Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный строй. 
История государства и права зарубежных стран древнего мира и средних веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства после смерти Карла Великого и раздела империи между его наследниками (Верденский договор 843 г.). За восточной частью империи — землями восточных славян, в которую вошли Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, а затем Лотарингия, с 1224 г. закрепилось название Тевтонского государства. В новом государстве… Читать ещё >

Государственный строй. История государства и права зарубежных стран древнего мира и средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенностями государственного строя Германии в X—XII вв., отличавшими его от других государств средневековой Европы, являлись: выборность королей, а затем императоров, абсолютной властью местных феодалов.

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства после смерти Карла Великого и раздела империи между его наследниками (Верденский договор 843 г.). За восточной частью империи — землями восточных славян, в которую вошли Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, а затем Лотарингия, с 1224 г. закрепилось название Тевтонского государства. В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между его частями, объединение германских герцогств определялось в значительной степени внешней политикой императоров, преследовавших одну единственную цель — захват территорий соседних королевств.

В отличие от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период всей феодальной эпохи оставалась раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871 г., была следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

Историю феодального государства Священной Римской империи германской нации можно разделить на три основных этапа:

  • — образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства (X— XII вв.), результатом чего явилась феодальная раздробленность (X—XIII вв.);
  • — укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германии и установление монархий курфюрстов (XIV—XVI вв.);
  • — утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (XVII — начало XIX в.).

К X в. Каролинги потеряли свое влияние и власть. Все решения по важнейшим делам Германского государства принимались на съезде светских и духовных феодалов. Во второй половине X в. при королях саксонской династии окончательно утвердилась дворцово-вотчинная система государственного управления. Император {германский король) в X—XII вв. имел обширную государственную власть: представлял Германию во внешних сношениях, объявлял войну, заключал мир, командовал армией, обладал высшей судебной властью, являлся верховным сувереном. Император избирался, и для поддержания собственной власти был вынужден разъезжать со своим двором по стране. Дворцовые слуги (канцлер, маршал и др.) исполняли важнейшие государственные функции, передавая их по наследству, в дальнейшем занимать важнейшими должности при дворе получили право только герцог Саксонский, архиепископы Майнцский, Трирский, управлявшие германскими землями в отсутствие императора. С начала XI в. при императоре был создан королевский совет (гофтаг), рассматривавший важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей. Прежние королевские чиновники на местах {графы) и племенные князья {герцоги) превратились в суверенных владельцев земель, создавших аппарат управления на местах, в дела которого центральные органы управления не имели права вмешиваться. Они были заинтересованы в ослаблении королевской власти.

Во времена правления Саксонской династии (919—1024 гг.) при Генрихе I и Оттоне I королевская власть усилилась. Так, Генрих I присоединил Лотарингию к Германскому королевству, а Оттон I расширил границы своей власти над другими герцогствами, используя брачные и другие связи, а также благодаря союзу с католической церковью.

Особое значение в истории феодального государства Германии имели длительный конфликт между государством и церковью и открытая борьба между германскими императорами и Римскими папами, которая завершилась союзом государства и церкви. После смерти Генриха I усилились восстания местных курфюстов против власти императора, вследствие чего Оттон I попытался заручиться поддержкой со стороны церкви, для чего он стал жаловать ей огромные земельные владения вместе с правами на общинников, их населяющих. На всю страну была распространена епископальная система: епископы были наделены иммунитетными правами[1] и земельными угодьями, назначение епископов стало привилегией германского короля. Оттон 1 оказывал помощь папе Римскому в его борьбе против итальянских феодалов, за что был возведен в Риме в сан императора и получил из рук паны императорскую корону (962 г.).

В 1059 г. на Латеранском поместном соборе (в Риме) был установлен новый порядок выбора пап: папу избирали только кардиналы (высшие чины церкви), возводимые в свой сан папой. Такая практика просуществовала до подписания Вормского конкордата (1122 г.), устанавливающего разную систему выборов епископов для разных частей империи. Так, в самой Германии епископы стали избираться духовенством в присутствии императора, который совершал светскую инвеституру[2] и имел право окончательного решения при наличии нескольких кандидатур. В Италии же и Бургундии выборы епископов должны были происходить без участия императора или его представителей.

В XIII—XIV вв. Германия окончательно превратилась в феодально-раздробленное государство, состоящее из княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, управляемых местными князьями (курфюрстами). Начиная с XIII в. управление империей фактически находилось в руках или под контролем курфюрстов. Выборы императора стали производиться узкой коллегией князей, при этом избранию подлежал любой кандидат княжеского рода, угодный этой коллегии.

Единственной прерогативой императора было отправление правосудия в стране в качестве верховного судьи. Он продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти, так как исполнял функции военного и внешнеполитического координатора действий курфюрстов. «Золотая булла» (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов, трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского.

Князья-избиратели для избрания германского короля собрались по призыву архиепископа Майнцского во Франкфурте-на-Майне, где большинством голосов избирали императора, при этом решающий голос при процедуре голосования принадлежат именно архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления, который собиратся ежегодно на один месяц для обсуждения государственных дел. Коллегия также имела право не только суда над императором, но даже отстранения его от должности. По «Золотой булле» курфюрсты получили полную политическую самостоятельность, а также формальное равенство императору. Теперь курфюрсты являлись верховными правителями в своих землях и приобретали право собственности на земли и недра, установление налогов и сборов, чеканку собственной монеты, осуществление правосудия. Курфюршества объявлялись неделимыми и переходили по наследству. Единственное, что они не могли делать — самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Позднее император при вступлении на престол должен был принимать выработанные условия князей-избирателей, ограничивающие его власть, которые с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV—XV вв. в Германии центральное управление страной находилось в руках императора и общеимперских учреждений — рейхстага (общеимперского съезда) и имперского суда. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов (представляли интересы своих государств-курфюршсств), коллегии князей (представляли интересы своих княжеств), графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Рейхстаг был совещательным органом при императоре по военным, международным н финансовым вопросам. Он имел право законодательной инициативы (его акты имели характер имперских рекомендаций), издания указов. Кроме этого, две означенные коллегии утверждали изданные императором акты совместно с членами гофрата (императорского совета).

В конце XV в. рейхстаг запретил частные войны в стране («вечный земский мир»), учредил Имперский Верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Имперский суд собирался в составе 16 судей (из которых 14 назначались курфюрстами и князьями, а 2 — городами) под председательством императора. Для исполнения приговоров суда вся территория империи была разделена на К) округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей.

До конца XVIII в. формой правления формально оставалась сословнопредставительная монархия, при фактическом всевластии курфюрстов; формой государственного устройства — своеобразная конфедерация курфюршеств и княжеств.

  • [1] Иммунитетные права (от лат. Immunitas) — в Средние века совокупность прав, присвоенных феодалами в процессе насильственного закрепощения крестьянства и обеспечивавших им прямую власть над последним. Иммунитетные права выражались в праве феодалав пределах определенной территории производить суд, взимать налоги и различные поборы, а также выполнять полицейские функции.
  • [2] Светская инвеститура — передача скипетра, символизировавшего власть над землямиепископства. После светской инвеституры следовала духовная, осуществлявшаяся папой илиего легатом, — передача кольца и посоха, символизировавших духовную власть епископа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой