Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление в области безопасности, защиты и охраны государственной границы рф

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основы конституционного строя определены гл. 1 Конституции. К ним относятся форма государственной власти в Российской Федерации, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов. Под суверенитетом понимается возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает… Читать ещё >

Управление в области безопасности, защиты и охраны государственной границы рф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности и государственного управления

В соответствии со ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации наряду с обороной относится и безопасность.

Однако, говоря о безопасности как об области государственного управления, следует отметить, что в научной литературе безопасность исследуется в рамках различных концептуальных схем. Так, философы рассматривают безопасность как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости. Политологи трактуют этот социальный феномен как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства.

В современной юридической научной и учебной литературе к пониманию сущности безопасности как предмету правового регулирования и области государственного управления также имеются различные подходы.

Первый подход к определению сущности и содержания категории «безопасность» основывается на положениях Конституции, Закона о Правительстве РФ, а также ряда других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации, «безопасность» рассматривается как безопасность Российской Федерации, т. е. безопасность государства или государственная безопасность.

Понятие безопасности в указанном выше контексте содержится также в ч. 2 ст. 74 и в ч. 1 ст. 82 (присяга Президента РФ).

В ряде норм Конституции (в ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 114) прямо говорится о безопасности государства (государственной безопасности). Так, в соответствии с п. 1 ст. 114 Конституции Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности.

В ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этой необходимо, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Анализ указанных норм Конституции показывает, что понятия «безопасность» (в контексте ст. 71 как «безопасность Российской Федерации»), «безопасность государства» и «государственная безопасность» используются как равнозначные.

В Конституции также выделяются общественная безопасность и экологическая безопасность, которые определяются ч. 1 ст. 72 и относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Эти категории, следовательно, отличаются от категории безопасности, содержащейся в ст. 71 Конституции.

Содержание категории безопасности РФ определяется также в соответствии с Законом о Правительстве РФ. Так, в частности Правительство РФ в соответствии со ст. 20 Закона о Правительстве РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ.

Исходя из этого категорию «безопасность» с точки зрения ст. 71 Конституции необходимо рассматривать как безопасность государства (государственную безопасность).

Второй подход к определению сущности и содержания категории «безопасность» обусловлен тем, что в Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью (национальной безопасностью) понимаются все виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ, — безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. Таким образом, для данного Федерального закона под безопасностью (национальную безопасностью) понимается категория, включающая в себя все виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Такое же понимание безопасности (национальной безопасности) содержится в Указе Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», которым утверждены Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации, а также Положение о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации.

Третий подход определяется тем, что в целом ряде федеральных законов понятие безопасности закрепляется и в различных значениях, отличных друг от друга и от понятия безопасности государства, а именно:

  • 1. Способность объекта, явления или процесса сохранять свои основные характеристики, параметры, сущность при вредных, разрушающих воздействиях со стороны других предметов, явлений или процессов (например, безопасность зданий, сооружений).
  • 2. Состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (например, безопасность информации).
  • 3. Состояние объектов, явления или процессов, при котором обеспечивается отсутствие опасности и создаются благоприятные условия для функционирования субъектов (например, безопасность дорожного движения).

Данные понятия безопасности не являются самостоятельными сферами государственной деятельности и областями государственного управления, а относятся, например, к градостроительной деятельности, дорожному хозяйству, торговле и др.

Четвертый подход к категории безопасности содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537. Согласно Стратегии «национальная безопасность» — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Согласно Стратегии основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ. Состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

В связи с этим можно отметить, что указанное определение безопасности фактически повторяет определение безопасности, выработанное политологической наукой, в рамках которой безопасность рассматривают как комплексную категорию, которая носит междисциплинарный, межотраслевой характер, позволяет объединить в себя все виды безопасности, защищаемые конкретным государством. В данном смысле безопасность — это состояние защищенности субъекта от угроз, вреда или зла. С точки зрения политологии понятие безопасности (национальной безопасности) обнаруживает определенную универсальность, выражая собой идею единства состояния безопасности. В работах политологов отмечено, что национальная безопасность, как интегрированная категория, включает в себя различные виды и подвиды безопасности, защищаемые государством, которые связаны с жизнедеятельностью людей, общества и государства. Выделяются такие основные составные части национальной безопасности как военная безопасность, безопасность общества, безопасность человека, безопасность окружающей среды, экономическая безопасность, информационная безопасность и другие виды безопасности.

Таким образом, в законодательстве РФ и юридической литературе понятие безопасности (национальной безопасности) упоминается в нескольких значениях, которые отличаются друг от друга. Учитывая, что с точки зрения ст. 71 Конституции к безопасности как области государственной деятельности относится государственная безопасность РФ (безопасность государства), то представляется, что в рамках административного права предметом государственного управления в соответствующей сфере необходимо рассматривать безопасность именно в конституционно-правовом понимании.

Предметом обеспечения безопасности Российской Федерации являются основы конституционного строя Российской Федерации.

Основы конституционного строя определены гл. 1 Конституции. К ним относятся форма государственной власти в Российской Федерации, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов. Под суверенитетом понимается возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в ст. 4 Конституции. Суверенитет предусматривает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции Российской Федерации, а тем более поставить себя над ней. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство па всей территории РФ.

В соответствии с указанной статьей Конституции Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность и неприкосновенность ее территории, пространственные пределы ее суверенных прав, как выражение суверенитета в отношениях с другими государствами и международными организациями, предусмотрены многочисленными международно-правовыми актами.

Анализ законодательства РФ позволяет выделить следующие виды деятельности по обеспечению безопасности:

  • 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой