Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходит переход к постиндустриальной стадии развития общества, которая характеризуется доминирующей ролью знаний и инновационных технологий. Последовательная интеграция России в мировое сообщество оказывает существенное влияние на различные отрасли экономики, включая сферу образования, претерпевшую за последние годы радикальные изменения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
    • 1. 1. Сущность инноваций и инновационной деятельности
    • 1. 2. Современные тенденции развития инновационной деятельности
    • 1. 3. Формирование инновационных структур в вузе: проблемы и пути их решения
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ И ЕЕ АНАЛИЗ
    • 2. 1. Определение стратегических направлений инновационной деятельности
    • 2. 2. Внедрение принципов организационной культуры в инновационную деятельность
    • 2. 3. Анализ систем управления идеями
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА
    • 3. 1. Структура инновационного подразделения
    • 3. 2. Взаимодействие инновационной структуры и подразделений вуза
    • 3. 3. Оценка эффективности функционирования инновационного подразделения

Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходит переход к постиндустриальной стадии развития общества, которая характеризуется доминирующей ролью знаний и инновационных технологий. Последовательная интеграция России в мировое сообщество оказывает существенное влияние на различные отрасли экономики, включая сферу образования, претерпевшую за последние годы радикальные изменения. Развитие рыночных отношений в образовательной сфере, появление предпринимательско-ориентированных вузов, стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий привели к формированию новых требований к составу и содержанию функций управления образовательными учреждениями. Традиционные методы управления, основанные на иерархическом разделении труда, централизации властных полномочий и линейно-функциональных структурах управления, в настоящее время уже не способны обеспечить вузу необходимые конкурентные преимущества. Основным организационным ресурсом, позволяющим добиться быстрого, устойчивого роста, становятся инновации, которые требуют современных управленческих подходов, основанных, в частности, на использовании адаптивных структур управления.

Организационные структуры управления инновационной деятельностью (далее ОСУИД), которые формируются в целях реализации инновационной стратегии вуза, являются важным комплексным элементом структуры управления вуза в целом. Исследование ОСУИД непосредственно затрагивает систему целей инновационной деятельности и их распределение между структурными элементами организациипринципы инновационной культуры, обеспечивающие необходимые коммуникации и творческое развитие персоналасистемы управления идеями, нацеленные на поддержку творческой инициативы сотрудников, а также взаимоотношения между участниками инновационной деятельности вуза. Игнорирование этих существенных аспектов, связанных с формированием структуры управления, может привести к нецелевому расходованию организационных ресурсов, ограничению инновационной активности вуза рамками отдельных подразделений и другим нежелательным результатам. В то же время эффективно сформированные ОСУИД позволяют своевременно выявить и реализовать инновационные возможности вуза, повысить качество его образовательных услуг и таким образом получить весомые конкурентные преимущества.

В условиях рыночной экономики учреждениям сферы образовательных услуг необходимо широко использовать современные принципы и методы управления инновационной деятельностью в целях наилучшей адаптации к динамично изменяющейся деловой среде. Поэтому научно обоснованный подход к формированию ОСУИД является насущной потребностью российских вузов, что определило актуальность темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. За рубежом проблемы управления инновационной деятельностью начали изучаться еще в начале XX века. Большинство исследований тех лет было направлено на решение вопросов, связанных с определением инноваций, их классификацией, рассмотрением этапов жизненного цикла и анализом факторов, влияющих на инновационные процессы. Эти аспекты инновационной деятельности отражены в работах таких зарубежных ученых, как: Барнетт Г., Беккер С., Ван де Вен А., Друкер П., Залтман Дж., Кэрролл Дж., Минцберг Г., Мэнсфилд Э., Найт К., Томпсон В., Шефард Г., Шумпетер Й. и др. Современные западные исследования имеют в большей степени прикладной характер. Многие из них основаны на успешном опыте внедрения инновационных структур. Среди исследователей, развивающих данное направление, такие ученые и специалисты-практики, как: Амабайл Т., Биркиншау Дж., Говиндараджан В., Кристенсен К., Леонард Д., Такер Р., Тримбл К., Строе С., Хэмел Г., Чезборо Г.

Сегодня исследованиями механизмов конкурентоспособности и управления инновационной деятельностью, в том числе в сфере высшего профессионального образования, занимаются многие российские ученые. Среди них: С. В. Валдайцев, JI.M. Гохберг, Л. С. Гребнев, А. О. Грудзинский, Г. Б. Клейнер, А. Н. Лейбович, В. Г. Лобов, М. А. Лукашенко, В. Т. Медынский, Б. З. Мильнер, Ю. Б. Рубин, В. А. Самойлов, Ф. Ф. Стерликов, В. Л. Тамбовцев, РА. Фатхутдинов, В. Д. Шадриков.

Однако, несмотря на большой объем накопленных знаний об инновационной деятельности, в отечественной и зарубежной литературе до настоящего времени остались незатронутыми некоторые значимые аспекты данной проблемы, в частности условия, способствующие эффективному формированию и функционированию ОСУИД в вузах. Также недостаточно изучены типология и базовые характеристики систем управления идеями в вузах.

Объектом исследования является высшее учебное заведение, осуществляющее управление инновационной деятельностью.

Предмет исследования — теоретические и прикладные аспекты формирования ОСУИД в вузе.

Целью диссертационной работы является разработка общей методики и прикладных управленческих инструментов формирования ОСУИД в вузе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить современные тенденции развития инновационной деятельности в российских вузах.

2. Систематизировать факторы, препятствующие эффективному управлению инновационной деятельностью, в том числе — негативно влияющие на функционирование организационных структур управления инновационной деятельностью (ОСУИД) в вузах.

3. Разработать и аргументировать общую концепцию управления инновационной деятельностью в вузе.

4. Сформулировать и классифицировать стратегические направления инновационной деятельности вуза.

5. Выявить условия, способствующие повышению эффективности функционирования ОСУИД в вузе.

6. Исследовать системы управления идеями в вузе.

7. Разработать организационную структуру инновационного подразделения вуза.

8. Выявить проблемы взаимодействия инновационного подразделения вуза с другими структурными подразделениями и обосновать пути их решения.

9. Сформулировать новые подходы к оценке эффективности функционирования инновационного подразделения вуза.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, теории организации, общего и инновационного менеджмента, теории конкуренции. При проведении исследования использовались основные принципы и методы теории организации, общего менеджментасистемного, функционального и сравнительного анализа, абстрагирование и моделирование.

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ, аналитические материалы Boston Consulting Group и других компаний, публикации в специализированных периодических изданияхоткрытые информационные источники глобальной сети Интернет.

Научная новизна диссертации состоит в разработке не имеющей аналогов организационной структуры управления инновационной деятельностью вуза, а также методики и прикладных управленческих инструментов, необходимых для ее внедрения.

Наиболее существенные результаты, содержащие элементы научной новизны, выносимые на защиту:

1. Обосновано, что управление инновационной деятельностью в вузе целесообразно основывать на понятии «идея», которое представляет собой результат мыслительного процесса его сотрудников, обладающий потенциалом успешной коммерциализации. Процесс управления инновационной деятельностью рассматривается как состоящий из двух этапов: управление генерированием идейуправление коммерциализацией идей.

Доказано, что такой подход позволяет сформировать целостную ОСУИД, которая использует инновационный потенциал вуза в целом, а не обособленных структурных подразделений, осуществляющих инновационную деятельность.

2. Раскрыты основные направления диверсификации инновационных возможностей вуза: инновации технологий в образовании, образовательных продуктов и услуг, бизнес-моделей, использования ресурсов/активов вуза, дизайна, конкурентных факторов отрасли, запуска новых образовательных программ, маркетинга образовательных продуктов и услуг, повышение эффективности бизнес-процессов. Выявленные направления позволяют оптимизировать инновационную стратегию вуза, а также сфокусировать творческие усилия сотрудников вуза на приоритетных направлениях инновационной деятельности на этапе генерирования идей.

Обосновано доминирование определенного типа инноваций (инкрементальные, существенные, радикальные) в различных направлениях инновационной деятельности вуза.

3. Критически обобщены факторы, препятствующие эффективному управлению инновационной деятельностью в вузе: ресурсные: ограничение финансирования инновационной деятельности рамками одного структурного подразделенияфинансирование преимущественно радикальных инноваций, потенциально обеспечивающих высокий доходмотивационные: отсутствие комплексной системы мотивации инновационной деятельностистолкновение корпоративных культур инновационного подразделения и других структурных подразделенийнизкий уровень компетентности сотрудников низшей иерархии управления в вопросах осуществления инновационной деятельностиструктурные: фрагментарный характер функциональных связей между инновационным и другими структурными подразделениямидоминирование рутинных процессовотсутствие организационных структур, поддерживающих реализацию инноваций.

4. Выявлены условия, способствующие повышению эффективности функционирования ОСУИД в вузе.

На этапе генерирования идей: выявление сотрудников с высоким творческим потенциалом и способностями к коммерциализации идейих обучение с использованием игровых методов, курсов инновационного мышления, программных продуктов по управлению идеямиформирование постоянно актуализируемого банка идей вузасоздание и поддержка перманентных каналов коммуникаций участников структуры управления инновационной деятельностью вуза с работодателями, студентами, сотрудниками других структурных подразделений вуза.

На этапе коммерциализации идей: привлечение генераторов идей для участия в коммерциализацииформирование сбалансированного инновационного портфеля, содержащего инкрементальные и радикальные проектысокращение неэффективных инкрементальных проектов с целью высвобождения ресурсов и их распределения согласно инновационным приоритетам.

5. Обоснованы критерии сравнения типов систем управления идеями в вузе. Основные критерии: цели формирования системызатраты на функционирование системыэтапы инновационного процесса, на которых функционирует система. Дополнительные: количество поступающих в систему идей, доминирующий тип инноваций на выходе системы, ее мобильность, степень воздействия на инновационную активность сотрудников.

На основе критериев разработаны сравнительные характеристики и построены органиграммы систем управления идеями, использование которых способствует оптимизации соответствующих управленческих решений.

6. Разработана матрица инновационных возможностей вуза. В строках матрицы содержатся направления инновационной деятельности вуза, в столбцах — типы систем управления идеями. Графические элементы матрицы, находящиеся на пересечении строк и столбцов, отражают степень эффективности системы управления идеями для различных направлений инновационной деятельности вуза. Использование матрицы позволяет менеджеру вуза осуществить выбор оптимальной системы управления идеями в зависимости от приоритетов инновационной деятельности.

7. Впервые определена ОСУИД вуза, основанная на таком типе систем управления идеями, как «новые венчурные команды». Доказано, что вследствие особенностей последнего (нацеленность системы на быстрый поиск и внедрение перспективных идейкачественный анализ их рентабельностиосуществление перманентной поддержки процессов генерирования и коммерциализации), ОСУИД должна быть ориентирована на решение задач соответствующих структурных единиц: планирование и организация работ по каждому из стратегических направлений инновационной деятельности вуза (руководитель инновационного подразделения, инновационный менеджер)', организация системы поиска идей (инновационный менеджер, специалист-информатор, специалист-систематизатор)', анализ и оценка поступающих идей, составление бизнес-планов (инновационныйменеджер, экономист-аналитик)', организация получения финансирования идей и осуществление организационной поддержки идей на всех стадиях их коммерциализации (инновационный менеджер)', формирование организационной культуры вуза, благоприятствующей инновационной деятельности (инновационный менедэюер, инновационный тренер)', оценка и контроль инновационной деятельности (инновационный менеджер, экономист-аналитик).

Доказано, что для данного типа систем управления идеями оптимальна проектная организационная структура инновационного подразделения вуза, при которой инновационный менеджер управляет рядом проектов в рамках стратегических направлений инновационной деятельности.

8. Обоснованы рекомендации по взаимодействию инновационных менеджеров и сотрудников подразделений вуза в процессе коммерциализации идей: формализация функциональных связей между инновационными менеджерами и сотрудниками подразделенийсоздание многоуровневой системы инновационных приоритетов, подразумевающей градацию инноваций вуза по степени важности, и поддержка постоянной активности инновационных менеджеров путем перераспределения должностных обязанностейиспользование активной и пассивной форм взаимодействия инновационных менеджеров с участниками инновационных проектов: при активной форме управление проектной командой полностью осуществляется инновационным менеджеромпри пассивной — роль инновационного менеджера сводится к консультированию руководителя и участников проекта, обучению сотрудников и контролю над ходом выполнения проекта.

9. Разработан управленческий метод, позволяющий выявлять ключевые проблемы инновационной деятельности, анализировать результаты за.

10 определенный период, вносить корректировки, снижая степень риска и повышая эффективность коммерциализации идей. Метод основан на учете поступающих идей в каждом стратегическом направлении инновационной деятельности: их источника, даты поступления, типа инновации, планируемых и фактических затрат, дохода от инновации, срока проекта, «вклада» в развитие вуза, соответствия целям. Это позволяет сформировать базу данных инновационных проектов вуза, сгруппированных в соответствии с его инновационными целями.

Результаты исследования соответствуют пунктам 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», 15.104 «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)».

Теоретическая значимость результатов работы состоит в том, что ее основные выводы и рекомендации развивают теорию управления организацией применительно к сфере высшего профессионального образования. Исследованные системы управления идеями вносят вклад в развитие современной теории организации, где все большее внимание уделяется адаптивным подходам к управленческой деятельности.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических материалов при изучении дисциплин «Теория организации», «Менеджмент», «Инновационный менеджмент».

Практическая значимость результатов исследования заключается в их применении в деятельности вузов, что позволит снизить риск ошибок при формировании инновационных структур и существенно повысить эффективность их функционирования в условиях рыночной экономики. Результаты работы могут быть использованы в обучении студентов и способствовать повышению качества подготовки инновационных менеджеров.

Апробация результатов исследования. Работа была подготовлена и обсуждена на кафедре прикладного менеджмента МФПА. Основные положения и результаты исследования были доложены: на 6-й всероссийской научной конференции «Цивилизация знаний: будущее и современность» (19 мая 2005 г., Москва, РосНОУ) — на 2-й ежегодной научной сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2007» (17 мая 2007 г., Москва, МФПА).

Положения диссертации используются в учебном процессе МФПА в учебной дисциплине «Инновационный менеджмент».

Основные положения диссертации отражены в четырех научных публикациях автора общим объемом 2,0 п.л.

Основные результаты и выводы диссертационной работы можно сформулировать следующим образом:

1. В условиях глобальной конкуренции на мировых рынках и перехода к постиндустриальной стадии развития общества, которую связывают с доминирующей ролью информации и информационно-коммуникационных технологий, инновационная деятельность вузов становится одним из наиболее перспективных направлений их стратегического развития. Инновации вуза представляют собой важные организационные ресурсы, позволяющие реализовывать конкурентные преимущества.

2. Инновационные процессы протекают в рамках инновационной деятельности вуза, инновации выступают в качестве результатов инновационных процессов, а обязательным условием для их появления является наличие перспективной идеи. Вследствие этого, в целях создания комплексной системы управления инновационной деятельностью, руководителю предлагается воспользоваться предложенной в работе концепцией управления инновационной деятельности в вузе, базирующейся на понятии «идея». Управление инновационной деятельностью в вузе целесообразно рассматривать как совокупность этапов генерирования идей и их коммерциализации, к которым применимы соответствующие методы управления.

3. Формированию организационных структур управления инновационной деятельностью в вузах препятствует ряд структурных, мотивационных и ресурсных факторов (высокая степень рискаотсутствие целевого финансирования инноваций либо ограничение финансирования рамками одного структурного подразделениястолкновение инновационной и традиционной корпоративных культурпоглощение рабочего времени сотрудников рутинной работойотсутствие процессов, поддерживающих внедрение инноваций и др.). Эти проблемы могут быть решены путем использования различных управленческих инструментов и методик, рассмотренных в работе.

4. Инновационная деятельность вуза не должна ограничиваться использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, а представлять собой комплексную систему, ориентированную на различные направления инновационной деятельности. Рассмотренные в работе направления диверсификации инновационных возможностей вуза (инновации технологий в образовании, образовательных продуктов и услуг, бизнес-моделей, использования ресурсов/активов вуза, дизайна, конкурентных факторов отрасли, запуска новых образовательных программ, маркетинга образовательных продуктов и услуг, повышение эффективности бизнес-процессов) демонстрируют спектр его инновационного потенциала, выступая в качестве управленческого инструмента, способствующего оптимизации стратегии.

5. Процессам формирования организационной структуры управления инновационной деятельностью должны предшествовать мероприятия по созданию инновационной культуры вуза, главной целью которых является развитие у сотрудников творческих способностей, навыков коммерциализации идей и потребностей в принятии участия в инновационной деятельности.

6. Другими важными условиями, способствующими эффективному функционированию организационных структур управления инновационной деятельностью в вузе, являются:

На этапе генерирования идей:

— формирование банка идей вуза, что позволяет сохранять перспективные идеи в целях их дальнейшей реализации;

— создание перманентных каналов коммуникаций между участниками структуры управления инновационной деятельностью вуза и работодателями, студентами, сотрудниками других структурных подразделений вуза, что позволяет расширить возможности получения идей из внешней среды;

На этапе коммерциализации идей:

— привлечение генераторов идей для участия в коммерциализации (это способствует ускорению процесса коммерциализации, а также повышает мотивацию генераторов идей);

— формирование сбалансированного инновационного портфеля, содержащего инкрементальные и радикальные проекты;

— сокращение неэффективных инкрементальных проектов с целью высвобождения ресурсов и их распределения согласно инновационным приоритетам вуза.

7. Основой организационной структуры управления инновационной деятельностью может служить одна из систем управления идеями, выбор которой осуществляется в зависимости от бюджета инновационной структуры, целей инновационной деятельности и степени подготовленности сотрудников к ее осуществлению. В работе предложены управленческие инструменты и практические рекомендации для выбора и внедрения различных типов систем управления идеями в вузе. В частности, построенные органиграммы, выявленные критерии сравнения систем и их сравнительные характеристики направлены на оптимизацию соответствующих управленческих решений. Использование матрицы инновационных возможностей вуза позволяет упростить процедуру выбора оптимальной системы управления идеями для различных направлений инновационной деятельности.

8. В диссертации сформировано инновационное подразделение вуза на основе системы управления идеями «новые венчурные команды». Для реализации основных целей и задач данного инновационного подразделения наилучшим образом подходит проектная организационная структура, при которой инновационный менеджер наделяется соответствующими полномочиями для управления сотрудниками как инновационного подразделения, так и других подразделений, участвующих в инновационной деятельности. Само инновационное подразделение вуза представляет собой штабную структуру, подчиненную ректору.

9. В целях осуществления эффективного взаимодействия инновационных менеджеров и сотрудников структурных подразделений руководство вуза должно инициировать осуществление комплекса организационных мероприятий, включающих как элементы бюрократических процедур (внесение изменений в должностные обязанности сотрудников подразделений), так и методы мотивации (стимулирование рабочих встреч между инновационными менеджерами и руководителями подразделений вуза, использование активной и пассивной форм взаимодействия инновационных менеджеров с участниками инновационных проектов, создание системы инновационных приоритетов).

10. Учет инновационной деятельности в вузе необходим для формирования оценочных показателей инновационной деятельности, оценки эффективности функционирования инновационного подразделения вуза и итоговой оценки инновационной стратегии. Данный учет должен производиться для всех инновационных проектов, сгруппированных по целям инновационной деятельности, которые, в свою очередь, формулируются в рамках каждого стратегического направления инновационной деятельности вуза. На основе данных учета инновационной деятельности формируется система оценочных показателей инновационной деятельности, которая включает показатели, способствующие принятию решения о целесообразности инвестиций, а также оценивающие ресурсы, процессы и результаты.

Предложенные в работе прикладные управленческие инструменты и общая методика формирования организационных структур управления инновационной деятельностью могут быть применены непосредственно в практической деятельности вуза, что позволит повысить эффективность реализации его инновационного потенциала и снизить риск ошибок при формировании инновационных структур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что инновации в российских вузах на сегодняшний день являются востребованными, но не используемыми в полной мере ресурсами. Традиционное представление о внутривузовских инновационных структурах как об экспериментальных закрытых лабораториях и нежелание использовать современные методы инновационного менеджмента представляют собой наиболее сложные препятствия на пути формирования эффективных организационных структур управления инновационной деятельностью. Инновационный менеджмент в вузе должен представлять собой комплексную систему, позволяющую инициировать, поддерживать и реализовывать идеи на всех уровнях управления. В целях наиболее эффективного использования инновационного потенциала высших учебных заведений необходимо привлекать большинство сотрудников к осуществлению инновационной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы инновационного развития. Налоговое стимулирование: Информационный бюллетень. Выпуск 2. — Москва, 2006.
  2. Н. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 4.
  3. В.Г. Эволюция организационных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 1.
  4. В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. Пособие. М.: Дело, 2000.-280 с.
  5. А.В., Балдин К. В., Галдицкая С. Н., Ищенко М. М., Передеряев И. И. Инновации. М.: Издательство: Дашков и Ко, 2006. — 384 с.
  6. Ю.А., Ражева О. И. Словарь трудностей. // Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ». Режим доступа: http://www.gramota.ru
  7. А. А., Чередникова Jl. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организациях. Учебное пособие. М.: Омега-JI. — 2006. — 416 с.
  8. И.А. Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. — 63 с.
  9. В., Валявский А., Иванов М. Управление сетевыми учреждениями на основе моделирования деятельности в распределенной среде. // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 53−62.
  10. А.В., Катькало B.C. Новые тенденции в концептуализации стратегического управления инновациями. // Российский журнал менеджмента. 2004. — № 4. — С.59−66.
  11. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. М.: ЭкономистЪ, 2005.-288 с.
  12. М.А. Особенности организационного проектирования инновационно-производственных подразделений // Система бизнеса: ученые записки Московской финансово-промышленной академии. Вып. 1. М.: МаркетДС, 2005.
  13. М.А. Синергетический подход к управлению инновационной организацией // Технологии управления: ученые записки Московской финансово-промышленной академии. Вып. 1. М.: Маркет ДС, 2006.
  14. М.А. Современные тенденции развития инновационного менеджмента // Сборник материалов 2-й ежегодной научной сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». М.: Маркет ДС, 2007.
  15. М.А. Управление идеями в компании: концептуальные модели // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 4.
  16. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 535с.
  17. Э. Цель. Процесс непрерывного совершенствования/Пер. с англ. Минск: Изд-во Попурри, 2004. — 560 с.
  18. А., Полотшок И. Реформа образования и информатизация в вузах. // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 75−81
  19. Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.
  20. Гохберг J1.M. Инновационный менеджмент. М.: Юнити. — 2002. — 327 с.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть. 1, раздел I, глава 4, ст. 50. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. -416 с.
  22. Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М. Б. Шифрина. М.: Вершина, 2006. — 304 с.
  23. К. Лайкер. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 402 с.
  24. В.Д., Дреевянников В. А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. — 189 с.
  25. П. Бизнес и инновации. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. -432 с.
  26. В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества. // Инновации. 2004. — № 5.
  27. А.С. Формирование организационных структур управления для предпринимательской деятельности: Дис.. канд. экон. наук: Москва, 2000.- 130 с.
  28. Индикаторы науки. Статистический сборник. М.:ГУ-ВШЭ, 2006. -320 с.
  29. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности/ Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004.
  30. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2002. — 327с.
  31. Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ. -Режим доступа: http://isek.hse.ru.
  32. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Режим доступа: http://window.edu.ru.
  33. . Проблемы инноваций в свете инновационного менеджмента. // Инновационная экономика России, февраль 2004.
  34. Р. М. Инновации: классические ошибки. // Harvard Business Review Россия. — 2006, декабрь. — С.44−58.
  35. Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления. // Сайт С. П. Курдюмова. Режим доступа: http://spkurdvumov.narod.ru.
  36. Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: Юнити. 2000. — 288 с.
  37. Д.Г., Рожков М. А., Смирнов А. О., Яниковская О. Н. Организационная структура предприятий. М.: ИСАРП, 1999. — 176 с.
  38. О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3.
  39. Креативное мышление в бизнесе. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г. — 228 с.
  40. Д. Интервью с Джеймсом Марчем: идеи как искусство. // Harvard Business Review Россия. — 2006, ноябрь. — С. 65−72.
  41. Д., Рейпорт Дж. Ф. К инновациям через эмпатическое проектирование / Креативное мышление в бизнесе. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  42. Г. К., Беляева Ю. Л., Фоменко А. П. Технологический менеджмент: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.- 116 с.
  43. В.Г. Предпринимательская деятельность высшего учебного заведения. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 104 с.
  44. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн», 2003. — 358 с.
  45. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. -М.: Высш. шк., КноРус, 2002.-285 с.
  46. А. Во что обходится нерациональная оргструктура. // Консультант. 2005. — № 7.
  47. В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005. -294 с.
  48. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.-701с.
  49. .З. Теория организации: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 720 с.
  50. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ.- под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  51. Мисюров Д. Perpetum mobile для образования // Платное образование-2005.-№ 9.-С. 32−35.
  52. Д. Пятилетка модернизации. // Платное образование. 2005. -№ 9.-С. 20−21.
  53. С. Эпоха системных инноваций. М.: Изд-во «Секрет Фирмы». -2006.-248 с.
  54. Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент. М.: Юнити. — 2003. — 471 с.
  55. Национальный информационный центр по науке и инновациям. Режим доступа: http://www.sciencerf.ru.
  56. Новые тенденции в управлении. Серия Дайджест McKinsey. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 184 с.
  57. Н.О., Феклистов А. Г. Менеджмент. М.: МФПА, 2006. — 460 с.
  58. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: СИРИН, 1998. — 257 с.
  59. Основы бизнеса. Учебник / Под ред. Ю. Б. Рубина. 6-еиздание. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 380с.
  60. В., Кильдяшев С. Конец эпохи выживания. // Электронная Россия (информационный бюллетень). 2004. — № 5 (14). — С.19−23.
  61. Е., Толок Т. Кузница корпоративных кадров. // Платное образование. 2005. — № 6. — С. 26−32.
  62. М. Изобретая будущее. // Портал E-xecutive. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru.
  63. С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6.
  64. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru.
  65. Портал электронных средств массовой информации для предпринимателей «Деловая пресса». Режим доступа: http://www.businesspress.ru.
  66. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  67. Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».
  68. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 281 «О федеральном агентстве по науке и инновациям».
  69. Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». // Инновации. — 1998. — № 2—3. — С. 32−38.
  70. С., Сейтель Ф. Мудрая идея. Трансформация ваших идей в успешные инновации / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. -240 с.
  71. Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. 462 с.
  72. Ю.Б. Предпринимательские университеты. // Платное образование.- 2004.-№ 10 (24).-С. 12−17.
  73. Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».
  74. И.В. Формирование организационно-экономического механизма управления инновациями: Дис.. канд. экон. наук: Москва, 1998.- 169 с.
  75. В.В., Забродин А. Ю., Черных Е. А. Инновации в России: иллюзии и реальность. М.: Изд-во «Гриф и Ко». — 2006. — 332 с.
  76. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 240 с.
  77. В.М. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа. // Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 1.
  78. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006.
  79. Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. — 2007. -448 с.
  80. Федеральное агентство по науке и инновациям. Режим доступа: http://www.fasi.gov.ru.
  81. О.М. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. — 2005. -317 с.
  82. Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. -СПб.: Питер, 2005.-384 с.
  83. М. В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации. // Условия повышения эффективности экономики России. Сб.науч.трудов /Под общ. ред. Бандурина В.В.-М.: «Экономика», 2002. С. 133−140.
  84. Ю.В. Проектирование образовательных систем (системно-комплексный подход). Белгород: БелГУ, 2003. — 400 с.
  85. А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте, маркетинге. М.: ACT, 2002. — 232 с.
  86. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
  87. В.В. Социальные теории организации: словарь. М.:ИНФРА-М, 2000. — 264 с.
  88. Якокка J1. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. -384 с.
  89. Andrew J., Dalens F. Innovation to Cash: Orchestrating in the Consumer Industry. // Opportunities for Action in Consumer Markets. The Boston Consulting Group, Inc., 2004.
  90. Andrew J., King K. Boosting Innovation Productivity. // Opportunities for Action in Industrial Goods. The Boston Consulting Group, Inc. 2003
  91. Andrew J., Sirkin H. Innovating for Cash // Harvard Business Review, September 2003.
  92. Andrew J., Sirkin H. Making Innovation Pay. // Perspectives. The Boston Consulting Group, Inc. 2004.
  93. Anthony S., Christensen C. The Road to Disruption. // Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Publishing, 2006. -P.21−31.
  94. Barnett H. Innovation. New York: McGraw-Hill, 1953.
  95. BCG’s Harold Sirkin on How Firms can Reap the Rewards of Innovation. // Knowledge@Wharton, January 10,2007.
  96. Becker S.W., Whisler T.L. The innovative organization: A Selective View of Current Theory and Research. // The Journal of Business, Vol.40, 1967. — P. 462−469.
  97. Beer M., Eisenstat R., Schrader D. Why Innovations Don’t Get to Market. // Strategy and Innovation, Vol. 2, No. 3, May-June 2004.
  98. Ben Franklin Forum on Innovation: How Companies Use Innovation to Build Value. February 27, 2006. // Knowledge@Wharton -http://knowledge.wharton.upenn.edu.
  99. Berk J., DeMarzo P. Corporate Finance. Pearson Education Inc., 2007. -988 p.
  100. , R. 1984. Designs for corporate entrepreneurship in established firms. // California Management Review, 26. P. 154−166.
  101. Burgelman, R. A process model of internal corporate venturing in the diversified major firm. // Administrative Science Quarterly, 28. 1983. -P. 223−244.
  102. Burns Т., Stalker M. The management of innovation. London: Tavistock, 1961.
  103. Business Innovation Insider http://www.businessinnovationinsider.com.
  104. Carroll J. A Note on Departmental Autonomy and Innovation in Medical Schools. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 531−534.
  105. Chesbrough H. Open business models: how to thrive in the new innovation landscape. Harvard Business School Publishing, 2006.
  106. Christensen C., Raynor M. The Innovator’s Solution. Harvard Business School Press, 2003.-303 p.
  107. Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Press. 1-st edition, June 30,2006. — 196 p.
  108. Dearlove D., Hamel G. Inside the Innovation Lab. // London Business School Business Strategy Review, Spring 2006. P. 4−8.
  109. Fagerberg J., Mowery D., Nelson R. The Oxford Handbook of Innovation. -Oxford University Press, 19 Jan 2006. 680 p.
  110. Fast Company Magazine http://www.fastcompany.com.113. Fortune Innovation Forum http://www.timeinc.net/fortune/conferences/innovation2006.
  111. Gilbert S. The Accidental Innovator. // Harvard Business School Working Knowledge, July 5, 2006. P. 1−2.
  112. V., Trimble C. 10 Rules for strategic innovators : from idea to execution. Harvard Business School Press, 2005. — 224 p.
  113. Gundling E. The 3M Way to Innovation: Balancing People and Profit. -Tokyo: Kodansha International, 2000. 247 p.
  114. Hage J., Aiken M. Program change and Organizational Properties. A Comparative Analysis. // American Journal of Sociology, Vol. 72, 1967. -P. 503−519.
  115. Hamel G. The Why, What, and How of Management Innovation. // Harvard Business Review, Feb 1, 2006. 18 p.
  116. Hamel G., Sayago A. Toppling the Walls Surrounding Corporate Creativity. // Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Publishing, 2006. -P.32−44.
  117. Harvard Business Online https://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu. 121. IInovate — A podcast about innovation and entrepreneurship -http://iinnovate.blogspot.com.
  118. Imaginatik http://www.imaginatik.com.
  119. Innosite HBS Clayton Christensen — http://www.innosight.com.
  120. Innovation 2006. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2006, 16 p.
  121. Innovation Network http://www.thinksmart.com.
  122. Inspiration Software, Inc. http://www.inspiration.com.
  123. Johansson F. The Medici effect: breakthrough insights at the intersection of ideas, concepts, and cultures. Harvard Business School Publishing, 2004. -207 p.
  124. Kelley Т., Littman J. The Art of Innovation: Lessons in Creativity from IDEO, America’s Leading Design Firm. New York: Doubleday, 2001.
  125. Kelley Т., Littman J. The Ten Faces of Innovation: Strategies for Heightening Creativity. Profile Books Ltd., 2006. 304 p.
  126. Knight K.E. A Descriptive Model of the Intra-Firm Innovation Process. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 478−496.
  127. Kotter J. Leading Change. Harvard Business School Press, 1996. -187 p.
  128. Luecke R. Harvard Business Essentials: Managing Creativity and Innovation. Harvard Business School Publishing, 2003. 165 p.
  129. Mansfield E. Size of Firm, Market structure, and Innovation. // Journal of Political Economy, Vol. 71,1963. P. 556−576.
  130. Mastering Innovation: Exploiting Ideas for Profitable Growth. A Deloitte Research Global Manufacturing Study. Deloitte Development LLC, 2005. 24 p.
  131. Measuring Innovation 2006. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2006. 12 p.
  132. Mintzberg, H. Structure in fives: Designing effective organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1983.
  133. MIT Sloan Management Review http://sloanreview.mit.edu/smr.
  134. R. 1989. Masters of innovation: How 3M keeps its new products coming // Business Week, April 10. P. 58−63.
  135. Nielsen, R., Peters, M. & Hisrich, R. 1985. Intrapreneurship strategy for internal markets corporate, non-profit and government institution cases. // Strategic Management Journal, 6. — P. 181−189.
  136. Oppenheimer R. Prospects in the Arts and Sciences. // Perspectives USA, II, Spring, 1955.
  137. Pierce J.L., Delbecq A.L. Organization Structure, Individual Attitudes and Innovation. // The Academy of Management Review, Vol. 2, No. 1, Jan., 1977. -P. 27−37.
  138. Russell R., Russell C. An examination of the effects of organizational norms, organizational structure, and environmental uncertainty on entrepreneurial strategy. // Journal of Management, Dec. 1992.
  139. Schumpeter J., Capitalism, Socialism and Democracy. New York: Harper & Brothers, 1942- third edition, 1950.
  140. Shepard H.A. Innovation-Resisting and Innovation-Producing Organizations. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 470−477.
  141. Shockley B. A Short History of Idea Management and What Makes It Work (or Not Work), October, 2006. // Innovation Tools -http://www.innovationtools.com.
  142. Shrage M. Serious Play: How the World’s Best Companies Stimulate to Innovate. Boston: Harvard Business School Press, 1999.
  143. Strategic Leadership LLC http://www.strategic-leader.com.
  144. The Innovation Resource Consulting Group -http://www.innovationresource.com.
  145. Thompson V.A. Bureaucracy and Innovation. // Administrative Science Quarterly, Vol. 10, 1965. P. 1−20.
  146. Thompson V.A. The Innovative Organization: Increasing the Innovative Capacity of Organizations. // University of Illinois-Urbana, Monograph, 1969.
  147. L., Eveland J., Boylan M., Hetzner M., Johnson E., Roitman D., & Schneider J. The processes of innovation: Analyzing the literature. Washington, DC: National Science Foundation, 1983.
  148. Turrell M., Pluskowski В., Chapman M. The Innovation Opportunity Expansion Model. // Imaginatik Research http://www.imaginatik.com.
  149. Van de Ven A. Central problems in the management of innovation. // Management Science, № 32,1986. P. 590−607.
  150. Whittaker D. Managing Innovation: A Study of British and Japanese Factories. Cambridge University Press, 1990. 210 p.
  151. Zaltman, J., Duncan, R., & Holbeck, J. Innovations and organizations. New York: John Wiley and Sons, 1973.
Заполнить форму текущей работой