Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программы общественных работ как мера регулирования рынка труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые разработка и реализация программ общественных работ была осуществлена в США. В начале 1930;х гг., в период экономического кризиса и Великой депрессии, правительство США использовало общественные работы в качестве временной альтернативы постоянной занятости. При организации общественных работ спрос на труд формируется от лица государства в лице федеральных или местных органов власти… Читать ещё >

Программы общественных работ как мера регулирования рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из традиционных мер регулирования рынка труда, повышающих совокупный спрос на труд, являются программы общественных работ.

Впервые разработка и реализация программ общественных работ была осуществлена в США. В начале 1930;х гг., в период экономического кризиса и Великой депрессии, правительство США использовало общественные работы в качестве временной альтернативы постоянной занятости. При организации общественных работ спрос на труд формируется от лица государства в лице федеральных или местных органов власти. Поэтому источником финансирования этих работ служит федеральный или местный бюджет. Основная цель общественных работ — мобилизация незанятого населения для реализации социально-значимых проектов; при этом одновременно учитываются интересы общества и безработных. Известно, что даже при достаточно высоком уровне безработицы существуют вакантные рабочие места в тех сферах деятельности, труд в которых непрестижен и малооплачиваем, но необходим государству. Обычно это касается вакансий в социальной сфере (работа, связанная с уходом за инвалидами и престарелыми, больными в муниципальных больницах или не имеющими родственников) или рабочих мест тяжелого неквалифицированного труда. Безработные не претендуют на данные вакансии как на постоянные рабочие места, но вполне могут их занять на временных условиях, в ожидании подходящей работы, так как это дает возможность получения дополнительного трудового дохода и одновременно позволяет человеку не утратить стереотипов поведения работающего члена общества. Организация и частные предприниматели могут быть привлечены к участию в общественных работах, получая подряды на их выполнение и нанимая безработных по направлениям органов службы занятости. Но это не изменяет механизма их финансирования из федерального или местного бюджета.

Важное место в организационно-экономическом механизме управления взаимодействием рынков труда различных уровней занимают меры воздействия на предложение труда.

Основа масштабов предложения труда — численность трудовых ресурсов общества — формируется под влиянием процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения. Однако даже самый прогрессивный мировой опыт разработки и осуществления демографической политики свидетельствует об иных целях и приоритетах, чем наращивание именно численности трудовых ресурсов. Возможно, причина этого — продолжительный временной лаг между мерами, направленными на повышение (или сокращение) уровня рождаемости, и вступлением в трудоспособный возраст тех людей, чье рождение явилось реакцией их родителей на меры демографической политики. Что же касается попыток снижения уровня смертности населения, особенно в дорабочем и рабочем возрасте, то решение этой проблемы лежит за пределами демографической политики как таковой, потому что причины, порождающие высокий уровень смертности населения, формируются на макроуровне. Регулирование трудовой миграции в современной России ограничено причинами социально-политического и финансового характера. Таким образом, можно констатировать: в современных условиях государство реально воздействует на формирование структуры предложения труда реализацией программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, уделяя особое внимание молодежи как весьма специфической группе трудовых ресурсов.

Особая роль в организационно-экономическом механизме регулирования занятости в современных условиях принадлежит малому бизнесу. Сегодня большинство мужчин и женщин в мире зарабатывают на жизнь, трудясь на микрои малых предприятиях, на дому или в качестве самозанятых. Поэтому усилия по обучению методам ведения бизнеса и организации дела, маркетингу, по поиску новых решений и выработке регулирующих положений могут дать в этой сфере занятости наибольшую отдачу. Этот подход подтвержден Международной конференцией труда, принявшей в 1998 г. Рекомендацию № 198 «Создание рабочих мест на малых и средних предприятиях» .

В соответствии с этой задачей в МВТ создана целевая программа «Увеличение занятости через развитие малых предприятий» (SEED). Ее главная задача — содействовать появлению большего числа рабочих мест лучшего качества в секторе малых предприятий.

Программа осуществляется в сотрудничестве с правительствами, социальными партнерами и местными общинами и использует 30-летний опыт работы МОТ в этом направлении. В ее рамках идет поиск наиболее успешных путей повышения занятости через развитие малых предприятий. Наработанный опыт используется при предоставлении консультаций по выбору политических решений, осуществлении проектов технического сотрудничества, при работе с международными организациями и странами-донорами.

При проведении Программы полностью учитываются принципы и ценности МОТ: повышение качества рабочих мест на малых предприятиях, расширение экономических возможностей для женщин, содействие представительным объединениям работодателей и трудящихся, улучшение условий занятости трудящихся неформального сектора. Этот сектор уже не рассматривается как периферийный и временный, притом характерный лишь для развивающихся стран. Он считается сегодня главным генератором рабочих мест, социальным амортизатором в периоды экономического кризиса, областью творческого предпринимательства. В большинстве стран с развивающейся экономикой или экономикой переходного типа большое число рабочих мест и возможность получения заработка связаны с тем, что именуется в наши дни «неформальной экономикой». Ее все чаще считают неотъемлемой частью общей экономики. Однако факт остается фактом: условия труда в ней большей частью тяжелые, а заработки — на уровне прожиточного минимума.

В рамках названной Программы выдвинуто несколько инициатив для решения подобных проблем, выявляются новые тенденции и накапливается опыт. На данной основе создается возможность для экспериментальных проектов на институциональном, местном и общенациональном уровнях. Среди применяемых средств поддержки — различные руководства, учебные модули, описания положительного опыта, предназначенные для работников министерств и ведомств, которые взаимодействуют с предпринимателями и микропредприятиями городской неформальной экономики.

В рамках Программы отслеживается социальное воздействие глобализации и распространяющейся практики субподряда на характер труда в неформальном секторе. Важный элемент при этом — поддержка объединений трудящихся, особенно женщин. Действуя совместно с Бюро по деятельности трудящихся МВТ, Программа помогает им стать полноправными и представительными организациями на низовом уровне, преодолеть их изолированность, связывая друг с другом на национальном и международном уровнях. Объединения трудящихся в этой сфере занятости — дополнительный канал для оказания им различных услуг, включая накопление сбережений и предоставление кредита, медицинское обслуживание, заботу о детях.

Надомный труд — традиционная гибкая форма работы, приобретающая новый импульс в результате технологического прогресса, перестройки экономики и перемен в организации производства и труда. Обычно он завершает технологическую цепочку предприятия, носит трудоинтенсивный характер и отличается невысокой производительностью. Сегодня в эту сферу стали входить и высококвалифицированные работники.

Данные о степени и характере работы на дому скудны и ненадежны, часто она (работа) «невидима». В национальной статистике труда ее трудно отделить от самозанятости, поскольку часто эти две формы накладываются друг на друга. Законы о труде надомников и их правах часто невнятны и плохо проводятся в жизнь. В особенно невыгодном положении находятся занятые таким трудом женщины, сконцентрированные в узком диапазоне видов деятельности с более низкой производительностью, скудной и нерегулярной оплатой, недостаточным социальным страхованием и стабильностью. Исследования и проекты технического сотрудничества, реализованные в рамках МОТ в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, способствуют лучшему пониманию особенностей надомного труда и его гендерных аспектов. Ориентирами в новой сфере служат Конвенция МОТ № 177 и Рекомендация № 184.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой