Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эвристические возможности когортного анализа в социологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная проблема когортного анализа — «проблема идентификации» — заключается в дифференциации взаимосвязанного влияния на когорты эффектов возраста, исторического периода и когорты, содержание и социальный смысл которых зависят от конкретных исторических условий. Существующие теоретические методы решения данной проблемы и методы, основанные на статистической обработке информации, не вполне… Читать ещё >

Содержание

  • Введение,
  • Глава 1. Формирование теоретико-методологических основ когортного анализа
    • 1. 1. История, задачи, проблемы развития когортного анализа
    • 1. 2. Преимущества и недостатки когортного анализа в сравнении с иоколенческим анализом и анализом жизненных путей
  • Глава 2. Применение когортного анализа в прикладных исследованиях
    • 2. 1. Когортный анализ в России и за рубежом
    • 2. 2. Проблема комплекса эмпирических данных и требования к ним

Эвристические возможности когортного анализа в социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современные общественные изменения требуют развития методологического арсенала социологии, новых методов, позволяющих глубже изучать социальную динамику. Один из таких методов, еще не вошедших в общепризнанный познавательный комплекс отечественной социологии, — метод когортного анализа. Социологические исследования когорт способствуют познанию специфики социального развития общества как системы, структуры и организации. Применение метода когортного анализа позволяет на основе изучения изменений ценностей, установок и социальных характеристик когорт и их сравнения объединить когорты в поколения.

Метод когортного анализа как количественный метод предоставляет возможность измерить, проанализировать и объяснить массовые феномены в динамике политической, экономической, культурной и социальной жизни общества. При этом учитываются три эффекта влияния на изучаемый признак социальной общности — эффекты возраста, когорты и исторического периода. Названные эффекты, измеряемые одинаковой линейной шкалой времени, связаны таким образом между собой линейной зависимостью и поэтому трудноразделимы. Именно в дифференциации этих эффектов заключена основная проблема когортного анализа, известная как «проблема идентификации». Ее решение актуально для развития методологии социологии.

Степень научной разработанности темы.

Метод когортного анализа пришел в социологию из демографии и активно разрабатывается с 1950;х гг. Большой вклад в его разработку внесли американские социологи Н. Райдер и Н. Гленн, а вслед за ними немецкие исследователи К. Майер, К. Веспер, X. Хепфлингер, М. Вагнер. Их работы в 1990;х гг. сыграли значительную роль в разработке метода с теоретической и эмпирической точек зрения. В научной литературе, посвященной методу когортного анализа, можно найти значительное количество работ по проблеме идентификации. Среди авторов этих работ Х.-П. Блоссфельд, К. Майер и И. Хыонинк, которые разрабатывали теоретические и статистические решения данной проблемы.

В зарубежной социологии метод когортного анализа применяется для исследований молодежи, образования, социальной мобильности, а также в политических и маркетинговых исследованиях. В российской социологии когортный анализ как социологический метод не разрабатывался, сфера его использования ограничивалась демографической наукой. В отечественной социологии имеются лишь единичные исследования с применением данного метода (например, Н. А. Головин, В. В. Семенова, Л.А. Беляева), а также имеется большое количество теоретических и эмпирических исследований поколений. Здесь следует отметить эмпирические работы Б. Ц. Урланиса, М. Х. Титмы, Ю. А. Левады, М. Б. Глотова. Особое место занимает работа Н. А. Головина о политической социализации поколений, основанная на методе когортного анализа1. В работах российских социологов по эмпирическому изучению и сравнению между собой когорт и поколений, как правило, специального анализа эффектов возраста, когорты и исторического периода не проводилось, а выделение когорт было не всегда достаточно обосновано. Поэтому созрела необходимость рассмотрения метода когортного анализа как инструмента социологического познания сложных процессов в современном дифференцированном обществе с учетом опыта зарубежных и отечественных социологов.

Объект исследования — метод когортного анализа в его развитии как способ сбора, анализа и интерпретации данных.

Предмет исследования — познавательные возможности когортного анализа в социологических исследованиях сложных динамических процессов в современном обществе.

1 См.: Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Ичд-во СПбГУ, 2004.

Цель диссертации — анализ и оценка эвристических возможностей когортного анализа в социологии, его преимуществ и недостатков по сравнению с другими количественными методами изучения возрастных общностей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и основные проблемы метода когортного анализа;

2. Сравнить познавательные возможностей этого метода с другими количественными методами исследования возрастных общностей, в частности, с методом жизненного пути и поколенческим анализом;

3. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт применения когортного анализа в прикладных исследованиях;

4. Определить требования к эмпирическим данным для когортного анализа в социологии;

5. Выявить перспективы использования когортного анализа в социологии.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения и выводы социологов, разрабатывавших метод когортного анализа и использовавших его в своих исследованиях (Н. Глени, К. Веснер, М. Вагнер, X. Хепфлингер). Теоретическим основанием отнесения индивида к определенной когорте в работе является общность условий социализации. Операционализировать когорту как эмпирическую единицу исследования можно в качестве когорты рождения.

Большое значение для диссертации имеет классическая работа К. Мангейма «Проблема поколений», положившая начало изучению поколений и когорт в социологии, работа J1. Фойера «Конфликт поколений», а также труды И. С. Кона, С.II. Иконниковой, В. И. Чупрова и работа М. Б. Глотова о понятии поколения как категории социологии.

Для определения места когортного анализа в арсенале методов социологических исследований в работе были использованы труды отечественных социологов В. А. Ядова, И. Ф. Девятко, Г. Г. Татаровой. Значительная роль для понимания эвристических возможностей метода когортного анализа и области его применения принадлежит методологическим положениям, сформулированным в работах социологов-эмпириков, основанных на обобщении результатов, которые были полученных с применением метода когортного анализа (М. Вагнер, Х.-ГТ. Блоссфельд).

Источниковую базу диссертации составили исследования российских социологов, посвященные изучению, анализу и сравнению поколений и когорт (Т. Шанин, В. В. Семенова, JI.A. Беляева, Ю.А. Левада), а также работы немецких социологов (К. Веспер, Х.-П. Блоссфельд). При рассмотрении исследований с применением метода когортного анализа использовано различение когорт ex post (вторичный анализ данных, изначально собранных не в целях проведения когортного анализа) и ex ante (когорты строятся перед началом исследования на основании теоретических допущений)2. Кроме того, была проведена оценка имеющихся баз российских социологических данных (исследовательские центры ВЦИОМ, Левада-Центр, Ромир (Москва)).

Научная новизна работы.

Диссертация представляет собой первое в отечественной социологии исследование метода когортного анализа, позволившее сформулировать основные проблемы развития когортного анализа, осмыслить его познавательные преимущества и недостатки сравнительно с другими методами количественных социологических исследований возрастных общностей, и таким образом определить его место среди эмпирических методов.

2 См.: Wagner М. Kohortenstudien in Deutschland. URL: http://wvvvv.uni-koeln.de/vviso-fak/ fisoz/Mitarbeiter/Wagner/ Kohorten. pdf (05.05.2005).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Дано социологическое определение понятиям «когорта» и «метод когортного анализа» в социологии, оценены его эвристические возможности;

2. Предложен путь решения «проблемы идентификации», то есть проблемы дифференциации эффектов возраста, исторического периода и когорты;

3. Проведено сравнение метода когортного анализа с методом анализа жизненных путей и поколенческим анализом, в результате чего выявлены преимущества и недостатки когортного анализа по сравнению с этими методами;

4. Сформулированы требования к базам эмпирических данных для когортного анализа динамики возрастных общностей;

5. Выявлены перспективы использования когортного анализа в российской социологии.

Теоретические положения, выносимые на защиту.

1. В результате сравнения пониманий «когорты» и «метода когортного анализа» в отечественной и западной социологии уточнено их социологическое содержание, и даны определения:

Когорта — это социальная общность, группа людей, переживших одно и то же социально значимое событие или ряд событий в процессе социализации. В отличие от имеющихся в социологической литературе определений, сделан акцент на период социализации личности, который вносит особый вклад в становление данной возрастной общности, что дает основание для разграничения когорт и поколений.

Когортный анализ в социологии — метод исследования динамики современного общества, на основе анализа и интерпретации эмпирических данных объясняющий изменения в поведении и установках индивидов различиями в их социализации и сменой когорт с учетом влияния трех эффектов: исторического периода, возраста и когорты.

2. Основная проблема когортного анализа — «проблема идентификации» — заключается в дифференциации взаимосвязанного влияния на когорты эффектов возраста, исторического периода и когорты, содержание и социальный смысл которых зависят от конкретных исторических условий. Существующие теоретические методы решения данной проблемы и методы, основанные на статистической обработке информации, не вполне удовлетворительны. Необходимо сочетание теоретических решений проблемы со статистическими приемами обработки данных: в основе дифференциации эффектов лежит теоретическое обоснование, которое в ходе исследования подтверждается (или опровергается) с помощью статистических процедур над массивом эмпирических данных и последующей интерпретацией результатов.

3. По сравнению с другими количественными методами изучения динамики возрастных общностей метод когортного анализа обладает следующими преимуществами:

— по сравнению с поколенческим анализом — позволяет представить более дифференцированный анализ общественной динамики, так как когорта представляет собой меньшую социальную общность, чем поколение, доступнее для описания, операционализации и эмпирического анализа, и обеспечивает более конкретную связь теоретических положений и эмпирических данных;

— по сравнению с анализом жизненных путей — позволяет рассмотреть и сравнить установки и ценностные ориентации населения, тогда как в основе анализа жизненных путей лежит изучение индивидуальных биографий, в результате которого делаются выводы о развитии социальной и институциональной структур общества. Для анализа жизненных путей необходимы подробные данные о событиях личной биографии респондентов и совокупность методов их обработкив противоположность этому проведение когортного анализа возможно на основании вторичного анализа имеющихся данных.

4. Проведение когортного анализа предполагает наличие данных массовых опросов за длительный период, дифференцированных по годам.

Основные требования к ним состоят в следующем: 1) отражение объективных социальных характеристик респондентов, 2) отражение субъективных характеристик респондентов, их ценностных ориентации и установок, 3) отражение специфики исторического периода рассматриваемого общества. Реализация этих требований приводит к повышению качества эмпирических данных.

5. С учетом традиции изучения поколений и возрастных групп в российской социологии применение метода когортного анализа может иметь следующие перспективы: 1) построение теорий социальной динамики общества как смены когорт- 2) проведение с помощью когортного анализа исследований на основе лонгитюдных данных с использованием компьютерных программ обработки социологической информации- 3) систематизация и обобщение широкого круга исследований возрастных общностей.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлен понятийный аппарат когортного анализа, методологические положения по его применению, сформулированные с учетом отечественных и зарубежных прикладных исследований. Обобщение познавательных возможностей когортного анализа создает основы для его дальнейшего развития. Практическая значимость диссертации заключается в требованиях к эмпирическим данным, рекомендациях по их сбору и обработке, в оценке баз данных, позволяющих проведение когортных исследований на основе вторичного анализа. Положения диссертации могут быть использованы при чтении курса «Методы социологических исследований», спецкурса «Когортиый анализ в социологии».

Апробация работы.

Результаты диссертации представлены в выступлениях на двух конференциях: 1) VI Международная научная конференция «Наука и образование» (Беловский институт, филиал Кемеровского государственного университета, 02 — 03.03.2006, Белово) — 2) III Всероссийский социологический конгресс (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 03. 05.10.2006).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа и заключения. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению метода когортного анализа в социологии. В первом параграфе представлены теоретико-методологические основы когортного анализа, в частности сформулирована система понятий и кратко изложена история применения когортного анализа. Значительное место уделено рассмотрению проблемы разделения эффектов возраста, исторического периода и когорты, затронута проблема выделения когорт и поколений в рамках эмпирического исследования. Второй параграф посвящен сравнению когортного анализа с анализом жизненного пути и поколенческим подходом в социологии.

Заключение

.

В заключении мы подведем итог нашей работе и наметим перспективы дальнейших исследований с методом когортного анализа в социологии. Усилия автора данной работы были направлены на всестороннее описание метода когортного анализа, его эвристических возможностей и места среди других методов социологии. Были получены следующие результаты:

Уточнено социологическое содержание понятий «когорта» и «когортный анализ»: когорта — это социальная общность, группа людей, переживших одно и то же социально значимое событие или ряд событий в свои формативные годыкогортный анализ в социологии — метод в социологических исследованиях динамики современного общества, на основе анализа и интерпретации эмпирических данных объясняющий изменения в поведении и установках индивидов различиями в социализации и сменой когорт с учетом влияния трех эффектов: эффектов исторического периода, возраста и когорты.

Была дана детальная характеристика трех эффектов, выявляемых в ходе когортного анализа — эффектов возраста, исторического периода и когорты и описаны возможные пути решения «проблемы идентификации»: теоретические решения и решения, основанные на статистической обработке информации. Наше предложение состоит в сочетании теоретических решений проблемы со статистическими приемами обработки данных: в основе дифференциации эффектов лежит теоретическое обоснование, которое в ходе исследования подтверждается (или опровергается) с помощью статистических процедур над массивом эмпирических данных и последующей интерпретацией результатов.

В работе было проведено сравнение метода когортного анализа с анализом поколений и методом исследования жизненных путей, в результате чего были выявлены преимущества и недостатки когортного анализа по сравнению с этими двумя методами. По сравнению с поколенческим подходом в социологии метод когортного анализа позволяет более дифференцированный анализ общественной динамики, обеспечивает более конкретную связь теоретических положении и эмпирических данных, чем при использовании поколенческого анализа. По сравнению с анализом жизненных путей когортный анализ позволяет рассмотрение и сравнение установок и ценностных ориентаций населения, тогда как в основе анализа жизненных путем" ! лежит изучение индивидуальных биографий, в результате которого делаются выводы и развитии социальной и институциональной структуры общества. Для анализа жизненных путей необходимы подробные данные о событиях личной биографии респондентов и совокупность методов их обработкив противоположность этому проведение когортного анализа возможно на основании вторичного анализа имеющихся данных.

Автором был проанализирован отечественный и зарубежный опыт проведения исследований и проведено сравнение этих исследований на предмет применения когортного анализа. Анализ зарубежных и отечественных исследований когорт показал, что тогда как в Германии метод когортного анализа с разделением эффектов возраста, когорты и периода довольно распространен, в российской социологии этот метод практически не распространен, что среди прочего обусловлено нехваткой или недоступностью данных в необходимом количестве и необходимого качества. В этой связи автором были выработаны требования к эмпирическим данным для применения когортного анализа: 1) отражение объективных социальных характеристик респондентов, 2) отражение субъективных характеристик респондентов, их ценностей и установок, 3) отражение специфики исторического периода рассматриваемого общества. Реализация этих требований означает повышение качества эмпирических данных.

С 1980;х годов метод когортного анализа занял активно применяется в Германии, где он занял свое место среди других методов эмпирических исследований. Данному процессу способствовало улучшение и расширение доступных баз данных, а также стремительное развитие математических методов обработки данных и овладение социологами этими методами. В отечественной социологии метод когортного анализа пока не занимает заметного места в методологической дискуссии, но уже складываются реальные условия его эффективного использования в исследовании социальных процессов, гак как в меняющемся обществе эффекты возраста, когорты и периода проявляются наиболее ярко. Кроме того, постоянное увеличение российских баз социологических данных за длительных период и росг их качества, а также овладение социологами современными методами компьютерной обработки статистических данных позволяет надеяться, что вскоре отечественные социологи смогут согласно задачам своего исследования применять метод когортного анализа, чем расширят и углубят некоторые области социологического эмпирического и теоретического знания.

Метод когортного анализа представляет собой современный уровень методологии анализа эмпирических данных в социологии и смежных дисциплинах. В настоящее время когортный анализ применяется в социологии для исследования изменения поведения, установок и ценностей от когорты к когорте и в рамках поколений, а также для изучения изменений социальной структуры общества. Особенный интерес уделяется исследованиям с помощью когортного анализа процессов социализации, политической идентификации, изменения социального положения возрастных групп, а также маркетинговым исследованиям и исследованиям молодежи.

Практические рекомендации, выработанные в ходе исследования, сводятся, таким образом, к акцентированию внимания российских исследователей на методе когортного анализа и его возможностях. С учетом традиции изучения поколений и возрастных групп в российской социологии применение метода когортного анализа имеет следующие перспективы:

1) построение теорий социальной динамики общества как смены поколений;

2) проведение в рамках когортного анализа исследований на основе лонгитюдных данных с использованием компьютерных программ обработки социологической информации- 3) систематизация и обобщение широкого круга исследований возрастных общностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.П., Осипов Г. В. Методы измерения в социологии. М.: Паука, 2003.
  2. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов / Авт. Г. С. Батыгии. Москва: Аспект-Пресс, 1995.
  3. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  4. В.А. О двух парадигмах социологического мышления // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 123−130.
  5. Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 31−41.
  6. Ю.М. Биографические исследования в социологии культуры. URL: http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/articles/bespalovabiostudies.html (01.09.06).
  7. Блоссфельд Х.-П., Хыонинк И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Социологические исследования. 2006. № 1.С. 15−45.
  8. М.И. Методологические и теоретические проблемы лонгитюдных когортных исследований социального развития личности: За рубежом. М.: Изд-во АН СССР, 1984.
  9. А., Захаров С. В. Демографическая история СССР и России в зеркале поколений // Население и общество. 1997. № 17. URL: http://www.infran.ru /vovenko/60yearsww2/demogrl .htm (24.04.06).
  10. И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 86−93.
  11. Д., Соколов П., Мельник М., Минаков А. Политическое сознание пожилых петербуржцев: опровержение стереотипа однообразия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. № 5. С. 10−17.
  12. М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические не следования. 2004. № 10. С. 42−49.
  13. Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
  14. С.И., Ростов Ю. Е. Основы современной социологии. Барнаул: Азбука, 2001.
  15. Л.Л. Теория «социальных фрагментов» общая социологическая теория // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 131−138.
  16. И.Ф. Диагностическая процедура с социологии: очерк истории и теории. М.: Паука, 1993.
  17. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. URL: http://soclib.fatal.ru/lib.php7recp%C4%E5%E2%FF%F2%EA %EE%20%C8.&fieldtocompare=author (02.02.06).
  18. Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2001.
  19. .В. Поколение: социальные границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2. С. 11−15.
  20. В.В. Актуальность идей К. Манхейма о социальном воспитании // Социологические исследования. 2004. № 8. URL: http://socis.isras.ru/SocIs Articles/200 408/dubickimanheim.doc
  21. В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  22. Жизненные пути молодого поколения / Отв. ред. М. Х. Титма. Таллин: Изд-во «Ээсти раамот», 1985.
  23. С.В. Когортный анализ смертности населения России (долгосрочные и краткосрочные эффекты неравенства поколений перед лицом смерти) URL: http://www.demoscope.m/statia/zacharov/zacharrus.html (01.10.04).
  24. Историческая социология: опыт и перспективы (заочный круглый стол). Бобров М. Я., Девятко И. Ф., Зборовский Г. Е., Миронов Б. П., Рожков А.10., Алстед Я. II Социологические исследования. 2005. № 1. С. 41−53.
  25. Л.П., Мацкевич М. Г. Межгенерациоиный сдвиг индивидуального оптимизма/ пессимизма в современном российском обществе // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том I, вып. 2. С. 111−119.
  26. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 6−32.
  27. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  28. С.А., Романов В. Л. Социология и вызовы современной культурной динамики // Социологические исследования. 2004. № 8. С. 7−8.
  29. Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 124−129.
  30. П. Методологические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы: Американская буржуазная социология середины XX века. Общ. ред. Осипова Г. В. М.: Прогресс, 1965.
  31. Н.И. Эмпирическая социология в западной Европе: учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  32. Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2. С. 9−11.
  33. Ю.А. Комплексы общественного мнения (Статистика и социология в изучении общественного мнения) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1997. № 1. С.7−12.
  34. Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993−2000 гг. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  35. Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7−14.
  36. Ю.А. Пятилетние группы пятилетние сдвиги (опыт ретроспективного лонгитюда) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 2. С. 19−24.
  37. А.П. Ретроспективный обзор проблем, связанных с социальным временем, по изданиям СССР 1980−1990 годов. URL: http://www.chronos. msu.ru/RREPORTS/levichretrosobzor/levichretrosobzor.htm (02.02.06).
  38. К. Очерки социологии знания: Проблема поколений состязательность — экономические амбиции // К. Мангейм. Отв. ред. Скворцов JI.B. М.: ИНИОН РАИ, 2000.
  39. П.Л. Опыт применения когортного анализа при изучении демографических процессов в Олонецкой губернии (1810−1918 гг.). URL: http://klcio.dcn-asu.ru/aik/bullet/26/78.html (01.10.04).
  40. Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодежи. URL: http://bulletin.region.ulsu.ru/scienceaboutyoutli/tcoryofyouth (01.02.2006).
  41. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982.
  42. Г. В. Опыт когортного анализа образа жизни // Социологические исследования.1981.№ 4. С. 114−118.
  43. О.В. Политическая идентификация в условиях стабильности и трансформации общества. Автореф. дисс. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
  44. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  45. Россия на рубеже веков / Отв. ред. Горшков М. К. М.: РОССПЭН, 2000.
  46. В.В. Жизненный путь и социальное самочувствие в когорте 30-летних: от эйфории к разочарованию // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 5. С. 54−59.
  47. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. А. Левады. М.: Мировой океан, 1993.
  48. П.Л., Мертон Р. К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 112−119.
  49. Социология в России: Учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., перераб. и доп. Отв. ред. Ядов В. А. М.: РАН. Ин-т социологии, 1998.
  50. Г. Г. Методология анализа данных в социологии:(Введеиис): Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. М.: Nota Bene, 1999.
  51. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986.
  52. А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб: Алетейя, 2000.
  53. Ю.Н. Анализ социологических данных (Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками). М.: Научный мир, 2003.
  54. .Ц. История одного поколения (Социально-демографический очерк). М.: Мысль, 1968.
  55. Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М.: Мысль, 1976.
  56. Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М.: Мысль, 1989.
  57. . Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 15−19.
  58. Ю.Р. Социализации личности: теоретико-методологические подходы. Казань: Изд-во казанского государственного энергетического университета, 2003.
  59. Г. А. Личные планы выпускников средней школы // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 114−117.
  60. В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М.: Социум, 1994.
  61. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭ11,2000.
  62. Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47−60.
  63. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.
  64. М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 189−195.
  65. Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Том I. № 2. 1998. С. 120−131.
  66. Abramson P.R., Inglchart R. Value Change in Global Perspective. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1995.
  67. AndreB H.-J. Die ersten zehn Berufsjahre. Probleme der Analyse von Langsschnittdaten anhand eines Beispiels aus der Mobilitatsforschung. Niirnbcrg, Institut fiir Arbeitsmarkt- u. Berufsforschung, 1984.
  68. AndreB H.-J. Einfiihrung in die Verlaufsdatenanalyse, Statistische Grundlagen und Anvvendungsbcispiele zur Langsschnittanalyse kategorialer Daten. Koln: Zentrum fiir Historische Sozialforschung, 1992.
  69. AndreB H.-J. Multivariate Analyse von Verlaufsdaten. Mannheim: Zentrum fiir Umfragen, Methoden und Analysen е. V., 1985.
  70. AndreB 11.-J., Ilagenaars J. A., Kuhnel S. Analyse von Tabellen und katcgorialcn Daten. Log-lineare Modelle, latente Klassenanalyse, logistische Regression und GSK-Ansatz. Berlin: Springer 1999.
  71. Armour S. Generation Y: They’ve arrives at work with a new attitude URL: http://www.usatoday.com/money/workplace/2005-l l-06-gen-yx.htm (01.02.2006).
  72. Baltes P.В., Schaie K.W. Die Forschungsparadigmen einer Entwicklungspsychologie der Lcbcnspanne: Riickblick und Ausblick // Baltes P.В., Eckensberg L.H. (Hg.) Entwicklungspsychologie der Lebenspanne. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. S. 309−331.
  73. Berger В. How long is a generation? // BJS. № 11., 1960. P. 10−23- Rosow I. What is a cohort and why? // HD. № 21. 1978. P. 65−75.
  74. Birg H. Berechnungen zur langfristigen Bevolkerungsuntersuchung in den 343 Stadt-und Landkreisen der Bundesrepublik Deutschland // Vierteljahreshefte zur Wirtschaftsforschung. Heft 2, 1980.
  75. Birg H., Huinink J., Koch H., Vorhot H. Kohortcnanalytische Darstellung der Geburtenentwicklung in der BRD. Bielefeld: Universitat Biclfeld, 1984.
  76. Blalock H.M. The identification problem and theory building: The case of status inconsistency//American Sociological Review. 1986. Vol. 31. Pp. 52−61.
  77. Blossfeld H.-P. Berufseinstieg und ScgregationsprozeB: eine Kohortenanalyse iiber die Ilcrausbildung von geschlechtsspezifischen Strukturen im Bildungs- und Berufsverlauf // Soziale Welt. Special issue 5. 1988. S. 281−314.
  78. Blossfeld H.-P. Berufseintritt und Bcrufsverlauf: eine Kohortenanalyse iiber die Bedeutung des ersten Bemfs in der Erwerbsbiographie // Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung 18. S. 177−197.
  79. Blossfeld II.-P. Kohortendifferenzierung und Karricrcprozess: eine Langschnittstudie iiber die Veranderung der Bildungs- und Berufchancen im Lebenslauf. Frankfurt am Main/ New York, 1989.
  80. Blossfeld II.-P., Rohvver G. Techniques of event history modeling. New approaches to causal analysis. 2. Auflage. Mavvah: Lawrence Erlbaum Associates, 2001.
  81. Donaldson G., Horn J. L. Age, Cohort, and Time Developmental Muddles: Easy in Practice, Hard in Theory// Experimental Aging Research. 1992. 18,4. Pp. 213−222.
  82. Eastcrlin R.A. Birth and Fortune. The Impact of Numbers on Personal Welfare. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  83. Fricke A. Das Kauferverhalten der Oko-Produkten: eine Langsschnittanalyse untcr besonderer Bcriicksichtigung des Kohortenkonzepts. Frankfurt am Main u.a.: Peter-Lang-Verlag, 1996.
  84. Glenn N.D. Cohort Analysis. Newbury Park/London/Ncw Dchli: Sage Publications, 1977.
  85. Ilagcnaars J.A. Categorical Longitudinal Data. Log-linear panel, trend, and cohort analysis. Newbury Park/London/New Dehli: Sage Publications, 1990.
  86. D.W., Berry L.G. (Hg.) Cohort Analysis: A Collection of Interdisciplinary Readings. Oxford: Scripps Foundation for Research in Population Problems, 1979.
  87. Heckman J., Robb R. Using longitudinal data to estimate age, period and cohort effects in earnings equations // Mason W.M., Fienberg S.E. (Hg.) Cohort Analysis in Social Research. New-York, 1985. Pp. 137−150.
  88. Hopflinger F. Alter, Kohorte und Periode Grundsatze und Problematik einer Kohortenanalyse. URL: http://www.mypage.blucwin.cli/hoepf/fIitop/flimethodl E. html (05.05.2005).
  89. Hopflinger F., Stuckelbergcr A. Demographische Alterung und individuelles Altern. Zurich: Seismo, 1999.
  90. Horn R. Die strategische Bestimmung von Zielgruppen im Ralimen der Positionierung mit Hilfe der Kohortenanalyse dargestellt an einem Beispiel der Pharmamark. Koln: Univ., Diss., 1995.
  91. Inglehart R. Vergleichende Wertwandelforschung // Berg-Schlosser D., Miiller-Rommel F. (Hg.) Vergleichende Politikwissenschaft. Opladen, 1987. S. 117−134.
  92. Joreskog K.D., Sorbom D. Simultaneous Analysis of longitudinal data from several cohorts // Mason W.M., Fienberg S.E. (Hg.) Cohort Analysis in Social Research. New-York, 1985. S. 323−341.
  93. Kruse V. Analysen zur deutschen historischen Soziologie. Minister: Lit-Verlag, 1998.
  94. Liddell F.D.K., McDonald J.C., Thomas D.C. Methods of Cohort analysis: Appraisal by application to asbestos mining // JRSS. № 140. 1977. P. 469−491.
  95. Mannheim K. Das Problem der Generationcn // Mans H., Fiirstenberg F. (Hg.) Karl Mannheim Wissenssoziologie. Neuwied usw., 1970. S. 509−565.
  96. Mason K.O., Mason W.M., Winsborough H.H., Poole W.K. Some methodological issues in cohort analysis of archival data // American Sociological Review. 1973. Vol. 38. Pp. 242−258.
  97. Mayer K.U. Lebensverlaufe und sozialer Wandel. Anmerkungen zu einem Forschungsprogramm // Mayer K.U. (Hrsg.) Lebensverlaufe und sozialer Wandel.
  98. Sonderheft 31 der Kolncr Zcitschrift fiir Soziologie und Sozialpsychologic. Opladcn, 1990. S. 7−21.
  99. Mayer K.U., Huinink, J. Age, period, and cohort in the study of the life course: A comparison of classical A-P-C-Analysis with event history analysis of farewell to Lexis? Berlin, 1987.
  100. K.U., Tuma N.B. (Hg.) Applications of event history analysis in life course research. Materialien aus der Bildungs-forschung, Nr. 30, Max-Planck-Institut fur Bildungsforschung, Berlin, 1987.
  101. Moller K.P. Entwicklung der Bevolkerung und Haushalten in der Bundesrepublik Deutschland bis zum Jahr 2000. Berlin: Duncker & Humblot, 1982.
  102. Miiller W. Klasscnlagen und Lebenslauf. Mannheim: Campus Verlag, 1978.
  103. O’Donohue W. Is Gerontology a Branch of Astrology? The role of advanced age in scientific explanation //News Ideas in Psychology. 1992. 10, 3. Pp. 321−329.
  104. Palmore E. When can age, period and cohort be separated? // SF. 1978. № 57. Pp. 282−295.
  105. Pfau-Effinger B. Erwerbsverlauf und Risiko. Arbeitsmarktrisiken im Generationenvergleich. Weinheim: Deutscher Studienverlag, 1990.
  106. Pfeil E. Der Kohortenansatz in der Soziologie // Kolner Zcitschrift fiir Soziologie und Sozialpsychologie 13. Jahrg. 1967. S. 645−657.
  107. Pohl, S. Theoretische Konzeptc zur biographietheoretischen Interpretation der Biographien URL: http://www.steflin.pochl.name/text/lernbiographien-erwachsenen bildner-Theoret.html (24.04.06).
  108. Ruspini E. Introduction to longitudinal research. London/New York: Routlcdgc, 2002.
  109. Ryder N. Cohort Analysis // The international Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 2.: Office of Population Research, 1968.
  110. Ryder N.B. The Cohort as a Concept in the Study of Social Change // American Sociological Review. Vol. 30. 1965. Pp. 843−861.
  111. Schaie K.W. Longitudinal studies of adult psychological development. New York: The Guilford Press 1983.
  112. Schwarz K. Kinderzahl der Ehcn nach Bevolkerungsgruppen im Jahrc 1981 // Zeitschrift fiir Bevolkerungswissenschaft 8. 1982.
  113. Shyrock H.S., Siegel J.S. The Methods and Materials of Demography. New York, San Francisco, London: Academic Press, 1976.
  114. Wagner M. Kohortenstudien in Deutschland. URL: http://www.uni-koeln.de/vviso-fak/fisoz/Mitarbeiter/Wagner/Kohorten.pdf (05.05.2005).
  115. Wcfiner K. Strategische Marktforschung mittels kohortenanalytischer Designs. Wiesbaden: Universitats-Verlag, 1989.
  116. Whelpton P.K. Cohort Fertility (Native white Woman in the United States). Princeton: Princeton University Press, 1954.
  117. Value Change in Global Perspective / Abramson P.R., Inglehart R. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1995.
  118. Zangle M. Einfuhrung in die politische Sozialisationsforschung. Padeborn: Schoningh, 1978.
Заполнить форму текущей работой