Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы административно-правового регулирования в сфере образования, науки и молодежной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Минобрнауки России — осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, научной… Читать ещё >

Основы административно-правового регулирования в сфере образования, науки и молодежной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Административно-правовое регулирование в сфере образования и молодежной политики. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, обеспечении социальной и профессиональной мобильности, формировании кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности.

Область образования в Российской Федерации провозглашена приоритетной.

Конституция РФ предоставляет всем право на образование. При этом она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

На родителей и лиц, их заменяющих, возложена обязанность обеспечивать получение детьми основного общего образования, которое является обязательным.

Конституция РФ гарантирует бесплатность получения высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, но только на конкурсной основе.

Государство, поддерживая различные формы образования и самообразования, допускает получение образования вне государственных образовательных учреждений и устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Правовые основы образовательной деятельности регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

Пол образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объемов и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Административно-правовое регулирование в сфере образования и молодежной политики осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ — обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, а также обеспечивает развитие системы бесплатного образования, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • 2) Минобрнауки России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности (см. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от от 03.06.2013 № 466).

Минобранауки России издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, воспитания и молодежной политики, в частности утверждает правила приема в образовательные учреждения, порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, федеральные государственные образовательные стандарты, формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, положение о замещении должностей научнопедагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Росмолодежи;

  • 3) Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и науки (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 594);
  • 4) Росмолодежь осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей (см. Положение о Федеральном агентстве по делам молодежи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 409), и имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует реализацию мер государственной молодежной политики; осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений; формирует

Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности и др.

Административно-правовое регулирование в области науки направлено на реализацию государственной научнотехнической политики — составной части социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственное регулирование в сфере научной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Это следует из ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу научного, технического и других видов творчества.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в области науки, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», устанавливающий виды научной деятельности в зависимости от целей получения и применения новых знаний:

  • • фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
  • • прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Административно-правовое регулирование в сфере науки осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ — разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, а также обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки. Правительство РФ утверждает федеральные программы осуществления фундаментальных научных исследований, устав Академии наук РФ, уставы федеральных государственных научных учреждений;
  • 2) Минобрнауки России — осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Минобрнауки России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам регулирования научной деятельности, в частности Положение о Департаменте подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 844;
  • 3) Рособрнадзор — осуществляет функции по контролю и надзору в области науки; выдает разрешения на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, устанавливает полномочия таких советов и определяет перечень специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также в установленном порядке приостанавливает деятельность указанных советов или закрывает их. Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за деятельностью советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых (научнотехнических) советов высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий, организационно и технически обеспечивает работу Высшей аттестационной комиссии. Рособрнадзор рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора, но специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней.

Научная деятельность в Российской Федерации осуществляется в научных организациях. Научной организацией в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научная деятельность осуществляется различными организациями, в том числе государственными академиями наук, которыми являются Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук и т. д.), наукоградами, государственными научными центрами РФ, федеральными научно-производственными центрами, высшими учебными заведениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой