метод наблюдения за поведением ребенка, то для младших подростков — проективные методы, а для старших подростков и юношей — методы прямого анкетирования и опроса, что связано с достаточно высоким уровнем развития у них интеллекта и рефлексии.

Для проведения процедуры наблюдения разрабатываются специфические схемы наблюдения и диагностические карты. При наблюдении за эмоциональным поведением ребенка обращается внимание на такие параметры его эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность и др., исследуются такие эмоционально-личностные особенности, как агрессивность, конфликтность, реакции на фрустрацию и др. Авторы, разрабатывающие такого рода схемы и карты, как правило, просят родителей или наблюдателей фиксировать поведенческие реакции детей, которые в дальнейшем подвергаются количественному и качественному анализу. В качестве примера карты наблюдений можно привести «Лист наблюдений за агрессивными детьми»[1][2], а также анкету-опросник для родителей[3].

Для детей младшего возраста чаще используются проективные методы исследования. С помощью проективных методов диагностируются как эмоционально-личностные свойства ребенка, так и его эмоциональные состояния и отношения к различным людям, сторонам действительности. Так, например, методика «Несуществующее животное» позволяет выявить такие свойства, как тревожность, боязливость, агрессивность и др.1 Один из наиболее распространенных проективных тестов, направленный на изучение эмоционально-личностных особенностей детей, — тест детской апперцепции (CAT — Childrens Apperception Test) — является модификацией теста тематической апперцепции Г. Мюррея (ТАТ). Он также позволяет выявить ряд личностных особенностей (агрессивность, тревожность, потребность в аффилиации и др.).

Разновидностью проективных методов можно считать методики, в которых требуется закончить историю, продолжить рассказ, завершить предложение. Эта группа методов используется как для дошкольников, так и для старших детей.

Одной из наиболее известных проективных методик для измерения реакции фрустрации у детей и у взрослых является тест Розенцвейга. Данный тест позволяет выявить направления реакции фрустрации (экстрапунитивная, интропунитивная или импунитивная); тип реакции фрустрации (с фиксацией па препятствии, на самозащите или на удовлетворении потребности). Кроме того, данная методика позволяет определить показатель социальной адаптированности[4][5].

Многие проективные методики базируются на роли цвета в отражении эмоционального состояния человека. Считается, что цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. Наиболее известный цветовой тест — швейцарского психолога М. Люшера. Согласно его интерпретации основные цвета соотносятся с базисными психологическими потребностями человека, в связи с чем различия в цветовых предпочтениях позволяют объективно измерить субъективные состояния. Тест Люшера позволяет выявлять такие негативные состояния, как тревожность, стресс, переживание страха, огорчение и др., а также некоторые другие проявления эмоций. Набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера для исследования эмоциональной сферы личности используется и в других проективных методиках. Например, в Цветовом тесте отношений А. М. Эткинда. Данная методика позволяет выявить как осознаваемый, так и неосознаваемый уровень отношений человека. Метод базируется на предположении, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях[6].

Для исследования детей существуют и специфические методы, также базирующиеся на основных принципах работы с цветом. Например, цветовая методика диагностики эмоций «Домики» О. А Ореховой1. Методической основой данной методики является цвето-ассоциативный эксперимент, представленный в литературе Цветовым тестом отношений А. Эткинда. Процедура теста «Домики» предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к различным социальным категориям: счастье, горе, справедливость и т. д.

Для исследования эмоциональной сферы детей также используются методы анкетирования, опрос, беседа, анализ продуктов детского творчества.

При психологической диагностике взрослых, возможно, наиболее востребованными являются опросники, которые выявляют преобладающие эмоции в жизни человека, способы их выражения, эмоционально-личностные особенности. Например, разработаны опросники для изучения тревожности, агрессивности, депрессивности, алекситимии и др. Некоторые из них представлены в данной главе. С другими можно ознакомиться в различных практикумах.

В последние годы для описания эмоциональных характеристик человека все чаще используется термин «эмоциональный интеллект». Под эмоциональным интеллектом подразумевают совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой[7][8]. J. D. Mayer, Р. Salovey[9] в структуру этих способностей включают способности к точному восприятию своих эмоций и эмоций других людей, использованию эмоций, пониманию значения эмоций и управлению эмоциями. Исследователи считают, что эти способности позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми и тем самым повышают его адаптационные возможности в социуме и даже рассматриваются некоторыми исследователями в качестве основополагающего фактора жизнедеятельности.

Эмоциональный интеллект измеряют двумя путями: с помощью опросников и с помощью заданных тестов. Однако приводят эти методы к разным результатам. Заданные тесты коррелируют с общим интеллектом, хотя, как отмечают авторы, и не очень сильно. По данным исследователей корреляции равны 0,33[10]. А опросники эмоционального интеллекта, по данным тех же авторов, с общим интеллектом почти не коррелируют, однако значимо коррелируют с личностными чертами, в частности, шкалами Большой пятерки[11].

При выборе методик, представленных в параграфе, мы руководствовались следующими принципами: во-первых, чтобы представленные методики относились к разным возрастным группам; во-вторых, методика должна отвечать критерию надежности; в-третьих, она не должна быть слишком объемной; в-четвертых, она не должна быть слишком сложной и требовать дополнительного обучения для ее проведения; в-пятых, набор методик должен охватывать разные стороны исследуемой психологической сферы.

Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы дошкольника.

Методика «Веселый-грустный»1

Методика предназначена для изучения представлений 6—7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни.

Проведение исследования. Детям 6—7 лег предлагают придумать завершение рассказа.

Инструкция. Придумай, чем закончилась история: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: „Почему ты такой грустный?“ А Петя отвечает: „Потому что наша учительница Нина Петровна…“» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчиком, вернувшимся из детского сада.

Обработка данных. Ответы детей распределяют по четырем типам.

«Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

«Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

«Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

«Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Количественные результаты оформляют в виде таблицы (табл. 8.1).

По результатам делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Распределение ответов детей по категориям

Таблица 8.1

Категория ответа.

Се.

эи я.

Детский сад.

Школа.

подготовительная группа (6 лет).

1-й класс (6 лет).

1-й класс (7 лет).

подготовительная группа (6 лет).

1 -й класс (6 лет).

1-й класс (7 лет).

Отметка.

Непосредственные отношения с учителем.

1 Особенности психического развития детей 6—7-летиего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. В. Венгера. М, 1988.

Окончание табл. 8.1

Категория ответа.

Се.

)ИЯ.

Детский сад.

Школа.

подготовительная группа (6 лет).

1-й класс (6 лет).

1-й класс (7 лет).

подготовительная группа (б лет).

1-й класс (6 лет).

1-й класс (7 лет).

Учитель — уроки.

Содержание деятельности.

Прочие.

Всего ответов.

Методика «Цветовой тест отношений»[12] (ЦТО) Методика предназначена для выявления значимых отношений к себе и другим людям. Она разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных компонентов отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним. ЦТО может применяться на детях с 3—4-летнего возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.

Оборудование: набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: 0 — серый, 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, б — коричневый, 7 — черный цвет.

Используется следующий список слов: 1) моя мама; 2) мой папа; 3) брат или сестра (если они есть у ребенка); 4) мое настроение в детском саду; 5) мое настроение дома; 6) я сам; 7) воспитательница (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше); 8) вторая воспитательница; 9) друг.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом они должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наибольший ранг в цветовой раскладке.

Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все восемь карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с оценкой ребенком этого человека как плохого или хорошего и т. д.

Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает ранговое обозначение.

  • [1] Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология.
  • [2] Бреслав Г. М. Основы психологического исследования. М., 2010.
  • [3] Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика.М., 2004.
  • [4] Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2001.
  • [5] Методы диагностики эмоционально-нравственного развития личности // Практикумно возрастной психологии.
  • [6] Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / под ред.А. А. Бодалева, В. В. Столица. М., 1987. С. 221−228.
  • [7] Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2003.
  • [8] Андреева И. II. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
  • [9] Mayer J. D., Salovey Р. Emotional intelligence. [Electronic rcsourse.] 2005. URL: http: //www.unh.edu/emotional_intelligence/ (дата обращения: 29.06.2015).
  • [10] Van Rooy D. L., Visveswaran C. Emotional intelligence: A meta-analytic investigation ofpredictive validity and nomological net //Journal of Vocational Behavior. 65 (2004). P. 71—95.
  • [11] Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред.Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2009. С. 11—30.
  • [12] Цит. по: Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой