Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкуренция и её виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде всего, подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества — с победителями и побежденными — субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Понятие и сущность конкуренции
  • 2. Виды и типы конкуренции
    • 2. 1. Совершенная конкуренция
    • 2. 2. Монополия
    • 2. 3. Монополистическая конкуренция
    • 2. 4. Олигополия
    • 2. 5. Антимонопольная политика
  • Заключение

Конкуренция и её виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, «конкуренция» (от лат. concourrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

1. Понятие и сущность конкуренции Что такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего, подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества — с победителями и побежденными — субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.

Обычно разделяют понятия «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе — к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

Она определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкуретным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не

Показать весь текст

Список литературы

  1. n
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135 ФЗ 'О защите конкуренции'// СЗ РФ, 2006,№ 31 ч.1. ст.3434;
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. /Ред. А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов.-8-изд.-М.:ИТД'КноРус'2008.
  4. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Учеб. пособие/Чечевицына Л.Н.-Ростов-На-Дону:Феникс, 2002.
  5. И.Н. Экономика предприятия:учеб./ Чуев И. Н., Чечевицына Л.Н.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Дашков и К, 2006.
  6. Ю.В., Земляков Д. Н. Микроэкономика:учеб./Под от.ред. А.В.Сидоровича-М.; Изд.'Дело и Сервис', 2002.
  7. В.В. Экономика: учебник-М.; Экзамен, 2005.
  8. В.В. Курс лекций-М.Экзамен, 2006.
  9. Е.Ф. Борисов Экономическая теория в вопросах и ответах./учеб.пособие.'Проспект' 2009.
Заполнить форму текущей работой