Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические условия обеспечения рационального водопользования: На материалах Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, Администрации и министерств Ростовской области и Южного Федерального округа, Донского бассейнового водного управления, статистических сборников, ежегодников, материалов монографических исследований отечественных ученых, федеральных и региональных программ… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы рационального водопользования
    • 1. 1. Водные ресурсы и их роль в социально-экономическом развитии региона
    • 1. 2. Состояние водных ресурсов России и Ростовской области
    • 1. 3. Экономическая ценность водных ресурсов и методы ее оценки
  • 2. Инструментарий стимулирования рационального водопользования
    • 2. 1. Платность как основной инструмент обеспечения рационального водопользования
    • 2. 2. Программно-целевое планирование и финансирование водохозяйственной деятельности
    • 2. 3. Организационно-экономические рычаги стимулирования, рационального водопользования '
  • 3. Формирование эффективной системы управления рациональным водопользованием
    • 3. 1. Пути совершенствования системы управления водными ресурсами
    • 3. 2. Нормирование водопользования как условие повышения качества водных ресурсов и рационального их использования
    • 3. 3. Совершенствование информационного обеспечения управления водными ресурсами региона

Экономические условия обеспечения рационального водопользования: На материалах Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Водные ресурсы являются одним из важнейших факторов жизнеобеспечения, от количества, качества и экономической ценности которых зависят условия существования настоящих и будущих поколений.

Ухудшение качества воды, связанное с антропогенной нагрузкой в результате функционирования многоотраслевого водохозяйственного комплекса, включающего в себя все виды водопользования, современное и перспективное развитие которого на базе ограниченных водных ресурсов порождает целый ряд экологических проблем.

Действенным фактором обеспечения населения и хозяйственной деятельности экологически чистыми водными ресурсами должен стать механизм рационального водопользования, позволяющий регулировать вовлечение водных ресурсов в хозяйственный оборот.

В этой связи вопросы совершенствования экономических условий обеспечения региона экологически чистыми водными ресурсами представляются весьма актуальными.

Степень разработанности проблемы Проблемам обеспечения регионов водными ресурсами и их рационального использования посвящены работы многих ученых. Наиболее значимы по этой проблематике работы Э. А. Арустамова, С. Н. Бобылева, С. Д. Беляева, Э. В. Гирусова, В. В. Глухова, А. А. Голуба, К.Г.

Гофмана, Е. Г. Григорьева, П. М. Нестерова, А. Н. Подуста, А. Ф. Порядина, В. Ф. Протасова, Н. Б. Прохоровой, В. Г. Пряжинской, Н. Ф. Реймерса, Е. П. Ушакова, А. Д. Хованского, Н. В. Чепурных, А. М. Черняева.

Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпана. В приведенных исследованиях рассматриваются только отдельные аспекты совершенствования регулирования водопользования, достичь рационального водопользования можно только при комплексном использовании всех экономических инструментов, при совершенствовании управления водными ресурсами, которые создадут условия обеспечения региона экологически чистыми водными ресурсами.

Цель диссертационного исследования — на основе концептуальных позиций управления водными ресурсами разработать методологические рекомендации и механизм обеспечения рационального водопользования.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:

— определить сущность, роль и место водных ресурсов в социально-экономическом развитии;

— рассмотреть методические подходы оценки экономической ценности водных ресурсов;

— проанализировать подходы к стимулированию мер по обеспечению экологически чистыми водными ресурсами хозяйственной деятельности и населения;

— выявить наиболее эффективные инструменты экономического механизма рационального водопользования, определить степень их воздействия на качество водных ресурсов;

— определить основные направления совершенствования системы управления водными ресурсами региона;

— разработать систему комплексного мониторинга водных объектов;

— предложить информационную систему управления водными ресурсами региона, способствующую рациональному водопользованию.

Объектом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере использования водных ресурсов.

Предметом исследования выступает механизм формирования эффективной системы водопользования, опирающийся на обеспечение условий, способствующих стимулированию рационального использования водных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности.

Теоретико-методологической основой проведения исследования послужили труды ученых-экономистов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, публикации ведущих специалистов по вопросам теории управления водопользованием, опыт в области разработки программ социально-экономического развития региона, фундаментальные работы по проблеме качества водных ресурсов.

При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, в том числе нормативный и системный подходы к исследованию процесса совершенствования экономических условий обеспечения региона экологически чистыми водными ресурсами, методы экономического, логического, сравнительного и статистического анализа.

Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, Администрации и министерств Ростовской области и Южного Федерального округа, Донского бассейнового водного управления, статистических сборников, ежегодников, материалов монографических исследований отечественных ученых, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также Интернет-ресурсов и проведенных автором исследований. Нормативно-правовую базу диссертации составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Правительства Ростовской области, а также региональные и местные законодательные и нормативные акты Администрации Ростовской области, затрагивающие вопросы рационального водопользования.

