Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении
Диссертация
Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходит переход к постиндустриальной стадии развития общества, которая характеризуется доминирующей ролью знаний и инновационных технологий. Последовательная интеграция России в мировое сообщество оказывает существенное влияние на различные отрасли экономики, включая сферу образования, претерпевшую за последние годы радикальные изменения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
- 1. 1. Сущность инноваций и инновационной деятельности
- 1. 2. Современные тенденции развития инновационной деятельности
- 1. 3. Формирование инновационных структур в вузе: проблемы и пути их решения
- ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ И ЕЕ АНАЛИЗ
- 2. 1. Определение стратегических направлений инновационной деятельности
- 2. 2. Внедрение принципов организационной культуры в инновационную деятельность
- 2. 3. Анализ систем управления идеями
- ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА
- 3. 1. Структура инновационного подразделения
- 3. 2. Взаимодействие инновационной структуры и подразделений вуза
- 3. 3. Оценка эффективности функционирования инновационного подразделения
Список литературы
- Актуальные проблемы инновационного развития. Налоговое стимулирование: Информационный бюллетень. Выпуск 2. — Москва, 2006.
- Алексеев Н. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 4.
- Антонов В.Г. Эволюция организационных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 1.
- Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. Пособие. М.: Дело, 2000.-280 с.
- Барышева А.В., Балдин К. В., Галдицкая С. Н., Ищенко М. М., Передеряев И. И. Инновации. М.: Издательство: Дашков и Ко, 2006. — 384 с.
- Бельчиков Ю.А., Ражева О. И. Словарь трудностей. // Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ». Режим доступа: http://www.gramota.ru
- Бовин А. А., Чередникова Jl. Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организациях. Учебное пособие. М.: Омега-JI. — 2006. — 416 с.
- Борисенко И.А. Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003. — 63 с.
- Бочков В., Валявский А., Иванов М. Управление сетевыми учреждениями на основе моделирования деятельности в распределенной среде. // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 53−62.
- Бухвалов А.В., Катькало B.C. Новые тенденции в концептуализации стратегического управления инновациями. // Российский журнал менеджмента. 2004. — № 4. — С.59−66.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. М.: ЭкономистЪ, 2005.-288 с.
- Гершман М.А. Особенности организационного проектирования инновационно-производственных подразделений // Система бизнеса: ученые записки Московской финансово-промышленной академии. Вып. 1. М.: МаркетДС, 2005.
- Гершман М.А. Синергетический подход к управлению инновационной организацией // Технологии управления: ученые записки Московской финансово-промышленной академии. Вып. 1. М.: Маркет ДС, 2006.
- Гершман М.А. Современные тенденции развития инновационного менеджмента // Сборник материалов 2-й ежегодной научной сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества». М.: Маркет ДС, 2007.
- Гершман М.А. Управление идеями в компании: концептуальные модели // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 4.
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 535с.
- Голдрат Э. Цель. Процесс непрерывного совершенствования/Пер. с англ. Минск: Изд-во Попурри, 2004. — 560 с.
- Голосов А., Полотшок И. Реформа образования и информатизация в вузах. // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 75−81
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.
- Гохберг J1.M. Инновационный менеджмент. М.: Юнити. — 2002. — 327 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть. 1, раздел I, глава 4, ст. 50. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. -416 с.
- Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. Пер. с англ., под общ.ред. М. Б. Шифрина. М.: Вершина, 2006. — 304 с.
- Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 402 с.
- Дорофеев В.Д., Дреевянников В. А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. — 189 с.
- Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. -432 с.
- Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества. // Инновации. 2004. — № 5.
- Ильинский А.С. Формирование организационных структур управления для предпринимательской деятельности: Дис.. канд. экон. наук: Москва, 2000.- 130 с.
- Индикаторы науки. Статистический сборник. М.:ГУ-ВШЭ, 2006. -320 с.
- Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности/ Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004.
- Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред.С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 2002. — 327с.
- Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ. -Режим доступа: http://isek.hse.ru.
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Режим доступа: http://window.edu.ru.
- Исенжулов Б. Проблемы инноваций в свете инновационного менеджмента. // Инновационная экономика России, февраль 2004.
- Кантер Р. М. Инновации: классические ошибки. // Harvard Business Review Россия. — 2006, декабрь. — С.44−58.
- Князева Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления. // Сайт С. П. Курдюмова. Режим доступа: http://spkurdvumov.narod.ru.
- Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: Юнити. 2000. — 288 с.
- Коноков Д.Г., Рожков М. А., Смирнов А. О., Яниковская О. Н. Организационная структура предприятий. М.: ИСАРП, 1999. — 176 с.
- Коробейников О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3.
- Креативное мышление в бизнесе. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 г. — 228 с.
- Кутю Д. Интервью с Джеймсом Марчем: идеи как искусство. // Harvard Business Review Россия. — 2006, ноябрь. — С. 65−72.
- Леонард Д., Рейпорт Дж. Ф. К инновациям через эмпатическое проектирование / Креативное мышление в бизнесе. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Лобачева Г. К., Беляева Ю. Л., Фоменко А. П. Технологический менеджмент: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.- 116 с.
- Лобов В.Г. Предпринимательская деятельность высшего учебного заведения. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 104 с.
- Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн», 2003. — 358 с.
- Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. -М.: Высш. шк., КноРус, 2002.-285 с.
- Матвеев А. Во что обходится нерациональная оргструктура. // Консультант. 2005. — № 7.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005. -294 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.-701с.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 720 с.
- Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ.- под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
- Мисюров Д. Perpetum mobile для образования // Платное образование-2005.-№ 9.-С. 32−35.
- Мисюров Д. Пятилетка модернизации. // Платное образование. 2005. -№ 9.-С. 20−21.
- Мицуаки С. Эпоха системных инноваций. М.: Изд-во «Секрет Фирмы». -2006.-248 с.
- Морозов Ю.П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент. М.: Юнити. — 2003. — 471 с.
- Национальный информационный центр по науке и инновациям. Режим доступа: http://www.sciencerf.ru.
- Новые тенденции в управлении. Серия Дайджест McKinsey. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 184 с.
- Носова Н.О., Феклистов А. Г. Менеджмент. М.: МФПА, 2006. — 460 с.
- Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: СИРИН, 1998. — 257 с.
- Основы бизнеса. Учебник / Под ред. Ю. Б. Рубина. 6-еиздание. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 380с.
- Пармон В., Кильдяшев С. Конец эпохи выживания. // Электронная Россия (информационный бюллетень). 2004. — № 5 (14). — С.19−23.
- Пахомова Е., Толок Т. Кузница корпоративных кадров. // Платное образование. 2005. — № 6. — С. 26−32.
- Пикалова М. Изобретая будущее. // Портал E-xecutive. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru.
- Попов С. Эволюция организационных структур: от линейной к дивизиональной. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6.
- Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru.
- Портал электронных средств массовой информации для предпринимателей «Деловая пресса». Режим доступа: http://www.businesspress.ru.
- Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
- Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 281 «О федеральном агентстве по науке и инновациям».
- Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». // Инновации. — 1998. — № 2—3. — С. 32−38.
- Ривкин С., Сейтель Ф. Мудрая идея. Трансформация ваших идей в успешные инновации / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. -240 с.
- Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. 462 с.
- Рубин Ю.Б. Предпринимательские университеты. // Платное образование.- 2004.-№ 10 (24).-С. 12−17.
- Руководящий документ Правительства РФ от 05.08.2005 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».
- Сокольникова И.В. Формирование организационно-экономического механизма управления инновациями: Дис.. канд. экон. наук: Москва, 1998.- 169 с.
- Стасев В.В., Забродин А. Ю., Черных Е. А. Инновации в России: иллюзии и реальность. М.: Изд-во «Гриф и Ко». — 2006. — 332 с.
- Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 240 с.
- Тарасов В.М. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа. // Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 1.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. — 2007. -448 с.
- Федеральное агентство по науке и инновациям. Режим доступа: http://www.fasi.gov.ru.
- Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. — 2005. -317 с.
- Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. -СПб.: Питер, 2005.-384 с.
- Шабуришвили М. В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации. // Условия повышения эффективности экономики России. Сб.науч.трудов /Под общ. ред. Бандурина В.В.-М.: «Экономика», 2002. С. 133−140.
- Шмарион Ю.В. Проектирование образовательных систем (системно-комплексный подход). Белгород: БелГУ, 2003. — 400 с.
- Шнейдер А., Кацман Я., Топчишвили Г. Наука побеждать в инвестициях, менеджменте, маркетинге. М.: ACT, 2002. — 232 с.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
- Щербина В.В. Социальные теории организации: словарь. М.:ИНФРА-М, 2000. — 264 с.
- Якокка J1. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. -384 с.
- Andrew J., Dalens F. Innovation to Cash: Orchestrating in the Consumer Industry. // Opportunities for Action in Consumer Markets. The Boston Consulting Group, Inc., 2004.
- Andrew J., King K. Boosting Innovation Productivity. // Opportunities for Action in Industrial Goods. The Boston Consulting Group, Inc. 2003
- Andrew J., Sirkin H. Innovating for Cash // Harvard Business Review, September 2003.
- Andrew J., Sirkin H. Making Innovation Pay. // Perspectives. The Boston Consulting Group, Inc. 2004.
- Anthony S., Christensen C. The Road to Disruption. // Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Publishing, 2006. -P.21−31.
- Barnett H. Innovation. New York: McGraw-Hill, 1953.
- BCG’s Harold Sirkin on How Firms can Reap the Rewards of Innovation. // Knowledge@Wharton, January 10,2007.
- Becker S.W., Whisler T.L. The innovative organization: A Selective View of Current Theory and Research. // The Journal of Business, Vol.40, 1967. — P. 462−469.
- Beer M., Eisenstat R., Schrader D. Why Innovations Don’t Get to Market. // Strategy and Innovation, Vol. 2, No. 3, May-June 2004.
- Ben Franklin Forum on Innovation: How Companies Use Innovation to Build Value. February 27, 2006. // Knowledge@Wharton -http://knowledge.wharton.upenn.edu.
- Berk J., DeMarzo P. Corporate Finance. Pearson Education Inc., 2007. -988 p.
- Burgelman, R. 1984. Designs for corporate entrepreneurship in established firms. // California Management Review, 26. P. 154−166.
- Burgelman, R. A process model of internal corporate venturing in the diversified major firm. // Administrative Science Quarterly, 28. 1983. -P. 223−244.
- Burns Т., Stalker M. The management of innovation. London: Tavistock, 1961.
- Business Innovation Insider http://www.businessinnovationinsider.com.
- Carroll J. A Note on Departmental Autonomy and Innovation in Medical Schools. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 531−534.
- Chesbrough H. Open business models: how to thrive in the new innovation landscape. Harvard Business School Publishing, 2006.
- Christensen C., Raynor M. The Innovator’s Solution. Harvard Business School Press, 2003.-303 p.
- Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Press. 1-st edition, June 30,2006. — 196 p.
- Dearlove D., Hamel G. Inside the Innovation Lab. // London Business School Business Strategy Review, Spring 2006. P. 4−8.
- Fagerberg J., Mowery D., Nelson R. The Oxford Handbook of Innovation. -Oxford University Press, 19 Jan 2006. 680 p.
- Fast Company Magazine http://www.fastcompany.com.113. Fortune Innovation Forum http://www.timeinc.net/fortune/conferences/innovation2006.
- Gilbert S. The Accidental Innovator. // Harvard Business School Working Knowledge, July 5, 2006. P. 1−2.
- Govindarajan V., Trimble C. 10 Rules for strategic innovators : from idea to execution. Harvard Business School Press, 2005. — 224 p.
- Gundling E. The 3M Way to Innovation: Balancing People and Profit. -Tokyo: Kodansha International, 2000. 247 p.
- Hage J., Aiken M. Program change and Organizational Properties. A Comparative Analysis. // American Journal of Sociology, Vol. 72, 1967. -P. 503−519.
- Hamel G. The Why, What, and How of Management Innovation. // Harvard Business Review, Feb 1, 2006. 18 p.
- Hamel G., Sayago A. Toppling the Walls Surrounding Corporate Creativity. // Creating breakthrough innovations. Harvard Business School Publishing, 2006. -P.32−44.
- Harvard Business Online https://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu. 121. IInovate — A podcast about innovation and entrepreneurship -http://iinnovate.blogspot.com.
- Imaginatik http://www.imaginatik.com.
- Innosite HBS Clayton Christensen — http://www.innosight.com.
- Innovation 2006. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2006, 16 p.
- Innovation Network http://www.thinksmart.com.
- Inspiration Software, Inc. http://www.inspiration.com.
- Johansson F. The Medici effect: breakthrough insights at the intersection of ideas, concepts, and cultures. Harvard Business School Publishing, 2004. -207 p.
- Kelley Т., Littman J. The Art of Innovation: Lessons in Creativity from IDEO, America’s Leading Design Firm. New York: Doubleday, 2001.
- Kelley Т., Littman J. The Ten Faces of Innovation: Strategies for Heightening Creativity. Profile Books Ltd., 2006. 304 p.
- Knight K.E. A Descriptive Model of the Intra-Firm Innovation Process. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 478−496.
- Kotter J. Leading Change. Harvard Business School Press, 1996. -187 p.
- Luecke R. Harvard Business Essentials: Managing Creativity and Innovation. Harvard Business School Publishing, 2003. 165 p.
- Mansfield E. Size of Firm, Market structure, and Innovation. // Journal of Political Economy, Vol. 71,1963. P. 556−576.
- Mastering Innovation: Exploiting Ideas for Profitable Growth. A Deloitte Research Global Manufacturing Study. Deloitte Development LLC, 2005. 24 p.
- Measuring Innovation 2006. Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, Inc., 2006. 12 p.
- Mintzberg, H. Structure in fives: Designing effective organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1983.
- MIT Sloan Management Review http://sloanreview.mit.edu/smr.
- Mitchell R. 1989. Masters of innovation: How 3M keeps its new products coming // Business Week, April 10. P. 58−63.
- Nielsen, R., Peters, M. & Hisrich, R. 1985. Intrapreneurship strategy for internal markets corporate, non-profit and government institution cases. // Strategic Management Journal, 6. — P. 181−189.
- Oppenheimer R. Prospects in the Arts and Sciences. // Perspectives USA, II, Spring, 1955.
- Pierce J.L., Delbecq A.L. Organization Structure, Individual Attitudes and Innovation. // The Academy of Management Review, Vol. 2, No. 1, Jan., 1977. -P. 27−37.
- Russell R., Russell C. An examination of the effects of organizational norms, organizational structure, and environmental uncertainty on entrepreneurial strategy. // Journal of Management, Dec. 1992.
- Schumpeter J., Capitalism, Socialism and Democracy. New York: Harper & Brothers, 1942- third edition, 1950.
- Shepard H.A. Innovation-Resisting and Innovation-Producing Organizations. // The Journal of Business, Vol. 40, 1967. P. 470−477.
- Shockley B. A Short History of Idea Management and What Makes It Work (or Not Work), October, 2006. // Innovation Tools -http://www.innovationtools.com.
- Shrage M. Serious Play: How the World’s Best Companies Stimulate to Innovate. Boston: Harvard Business School Press, 1999.
- Strategic Leadership LLC http://www.strategic-leader.com.
- The Innovation Resource Consulting Group -http://www.innovationresource.com.
- Thompson V.A. Bureaucracy and Innovation. // Administrative Science Quarterly, Vol. 10, 1965. P. 1−20.
- Thompson V.A. The Innovative Organization: Increasing the Innovative Capacity of Organizations. // University of Illinois-Urbana, Monograph, 1969.
- Tornatzky L., Eveland J., Boylan M., Hetzner M., Johnson E., Roitman D., & Schneider J. The processes of innovation: Analyzing the literature. Washington, DC: National Science Foundation, 1983.
- Turrell M., Pluskowski В., Chapman M. The Innovation Opportunity Expansion Model. // Imaginatik Research http://www.imaginatik.com.
- Van de Ven A. Central problems in the management of innovation. // Management Science, № 32,1986. P. 590−607.
- Whittaker D. Managing Innovation: A Study of British and Japanese Factories. Cambridge University Press, 1990. 210 p.
- Zaltman, J., Duncan, R., & Holbeck, J. Innovations and organizations. New York: John Wiley and Sons, 1973.