Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественный строй Великого княжества Литовского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В состав шляхетского сословия входили также князья и паны, которые образовали отдельную прослойку. В отличие от них представители обедневших знатных фамилий, военные слуги крупной земельной знати, а иногда и выходцы из крестьян составили низший разряд шляхетства. Все права и обязанности шляхты были систематизированы в Литовском статуте 1529 г. и включали в себя неприкосновенность личности… Читать ещё >

Общественный строй Великого княжества Литовского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великое княжество Литовское было государством боярства-шляхты. Боярство составляло около 5—6% населения, причем в этнической Литве его доля была выше и достигала 10—11%. Шляхта, будучи главным сословием, решала основные вопросы внутренней и внешней политики. Накануне Люблинской унии было признано равенство перед законом всей шляхты, независимо от имущественного положения, национальности и вероисповедания. Тем не менее, по своему экономическому и социальному положению шляхта не была однородной, поэтому и равенство ее было условным. Формально только около 20% бояр владели имениями и крестьянами, а значительная часть сама трудилась на земле.

Наиболее влиятельным был слой крупных землевладельцев — панов, которые фактически управляли политической жизнью страны, контролировали и направляли деятельность средней и мелкой шляхты. Этот высший слой литовской аристократии составляли около 70 семейств. Наиболее влиятельными вельможами Великого княжества Литовского в рассматриваемый период являлись семейства Радвил (Радзивиллов), Сапег, Ходкевичей, Воловичей, Глебовичей. Будучи исконными обладателями обширных вотчин, они скопили огромные фамильные капиталы, которыми ссужали господарскую казну под залог господарских имений. В военное время они выставляли крупные отряды под собственными знаменами-хоругвями.

За князьями и панами следовал обширный слой бояршляхты господарской. Их земельные владения были различного характера: унаследованные вотчины, земли, полученные за службу от господаря с правом распоряжения и наследства, а также имения, пожалованные господарем временно: «до воли и ласки господарской», иногда «до живота», иной раз «до двух животов». Держатели земель были обязаны отправлять со своих участков военную службу «копію, збройно и оружно». С течением времени такие условные пожалования становились полной собственностью («всчистым владением»).

Привилеями Ягайла, Сигизмунда и Казимира все землевладельцы Великого княжества были объединены в одно сословие, которое стало именоваться польским термином «шляхта». В русских землях Литовского княжества со второй половины XV в. феодалы-землевладельцы обычно назывались земянами. Термин «бояре» стал применяться к мелким землевладельцам, не имевшим крепостных.

В состав шляхетского сословия входили также князья и паны, которые образовали отдельную прослойку. В отличие от них представители обедневших знатных фамилий, военные слуги крупной земельной знати, а иногда и выходцы из крестьян составили низший разряд шляхетства. Все права и обязанности шляхты были систематизированы в Литовском статуте 1529 г. и включали в себя неприкосновенность личности; индивидуальную ответственность за преступление; ненарушимое владение недвижимым имуществом; свободу от денежного налога (серебщины) и натуральных повинностей, за исключением военной службы; вотчинный суд; право выезда за границу. При этом отдельные категории шляхетского сословия, такие, как князья и паны, были освобождены от подсудности провинциальной администрации и пользовались правом выхода на военную службу с собственной хоругвью, т. е. знаменем («папы хоруговные»).

Формально с юридической точки зрения каждый шляхтич имел право участвовать в выборах правителя, занимать государственные должности, участвовать в сейме и сеймиках, однако реально по многим причинам небогатые шляхтичи правом участвовать в выборах не пользовались. Зато паны использовали массы мелкой шляхты в своих политических целях, применяя влияние, силу или подкуп. Статут предоставил шляхте широкие права: отношения шляхты с великим князем нормировались договорами, которые составлялись в период избрания правителя. По Статуту 1588 г. шляхта получила право распоряжаться имениями по своему усмотрению. Шляхта и ее крестьяне были освобождены от повинностей государству. Статуты также предоставляли шляхте право беспошлинной торговли. Единственной обязанностью шляхты оставалась военная служба.

Привилегированным сословием являлось и духовенство, роль и значение которого в политической жизни в XVI в. еще более возросли. В период Реформации межконфессиональные отношения сыграли важную роль в политической и культурной жизни страны. Во время контрреформации в общественной жизни Литвы надолго закрепились иезуиты. Для этого периода характерен также переход значительной части православного населения Великого княжества Литовского в католическую веру.

Крестьяне составляли 80% населения Великого княжества Литовского, 61,5% из них принадлежали боярам; около 27% — великому князю (государству); 11,5% — церкви.

Развитие феодального хозяйства сопровождалось закрепощением сельского населения («мужики», «подданные»), которое разделялось на крестьян великокняжеских и частновладельческих. Количество последних в связи с переходом великокняжеских земель в частное владение постепенно увеличивалось.

Частновладельческие крестьяне во второй половине XV в. стали рассматриваться землевладельцами как крепостные. Это были «отчичи», «непохожие люди» (от слова «ходить»). Землевладелец располагал вотчинной юрисдикцией и правом распоряжаться своими крестьянами как вместе с землей, так и без нее. Крепостные крестьяне убегали от своих хозяев в имения других землевладельцев или в города. За землевладельцами сохранялось право предъявления исков о возвращении беглых. Крестьяне, считавшие себя вольными, могли искать возвращения свободы перед судом великокняжеской администрации. Часть подданных находилась в положении тягловых людей — барщинников, другая часть оставалась на чинше (оброке). В конце XV в. часть натуральной ренты взималась деньгами.

Военные слуги — «путные люди», «панцырные бояре», «доспешные», «конные», «щитиые люди» — составляли верхнюю прослойку сельского населения и вместе с феодалом принимали участие в войне в составе его вооруженного отряда.

" Челядь невольная" численно была незначительна. Сначала землевладельцы выдавали ей содержание от двора (месячину). В конце XV в. феодалы обычно осаживали челядь невольную на небольших земельных участках (приробках). Челядь имела свое движимое имущество (бонду) и отбывала барщину (панщину) в меньших размерах по сравнению с тяглыми людьми.

Рост внутреннего рынка и развитие торговых отношений с Западом увеличили спрос на литовское сельскохозяйственное сырье, что, в свою очередь, потребовало перестройки сельского хозяйства. Правительство Сигизмунда II было очень заинтересовано в поднятии производительности и доходности господарских, великокняжеских имений для удовлетворения увеличивавшихся государственных потребностей. Поднять производительность господарских дворов можно было только посредством полной реорганизации хозяйства, к чему великий князь приступил еще в начале XVI в. В 1557 г. был опубликован «Устав на волоки», в котором великим князем давались указания относительно организации фольварочного хозяйства на новых началах. Реформа изменяла экономическое и юридическое положение крестьянства и уничтожала сельскую общину. Вся земля господарского двора разделялась на одинаковые земельные участки — волоки величиной в 19—20 га. Часть волок отводилась под господарский фольварк, а остальные распределялись между отдельными крестьянскими дворами.

Все сельское население великокняжеских (господарских) имений было разделено на две категории: тяглых и осадных людей. Количество тяглых зависело от величины фольварочной запашки: на одну волоку фольварочной пашни отводилось семь тяглых волок. Тяглые люди обязаны были отбывать двухдневную барщину в неделю с уплатой денежного чинша, размер которого определялся качеством почвы. Кроме того, тяглые люди отдавали па господарский двор часть продуктов своего хозяйства, которые могли быть заменены деньгами. Крестьяне «на осаде» (оброчные) вносили в дворовую казну исключительно денежную ренту. Челядь невольная осаживалась на земельных участках и сливалась с остальным крестьянством. Известное количество крестьян было посажено в качестве ремесленников и людей специальных служб с освобождением от всяких иных платежей и повинностей.

Крестьяне получали волок в наследственное пользование. Земля не отнималась даже за совершенное преступление. В ходе реформы были определены правила пользования пастбищами, лугами, лесом и была реорганизована крестьянская администрация. Делами крестьян управляли староста или управляющий и наместник с писцами. Крестьянские деревни были разделены на войтовства по 400 дворов. Войт наблюдал за работой крестьян, выполнением ими повинностей. Постепенно крестьяне все более закрепощались, власть шляхты и администрации над ними становилась неограниченной.

Крестьянская семья, посаженная на волоки, сама отвечала за исправную уплату своей феодальной ренты. Крестьяне потеряли прано распоряжения своими земельными участками и право оставления своего участка без согласия управляющего имением (державця). Ушедший из хозяйства и никого не оставивший вместо себя крестьянин считался беглым и возвращался обратно. Волочная помера повлекла за собой общее обнищание и закрепощение сельского господарчого населения. Крестьяне выступали против нее, не желая отдавать свои земли и разорять хозяйство.

Важную роль в общественно-политической жизни Великого княжества Литовского играли города. В конце XV в. в Великом княжестве насчитывалось более 80 городских поселений: городов и местечек. Местечки учреждались на основе великокняжеских привилеев, становились центрами ремесла и торговли. Великий князь регулировал учреждения местечек, чтобы они не создавали конкуренции господарчим городам. Жители учрежденного местечка занимались земледелием, ремеслом, торговлей, несли повинности по отношению к своему господину и были лично свободны. Они имели право продавать свое имущество и менять место жительства. В целях развития ремесел и торговли великие князья предоставляли городам Магдебургское право, источником которого являлись сборник германских законов «Саксонское зерцало», составленный в 1221 — 1225 гг. Эйке фон Репковым, и правовые нормы города Магдебурга XIII в. Магдебургское право с некоторым отпечатком польских городских норм было заимствовано в Польше. В 1387 г. оно было предоставлено Вильнюсу, а в XV в. — Тракаю, Бресту, Каунасу, Луцку, Владимиру, Полоцку, Киеву, Минску и др. В XVI в. Магдебургское право получили и более мелкие города. Согласно этому праву городская община и городская территория получали право самоуправления, становились неподвластными наместникам великого князя и судебной власти. Города вносили в господарчую казну ежегодный «плат», в распоряжение городского управления поступали городские земли и угодья, разные доходные статьи и предприятия — важница (городские весы), лазня (бани), млыни (мельница), крамницы (мануфактурные магазины) и т. д. Такие города освобождались и от всяких натуральных повинностей, но были обязаны вносить в господарчий скарб денежные отчисления от городских торгов и промыслов. Кроме «плата» господарю города должны были нести военную повинность, выставляя в случае надобности определенное количество ратников из мещан.

Купцы организовывались в товарищества. Купцом мог стать только свободный человек, пять—семь лет отработавший помощником у другого купца. Прием в купеческое сословие сопровождался клятвой верности городу. Товарищество поддерживало своих членов кредитами, организовывало охрану товаров, складов, а также представляло и защищало их интересы в магистрате и на сеймах.

Население города избирало войта и радцев (советников) в количестве шести, 12 или — в Вильнюсе — 24 человек. Радды избирали из своей среды сроком на один год бурмистров: двух, четырех или шестерых, одна половина из которых были католиками, другая — православными. Войт и бурмистры вели все городские дела: судебные, административные, хозяйственно-финансовые. Иногда судебные и уголовные дела поручались ведению лавников-присяжных. Главные должности в городском самоуправлении были пожизненными, при этом власть была в руках ремесленно-купеческой верхушки — патрициев, которые стремились передавать ее по наследству. Члены магистратов крупных городов Великого княжества Литовского имели права шляхты.

Жизнь городов не была легкой. Нередко вельможи организовывали вооруженные наезды на города и силой забирали жителей на принудительные работы. Много хлопот горожанами доставляла «квартирная повинность», когда они обязаны были обеспечивать жильем и постоем прибывшую на сейм шляхту. На территории города существовали частные, как правило церковные, владения, у которых с городскими общинами и властями нередко возникали острые конфликты.

Особое положение в городах занимали евреи. Великий князь Витовт стремился привлечь евреев в свои владения, так как последние были ему необходимы в качестве торговых посредников в заграничной торговле: откупщиков, которые могли взять на откуп таможни и другие доходные статьи; финансистов, снабжавших его денежными средствами. Евреи не смешивались с прочим городским населением, их положение определялось тремя привилеями Витовта от 1388 г., согласно которым евреям гарантировались: неприкосновенность личности и жилища, свобода в отправлении религиозного культа, право занятий торговыми и кредитными операциями. Евреи несли одинаковые с мещанами податные тяготы, но уплачивали подати отдельно на правах особой податной единицы. Члены еврейской общины были связаны круговой порукой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой