Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание субмодели «процесс восстановления (поддержание) собственного потенциала семьи»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме вышеназванных, психолого-педагогическое обеспечение включает задачи организации и проведения профессионального психологического отбора специалистов для социальной работы с семьей в экстремальной обстановке, сопровождения учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов для социальной работы с семьей, информационно-психологической защиты семьи и другие. Комплексность — возможность… Читать ещё >

Содержание субмодели «процесс восстановления (поддержание) собственного потенциала семьи» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное содержание рассматриваемого процесса состоит в преобразовании психолого-педагогических знаний в собственный потенциал семьи. Как и любой процесс, психолого-педагогическое обеспечение обладает рядом свойств, основными из которых являются:

  • — научность — опора на всесторонне обоснованные данные теоретического поиска и практического применения опыта психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей в других условиях;
  • — активность — постоянное изучение изменений решаемой проблемы семьи и наращивание усилий в целях наступления необратимых перемен;
  • — адресность — учет особенностей каждой обслуживаемой семьи в выборе актуальных задач и конечного результата взаимодействия с ней специалиста;
  • — комплексность — возможность одновременного использования в отношении проблемы семьи, различных возможностей и условий; гибкость — способность оперативно переключиться на решение сопутствующих задач, изменять тактику их решения, к многовариантности действий, закрепляя положительное и эффективно приспосабливаться к изменениям обстановки;
  • — динамичность — готовность решать проблемы семьи «живьем» в конкретно сложившейся обстановке, помня, что пребывает в движении; непрерывность — решение проблем любой семьи сопровождается непрерывным наращиванием ее потенциальных возможностей.

Установлено, что процесс преобразования психолого-педагогических знаний в собственный потенциал семьи протекает в четыре этапа. Каждому этапу соответствуют определенные задачи психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.

Первый этап — информационно-аналитический. Его характерной особенностью является составление банка данных об актуальных проблемах тех или иных типов семей, их структуре и возможных последствиях в жизнедеятельности семьи, ресурсах, возможностях и приемах их решения в создавшихся обстоятельствах. На этом этапе в ходе анализа данных формируется несколько альтернативных предварительных вариантов работы с проблемами семьи. Важнейшей задачей психолого-педагогического обеспечения на этом этапе является исключение дефицита информации и выработка общего стратегического замысла действий специалиста. Основными задачами первого этапа являются: анализ психолого-педагогических особенностей социальной работы среди различных типов семей, ее возможностей по оказанию семье необходимой экстремальной помощи; оценка уровня сложности и характера психолого-педагогических проблем клиента (семьи); изучение и учет национально-психологических и религиозных особенностей семей — объектов социальной работы; психолого-педагогический анализ условий проживания и уровня благополучия семьи (ее собственного потенциала).

Второй этап — прогностический. Для него характерно интенсивное формирование обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в ближайшем и отдаленном будущем или об альтернативных путях его развития. Среди исходных данных прогнозирования выделяются три значимые переменные: актуальная проблема семьи, субъект деятельности индивидуального или группового свойства и факторы экстремальной обстановки. В итоге создается модель решения проблемной ситуации семьи. Среди задач этого этапа следует выделить: прогнозирование содержания и тенденций развития возможных психолого-педагогических проблем семьи на различных стадиях ее жизнедеятельности или в изменяющихся социально экономических условиях жизни; моделирование, прогнозирование эффективности деятельности специалиста по оказанию помощи семье, оказавшейся в жизненно трудных обстоятельствах.

Третий этап — побудительно-сопроводительный. Он отличается особой динамичностью и эвристическим характером деятельности как специалиста по социальной работе, так и членов семьи. Здесь придается важное значение не только стимулированию семьи в решении собственных проблем, но даже в большей мере готовности специалиста, его технико-методической оснащенности и способности в самом процессе взаимодействия составлять, видоизменять инструментарии своей деятельности, общения. Основное внимание на этом этапе концентрируется на целесообразности, полноте и качестве принимаемых мер. На этом этап наиболее значимы: разработка и внедрение методик оценки различных явлений, методик и техник деятельности, общения, технологий социального воспитания; психолого-педагогическая помощь семье (родительский всеобуч, консультирование, профилактика, коррекция, семейная терапия и т. п.); социализация (социальное воспитание) членов семьи в экстремальной обстановке; психологическая подготовка специалистов к последующей деятельности, общению.

Четвертый этап — восстановительно-реабилитационный. Это этап активного включения семьи в решение собственных проблем и освоение членами семьи техник, технологий восстановления и поддержания жизненного потенциала самой семьи. Нередко вся семья или отдельные ее члены (не обязательно родители) становятся субъектами обеспечения необратимости позитивных тенденций в их жизнедеятельности. На этом этапе укрепляется и потенциал социальной работы — проверяется и совершенствуется надежность диагностических методик соответствие специалистов своему предназначению, дальнейшее совершенствование их профессионализма. Главное достоинство этого этапа — это восстановление фонового уровня психологического здоровья семьи. К числу важнейших на этом этапе относятся задачи: диагностика семей, подвергшихся воздействию стрессогенных факторов (потеря близких, стихийные бедствия, непредвиденные изменения в судьбе и т. д.); восстановление утраченных функций психического здоровья клиентов и психологического здоровья семьи; проведение психолого-педагогической реабилитации остаточных явлений; обучение приемам самонастройки, саморегуляции; обобщение и внедрение опыта психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей за рубежом, инноваций в разработках специалистов других стран в социальной сфере.

Кроме вышеназванных, психолого-педагогическое обеспечение включает задачи организации и проведения профессионального психологического отбора специалистов для социальной работы с семьей в экстремальной обстановке, сопровождения учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов для социальной работы с семьей, информационно-психологической защиты семьи и другие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой