Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование инновационной среды управления некоммерческими организациями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные методологические положения и рекомендации по совершенствованию системы управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики нашли практическое применение в отраслевых органах администрации Ступинского муниципального района и органах местного самоуправления городских и сельских поселений, расположенных на территории Ступинского района, что подтверждено… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. Теоретические аспекты формирования инновационной среды управления муниципальными некоммерческими 15 организациями
    • 1. 1. Правовые основы управления муниципальными некоммерческими организациями по предоставлению услуг населению
    • 1. 2. Инновационные процессы в системе управления муниципальными некоммерческими организациями
    • 1. 3. Программно-целевая форма инновационного управления муниципальными некоммерческими организациями
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Анализ системы управления муниципальными некоммерческими организациями при оказании услуг населению
    • 2. 1. Система управления муниципальными некоммерческими организациями по предоставлению услуг населению
    • 2. 2. Финансовое обеспечение предоставления муниципальных услуг населению в деятельности муниципальных некоммерческих организаций
    • 2. 3. Роль регионального маркетинга в системе муниципального управления
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Инновационные механизмы управления муниципальными некоммерческими организациями
    • 311. Механизм регулирования организационно-правовых форм муниципальных некоммерческих организаций
      • 3. 2. Механизм оценки качества финансового менеджмента 126 муниципальных некоммерческих организаций
      • 3. 3. Механизм контрольной деятельности в системе управления муниципальными некоммерческими организациями
  • Выводы по третьей главе

Формирование инновационной среды управления некоммерческими организациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения законодательства РФ в результате проводимых в нашей стране в последнем десятилетии административной и бюджетной реформ привели к значительной самостоятельности и ответственности муниципальных образований по организации жизни населения на отдельной локальной территории. Характерное для муниципального управления самостоятельное определение целей и задач развития территории, формирование бюджета и ресурсной базы предполагает разработку эффективной системы внутреннего взаимодействия всех элементов местного самоуправления. Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, не подавляющем деловую активность увеличении налоговой базы бюджета и экономном расходовании бюджетных средств, м Среди важнейших задач, которые стоят в настоящее время перед органами местного самоуправления является внедрение инноваций в систему управления бюджетным сектором экономики в целях повышения эффективности работы муниципальных организаций, а также обеспечения качественного предоставления муниципальных услуг.

Осуществляемые на муниципальном уровне изменения организационно-управленческой модели взаимодействия органов местного самоуправления и организаций бюджетного сектора экономики создают инновационные механизмы в системе муниципального управления некоммерческими организациями.

Г Учитывая, что муниципальное управление реализуется самостоятельно в каждом отдельном муниципальном образовании, то и методы преобразования внутреннего взаимодействия основных субъектов местного самоуправления отличает отсутствие общих единых принципов построения такой системы управления. Кроме того, в условиях динамичного изменения законодательных норм публичного управления на государственном и муниципальном уровне, следует отметить сохраняющуюся тенденцию низкой информированности муниципальных образований о лучшей практике организации муниципального управления в области регулирования деятельности некоммерческих организаций по предоставлению общественных услуг в бюджетном секторе экономики.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью анализа организационных нововведений в системе муниципального управления, систематизации и перехода от разрозненных, изолированных подходов в организационном развитии системы управления муниципальными некоммерческими организациями к разработке инновационных механизмов управления результатами деятельности организаций некоммерческого сектора национальной экономики и формированию инновационной среды в системе муниципального управления в условиях предоставления общественно-значимых услуг населению.

Различные аспекты проблемы инноваций в системе управления рассматривались с позиций теории инноваций и исследований И. Шумпетера, П. Ф. Друкера, А. И. Пригожина, И. М. Голова, P.M. Нижегородцева [105,39,78,28, 36]. Важнейшие аспекты развития систем управления изучались на основании исследований В. В. Глущенко, Б. Г. Литвака, А. Г. Теслинова, Л. Карапетяна [27,62,95,50].

Инновационный процесс, как важное направление экономического развития территории, вопросы методического обеспечения процесса принятия инновационных решений, основные черты инновационного менеджмента рассмотрены в работах В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк, Е. П. Голубкова, МЛ. Кричевского, В. Д. Грибова, А. Ф. Габитова [32,29,30,55,35,24] и др.

Разноплановым проблемам повышения качества процесса публичного управления, совершенствования системы управления в бюджетном секторе экономики, особенностям принятия инновационных решений и роли инновационной политики в общественном развитии территории посвящены 5 многочисленные работы Т. В. Бурмистровой, Г. Я. Гольдштейна, П. Н. Завалина, Л. М. Гохберга, А. И. Татаркина, Ю. В. Перевалова, Р. А. Фатхутдинова, О. М. Хотяшева, А. Г. Гранберга [19,31,46,45,94,76,97,102,34].

При анализе литературы, посвященной теоретическим и методологическим основам системы публичного управления и его влияния на развитие общественного сектора экономики следует отметить специальные исследования и монографии Р. А. Масгрейва и П. Б. Масгрейва, Э. Маркварта, Р. С. Кпалана, Т. Г. Морозовой, В. Я. Райцина, М. М. Сухорукова [67,66,48,70,83,93], в которых основное внимание уделяется вопросам теоретического осмысления проблем удовлетворения общественных потребностей и оказания общественных услуг, государственного управления и' регулирования экономических процессов их предоставления, повышения эффективности государственных финансов при реализации потенциальных возможностей использования бюджетных ресурсов в рыночной среде. п' Вопросам совершенствования системы управления некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики и проблемам практического внедрения форм и методов управления системой оказания услуг в социальной сфере посвящены работы: В. Б. Зотова, Е. Е. Ваксовой, Ю. Чалой, И. Крупина, В. В. Волкова, Л. И. Прониной, Е. В. Попова [88,20,103,56,23,80,79]. В них достаточно подробно рассматриваются различные категории и виды государственных (муниципальных) услуг, роль органов публичного управления в регулировании деятельности организаций по предоставлению общественных услуг, практические рекомендации по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью организаций бюджетного сектора экономики. Кроме того, среди научных трудов по проблемам стратегического планирования развития территории, специфических особенностей влияния регионального маркетинга на систему предоставления общественных услуг на муниципальном уровне можно отметить труды Ф. Котлера, И. Прокопенко,.

А-А.Другова, А. И. Левина, В. Лобанова, В. Д. Секерина [54,96,38,60,64,85]. 6.

Вместе с тем, при анализе литературы обращает на себя внимание, что методический аппарат инновационного менеджмента не учитывает специфику деятельности некоммерческих организаций бюджетного сектора экономики, как социальной организации и роли организационного менеджмента в системе муниципального управления. Существенна неравномерность в изучении проблем деятельности некоммерческих организаций бюджетного сектора экономики, наличие в нормативно-правовой базе неурегулированных вопросов по управлению системой оказания муниципальных услуг. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективной необходимостью выработки предложений эффективного публичного управления в бюджетном секторе экономики и разработки инновационных механизмов управления некоммерческими организациями на муниципальном уровне.

Область исследования соответствует п. 2.4 «Исследование интеграционных процессов в инновационной среде. Концепции обновлений и формы их практической реализации» Паспорта специальностей ВАК РФ: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в разработке обоснованных предложений по совершенствованию теоретических положений, методической базы и практического инструментария формирования инновационной среды в системе управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики в условиях предоставления общественно-значимых муниципальных услуг.

Поставленная цель исследования реализуется решением ряда взаимосвязанных задач:

— рассмотреть инновационные процессы в системе муниципального управления и определить направления оценки результатов деятельности некоммерческих организаций;

— определить принципы программно-целевой формы инновационного управления некоммерческими организациями бюджетного сектора экономикиисследовать систему оказания услуг муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики;

— определить роль регионального маркетинга в системе развития муниципальных услуг;

— выявить проблемы финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг и механизмы снижения негативных последствий таких отрицательных явлений в процессе управления муниципальными некоммерческими организациями;

— разработать инновационные механизмы управления муниципальными некоммерческими организациями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность по предоставлению муниципальных услуг в бюджетном сектора экономики.

Объектом исследования выступают муниципальные некоммерческие организации бюджетного сектора экономики Ступинского муниципального района функционирующие в системе оказания услуг социальной направленности на муниципальном уровне.

Предметом исследования является система экономико-правовых отношений, возникающих в процессе формирования инновационной среды в управлении муниципальными некоммерческими организациями.

Теоретической и методологической основой исследования является научная литература отечественных и зарубежных ученых в области теоретических знаний по вопросам инновационного менеджмента и практики управления экономической, финансовой деятельностью публично-правовых образований и организаций, материалы и рекомендации научно-практических.

• I конференций и семинаров, а также иные источники. К ним относятся, прежде всего официальные документы, включающие нормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, а также нормативноправовые документы муниципального уровня.

В процессе исследования были использованы современные методы экономического анализа деятельности некоммерческих организаций, системный анализ, метод экспертных оценок, логический и ситуационный анализ, статистические методы сбора и обработки первичной информации. В процессе работы применялись также приемы сравнительного анализа, методы качественной обработки эмпирических данных, такие как классификация и дифференциация на основе заданных критериев, методы табличной интерпретации аналитической информации.

Информационная база исследования. В исследовании использовалась внутренняя информация исследуемых организаций, а также внешняя: годовые отчеты о результатах деятельности, опросы населения, различная финансово-экономическая документация. Базой оценки качества финансового менеджмента выступила финансовая отчетность, как система показателей об имущественном и финансово-экономическом положении и результатах деятельности рассматриваемых организаций и бюджета Ступинского муниципального района.

Научная новизна исследования заключается в разработке инновационной среды управления муниципальными некоммерческими организациями в системе оказания услуг социальной направленности на муниципальном уровне.

Наиболее существенными положениями, определяющими новизну и являющимися предметом защиты по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями выступают следующие:

1. Разработана концептуальная модель инновационного управления системой оказания муниципальных услуг и предложены инновационные механизмы муниципального управления организациями бюджетного сектора экономики.

2. Установлены принципы программно-целевой формы инновационного управления муниципальными некоммерческими организациями.

3. Выявлены особенности финансового обеспечения предоставления услуг в деятельности муниципальных некоммерческих организаций бюджетного сектора экономики.

4. Предложены инновационные механизмы регулирования организационно-правовых форм муниципальных некоммерческих организаций и на примере организаций Ступинского муниципального района проведена оценка привлечения дополнительных финансовых ресурсов при таком изменении на основе факторного анализа бюджетного финансирования и налоговой нагрузки.

5. Предложен авторский поход оценки качества финансового менеджмента муниципальных некоммерческих организаций и систематизированы результаты оценки управления муниципальными финансами на примере отраслей бюджетной сферы Ступинского муниципального района.

6. Сформированы основные направления деятельности контрольных органов при внедрении методов инновационного управления системой оказания услуг муниципальными некоммерческими организациями.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в разработке на основе проведенных исследований инновационных механизмов в системе управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики, выработке концептуальной модели инновационного управления системой оказания муниципальных услуг.

Разработанный процессный подход реализации маркетинговой стратегии развития муниципального образования и программно-целевая форма организации инновационного управления может применяться в управленческой деятельности органов местного самоуправления по регулированию рынка общественно-значимых муниципальных услуг на территории муниципального образования.

Механизмы регулирования организационно-правовых форм муниципальных некоммерческих организаций, оценки качества финансового менеджмента и контроля за деятельностью муниципальных некоммерческих организаций позволяют повысить качество управления имущественным комплексом и финансовыми ресурсами в отдельных некоммерческих организациях и в бюджетной сфере муниципального образования в целом, повысить мотивацию субъектов муниципального управления по улучшению качества предоставления муниципальных услуг.

Разработанные методические положения, а также изложенные теоретические основы и научные выводы, практические рекомендации могут быть использованы руководителями и специалистами органов местного самоуправления и организаций муниципального уровня при подготовке и принятии решений в сфере стратегического планирования и текущего управления экономической деятельностью некоммерческих организаций.

Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки и переподготовки руководящих специалистов органов муниципального управления и организаций бюджетного сектора экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались автором в 2010 году на седьмой международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны», в 2011 году на четвертой Всероссийской научно-методической конференции «Развитие предприятий, отраслей, регионов России», второй Всероссийской научно-практической конференции «Современные модели социально-экономических и инновационных трансформаций предприятий, отраслей, комплексов», на совещаниях органов местного самоуправления Ступинского муниципального района в 2008; 2012 гг.

Разработанные методологические положения и рекомендации по совершенствованию системы управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики нашли практическое применение в отраслевых органах администрации Ступинского муниципального района и органах местного самоуправления городских и сельских поселений, расположенных на территории Ступинского района, что подтверждено соответствующими актами и справками о внедрении. Кроме того, разработанный автором механизм оценки качества финансового менеджмента муниципальных некоммерческих организаций и предложенные изменения в организации системы контроля за их деятельностью рекомендованы Советом муниципальных образований Московской области для практического применения органами муниципального управления.

Положения диссертации были использованы при разработке Программы реформирования муниципальных финансов в городском поселении Ступино на 2010;2011 годы для участия в конкурсном отборе муниципальных образований Московской области на лучшую программу реформирования муниципальных финансов, по результатам которого в 2010 году городское поселение «Ступино» было признано победителем.

Публикации по теме исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 11 научных статьях общим объемом 2,75 п.л. (авт. 2,28 п.л.), в том числе три статьи в изданиях из перечня, рекомендованного ВАК РФ общим объемом 1,09 п.л.(авт. 1,09 п.л.).

Структура и объем работы. Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Основная часть диссертации изложена на 173 страницах, содержит 14 таблиц, 6 рисунков и 21 приложение.

Выводы по третьей главе.

1. Проведенный системный анализ действующего законодательства определил различия правового положения и пределы правоспособности учреждений некоммерческого сектора экономики, оказывающих муниципальные услуги.

2. В исследовании разработаны основные показатели, определяющие правовое положение муниципальных организаций при использовании механизма регулирования их организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по предоставлению социально-значимых услуг обществу.

3. Анализ влияния бюджетного финансирования и налоговой нагрузки на определение организационно-правовой формы некоммерческих организаций показал, что изменения организационно-правовой формы некоммерческих учреждений в форму автономных и бюджетных приводят к дополнительным возможностям привлечения финансовых ресурсов в организацию при незначительных потерях в целом для бюджета муниципального образования.

4. Авторский подход оценки качества финансового менеджмента, рассмотренный на примере анализа показателей отраслевой структуры бюджетной системы Ступинского муниципального района, выявил положительные изменения и недостатки в конкретных направлениях управления финансовой деятельностью некоммерческих организаций, а также положительные примеры лучшей практики финансового менеджмента.

— 5. В диссертационном исследовании рассмотрена действующая система государственного и муниципального финансового контроля в РФ.

6. В рамках внедрения инновационного механизма управления муниципальными некоммерческими организациями сформированы основные направления контрольных мероприятий системы финансового контроля:

1) В системе внешнего финансового контроля — мероприятия по проверке соблюдения законодательства, экспертизы нормативных правовых актов, оценки эффективности использования государственной (муниципальной) помощи хозяйствующим субъектам.

2) В системе внутреннего финансового контроля — мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных ключевых показателей эффективности деятельности организации, осуществляемых специализированными подразделениями внутреннего аудита организации.

3) Выработка предложений по прогнозированию дальнейшего развития хозяйствующего субъекта исходя из потребностей общества.

4) Изменение нормативно-правовой базы в сфере внешнего финансового контроля и внутреннего аудита.

7.Анализ организации внутреннего финансового контроля в системе оказания муниципальных услуг в Ступинском муниципальном районе показал, что скорость, правильность и эффективность принятия управленческих решений обеспечиваются автоматизацией всего цикла управления бюджетным процессом и системой управления за деятельностью муниципальных некоммерческих организаций. Применение механизмов автоматизации системы контроля за деятельностью муниципальных некоммерческих организаций повышает эффективность принимаемых решений за счет формализации и оптимизации процессов управления результатами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт российских реформ в бюджетном секторе экономики обозначил необходимость внедрения новых принципов публичного управления некоммерческими организациями. При этом особое значение для государства имеет проблема эффективности социальной политики в условиях концептуальных изменений управленческой деятельности в различных сегментах системы предоставления общественных благ для населения.

Главной целью государства определяется повышение качества и уровня жизни населения. Основой реализации заявленной цели является внедрение системы мер целенаправленного воздействия на субъекты управления бюджетного сектора экономики для обеспечения эффективного и качественного предоставления общественных услуг населению. В диссертационном исследовании сформированы организационные нововведения в управленческую деятельность органов местного самоуправления и организаций бюджетного сектора экономики, разработан инновационный инструментарий управления системой оказания муниципальных услуг в муниципальном управлении.

Анализ правовых и теоретических основ деятельности муниципальных некоммерческих организаций по предоставлению услуг населению определил основные характеристики, свойства и взаимосвязь муниципальных услуг, органов местного самоуправления и муниципальных некоммерческих организаций.

1' В исследовании инновационных форм управления муниципальными некоммерческими организациями выявлены группы оценки показателей деятельности муниципальных некоммерческих организаций, отражающих результаты работы как финансово-экономической, так и социальной направленности.

Разработанная концептуальная модель инновационного управления системой оказания муниципальных услуг позволяет внедрить в систему муниципального управления инновационные механизмы по направлениям правовой, аналитической и контрольной форм управления муниципальными некоммерческими организациями.

Установленная в исследовании программно-целевая форма управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики, как базовая организационная форма инновационной среды управления в процессе оказания муниципальных услуг, способствует внедрению системы стратегического и текущего планирования развития территории по отраслевому принципу разграничения бюджетного сектора экономики, а также обеспечивает мониторинг результатов деятельности отдельных муниципальных некоммерческих организаций.

На основе анализа системы управления муниципальными некоммерческими организациями, системы оказания муниципальных услуг и обозначенных проблем финансового обеспечения их предоставления выявлены особенности финансового обеспечения предоставления муниципальной услуги с применением муниципального задания по предоставлению услуг населению. Представленный в исследовании расчет финансового обеспечения выполнения муниципального задания определен смешанным способом расчетно-нормативных затрат и обоснован вариантом расчета на примере услуги по предоставлению дошкольного образования детей в Ступинском муниципальном районе.

Выполненное исследование показало, что специфика регионального маркетинга в системе развития муниципальных услуг определяется некоммерческим характером отношений, опосредованностью обмена, значительной частью продукции в виде услуг, более высокой, чем в iu? коммерческой сфере, общественной открытостью, контролируемостью со стороны общества. Процесс реализации маркетинговой стратегии территории определяется ключевыми направлениями: формирование мест и условий для их возможного развития и появления, формирование благоприятного инновационного и инвестиционного климата, а также формирование регионального субъекта (региональных субъектов) как инициаторов регионального развития.

Инновационный механизм регулирования организационно-правовых форм муниципальных некоммерческих организаций обосновывает привлечение дополнительных финансовых ресурсов в деятельность организаций за счет более эффективного применения законодательно установленных норм и соответствующих изменений порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания и налоговой нагрузки в деятельности муниципальных некоммерческих организаций. Внедрение данного механизма выполняет стимулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности муниципальной некоммерческой организации, содействует экономическому росту каждого субъекта хозяйствования и экономики муниципального образования в целом.

Представленный в исследовании авторский подход оценки качества финансового менеджмента муниципальных некоммерческих организаций на материалах отраслей бюджетной сферы Ступинского муниципального района повышает уровень управления финансами муниципальных некоммерческих организаций, эффективность использования бюджетных средств. Систематизация результатов оценки управления муниципальными финансами на примере муниципальных некоммерческих организаций бюджетного сектора экономики в Ступинском муниципальном районе выявила положительную динамику, а также недостатки по конкретным направлениям управления финансовой деятельностью муниципальных некоммерческих организаций, позволила реализовать мероприятия по стабилизации отдельных показателей управления финансами в отраслях бюджетной сферы (например уровень кредиторской и дебиторской задолженностей), определить субъекты хозяйствования, применяющих наилучшую практику финансового менеджмента.

На основе представленной в исследовании системы государственного и муниципального контроля сформированы основные направления контрольной работы за деятельностью муниципальных некоммерческих организаций. Основные направления управления муниципальными некоммерческими организациями в рамках контрольной деятельности разделены на две системы: внешний и внутренний контроль. Опыт внедрения указанных систем в Ступинском муниципальном районе показал эффективность метода в обеспечении контроля за деятельностью муниципальных некоммерческих организаций.

Использование результатов исследования подтверждает заинтересованность органов местного самоуправления, муниципальных некоммерческих организаций в практической реализации подготовленных выводов и предложений, а также экономическую целесообразность применения предлагаемых в диссертации инновационных механизмов управления муниципальными некоммерческими организациями бюджетного сектора экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.№ 145-ФЗ// электронный ресурс. //Справочная информационная система «Гарант».
  2. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. N35. Ст. 3506.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // электронный ресурс.//Справочная информационная система «Гарант».
  4. Федеральном закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // электронный ресурс.//Справочная информационная система «Гарант».
  5. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» Электронный ресурс. //Справочная информационная система «Гарант Эксперт».
  6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009—2011 годах» // электронный ресурс.//Справочная информационная система «Гарант».
  7. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 годах.//Финансы. 2010. № 7.-с.3−9.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р.СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
  9. Распоряжение Правительства РФ № 1101-р от 30.06.2010 г. «Об утверждении программы повышен!-!я эффективности бюджетных расходов до 2012 года"// Справочная информационная система «Гарант».
  10. Анализ организации внутреннего финансового контроля на муниципальном уровне за 2010 год представлен в таблице 13.
Заполнить форму текущей работой