Конституционно-правовая ответственность.
Конституционное право России
Конституционно-правовая ответственность наступает прежде всего за совершенное противоправное деяние (негативная или ретроспективная ответственность). Однако конституционно-правовая ответственность возможна и как правовое состояние, обусловленное участием в публично-правовых отношениях (позитивная ответственность). Например, если Государственная Дума трижды не дала согласие Президенту РФ… Читать ещё >
Конституционно-правовая ответственность. Конституционное право России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конституционно-правовая ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности, а также имеет собственные признаки, характеризующие ее как самостоятельный вид юридической ответственности. К числу признаков юридической ответственности, распространяющихся и на конституционно-правовую, относятся следующие:
- • конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности, как правило, направлена против правонарушения;
- • конституционно-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности предполагает возможность применения государственного принуждения;
- • формой государственного принуждения являются санкции, предусмотренные конституционно-правовыми нормами;
- • конституционно-правовая ответственность налагается в ходе правоприменительной деятельности в порядке и формах, определенных законом.
Наряду с перечисленными признаками, характерными для любых видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность, будучи самостоятельным видом юридической ответственности, имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями предмета правового регулирования конституционного права, а именно:
- • наличие собственных юридических источников: Конституция РФ; федеральные законы; конституции (уставы) и законы субъектов РФ; регламенты законодательных органов государственной власти РФ, предусматривающие конституционно-правовую ответственность;
- • наличие конституционно-правовых деликтов, суть которых заключается в нарушении вышеперечисленных норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность;
- • специфичность санкций, свойственных для конституционно-правовой ответственности: досрочное прекращение полномочий, запрет занимать определенные должности, отставка, досрочный отзыв депутатов и др.;
- • каждой санкции в конституционно-правовой ответственности соответствует присущая ей процедурная форма применения, нет единого для всех санкций конституционно-правовой ответственности порядка назначения и исполнения;
- • среди санкций конституционно-правовой ответственности преобладают не карательные, а предупредительные;
- • специфический круг субъектов конституционно-правовой ответственности, среди которых: государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, общественные объединения, должностные лица, граждане.
Конституционно-правовая ответственность наступает прежде всего за совершенное противоправное деяние (негативная или ретроспективная ответственность). Однако конституционно-правовая ответственность возможна и как правовое состояние, обусловленное участием в публично-правовых отношениях (позитивная ответственность). Например, если Государственная Дума трижды не дала согласие Президенту РФ на назначение предложенной им кандидатуры Председателя Правительства РФ, она может быть распущена Президентом РФ. В данной ситуации Государственная Дума не нарушила предписаний конституционно-правовой нормы, однако к ней может быть применена санкция.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт, характеризующийся совокупностью признаков, наличие которых позволяет привлечь к конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовые деликты как разновидность правонарушения специфичны по своей природе и не могут быть отнесены ни к проступкам, ни к преступлениям. Вместе с тем конструкция правонарушения из четырех обязательных элементов теоретически и практически оправдана для уголовной, административной ответственности, в то время как в рамках конституционно-правовой ответственности выявление всех традиционных элементов состава правонарушения несущественно для характеристики оснований конституционно-правовой ответственности[1].
Так, вред, причиненный отношениям народовластия, закрепленным в Конституции РФ, не имеет осязаемого характера и не поддается точному учету и измерению, и, соответственно, в ряде случаев в объективную сторону правонарушения нельзя включать вред и причинную связь. Не имеет юридического значения в процессе реализации конституционно-правовой ответственности и детальное установление объекта и некоторых особенностей объективной стороны конституционно-правового деликта (место, время и иные обстоятельства происшедшего правонарушения), важных, например, для уголовной ответственности. Не столь существенны для квалификации деяния и определенные признаки субъекта конституционно-правового деликта (возраст, вменяемость, обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность).
Рассмотрим более детально отдельные элементы конституционно-правового деликта.
Конституционно-правовой деликт выступает как нарушение выраженного в норме права общеобязательного правила поведения, как отклонение от содержащихся в ней требований.
Деянием может быть как действие, так и бездействие субъекта конституционно-правовой ответственности. Противоправность деяния может выражаться в неприменении конституционно-правовой нормы; неправильном применении конституционно-правовой нормы, что имеет следствием недостаточно эффективную реализацию предписаний нормы; в исполнении одного из возможных вариантов поведения в ущерб другим, при получении отрицательного результата; прямом нарушении конституционно-правовой нормы[2].
Субъективной стороной конституционно-правовой ответственности является, как правило, вина в форме умысла или неосторожности. Однако из этого общего правила возможны исключения. Отдельные конституционно-правовые нарушения являются результатом коллегиальных решений, что затрудняет установление вины конкретных лиц. Примером может служить досрочное прекращение полномочий депутатов в связи с роспуском парламента субъекта РФ указом Президента России из-за принятия закона, противоречащего Конституции РФ, даже если конкретные депутаты голосовали против принятия данного закона.
Объективной стороной конституционно-правового деликта является, как правило, закрепленная в законе противоправность деяния, причитая связь между ним и наступившим вредным результатом. Однако в силу возможности наступления конституционно-правовой ответственности, как было уже указано, и без вины субъекта конституционно-правовой ответственности, попытки описания объективной стороны конституционно-правового деликта по приведенной схеме (противоправность деяния, вредные последствия и причинная связь между ними) практически умозрительны в рамках конституционного права. Например, ч. 2 ст. 117 Конституции РФ предусматривает отставку Правительства по воле Президента РФ, причем при принятии решения он не связан никакими правовыми условиями.
Итак, конституционно-правовой деликт — это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение мер конституционно-правовой ответственности.
Санкциями конституционно-правовой ответственности являются установленные конституционно-правовыми нормами меры государственного принуждения, применяемые к субъектам конституционно-правовых отношений при наличии конституционно-правового деликта и выражающие его итоговую правовую оценку.
Виды санкций:
- — отмена решения о принятии в гражданство Российской Федерации;
- — лишение статуса беженца;
- — лишение государственных наград и званий;
- — лишение или приостановление избирательного права гражданина — активного и пассивного либо только пассивного;
- — предупреждение общественному объединению в связи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу данного общественного объединения;
- — приостановление деятельности общественного объединения по решению суда;
- — ликвидация общественного объединения и запрет его деятельности решением суда;
- — признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными;
- — досрочное прекращение полномочий доверенных лиц, наблюдателей по решению кандидата, избирательного объединения;
- — удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое влияет на объективные результаты голосования;
- — роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица (например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отрешение от должности выборного должностного лица местного самоуправления);
- — приостановление деятельности органа (например, приостановление Президентом РФ деятельности Конституционного Суда РФ в 1993—1994 гг.);
- — переформирование состава органа (Президент РФ имеет право изменить состав Правительства РФ); отмена решения одного органа другим органом (так, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Президента РФ);
- — отмена органом акта своего руководителя (например, Государственная Дума вправе отменить распоряжение Председателя палаты);
- — отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления;
- — недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии;
- — отставка депутата, выборного должностного лица, правительства;
- — отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями;
- — прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего представительного органа;
- — процессуальные санкции в отношении депутатов: предупреждение, замечание, лишение слова при выступлении не по теме или с использованием оскорбительных выражений, отключение микрофона, удаление из зала заседаний.