Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция, дезинтеграция и квантификация процессов менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея квантификации процессов менеджмента предложена Э. М. Коротковым в 1985 г. Разрабатывая методологию процессного подхода в управлении, он определил, что процессы управления носят дискретный характер, а сама дискретность процесса управления рождается его квантовым характером. Изучение действия управляемой системы происходит не в виде непрерывного потока человеческой энергии, согласующей работу… Читать ещё >

Интеграция, дезинтеграция и квантификация процессов менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблематика:

  • 1. Интеграция и дезинтеграция как две стороны процесса менеджмента.
  • 2. Дискретность и непрерывность в менеджменте организации.
  • 3. Управление интеграционным процессом.

На сущность и продолжительность интеграционных процессов оказывает влияние множество факторов. Действия одних из них приводят к совершенствованию интеграции, других — к ее разрушению. В связи с необходимостью совершенствования реально осуществляющейся интеграции государств и организаций, все более важным становились исследования закономерностей и тенденций, характеризующих переход интеграции из одного состояния в другое.

В 50−80-е гг. прошлого столетия в теории менеджмента развивался процессный подход. Процесс управления организацией становился объектом исследования. В самом общем случае он определялся как комплекс изменений, происходящих в системе управления в определенные промежутки времени. Формирование и реализация управленческого воздействия (или управленческого решения) осуществляются в короткий срок, в течение длительного времени — функционирование и изменение системы управления в целом.

Исследования показали, что на практике процесс управления проявляется в определенной последовательности этапов и операций деятельности менеджеров и вверенных им подразделений. Сама же последовательность этапов и операций характеризуется одновременно непрерывными и дискретными свойствами, обусловливая квантовую природу процесса управления.

Следует отметить, что понятие «квалификация» получило свое имя благодаря исследованиям немецкого физика Макса Планка систем с изменяющимся числом микрочастиц. Исходя из идеи кванта действия как минимального значения, которое может иметь физическая величина, называемая действием (близкое к величине h = 6,626×10 '4 Дж), он установил способы описания и законы движения микрочастиц в заданных внешних полях как носителей и волновых и корпускулярных свойств. Это открытие означало, что не все физические величины могли иметь одновременно точные значения. Признание дискретности возможных значений для ряда физических величин — энергии электронов в атомах, момента количества движения и других (в отличие от классической теории, в которой они изменяются непрерывно) — открыло путь новым направлениям фундаментальных исследований радиофизики, теории поля, электродинамики, химии, электроники и др.

Особым объектом исследования квантовой физики является взаимодействие и взаимопревращение элементарных частиц. Развитие теории слабого взаимодействия (квантовой электродинамики) и теории сильного (ядерного) взаимодействия (квантовой хромодинамики) потребовало широкого привлечения данных экспериментов и разработки собственного теоретического инструментария.

Были введены понятая квантовых чисел, определяющих возможные значения физических величин, характеризующих квантовые системы и отдельные элементарные частицы (атомное ядро, атом, молекулу и т. д.); квантовых переходов — скачкообразных (а не непрерывных и постепенных, как в классической физике) переходов квантовой системы из одного состояния в другое; квантования сигнала — преобразование сигнала в последовательность импульсов или в сигнал со ступенчатым изменением амплитуды во времени и уровнях; квантовых стандартов частоты — для точного измерения частоты квантовых переходов, ионов или молекул из одного состояния в другое.

Следует отметить, что разработанный научный инструментарий квантовой механики, квантовой химии, квантовой статистики, квантовой электроники и других направлений квантовой физики для характеристики того или иного квантового процесса преобразования системы включает термин «квантование» (а не «квантификация», которое в литературе по менеджменту используется нередко для количественного выражения или измерения качественных признаков).

Необходимо отметить, что квантово-волновая структура была признана не только математиками и физиками. В настоящее время она положена в основу описания механизма биоэнергетического процесса лечения. Энергия кванта нашла свое отображение в энергоинформационном коде, который в гомеопатии рассматривается как носитель голографической кодированной структуры, позволяющей ассоциировать заболевание с «поломкой» кодовой структуры, влекущей за собой изменения в биоэнергетической структуре клетки, органа или целого организма.

Идея квантификации процессов менеджмента предложена Э. М. Коротковым в 1985 г. Разрабатывая методологию процессного подхода в управлении, он определил, что процессы управления носят дискретный характер, а сама дискретность процесса управления рождается его квантовым характером. Изучение действия управляемой системы происходит не в виде непрерывного потока человеческой энергии, согласующей работу других людей, воздействие это предполагает передачу определенной дозы, величины, кванта, потенциала воздействия. Квантификация процессов управления — это дозирование воздействий по времени, ресурсам, это диапазон и момент вмешательства в разнообразные управляемые процессы, это ритмизация воздействий и рациональное распределение их во времени.

Подтверждением этому служит и следующее:

— человеческая энергия (в том числе и энергия воздействия менеджера) вырабатывается и передается дискретным образом;

воздействия играют разную роль, действуют в течение разной временной и пространственной продолжительности;

  • — ослабление воздействий требует периодичности их выработки и реализации;
  • — управленческие воздействия могут протекать параллельно, последовательно и иметь разные системы измерения.

Процессный подход позволяет менеджмент организации представить последовательностью осуществления этапов процесса управления, которая образует управленческий цикл. Начало цикла определяет этап целеполагания (или выработки цели). Здесь осуществляется разработка стратегических и тактических целей организации как желаемых состояний развития. Она может осуществляться разными способами: с привлечением (или без привлечения) специалистов, консультантов, реализовываться как стационарная процедура (например, в японских компаниях) организации управления.

Необходимо отмстить, что несмотря на разработки теории, на практике процессам управления не уделяется должного внимания, особенно этапу целеполагания, предполагается, что цели сами собой могут достигаться, была бы прибыль или желаемые доходы.

Но полное исключение этого этапа из управленческого цикла невозможно.

Второй этап процесса управления (и управленческого цикла) связан с ситуационным анализом и оценкой существующего состояния.

На третьем этапе определяется проблема как главное противоречие цели и ситуации, разрешение которой приведет организацию к новой ситуации, адекватной поставленной или уточненной цели. Для решения проблемы можно использовать различные способы, средства и подходы. Они образуют множество вариантов, из которых необходимо выбрать эффективный.

На четвертом этапе процесса управления осуществляется разработка управленческого решения как варианта практических действий.

Следует отметить, что многовариантность (альтернативность) присуща не только четвертому этапу процесса управления. Так, в организации одновременно могут разрабатываться несколько целей, описание ситуации может содержать разные оценки, проблема может быть представлена соответствующим множеством проблем.

Осуществление процесса управления происходит с помощью функций управления и соответствующей организационной структуры. При этом для решения разнообразных задач часто используются одни и те же операции.

В рамках цикла управления важнейшим элементом механизма взаимосвязи являются процедуры согласования: при выработке цели требуется согласование интересов участников, в рамках других этапов также необходимо учитывать социальнопсихологические, экономические и другие особенности, использовать организационно-стабилизирующие методы и приемы согласования и координации управления (рис. 4.3.1).

Этапы, процедуры и решения всегда разнесены во времени. Квантификация позволяет оптимизировать время и ресурсы на всех этапах процесса менеджмента.

Квантовый (конфликтно-компромиссный) характер интеграционных процессов подтверждает и практика реализации всех концепций межгосударственной, региональной и промышленной интеграции.

Совместное сотрудничество науки и практики в совершенствовании и эффективности менеджмента.

Рис. 4.3.1. Совместное сотрудничество науки и практики в совершенствовании и эффективности менеджмента.

Во время депрессии 1930;х гг. все государства мира переживали период изоляционизма и протекционизма в международной торговле. Вторая мировая война создала два политических лагеря (капиталистический и социалистический), два рынка и две формы интеграционных взаимодействий.

В 1949 г. была утверждена межправительственная организация социалистических стран — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Цель создания этой организации — координация усилий для содействия, углубления и совершенствования сотрудничества и развитие социалистической экономической интеграции. Были сформулированы основные задачи достижения поставленной цели. К особо важным задачам были отнесены ускорение экономического и технического прогресса, непрерывный рост производительности груда, повышение уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью; постепенное сближение и выравнивание уровня экономического развития и неуклонный подъем благосостояния народов стран СЭВ.

Деятельность СЭВ регламентировалась Уставом и Конвенцией о правоспособности, привилегиях и иммунитетах. В рамках принимаемых коллективных программ сотрудничества в важнейших сферах научно-технического и материального производства (1971,.

1978, 1979 гг.) с отдельными задачами эта организация успешно справлялась. За тридцать лет деятельности (с 1950 по 1982 гг.) промышленное производство стран-участниц в целом выросло в 13 раз и в структуре мировой промышленной продукции возросло с 18 до 32%.

Для ускорения восстановления разрушенной войной экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла в 1948 г. в Западной Европе создается Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). При поддержке США в эту организацию вошли 16 европейских стран. Цели ОЕЭС — стабилизация валют, объединение экономического потенциала и улучшение торговых отношений.

ОЕЭС просуществовала недолго — не смогла обеспечить необходимого экономического роста, и начались поиски новых форм сотрудничества. В 1951 г. страны, образовавшие ОЕЭС, организовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) с целью объединения добычи угля и производства стали. Это была первая организация отраслевой интеграции. Новые формы сотрудничества стали разрабатываться в рамках создания общего рынка и зоны свободной торговли.

Согласно концепции общего рынка, должны были удовлетворяться следующие условия:

  • • устранение всех препятствий по пути движения товаров, капитала и людей;
  • • гармонизация политики разных стран в области экономики;
  • • обеспечение создания единых внешних тарифов.

Эта концепция была реализована в марте 1957 г. при создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в соответствии с Римским договором. Членами ЕЭС стали: ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция и Италия.

Согласно концепции зоны свободной торговли, должны были быть сняты ограничения на пути перемещения промышленных товаров между членами зоны, но при этом сохранена структура внешних тарифов каждой страны.

Такой подход должен был предоставить каждой стране — члену организации — выгоды от свободной торговли, но оставил бы любой из них возможность следовать собственным экономическим целям в отношении с другими странами. Он был привлекателен для тех стран, у которых требование общего рынка о единых внешних тарифах вело к ограничению национального суверенитета.

Главной целью интеграции в ЕЭС было создание общего рынка. В 1967 г. три объединения (ЕОУС, ЕЭС, Европа) образовали Европейское сообщество (ЕС).

В соответствии с концепцией зоны свободной торговли в 1960 г. было подписано Стокгольмское соглашение и создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли 7 стран: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Англия (в настоящее время членами являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария).

Следует отметить, что на пути вступления в ЕС у членов ЕАСТ встречались и проблемы. Они были недостаточно подготовлены к гармонизации политики в социальной и экономической сферах, действовали особые соглашения между Англией и членами Британского содружества наций, интеграция не должна была затрагивать политический нейтралитет Австрии, Швеции и Швейцарии.

Пересекались и экономические пространства и интересы организаций. Основными торговыми партнерами ЕАСТ являются члены ЕС. В 1988 г. свыше 60% товаров ЕС импортирует в страны ЕАСТ и около 13% — доля экспорта из ЕАСТ.

Необходимо отметить, что интеграционные идеи в 1960;х гг. распространялись и на другие континенты. Для увеличения емкости рынка нуждались в интеграционном сотрудничестве страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки.

Экономическая интеграция в Латинской Америке с 1960;х гг., как и в Западной Европе, проходила свои этапы развития и изменений. Две первоначально созданные группы — Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ, 1960 г.) и Карибская ассоциация свободной торговли (КАРИФТА, 1965 г.) — сменили названия и стратегию деятельности. От принятой после Второй мировой войны стратегии замещения экспорта внутренним производством (ради решения проблем платежного баланса) они отказались ввиду малой емкости национальных латиноамериканских рынков и стали торговать с США больше, чем друг с другом. По оценкам Межамериканского банка развития, последнее обстоятельство послужило одной из причин распада интеграционного объединения.

В Латинской Америке интеграционный процесс осуществлялся в рамках грех моделей: «общего рынка», «частичных экономических преференций» и проекта «Предпринимательство для обеих Америк».

Общий рынок формировала Андская группа, в которую вошли бывшие члены ЛАСТ, территориально расположенные рядом. Они предусмотрели единые внешние тарифы, ограничения на приток иностранных инвестиций, интеграцию политики в экономической и социальной областях (подобно целям организаций Центральноамериканского общего рынка — ЦАОРа и КА-РИКОМа).

Для достижения поставленных целей было принято решение о развитии промышленности на основе размещенных предприятий в странах-членах (в целях развития). Но последующие действия в этих направлениях не позволили их достигнуть. В 1987 г. была осуществлена попытка привлечения иностранных инвестиций, но, в конце концов, цель создания региональной промышленности переросла в практику оказания помощи мелким и средним предприятиям региона. Этими преимуществами воспользовались Мексика, Бразилия и Аргентина.

В 1980 г. стало ясно, что ЛАСТ — не эффективно действующая организация, некоторые ее члены создали другую — межрегиональную Латино-Американскую ассоциацию интеграции (ЛААИ). ЛААИ разработала более гибкие условия и возможность устанавливать двусторонние соглашения с включением в них (при обоюдном желании сторон) и других стран.

Принятые условия позволили странам с общими интересами развиваться быстрее, чем в случае, когда разобщенные странычлены вынуждены были искать не всегда эффективные компромиссные решения. В дальнейшем ЛААИ разработала гибкую систему региональных льготных таможенных пошлин и другие формы экономического сотрудничества, но переход к настоящему общему рынку не был подготовлен и не был осуществлен.

Проект «Предпринимательство для обеих Америк» разработан в 1990;е гг. как проект союза всех государств Северной и Южной Америки на основе ограниченной зоны свободной торговли. Его создание было обусловлено двумя факторами: установлением демократических форм правления почти во всех странах американского континента и началом движения от политики государственного протекционизма к политике либерализации импорта и приватизации ресурсов.

В рамках проекта тринадцать членов Карибского сообщества (КАРИКОН) расширили свое сотрудничество за счет свободного перемещения товаров и капитала, выработки единых внешних тарифов, гармонизации инвестиционных стимулов, координации политики развития торговли и бизнеса и финансовой политики созданного в 1995 г. кредитно-денежного союза.

Основной формой интеграции в Азии явилась Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967 г.

В ее состав вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд. Эти страны постоянно совершенствуют сотрудничество в области промышленности и торговли. В промышленности реализуются совместные проекты, на основе которых могут создаваться отраслевые подразделения (средние по размерам). Причем в таких отраслевых подразделениях 60% собственности контролируются страной-хозяйкой, 40% — остальными членами АСЕАН. С помощью интеграции ресурсов были реализованы проекты строительства заводов по производству удобрений в Индонезии и Малайзии. За 20 лет ассоциацией было создано 15 совместных предприятий, на которых 40% собственности принадлежит частным компаниям из двух или более стран — членов ассоциации. На экспорт продукции совместных предприятий в страны АСЕАН распространяются льготные гаженные пошлины.

К настоящему времени страны-члены АСЕАН еще не создали зоны свободной торговли, но сотрудничество по разным направлениям постоянно совершенствуется.

Следует отметить, что Япония хотя и не является членом АСЕАН, вкладывает средства в развитие промышленности странучастниц, использует их сырье для производства товаров рсэкспорта в эти же страны (часто это приводит к серьезным разногласиям внутри АСЕАН и дает повод говорить о том, что Япония добилась экономическими методами того, чего не смогла добиться военными).

Основной проблемой интеграции АСЕАН является значительное расхождение стран-участниц по признаку макроэкономического развития (экономического потенциала). Так, различия к 1990 г. в ВНП на душу населения отличались более чем в 2 раза (в Сингапуре — 9070 долларов США, в Индонезии — 400).

В Африке интеграцию экономического и политического развития представляют Западноафриканское экономические сообщество, включающее Бенин, Буркина Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Мавританию, Нигер и Синегал; Совет согласия, включающий Буркина Фасо, Бенин, Кот-д'Ивуар, Нигер и Того; Экономическое сообщество Западной Африки (ЭКОВАС), Организация африканского единства, в которую входят почти все страны Африки; Южноафриканская конференция по координации развития, включающая Анголу, Ботсвану, Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве.

Почти все промышленные ассоциации пытаются сотрудничать, создавая те или иные формы интеграции, несмотря на низкий уровень экономического развития. Сотрудничество осуществляется в основном источнике доходов от экспорта — сельском хозяйстве и природных ресурсах. Основания для снижения барьеров на пути движения первичных продуктов практически отсутствуют и африканские ассоциации, в отличие от европейских и американских, больше нуждаются в защите, чем в открытии рынков для свободной конкуренции. Это обстоятельство затрудняет создание зон свободной торговли.

ЭКОВАС — самая крупная из африканских ассоциаций, она в своем составе имеет четыре комиссии: по торговле, таможенным пошлинами, иммиграции, кредитно-денежной системе и платежам; по промышленности, сельскому хозяйству и природным ресурсам; по транспорту, телекоммуникациям и энергетике; по социальным и культурным проблемам. Основная их деятельность направлена па ликвидацию внутренних тарифов и установление единого внешнего тарифа. Это дает основания полагать, что она идет по пути ЕС.

Организация африканского единства (ОАЕ) решает больше политические задачи, нежели экономические, так как в начале ее создания ставилась цель — ликвидация колониализма и расизма в Африке.

В целом интеграционный процесс в Африке до настоящего времени сталкивается с трудностями небольших по объему национальных рынков и приблизительно равной обеспеченностью ресурсами.

Таким образом, исторически развивающиеся типы и формы торговых и коммерческих связей привели к экономической интеграции стран всех континентов мира.

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Что такое интернационализация и интеграция?
  • 2. Какие факторы влияют на изменение интеграционного процесса?
  • 3. Какие сходства и различия у интеграции организаций и интеграционного процесса менеджмента организации?
  • 4. Перечислите основные этапы развития интернационализации и интеграции.
  • 1. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М.: НП «III тысячелетие», 2001.
  • 2. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. М.: Дека, 1996.
  • 3. Мицберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой