Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение национальной безопасности Германии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере обеспечения национальной безопасности Германии действует Белая книга о политике безопасности Германии и будущем бундесвера 2006 г. В этом базовом документе, закреплены основные положения политики безопасности и направления развития национальных вооруженных сил. К основным вызовам и угрозам национальной безопасности Германии относятся международный терроризм, распространение оружия… Читать ещё >

Обеспечение национальной безопасности Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшей целью Федеративной Республики Германия (ФРГ) в области политики безопасности является обеспечение мира, свободы и независимости страны[1]. Основной закон ФРГ, вступивший в силу в 1949 г., закрепляет право на жизнь и личную неприкосновенность.

В сфере обеспечения национальной безопасности Германии действует Белая книга о политике безопасности Германии и будущем бундесвера 2006 г. В этом базовом документе, закреплены основные положения политики безопасности и направления развития национальных вооруженных сил. К основным вызовам и угрозам национальной безопасности Германии относятся международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, последствия внутригосударственных и региональных конфликтов и др. Кроме того, особая роль уделяется НАТО — организации, которая является единственным политическим и военным инструментом сохранения мира.

Бундесвер (вооруженные силы ФРГ), формируемый на основе всеобщей воинской повинности, был создан через 10 лет после окончания Второй мировой войны — 7 июня 1955 г. — для выполнения оборонительных функций. К таким функциям относятся: защита страны и ее граждан от политического шантажа и внешней опасности; содействие военной стабильности и интеграции в Европе путем обороны Германии и ее союзников, служение делу мира во всем мире и международной безопасности в соответствии с Уставом ООН; оказание помощи при катастрофах, проведение спасательных работ в чрезвычайных ситуациях и поддержание гуманитарных акций.

Основными интересами Германии являются:

  • 1) обеспечение свободы, безопасности и благосостояния граждан ФРГ и нерушимости ее государственной территории;
  • 2) интеграция в ЕС, так как демократия, правовая государственность и благосостояние в Европе означают мир и безопасность также и для Германии;
  • 3) прочный Трансатлантический союз с США как мировой державой, основанной на общности идеалов и интересов, так как потенциал США является необходимым для международной стабильности, ориентированной на выравнивание различий и на партнерство;
  • 4) вовлечение восточных соседей в западные структуры и создание новой кооперативной системы безопасности, охватывающей все государства Европы;
  • 5) соблюдение международного права и прав человека во всем мире и справедливый всемирный экономический порядок, базирующийся на принципах рынка, поскольку безопасность отдельных стран может быть обеспечена только в рамках системы глобальной безопасности, которая гарантирует мир, право и благосостояние для всех.

В систему обеспечения национальной безопасности ФРГ входят:

  • 1) органы разведки — федеральная разведывательная служба (БНД)[2], ведомство разведки бундесвера (АНБ);
  • 2) органы контрразведки — ведомство по охране конституции, ведомства по охране конституции в землях, военная контрразведка;
  • 3) специальные подразделения и группы пограничной охраны Министерства внутренних дел — группы по борьбе с терроризмом, группы розыска и др.;
  • 4) особые формирования ведомства уголовной полиции в федерации и землях — отделы государственной безопасности, оперативного розыска и предварительного следствия, особые группы безопасности;
  • 5) службы безопасности Министерства экономики, других министерств, крупных компаний и фирм.

В состав Совета безопасности Германии входят: вице-канцлер, министр обороны, министр внутренних дел, министр иностранных дел, министры экономики и финансов, уполномоченный по координации деятельности спецслужб.

В ФРГ действует система контроля за деятельностью спецслужб, включающая:

  • 1) парламентский контроль, осуществляемый комиссиями бундестага;
  • 2) правительственный контроль, осуществляемый федеральным канцлером, Федеральным советом безопасности, Ведомством федерального канцлера, уполномоченным по координации деятельности спецслужб, Комитетом статс-секретарей по делам секретных служб и безопасности;
  • 3) федеральный уполномоченный по защите данных на лиц;
  • 4) постоянный межведомственный комитет по вопросам безопасности в спецслужбах и соответствующие ведомственные комитеты и отделы в Министерстве внутренних дел и Министерстве обороне.

Федеральная разведывательная служба является главным разведывательным органом государства, который подчиняется Ведомству федерального канцлера. В отличие от других разведывательных служб, БНД занимается всеми видами разведки: политической, военной, экономической, научно-технической, в то время как другие действуют в основном только в своих сферах. Федеральный совет безопасности Германии отвечает за разработку концепции государственной безопасности, вырабатывает предложения по стратегическим направлениям внешней и внутренней безопасности.

Спецслужбы Германии осуществляют две основные задачи: обеспечение внешней безопасности (контрразведка) и обеспечение внутренней безопасности, защита конституционного строя и целостности государства (разведка, полиция)[3]. Заслуживают внимания группы по предотвращению провокационных акций, образованные в структуре полиции в начале 2000;х гг. в Берлине, в состав которых входят специалисты, имеющие психологические навыки для предотвращения конфликтных ситуаций.

Основным законом Франции является Конституция Французской республики, принятая в 1958 г. в соответствии с положениями французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.

В первом ордонансе «О национальной обороне» от 7 января 1959 г., в очередных документах и в настоящей «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности» от 29 апреля 2013 г. (далее в данном подпараграфе — «Белая книга») раскрываются основные принципы оборонной политики и направления военного строительства Франции.

В «Белой книге» Франции определены основные виды угроз: терроризм; региональный и национальный экстремизм; торговля наркотиками; неконтролируемое расширение каналов информации, способствующее возникновению конфликтов. К жизненно важным интересам Франции относятся: территориальная целостность, суверенитет и население.

Важнейшим стратегическим субъектом системы обеспечения национальной безопасности Франции является разведка, которая осуществляется на следующих уровнях:

  • 1) стратегический уровень — для обеспечения возможности выработки адекватных долговременных решений руководством страны;
  • 2) тактический уровень — для обеспечения интересов отдельных структур, ведающих вопросами безопасности;
  • 3) оперативный уровень — для обеспечения необходимой информацией исполнителей отдельных операций в режиме реального времени.

В состав вооруженных сил Франции входит Национальная жандармерия Франции (аналог войск национальной гвардии России), которая осуществляет функции обеспечения национальной обороны. Основное предназначение и пределы полномочий современной Национальной жандармерии были закреплены в ст. 1 декрета «Об организации и службе жандармерии» 1928 г.: «Жандармерия представляет собой силу, предназначенную для обеспечения общественной безопасности, поддержания правопорядка и исполнения законов… Ее деятельность распространяется на всю территорию страны, равно как и на вооруженные силы».

В настоящее время акценты в деятельности Национальной жандармерии стали заметно смещаться в сторону обеспечения внутренней безопасности. Л. Л. Смирнов считает, что такое положение было вынужденной мерой ввиду возрастания опасности терроризма как международного явления[4].

В «Белой книге» Франции также отмечается необходимость сотрудничества с Россией с целью обеспечения безопасности в Европе.

В отличие от других стран Китай лишен активной наступательной позиции. Оценивая проблемы национальной безопасности в Восточной Азии, Китай в качестве основных держав учитывает США, Японию и Россию. Однако при этом китайские эксперты представляют характеристику реального статуса каждой страны: США — как единственной сверхдержавы, Японии — как страны, находящейся на подъеме своего развития, Российской Федерации — как региональной державы.

Основными правовыми актами в сфере национальной безопасности Китайской Народной Республики (КНР) являются программные документы съездов Коммунистической партии Китая (далее— КПК), постановления пленумов Центрального комитета КПК, документы Центрального Военного совета и Государственного совета КНР.

В Китае в 2015 г. были приняты Закон «О национальной безопасности» и Белая книга «Национальная оборона Китайской Народной Республики». В законе национальная безопасность рассматривается как «состояние, когда государственная власть, суверенитет, единство и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие и другие ключевые интересы государства находятся в относительной безопасности и не подвергаются ни внутренним, ни внешним угрозам».

В «Белой книге» по вопросам обороны Китая 2000 г. были определены цели, задачи, жизненно важные интересы в условиях «тенденций многомерности и экономической глобализации». В «Белой книге» 2015 г. отмечается, что в современных условиях китайская армия намерена поддерживать позиции «активной обороны», которая предполагает отказ от инициирования войн и участия в агрессиях, но допускает участие в войне в случае необходимости защиты национального суверенитета и территориальной целостности. Китай не стремится наращивать вооружение и участвовать в гонке вооружений в космосе и ядерной гонке. При этом важнейшими областями обеспечения национальной безопасности называются море, космос, Интернет и ядерная сила.

К национальным интересам Китая относятся суверенитет, безопасность, экономическое развитие, международный статус, национальное достоинство и др. Угрозами национальной безопасности Китая являются: гегемонизм, политика с позиции силы; интенсификация международного соперничества за перераспределение силы; терроризм; этнические, религиозные, территориальные споры и др.

Высокий динамизм роста экономики и военной мощи Китая превращает его в один из наиболее влиятельных мировых центров в XXI в. Объективный анализ состояния вооруженных сил показывает, что в настоящее время военный, особенно авиационный и ракетно-ядерный, потенциал Китая представляет по своим боевым характеристикам и географическому размещению опасность для многих стран мира. Основным ведомством, занимающимся вопросами обороны и безопасности, является Министерство государственной безопасности КНР, которое находится в идеологическом подчинении у Центрального комитета КПК.

Это министерство состоит из бюро: агентурная разведка на территории Китая; зарубежные операции; операции в Гонконге; Макао, Тайване; оперативно-техническое обеспечение; координация региональных отделов Министерства государственной безопасности; контрразведка; обработка и анализ поступающих разведданных; Институт современных международных отношений; управление собственной безопасности, координации особых отделов в армии; радиоэлектронная разведка и компьютерная безопасность; официальные контакты с иностранными спецслужбами.

Таким образом, основным курсом в сфере национальной безопасности Китая является мирное развитие, поддержание независимой мирной внешней политики и выступление против гегемонии и силовой политики.

  • [1] См.: Шуберт Т. Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовыеаспекты: сравнительно-правовое исследование. М., 2001. С. 120—129.
  • [2] Bundesnachrichtendienst — BND.
  • [3] См.: Белая книга российских спецслужб. М., 1997. С. 211.
  • [4] См.: Смирнов Л. Л., Кикоть В. Я. Основные функции, задачи и принципы служебной деятельности национальной жандармерии по обеспечению общественной безопасности // Право: Теория и практика. М.: Тезарус, 2003. № 5. С. 79—83.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой