Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация управления в середине XIV — начале XVI в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хозяйственно-административная организация княжества вырастала из системы княжеского хозяйства, представлявшего совокупность различных «путей» (путем называлась определенная отрасль хозяйства или определенный доход). Каждый «путь» княжеского хозяйства состоял из разбросанных в разных местах земель, угодий, деревень и сел. Эти земли вместе с жившим на них населением находились в ведении управителей… Читать ещё >

Организация управления в середине XIV — начале XVI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Княжеское управление.

Хозяйственно-административная организация княжества вырастала из системы княжеского хозяйства, представлявшего совокупность различных «путей» (путем называлась определенная отрасль хозяйства или определенный доход). Каждый «путь» княжеского хозяйства состоял из разбросанных в разных местах земель, угодий, деревень и сел. Эти земли вместе с жившим на них населением находились в ведении управителей соответствующих «путей» — «путных бояр», или «путников»: чашника, ловчего, конюшего и др.[1] Остальные земли вместе с жившим на них крестьянским населением, а также с поселениями различных свободных и несвободных (холопы) слуг были подведомственны дворским, или дворецким. Среди последних большую роль в княжеском хозяйстве играл главный дворецкий, живший в княжеской столице. Более мелкие статьи хозяйства поручались слугам различных рангов и положений.

Ближайшими помощниками князя по управлению были его бояре и вольные слуги. Высший слой княжеских бояр носил название бояр «больших» и «введенных». Звание боярина «введенного» появилось в первой половине XV в., было придворным званием и жаловалось по княжескому усмотрению. «Путными боярами» назывались бояре, ведавшие по поручению князя отдельными доходными статьями. Введенные и путные бояре больше других были связаны с княжеским управлением и хозяйством. Они не привлекались к обороне своего города, так как это отвлекало бы их от обычных обязанностей.

В совещаниях с князем по делам управления обычно участвовали управители «путей», а также тысяцкий, окольничий и казначей. Тысяцкий, как и раньше, оставался предводителем местного ополчения. Должность тысяцкого иногда передавалась по наследству (в Москве и Твери), что еще больше укрепляло его положение и влияние. С развитием княжеского войска и усилением княжеской власти должность тысяцкого потеряла прежнее значение и была упразднена.

По важнейшим вопросам управления, по вопросам внешней политики, военных действий, наследства и прочих князь советовался с членами княжеской семьи, высшими духовными иерархами и близкими боярами. Эти совещания не были постоянными и не имели строго определенного состава.

Аппарат местного управления был построен в значительной степени на участии в нем землевладельцев, которые судили население своих вотчин и собирали с него собственные и княжеские доходы, поэтому княжеские бояре и слуги управляли только теми землями, которые не имели частного собственника. В города посылались наместники, в черные волости — волостели. Наместники и волостели за свое управление получали с населения натурой «корм», который был впоследствии регламентирован. При въезде наместнику давался «въезжий корм». Другие приношения делались на праздники: на рождество, пасху и в Петров день. Помимо натуральных приношений, наместники и волостели собирали судебные и иные пошлины. Таких лиц называли «кормленщиками». Часть денежных доходов кормленщики оставляли в свою пользу, часть отдавали князю.

Основным ядром военных сил князя был его двор, состоявший из мелких военных слуг, в том числе детей боярских и слуг под дворским. Дети боярские жили в своих владениях и являлись на службу по княжескому призыву. Другую часть княжеского войска составляли крупные землевладельцы (бояре), являвшиеся из вотчин с собственными вооруженными отрядами. Третьей составляющей войска было городское и сельское ополчение. Ратные силы имели разнос вооружение. В конце XV в. появилось первое огнестрельное оружие.

В предшествующее время великий князь в отдельных случаях совещался по важнейшим вопросам с приближенными боярами и вольными слугами, составлявшими его «думу». С образованием единого государства деятельность Боярской думы стала более обширной и постоянной. Правом участия в ней стали пользоваться лишь те представители землевладельческой знати, которые «жаловались» великим князем в придворные звания, или «думные чины». Высшим чипом стало звание боярина, которое жаловалось представителям самых крупных, преимущественно княжеских, фамилий. Вторым думным чипом было звание окольничего. Менее знатные фамилии лишь в редких случаях достигали боярства. При Василии III произошло дальнейшее расширение состава Боярской думы путем привлечения лиц, происходивших из служилых дворянских фамилий. Они стали называться «детьми боярскими, которые в думе живут». Во второй половине XVI в. это выражение было заменено термином «думный дворянин». Думные дворяне стали третьим думским чином, дававшим право участвовать в заседаниях Боярской думы. В конце XV — начале XVI в. большинство членов Боярской думы принадлежало к княжеским родам. В таком виде Боярская дума становилась органом боярской оппозиции.

Московский князь обычно от случая к случаю возлагал те или иные временные поручения на отдельных бояр. С конца XV в. начали складываться особые органы центрального управления, получившие название «приказы». Первоначально в XV в. должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата, но с усложнением задач им давались «для письма» чиновники помельче — подьячие, объединенные в особом помещении — канцелярии-" избе", «дворе». Должностные лица, не имевшие своих канцелярий- «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». С середины XVI в. «избы» -канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические государственные учреждения — приказы. Приказы обладали двумя признаками, сообщавшими им характер постоянно действующих учреждений: они имели определенный состав и определенную область управления. Часть приказов образовалась из старого дворцового управления. К ним относится Казенный приказ (Казна), упоминающийся в документах с конца XV в. Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государевым хранилищем и отнюдь не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, по и государственный архив, государственная печать. Таким образом, Казну можно было считать государственной канцелярией. Это ведомство до появления Посольского приказа руководило и внешней политикой.

Дворцовый приказ (Дворец, Приказ большого дворца) во главе с дворецким впервые упоминается в 1501 г. В его ведении находилось хозяйство великокняжеского дворца вместе с населенными землями, обслуживавшими потребности этого хозяйства. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов. Когда присоединялась новая территория или ликвидировалось удельное княжество, для управления этими землями создавали местные дворцы: новгородский, дмитровский, углицкий и т. д.

В конце XV в. появился Конюшенный приказ, заведовавший княжескими табунами. Расширение международных отношений привело к постепенному выделению из числа княжеских дьяков (секретарей) лиц, постоянно ведавших сношениями с иностранными государствами. Этим было положено начало Посольскому приказу. Большое значение в организации московских военных сил имело создание Разрядного приказа, появившегося, по-видимому, в первой четверти XVI в. Разрядный приказ ведал служебными назначениями и организацией дворянской армии. Некоторые приказы ведали определенной территорией. При Иване III окрепла и развилась регулярно действующая система почтовой связи — ямская гоньба. Она была переведена в ведение Ямского приказа.

В начале XVI в. существовало всего около десяти центральных приказов, которые стали основой позднейшего развития московской приказной системы. Во главе приказов стояли бояре с дьяками, а иногда и одни дьяки. Под их начальством работали подъячие. Вся текущая деятельность приказов ложилась на дьяков, происходивших частью из дворянских фамилий, а частью из духовенства и посадских. Близость дьяков к великому князю, по отношению к которому они являлись советниками по разным специальным вопросам, обусловила их значительное влияние. Уже с 1520 г. дьяки начинают участвовать в заседаниях Боярской думы («думные дьяки»).

Управление городами и областями по-прежнему поручалось наместникам и волостелям, назначавшимся из числа знатных феодалов и «кормившихся» за счет управляемого населения. Однако при Иване III были сделаны первые попытки ограничения власти кормленщиков и подчинения их деятельности контролю. При нем стали выдавать областям особые уставные грамоты, точно устанавливавшие размеры повинностей населения в пользу кормленщиков и фиксировавшие судебные пошлины. При Иване III установлено было как правило участие в суде кормленщиков и представителей местного населения, которые должны были гарантировать правильность судопроизводства. Точно так же был регламентирован сбор таможенных пошлин на местах особыми таможенными грамотами. Таким образом, были сделаны первые шаги к упорядочению и централизации местного управления.

  • [1] Бортное хозяйство составляло «путь» чашничий, княжеская охота — «путь» ловчий, коневодство — «путь» конюший и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой