На фоне кризисов 1970;х гг. фордистская (научная) модель организации производства была подвергнута критике и в центре внимания оказались идеи более гибкого использования труда. Наиболее популярная модель гибкой фирмы принадлежит Джону Аткинсону (1984), который выделил три вида гибкости:
- • функциональная — способность работников выполнять любые поставленные задачи;
- • гибкость численности персонала — изменение численности работников в соответствии с реальной потребностью в труде;
- • финансовая — оплата труда в зависимости от его эффективности.
Как показано на рис. 10.1, для гибкой фирмы характерно возникновение нового разделения труда — между ядром и периферией. Ядро составляет постоянный персонал, имеющий долговременные контракты, перспективы карьерного продвижения и различные стимулирующие выплаты. Напротив, периферия — это целый ряд категорий работников, имеющих менее тесные отношения с фирмой (занятые частично, неполный рабочий день, работающие по краткосрочным договорам, подрядчики и др.).
Разделение на «ядерную» и периферийную занятость имеет серьезные последствия как для трудовых отношений, так и для социальной стратификации общества.
Рис. 10.1. Модель гибкой фирмы (Дж. Аткинсон):
- 1 — временные соглашения; 2 — самозанятость; 3 — первая периферийная группа, вторичный рынок труда, численная гибкость; 4 — подряд; 5 — основная группа, первичный рынок труда, функциональная гибкость; б — краткосрочные контракты; 7 — обучающиеся за счет государственных дотаций; 8 — отсроченный набор;
- 9 — совместное выполнение работ; 10 — частичная занятость; 11 — вторая периферийная группа; 12 — аутсорсинг
Гибкий офис
Гибкий офис — это новая форма организации рабочего пространства, предполагающая его более гибкое использование. В гибком офисе нет постоянных рабочих мест, а есть «рабочие станции», которые могут быть заняты любым работником по необходимости. В таких офисах запрещено каким-либо образом персонализировать рабочее место, например ставить личные фотографии, оставлять личные вещи и т. п.
Можно сказать, что это означает отделение офисной работы от самого офиса как физического пространства. Ведь с появлением и развитием мобильного Интернета офисная работа может выполняться где угодно.
Естественно, такая организация работы требует совершенно новых подходов к управлению персоналом, основанных на большем демократизме и доверии. Дебюрократизация офисной работы, однако, не означает ее бесконтрольность.