Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная переподготовка как механизм социально-профессиональной мобильности уволеных и увольняемых военнослужащих Российской Армии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, и это во многом обусловлено первым следствием современного массового увольнения военнослужащих, становится проблематичной попытка построения профессиональной армии на контрактной основе, так как контрактник также должен быть уверен, что его будущее надежно защищено государством. Сложившаяся ситуация во многом обусловила кадровый кризис в Российской армии, так как призыв по набору… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Профессионализация общества как фактор социально-профессиональной мобильности
    • 1. Профессионализация общества и социальнопрофессиональная мобильность кадров
    • 2. Военная служба как профессиональная деятельность
  • Кризис традиционной парадигмы массовой армии
    • 3. Социально-профессиональная мобильность военнослужащих как объект государственной кадровой политики
  • ГЛАВА 2. Переподготовка уволенных и увольняемых военнослужащих как механизм их социальнопрофессиональной мобильности
    • 1. Социально-профессиональная мобильность и социальное самочувствие военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил
    • 2. Переподготовка уволенных и увольняемых военнослужащих как механизм их социальнопрофессиональной мобильности
    • 3. Роль диверсификации военного образования в социально-профессиональной мобильности военнослужащих

Профессиональная переподготовка как механизм социально-профессиональной мобильности уволеных и увольняемых военнослужащих Российской Армии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена изменениями, происходящими сегодня в военной сфере жизнедеятельности государства. Причем, эти изменения затронули не только собственно армию, но и общество в целом, вследствие крупномасштабного сокращения Вооруженных Сил. Так, с начала реформ из Вооруженных Сил было уволено 1200 тысяч военнослужащих, из них 400 тысяч офицеров. До 2005 года планируется сокращение еще 600 тысяч человек. А это породило ряд взаимосвязанных между собой проблем.

Во-первых, в глобальных масштабах потребовала своего решения проблема адаптации военнослужащих к гражданской жизни и, прежде всего, их профессиональной переподготовки. Отсутствие заранее проработанной единой системы государственной военно-кадровой политики не позволило оперативно и в полном объеме решать эту проблему.

Во-вторых, возникло глубокое противоречие между необходимостью построения профессиональной армии и падением имиджа профессии военного в силу недостаточной ее социальной и правовой защищенности.

В-третьих, выявилась необходимость уточнения применения классических теорий мобильности к современным условиям реформирования Вооруженных Сил России.

Органичная взаимосвязанность этих проблем, затрагивающих интересы как общества, так и армии, и обусловила рассмотрение автором, прежде всего, проблемы социально-профессиональной мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих. В то же время, не претендуя на исчерпывающий охват всего предметного поля указанной проблемы, автор сосредоточил свое внимание на одном из важнейших ее аспектов — роли профессиональной переподготовки военнослужащих в их социально-профессиональной мобильности.

Степень разработанности проблемы.

В классических теориях социальной мобильности рассматриваются различные варианты вертикального и горизонтального перемещения людей в социальном пространстве. При этом в обоих случаях возможны как восходящий (повышение статуса), так и нисходящий (понижение статуса) варианты мобильности.

Сегодня в отечественных исследованиях изменение социального статуса уволенных и увольняемых военнослужащих явно или неявно рассматривается только в рамках модели их вертикальной мобильности. И именно поэтому проблема социально-профессиональной мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих в основном рассматривается сквозь призму их социальной защиты и психологической адаптации к гражданской жизни. Этот вопрос привлекает к себе пристальное внимание как со стороны ученых — теоретиков, так и практиков, проявляют внимание к этой российской проблеме и зарубежные специалисты.

В рамках военной социологии анализируется широкий круг проблем, связанных с современным состоянием армии, ее перестройкой, в том числе и с возможным увольнением из рядов Вооруженных Сил. Здесь анализируются основные группы проблем военнослужащих, уволенных в запас: это затруднительный поиск работы в соответствии со специальностью, полученной в вузе (нередко узкой), трудности, связанные с применением навыков, приобретенных во время военной службы, с переподготовкой по новым специальностям в соответствии с требованиями рынка, жилищные и семейные проблемы, психологические перегрузки.

Сегодня в связи с углубляющейся кризисной ситуацией в Вооруженных Силах вопросы социальной защиты военнослужащих рассматриваются в более широком социальном контексте, нежели это было на первоначальном этапе исследований. В настоящее время проблема видится не только и не столько в ее психологическом, но в более широком социальном контексте. Проблемы военно-промышленной конверсии и конверсии военных кадров обострили внимание ученых к проблемам военной социологии. Наибольший вклад в развитие отечественной военной социологии внесли: Г. П. Андреев, H.H. Арисов, A.A. Бабаков, Ю. М. Бирюков, В. П. Ведерников, А. И. Глебов, В. И. Егоров, Л. Г. Егоров, Ю. Л. Дерюгин, С. К. Ильин, П. Ф. Исаков, В. П. Ковалев, В. К. Коноплев, С. Г. Корнеев, П. А. Коргемной, Б. И. Макаров, С. Н. Малюков, В. Ф. Молчанов, И. В. Образцов, А. Г. Пилипонский, П. М. Повеско, В. М. Пузин, В. П. Сергеев, H.A. Слесарев, С. С. Соловьев, С. И. Съедин, О. В. Томашко, С. А. Тюшкевич, JI.A. Ушаков, Г. А. Федоров, В. И. Чепуров и др.

В отдельную группу работ, связанных с разработкой рассматриваемой проблематики, входят работы, в которых рассматривается практические предложения по механизмам адаптации бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни1.

1 См., напр.: Петров В. П., Махова J1.A., Пашин Н. П., Шкарин А. Ю., Блохин С. П. Путь к успеху/ Практическое руководство. — М.: ПК «Сервис», 1999 — 296с.- Деражис Ю. Л., Панин П. П. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан и незанятого населения Московской области в 1999 году: состояние, оценка и перспективы развития (аналитические материалы), М. 2000. — 41с. В мае (18 — 19) 2000 г. была проведена международная научная конференция «Интеграция увольняемых военнослужащих в Дальневосточном регионе», где был выработан целый список соответствующих рекомендаций. Общие сведения об условиях трудоустройства демобилизованных в Германию. D/DR/52/20. Сентябрь 1996 г.- Документы и комментарии по туру в западной Европе. 1996. Tacis programmПрофессиональная ориентация и устройство граждан, уволенных с военной службы. Учебное пособое. М., 1998 г. — 186с. Социальная адаптация военнослужащих запаса. Сборник материалов: рекомендации, исследования, документы / ред. Родюков Э. П. М., 1999.-с.175- Социальная адаптация военнослужащих — забота общая. Сб. материалов. — М, 1999 — 78сСоциально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку: теория и практика/ Н. Г. Осухова. И. П. Лотова, А. Ф. Шадура и др. Под общ ред. Н. Г. Осуховой. — М.: издательская корпорация «Логос», 1999. — 136 с.

Однако, несмотря на значительную теоретическую, практическую и законодательную работу, проделанную в этом направлении, ситуация изменяется слабо и недостаточно управляемо. Государство не создало достаточных механизмов финансирования для решения рассматриваемой проблемы и механизмов контроля за расходованием средств.

Ни в коем случае не недооценивая проведенную и ведущуюся в этом направлении работу, автор видит здесь главную проблему в отсутствии ясной модели горизонтальной и вертикальной мобильности уволенных и увольняемых из армии военнослужащих, в условиях глобальной профессионализации современного общества. Проблема военнослужащих, уволенных или увольняемых в запас представляет собой социальную и институциональную проблему в силу того, что необходимость смены труда в профессионализированном обществе становится объективной реальностью и должна стать объектом внимания социальных институтов, в том числе и государства.

В частности, отсутствие практичной государственной кадровой политики в отношении военных порождает следующие противоречия:

— сегодняшний характер попытки построить профессиональную армию, фактически разрушает имидж профессии военнослужащего;

— армия выполняет важнейшую государственную функцию, но судьба уволенных с военной службы кадров становится для многих делом сугубо личным;

— на рынке труда существует противоречие между возрастом военнослужащего и стремлением работодателя найти молодого работника, пусть и менее опытного;

— слабая материальная база конверсии военных кадров также не обеспечивает достаточных возможностей их профессиональной мобильности.

Названные и иные противоречия и явления должны стать предметом исследования современных проблем социально-профессиональной мобильности общества в целом и применительно к воинам Вооруженных Сил, в частности.

Цель исследования. Выявить тенденции и социальные функции системы профессиональной переподготовки уволенных и увольняемых военнослужащих в контексте проблемы социальной мобильности.

Задачи исследования.

1. Уточнить теоретико-методологические основы социологического анализа социальнопрофессиональной мобильности военнослужащих в условиях профессионализации общества.

2. Выявить преобладающую тенденцию социально-профессиональной мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих в условиях современного реформирования Вооруженных Сил.

3. Выявить влияние институтов профессиональной переподготовки военнослужащих на характер их социально-профессиональной мобильности и их социальное самочувствие.

Объект исследования. Военнослужащие Российской армии уволенные или увольняемые в запас.

Предмет исследования. Профессиональная переподготовка военнослужащих Российской армии как механизм их социально-профессиональной мобильности.

Гипотеза исследования.

Главной причиной кризиса современной Российской армии является отсутствие последовательной государственной военно-кадровой политики и системы социальных институтов, которые в числе главных своих задач рассматривали бы и задачу профессиональной переподготовки военнослужащих, начиная с момента их профессиональной подготовки и заканчивая конверсией военных кадров.

В результате сегодня доминируют нисходящие модели социальной мобильности, в частности, слабо используется богатый профессиональный потенциал военных кадров, что отрицательно сказывается как на социальном самочувствии военных, так и на общественном настроении в целом по отношению к профессии военнослужащего.

Теоретико-методологической основой исследования явились диалектика общественного и профессионального труда, философско-социологическая теория ратного труда и военного строительства. Использованы концепции, положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных и зарубежных авторов по проблемам воинской деятельности, реформирования вооруженных сил, профессионального труда и кадровой политики.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования социальной мобильности составили работы К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Э. Дюркгейма. При освещении вопросов военной профессиологии и профессионализации автор опирался на работы К. К. Платонова, В. Ф. Ковалевского, А. И. Турчинова, А. Е. Савинкова. Г. А. Волковицкого, П. Г. Палиивеца.

Диссертация основывается на современном исследовательском материале, научных монографиях, статьях. Существенное значение в понимании ситуации, сложившейся сегодня в армии, а также среди уволенных из ее рядов имеют труды Дерюгина Ю., Крета В. П., Медведева Ю. В., Мокроусова С. М., Образцова И. В., Серебрянникова В. В., Соловьева С. С., Сухорокова B.C., Шендрика М. П., Шрейдера Р. В. и др.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений послужили данные аналитических и социологических исследований, осуществленных автором. Наиболее значимыми из них являются: изучение мотивации профессиональной переподготовки слушателей Института прикладной экономики и конверсии военных кадров (2000 г. — 365 чел.);

— изучение процесса трудоустройства и социального самочувствия выпускников Института прикладной экономики и конверсии военных кадров ВВАГС (2000 г. — проведено выборочное интервью 100 выпускников ИПЭ КВК выпуска различных лет);

— исследование социального самочувствия и ориентаций на профессиональную переподготовку, проведенное среди увольняемых военнослужащих в частях Московского военного округа (2000 г. —.

680 чел.);

— ежегодный статистический анализ социально-демографических характеристик контингента слушателей Института прикладной экономики и конверсии военных кадров Волго-Вятской академии государственной службы (1994. — 2001 год, 3805 человек).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту.

1. В исследовании впервые конверсия военных кадров рассматривается как объективный процесс их социально-профессиональной мобильности, обусловленной профессионализацией общества и ее динамикой.

2. Показано, что в условиях современного реформирования Вооруженных Сил России преобладающим направлением изменения социального статуса уволенных и увольняемых военнослужащих является его нисходящий характер, выражающийся в снижении социального престижа и материального положения рассматриваемых категорий военнослужащих, что негативно влияет на их социальное самочувствие.

3. Выявлено позитивное влияние профессиональной переподготовки военнослужащих на их социально-профессиональную мобильность и их социальное самочувствие.

4. Исследование выявило широкий спектр ориентаций военнослужащих на профессиональную деятельность.

5. Выявлена готовность военнослужащих к миграционной мобильности и ее связь с профессиональной мобильностью.

6. Обоснован вывод о нарушении функционально-профессиональной структуры в системе «государство — общество —-армия», что приводит к негативным последствиям в деле военного строительства и воспитания.

Практическая значимость работы. Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования:

— основных теоретических выводов и полученных результатов в разработке концепции и программы решения проблемы перехода военнослужащих Российской армии в гражданскую сферу профессиональной деятельности;

— предложенных методологических подходов к организации и содержанию профессиональной переподготовки уволенных и увольняемых служащих Российской армии;

— в организации деятельности учебных центров, непосредственно осуществляющих подготовку;

— в обеспечении более высокой эффективности взаимодействия органов государственной власти, военного управления и различных общественных объединений в организации профессиональной переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации в целом;

— в учебных курсах по дисциплинам социологии, социальной психологии, психологии и др. в вузах, осуществляющих подготовку управленческих кадров.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования положены в основу создания и развития Института прикладной экономики и конверсии военных кадров Волго-Вятской академии государственной службы и российской системы Центров переподготовки офицеров, начиная с 1993 года по настоящее время. Использованы при разработке Министерством Обороны Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации. Концепции социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации. Исследования докладывались и обсуждались на международных (Берлин — 1995 г., Лондон — 1997 г., Брюссель — 1999 г.), всероссийских и региональных совещаниях, семинарах и конференциях. А также на Ученом Совете, научно-методологических семинарах и заседаниях кафедры социологии Волго-Вятской академии государственной службы.

Основное содержание работы отражено в восьми публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и шести приложений.

Выводы.

1. Данные второй главы исследования показывают, что в сложившейся ситуации реализуется нисходящая модель социально-профессиональной мобильности военнослужащих: и уволенных в запас и остающихся на службе в действующей армии.

2. Попытки решить комплекс возникших проблем в духе планирования мероприятий не имеют успеха, они не способны радикально изменить к лучшему сложившуюся в течение целого.

1 См. Рукавишников В. О. Социально — политическая ситуация и общественное мнение / Социологические исследования. 1992. № 11. С. 47 — 57 десятилетия ситуацию. Прежде всего это связано со стихией рынка труда, но не в последнюю очередь и с тем, что военные ведомства не предпринимают действенных попыток нахождения своих ниш на этом рынке.

3. Данные исследования показывают, что одним из важнейших факторов позитивной социально-профессиональной мобильности военнослужащих является их постпрофессиональная подготовка. Она же является и фактором формирования положительного социального настроения военнослужащих, что служит социальной основой формирования доверия к профессии военного: ее социальной значимости и надежности для личности.

4. Необходим социальный маркетинг среди военнослужащих, готовящихся к увольнению, включающий диагностику их профессиональных установок в сфере будущей гражданской деятельности, их готовность и установку к территориальной миграции. Данные такого рода социально-маркетинговых исследований явились бы основой формирования военными ведомствами образовательного заказа, в том числе и для действующих специализированных учебных заведений по конверсии военных кадров.

5. Фундаментальным механизмом преломления сложившейся ситуации является диверсификация системы военного образования, ее интеграция в систему гражданского образования. Попытка давать в высших военных учебных заведениях две родственные специальности, безусловно, является одним из направлений диверсификации военного образования. Однако этого недостаточно, ибо в этом направлении интеграция военного и гражданского образования осуществляется на основе приоритета военного образования. В то же время опыт диверсификации военного образования в развитых странах идет по пути интеграции с приоритетом гражданского образования там, где это возможно и целесообразно.

Современные процессы в мире диктуют необходимость формирования профессиональной армии. Это предполагает новые формы взаимоотношений армии и общества, где образовательным и профессиональным технологиям принадлежит ведущая роль, ибо военная служба как профессия должна быть равноправным элементом в профессиональной структуре общества, мобильным и защищенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании военная служба рассматривается как профессиональная деятельность, являющаяся органичным элементом в системе общественного разделения труда, а конверсия военных кадров —- как объективный процесс их социально-профессиональной мобильности. Такой подход прежде всего обусловлен тем, что, будучи сформированной профессиональной деятельностью, военная служба не может оказаться вне социальных, экономических и политических процессов, протекающих в обществе, в том числе и процессов социально-профессиональной мобильности.

Научно-технический прогресс и социально-политические изменения, происходящие в современном мире, породили потребность в новом типе армии, построенной на профессиональной основе. Наступила эпоха реформирования традиционных армий, а вместе с нею и необходимость государственного и общественного регулирования социально-профессиональной мобильности военнослужащих, обеспечения их органического вхождения в гражданскую жизнь.

В России же попытка реформирования армии главным образом свелась к ее массовому сокращению. Прежде всего, это произошло потому, что на момент начала реформ отсутствовала (и отсутствует сегодня) единая концепция проработанного и спланированного механизма социально-профессиональной мобильности конверсируемых военных кадров на государственном уровне. В итоге массовое увольнение военнослужащих без соответствующего регулирования их дальнейшей занятости превратилась не только в проблему армии, но и общества в целом.

Во-первых, оказалась дискредитированной сама профессия военнослужащего. В кризисной ситуации она оказалась не защищенной государством, а поэтому и ненадежной. Исследование показало, что в сложившихся условиях реформирования Вооруженных Сил преобладающим направлением изменения социального статуса уволенных и увольняемых военнослужащих является его нисходящий характер. Это выражается в снижении социального престижа рассматриваемых категорий военнослужащих и их материального положения.

Во-вторых, и это во многом обусловлено первым следствием современного массового увольнения военнослужащих, становится проблематичной попытка построения профессиональной армии на контрактной основе, так как контрактник также должен быть уверен, что его будущее надежно защищено государством. Сложившаяся ситуация во многом обусловила кадровый кризис в Российской армии, так как призыв по набору становится все более и более затруднительным, а служить по контракту, как правило, идут люди, ориентированные не на профессию, а на заработок, а также люди, затрудняющиеся найти свое место на рынке труда. Кроме того, наблюдается и значительный отток контрактников после небольшого срока прохождения службы.

Реформа в армии назрела. Она является объективно необходимой как в силу изменения социально-экономической и политической ситуации в стране, так и в силу глобальных изменений, происходящих в современном мире. Эти факторы, а также углубление профессионализации военной службы привели к глубокому противоречию между сущностью и формой армии, что вызывает необходимость ее реформирования. Однако эта необходимость порождает целый комплекс проблем, эффективно решить которые представляется возможным лишь в рамках концептуально продуманной и организационно разработанной государственной военно-кадровой политики. Государственная военно-кадровая политика —¦ это целенаправленная система идей и организационных мер относительно подготовки, рационального использования, непрерывного образования и конверсии военных кадров. Целью этой политики является гармонизация интересов личности и общества, личности и государства. Ключевым направлением государственной военно-кадровой политики является диверсификация военного образования.

Данные исследования показывают, что одним из эффективных механизмов позитивной социально-профессиональной мобильности военнослужащих является их профессиональная переподготовка. Она же является и фактором формирования положительного социального самочувствия военнослужащих, что выражается в повышении уволенными и прошедшими переподготовку военнослужащими самооценок престижности своего социального статуса и в улучшении материального положения, это служит социальной основой формирования доверия к профессии военного: ее социальной значимости и надежности для личности.

Основными направлениями диверсификации военного образования являются его сближение с гражданским образованием, использование современных информационных технологий для включения военных кадров в систему непрерывного профессионального образования, в том числе и гражданского.

Важным механизмом институализации социально-профессиональной мобильности уволенных и увольняемых военнослужащих является социальный маркетинг их образовательных потребностей, а также изучение установок на характер и содержание трудовой деятельности в гражданской сфере, готовности не только к межпрофессиональной, но и миграционной мобильности. Данные такого рода исследований явились бы основой для формирования военными ведомствами обоснованного и спланированного образовательного заказа в складывающейся системе непрерывного профессионального образования, включая систему профессиональной переподготовки.

Современные процессы в мире диктуют необходимость формирования профессиональной армии. А это, в свою очередь, предполагает новые формы взаимоотношений армии и общества, где образовательным и профессиональным технологиям принадлежит ведущая роль, ибо военная служба, как и любая другая профессия, должна быть равноправным элементом в профессиональной структуре общества, мобильным и защищенным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Права и льготы военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей: Практ. пособие Тверь: Мартин, 1995.-190 с.
  2. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки Армии и Флота. М.: ВПА. 1990. — 172 с.
  3. Г. Л. Методологические проблемы социологии // Социологические исследования. 2000, № 8 с. 11 — 17.
  4. В.М. Философско-социологические основы советской военно-кадровой политики и проблемы ее перестройки. Дис. м. канд. филос. наук. М.:ВПА, 1991. — 217с.
  5. H.A. Можно ли управлять социальными процессами? // Социологические исследования, 1998. № 3. С.24−30
  6. Армия в истории России: Материалы межвуз. научн. конф. (г.Курск, 23 мая 1997 г.) /редкол.: Раков В. В. (отв.ред.) и др./ Курск: Изд-во Регион, открытого соц. ин-та, 1997. — 136с.
  7. Армия в современном обществе / Материалы Всесоюзной научной конференции. М.: ВПА. 1985 — 454с.
  8. Армия и общество в условиях перемен. Материалы междунар. науч. конф. /редкол.: Колобов O.A. (отв. ред.) и др./ Н. Новгород: ННГУ, 1997.-262с.
  9. Армия и общество /сб. // ред. Качанов В. Е. М.: Прогресс, 1990 — 431с.
  10. Армия и общество. Сост. и общая ред. Чалдымова H.A. и Черкасенко А. И. М.: Прогресс, 1990, — 434с.
  11. Армия. Общество. Государство: Информационно-аналитические материалы: Круглый стол / Росс. АН Ин-т социологии. М., 1992. — 71с.
  12. Армия России: состояние и перспективы / РАН. Ин-т полит, исслед., центр социологии нац. безопасности- под ред. Р. Г. Яновского, Ю. И. Дерюгина. — М., 1999. — 286с.
  13. Н. Социальная защита военнослужащих дело государственной важности // Ориентир, 1995. — № 10. — с. 10−12.
  14. В.Э. Бумеранг социального самочувствия. Социологические исследования, 1998, № 1, с. 87 99.
  15. В. Социальное обеспечение военнослужащих Великобритании // Зарубежное военное обозрение. -1991, — № 2. с. 16−20
  16. С. Престиж военной службы // Социологические исследования, 1999, № 2 с. 63 — 74
  17. И.В. Социокультурная мобильность как философская проблема. Дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1996. 153с.
  18. Взаимодействие службы занятости, армии и предприятий для улучшения на рынке труда. 16−18 ноября: материал для участников семинара: Московская областная служба занятости населения. Российская армия. Предприятие. М. 60с.
  19. Военная политика России на пороге XXI века: (Материалы семинара). -М.: Луч, 1993. 109с.
  20. Военная реформа: Вооруженные Силы Российской Федерации / Зюганов Г. А., Подберезкин А. И., Лебедев Ю. В. и др. Под общей ред. Г. А. Зюганова. Всероссийское общественно политическое движение «Духовное наследие» — М.: АО «РАУ — университет», 1998. — 79с.
  21. Военная реформа: История и перспективы: сборник / сост.: Х. В. Дельмаев, А. Е. Савинкин. Под ред. H.A. Чалдымова. М., 1991. — 172с.
  22. Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности (авт. А. И. Подберезкин, А. Ю. Баранов, А. А. Бельков и др.- под общ. ред. Г. А. Зюганова). Всероссийское общественно политическое движение «Духовное наследие» М.: АО и РАУ — университет", 1997. — 80с.
  23. Военно энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.
  24. Военные реформы и преобразования в истории СССР: учебное пособие. М.: ВПА, 1991. 121с.
  25. Воинский труд: наука, искусство, призвание (монография). М.: 1998. -480.
  26. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. — 73с.
  27. Вопросы профессиоведения. М., 1982. — 63с.
  28. К.А. Вооруженные силы развитого социалистического общества. Социально-политический очерк. М.: Воениздат, 1980. — 208с.
  29. Всероссийское совещание по вопросам социальной защиты в/сл. и чл. их семей. /1- 1993- Москва/ г. Москва 9−10 авг. 1993 г.: (стеногр. отчет).-М: АО «Динамит СВ», 1996. 96с.
  30. A.B. Социальные группы военнослужащих как объект военно социологического анализа. — Минск, 1992. — 43с.
  31. В.В. В круге третьем.// «Советская Россия», 25 июля 2000 г.
  32. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Кадроведение: курс лекций. Изд.2, доп. и перераб. М., изд-во РАГС, 1998 -468с.
  33. Гражданское общество и Вооруженные Силы = Civil society and Armed Forces: Материалы рос. амер. науч. -практ. семинара, Москва, 13 — 17 мая 1996 г. / (сост. H.H. Кравченко). — М.: Изд. Компания «Науч. кн.», 1996 — 115с.
  34. И.А. Социальная политика в 90-х годах: модели и приоритеты. Спб. 1998. — 109с.
  35. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемыразвития теории и практики. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта. 1998. — 272с.
  36. .А. Занятость населения, труд и право (социально-правовой анализ). Саратов: СВШ МВД РФ, 1995 — 90с.
  37. .А., Семенец Н. Я. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. Саратов, 1997. 121с.
  38. В.Б. Вчера офицер, сегодня — бизнесмен // Право в Вооруженных Силах. — 1999. — № 4. — с.29 — 33
  39. . О социальной защите военнослужащих: научно -практическая конференция по военной реформе в Российской Федерации // Социальное обеспечение, 1997. № 12. — с.7 — 11
  40. В. Социальная защищенность военнослужащих Франции // Заруб. Военное обозрение 1990. — № 8. С. 10−13.
  41. Закон «О военной обязанности и военной службе» (введен в действие 28 марта 1998 года) / Сборник законодательных и нормативных документов. М.: «Буквица», 1998.
  42. Закон «О статусе военнослужащих». М.: «Красная Звезда», 1998 г.
  43. Г. И. Проблемы исследования и моделирования мобильности трудовых ресурсов // Моделирование социальных процессов. М., 1970. с. 139−153.
  44. Г. И., Рывкина Р. В. О принципах и основных элементах программирования и исследования трудовой мобильности // Методологические проблемы социологических исследований мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука, 1974. — с. 144 207.
  45. В.М. Армия в политической системе российского общества / Армия и общество в условиях перемен: материалы международной научн. конференции (под общей ред. О.А.Колобова) — Н. Новгород, изд-во ННГУ, 1997, с. 90 93
  46. Т.С. Психология управления : Учебное пособие. -М.: Рос. Пед. агентство. 1996. 146с.
  47. Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации методологический и методический подходы к анализу проблемы — Н.Новгород, изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998.-189с.
  48. Т.Г. Профессионализм служащих государственной власти и местного самоуправления. Дж. док. соц. н. спец. 22.00.08. М., 1999.-315с.
  49. A.C. Актуальные проблемы реформы высшей военной школы на рубеже XXI века /Армия и общество в условиях перемен: материалы международной научн. конф. (под общей ред. O.A. Колобова) — Н. Новгород, изд-во ННГУ, 1997. С.114−119
  50. К.Х. Психотехника и выбор профессий. М.: Центр. Ин -т труда. 1928. — 46с.
  51. К. О войне, (пер. с нем. А. Рагинского): М.: Логос, 1994 -446с.
  52. А.И., Смирнова А. И. Становление военной службы по контракту в Российской армии // Социс, 1998 № 4. — с. 81−85
  53. Конституция Российской Федерации. Закон о воинской обязанности и воинской службе / Сб. законодательных нормативных документов. -М.: «Буковица», 1998.
  54. Концепция социальной защиты в/сл. РФ на рубеже 2000 г.: /Проект/. -М.: АО «Дикмант OB», 1996. 104с.
  55. A.B. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997 206с.60. «Красная Звезда», 1997: 2 и 16 февраля- 24 июня
  56. В.Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии. Автореф. дисс.. докт филос. наук. 1983 36с.
  57. КретВ. Автореферат. Дисс. .канд. филос. н.
  58. В.И. Влияние научно-технической революции на характер труда воинов социалистической армии: автореф. дисс. к. филос. н. М.:ВПА, 19с.
  59. С. Трудоустройство бывших американских военнослужащих // Зарубежное военное обозрение.-1990. № 5-с. 75−79.
  60. A.M. Гражданское общество и военное образование // Армия в политической системе общества (Материалы подготовлены Военно-научным обществом «Безопасность отечества» при клубе «Реалисты»). М., 1996 — с.101−107.
  61. В.А. Государственный служащий современного типа. М. Н. Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1995. — 185с.
  62. Ю. Общественная ценность армии / Армия и общество / сост. и общ. ред. Чалышева H.A. и Черкасенко A.M. М.: прогресс, 1990. С. 213 -234.
  63. Ю.В. Армия: целостность, система, организация (философско социологическая концепция). — М.: ВПА, 1996. — 197с.
  64. К., Энгельс Ф., соч., т.2.3. 907с.
  65. К., Энгельс Ф., соч., т.29. 729с.
  66. К., Энгельс Ф., соч., т.З. 630с.
  67. К., Энгельс Ф., соч., т.7. 669с.
  68. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 307с.
  69. Ю.В. Социализация военнослужащих запаса как социально-психологическая проблема. Дис.. канд. психол. Наук. М., 1994. — 161с.
  70. Р.Т. Социальные проблемы профессиональной мобильности специалистов с высшим образованием. Дис.канд. филос. наук. Уфа, 1980. — 163с.
  71. Н.Ф., Сычева В. С. Общественное мнение о социальных проблемах армии России // Социологические исследования, 1993 № 12. — с.73−84.
  72. Г. С. Надежность профессиональной деятельности / С.-Петерб. Гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1996. — 172, /3/с.
  73. И.В. Военная социология: проблемы исторического пути и методология // Социологические исследования, 1999. № 12.
  74. И.В., Соловьев С. С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социологические исследования, 1998. -№ 4.
  75. Офицер вооруженных сил: (пер. с англ.). М.: Отд. воен. помощи Посольства США в РФ, /1996. 128с.
  76. Л.В. Проблема профессионализации вооруженных сил России. Дис. .канд. соц. наук., М., 1992. 230с.
  77. Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания // Социологические исследования, 1997. № 5. — с. 21−26.
  78. В.Н. Переориентация военнослужащих на гражданскую профессию (как найти работу уволенным из Вооруженных Сил). Советы психолога. М., 1993. — 136с.
  79. В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: Издательство Морд. Уп-та, 1997. — 176с.
  80. Платон. Соч. в 3-х т. |перев. с древнегреческого под общей ред. А. Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса|- М.: «Мысль», 1971. 687с.
  81. K.K. О сущности и задачах профессиологии // Социалистический труд. 1973. № 2, с. 78 — 80.
  82. в.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972, № 8. с.
  83. Положение «О системе профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке, трудоустройстве и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы».
  84. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. 3 153 «О федеральной целевой программе переподготовки и обеспечении занятости военнослужащих»
  85. Проблемы социологии армии / Андреев Г. П., Дерюгин Ю. И., Образцов И. В., Серебрянников В. В. Отв. ред. Яновский Р. Г. М., 1994. -224с.
  86. Профессиональное обучение незанятого населения (сб. документов). -М.: Скифы, 1993. 104с.
  87. Рекомендации международной научной конференции «Интеграция увольняемых военнослужащих в гражданское общество в Дальневосточном регионе (г. Владивосток, 18−19 мая 2000 г.)».
  88. М. Н. Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М., 1970. -253с.
  89. А.Е. Армия: форма организации в новых условиях. Перестройка в вооруженных силах СССР: Опыт и проблемы. М.: ВПА, 1991. — 111с.
  90. A.C. Конституционно правовое регулирование военной службы в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. Наук. — М., 1999. -173с.
  91. Н.Я. Институт социальной защиты военнослужащих в условиях социального реформирования. Дис. канд. соц. наук. Саратов, 1999. — 132с.
  92. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России / Под общ. ред. Иванова В. П., Яновского Р.Г.- Институт соц-полит. исслед. РАН. М., 1996 — 350с.
  93. В.В. Армия: Социальные аспекты // Свободная мысль. 1997.-№ 5.-с. 13−25
  94. В.В., Дерюгин Ю. И. Социология армии, ин-т социально-полит, исследов. РАН, Центр социологии. — М, ред. — изд. Центр ИСПИ, 1996. — 300с.
  95. В. В. Дерюгин Ю.И. Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса (социально политический срез современного военного социума). Аналитический доклад. — М.: РИЦ ИСПН РАН, 1998. — 110с.
  96. А.И. Отношение молодежи к контрактной службе // Социологические исследования, 1993. № 12. — с. 105−109
  97. С.С. Основы практической военной социологии/ Под общ.ред. А. Б. Григорьева. М.: Изд. Центр «Анкил — воин», 1996. -239с.
  98. С.С. Российские офицеры опора государства или источник нестабильности? // Социологические исследования, 1997. — № 5. — с.26−34.
  99. П. А. Человек. Цивилизация. Общество/ общая ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  100. Социально правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан Российской Федерации: (Сб. нормат. актов и образцов документов) Федерал. Служба занятости России. — СПб: ГПП «Печ. Двор», 1994. — 574.
  101. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Саратов, 1991 120с.
  102. Социальные технологии. Толковый словарь/ отв. Ред. В. Н. Иванов -Москва Белгород: Луч — центр социальных технологий. 1995. — 308с.
  103. Социология: Словарь справочник, т.2: Отдельные отрасли социологического знания / Отв. Ред. В. Осипов. — М.: Наука, 1990 — 231с.
  104. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов Москва — Белгород- Луч — центр социальных технологий, 1995. — 309 с.
  105. С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957
  106. М.Н. Совершенствование процесса профессионализации в условиях развитого социализма. Дис.. канд. филос. наук Уфа. 1984. — 190с.
  107. В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л.: АН СССР, Ленинград, кафедра философии, «наука» 1976. 150с.
  108. B.C. Влияние научно технической революции на профессиональную структуру социалистической армии. Дис.канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1977. — 174с.
  109. С.Ф. Перемена труда под влиянием научно технической революции // Развитие человеческой деятельности в условиях научно -технической революции. Межвуз. сб. Изд-во ЛГУ, 1989. с. 106−116.
  110. .Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории практики // Социологические исследования, 1998.-№ 1.-е. 21 -35.
  111. .Т. Социология. Общий курс 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Прометей- Юрайт, 2000 — 511с.
  112. В.М. К вопросу о сущности армии / Армия в современном обществе. Мат. Всесоюзн. научн. конф. 3−4 февр. 1984. -М.:ВПА. 1985 118 — 119с.
  113. А.И. Методологические вопросы профессионализации воинской деятельности. Дис.канд. филос. наук. М.: 1983. — 193с.
  114. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года № 725с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры».
  115. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научн. Ред. Проф., д-ра Р Марра. Д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ. 1997. -468с.
  116. Управление персоналом организации: учебник/ под ред. А .Я. Кибанова. М.: Инфра. Гос. академия управления им. С. Орджоникидзе -М., 1997. — 508с.
  117. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки, авг. О. Михайлов. Санкт-Петербург, 1777. — 83с.
  118. И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. М., 1997.-398с.
  119. Человек и мир профессий. Свердловск, 1990. — 190с.
  120. Ю.А. Социальный статус воина: сущность и направленность формирования. М.: ГАВС, 1992. — 68с.
  121. Е.А. НТР и становление новой системы профессионализации материального производства // развитие человеческой деятельности в условиях научно-технической революции. Межвуз. Сб. ЛГУ. 1984. С. 112.
  122. А.И. Военная грань социальной модернизации // Полис. -1991.-№ 5. с. 164- 167.
  123. М.П. Закономерности происхождения и функционирования армии // Марксистско ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики / В. А. Бакарев, М. Д. Габунов и др. — М.: Воениздат, 1982. — гл. XX.
  124. Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. академика РАН Осипова Г. В. М., 1995
  125. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методол. Проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 214с.
  126. C.B. Факторы социальной напряженности в среде // Социс, 1993. -№ 12. с. 36−50.
  127. В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: ЦК ФП РАО, 1997. — 248 с.технологии. Саратов, 1999.1. Дата выхода Документыдокумента0304.00.
  128. Постановление Правительства РФ от 18.11.1999 № 1267 «О Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».3112.99.
  129. Федеральный Закон от 31.12.1999 № 229-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 федерального закона «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999).3112.99.
  130. Федеральный Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 31.12.1999) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС 06.03.1998).1811.99.
  131. Приказ ФСБ РФ от 18.11.1999 № 576 «О контракте о прохождении военной службы».1411.99.
  132. Постановление Правительства РФ от 14.11.1999 № 1255 «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию ."0710.99.
  133. Постановление Госстроя РФ от 07.10.1999 № 37 «О средней-рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья IV кв. 1999 г. для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений. «Государственные жилищные сертификаты».2106.99.
  134. Приказ ФСО РФ от 21.06.99.№ 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством Обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти ."2904.99.
  135. Постановление Правительства РФ от 29.04.99. № 475 «об учреждении правил обмена государственных жилищных сертификатов, выпущенных в 1998 году в рамках реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты"0904.99.
  136. Постановление Правительства РФ ль 09.04.99. № 397 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала ."0104.99.
  137. Постановление Госстроя РФ от 01.04.1999 № 22 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на II кв. 1999 г. для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений. программа «Государственные жилищные сертификаты».2903.99.
  138. Постановление Правительства РФ от 29.03.1999 № 351 «Вопросы реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» (вместе с «Порядком выпуска и погашения государственных.»).2903.99.
  139. Памятка о жилищных сертификатах.1703.99.
  140. Постановление Правительства РФ от 17.03.99 № 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским .». 2702.99.
  141. Постановление Правительства РФ от 27.02.99 № 231 «О размерах и порядке выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях .». 1301.99.
  142. Постановление Правительства РФ от 06.09.98 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас .». 0302.98.
  143. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. № 153 «О Федеральной целевой программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих».0506.97.
  144. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 «О Программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы».1811.92.
  145. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.92 № 14 (ред. от 21.12.93) «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц».
Заполнить форму текущей работой