Концепция диссертационного исследования базируется на гипотезе, согласно которой устойчивое развитие экономики связано с формированием условий и механизма, направленных на разработку и реализацию мер в эколого-экономической политике по обеспечению рационального водопользования. Важной составляющей региональной политики, направленной на совершенствование экономических условий обеспечения региона экологически чистыми водными ресурсами, является наличие эффективной системы стимулирования рационального водопользования.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Рациональное водопользование предопределяет обеспечение экономного использования водных ресурсов и их воспроизводства с учетом перспектив развития народного хозяйства и социального благополучия общества. Использование водно-ресурсного потенциала существенно зависит от согласования интересов всех водопользователей, предъявляющих различные требования как к объемам и качеству водных ресурсов, так и ко времени потребления. При этом следует акцентировать внимание на водные ресурсы как незаменимый экономический ресурс социально-экономического развития, оставаясь при этом важным природным ресурсом.

2. Экономическая оценка водных ресурсов предполагает учет затрат на их использование, воспроизводство и охрану, то есть существенно отличается от сохраняющейся тенденции рассматривать водные ресурсы с потребительской точки зрения. Водные ресурсы следует рассматривать в контексте их применения, при этом выделять их экологическую ценность. Концепция общей экономической ценности водных ресурсов должна комплексно отражать количественные и качественные их характеристики и социальную значимость.

3. Совершенствование процесса рационального водопользования опирается на комплексное его регулирование с помощью различных экономических инструментов, среди которых особую роль следует выделить платности водопользования. Помимо этого целесообразно внести существенные коррективы в действующий инструментарий стимулирования хозяйственной деятельности в направлении рационального водопользования в части предоставления экономических льгот и применения санкций к нарушителям водного законодательства, государственного вмешательства в водохозяйственную сертификацию и экологическое страхование, в осуществление программно-целевого управления всей водохозяйственной деятельностью.

4. Разработка и принятие эффективных решений по управлению качеством водных ресурсов опирается на систему комплексного мониторинга водных объектов. При этом несовершенство информационного обеспечения, отсутствие комплексного подхода к изучению внутриводоемных процессов и наблюдений за качеством воды требуют модернизации сети наблюдений, средств мониторинга, аналитической базы, способов обработки и передачи данных.

5. Принятие решений по совершенствованию управления водными ресурсами региона опирается на использовании больших информационных ресурсов, характеризующих экономические, социальные и экологические аспекты регионального развития. Это и предопределяет необходимость формирования региональной интегрированной информационной системы для обеспечения процесса рационального водопользования.

Элементами научной новизны обладают следующие результаты:

1. Расширен понятийный аппарат сферы водопользования: уточнена и дополнена категория «водно-ресурсный потенциал региона» за счет включения в нее взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, свойств и качеств воды, определяющих ее социальную ценность в качестве составляющей благосостояния обществавведено в научный оборот понятие «рациональное водопользование» предусматривающее экономное использование водных ресурсов и их воспроизводство с учетом перспектив развития народного хозяйства и сохранения качественных водных ресурсов для будущих поколений.

2. Предложена структура показателя экономической ценности водных ресурсов, содержащая стоимость их использования в производственной деятельности и перспективную стоимость консервации, а также их социальную ценность и эстетические свойства воды.

3. Систематизирован инструментарий стимулирования рационального использования водных ресурсов и обоснована возрастающая роль платности водопользования, планирования и финансирования водохозяйственной деятельности, водохозяйственной сертификации, экологического страхования, экологических льгот и санкций к нарушителям водного законодательства.

4. Сформирована эффективная система управления рациональным водопользованием на основе уточнения ее структуры и параметров, модернизации нормативно-правовой базы, совершенствования организационно-экономического механизма водохозяйственной деятельности, направленная на повышение обоснованности принятия решений по управлению водными ресурсами.

5. Предложена концептуальная модель информационной системы управления водными ресурсами региона, базирующаяся на комплексном мониторинге водных объектов, состоящая в упорядочении действий различных субъектов управления водопользованием, создании интегрированной информационной системы и системы поддержки принятия решений.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии методологических основ регулирования сферы водохозяйственной деятельности и внесении конкретных предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма рационального водопользования.

Исходя из этого, положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

— в практике работы государственных органов управления для развития и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения системы государственного регулирования водохозяйственной деятельности, разработки политики рационального водопользования в рамках обеспечения экологически устойчивого развития, формирования программ социально-экономического развития регионов и инвестиционных программ различного уровняв научных исследованиях — при разработке проблем водохозяйственной деятельности в условиях транзитивной экономики;

— в учебном процессе — при разработке методического обеспечения для преподавания учебных дисциплин «Экономика природопользования», «Региональная экономика», «Экономика экологии», «Природопользование» .

Апробация работы. Результаты и выводы диссертационного исследования были использованы в практике Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, МУП ПО «Водоканал» г. Ростова-на-Дону, а также в учебном процессе в Ростовском государственном экономическом университете в учебно-методическом комплексе по курсам «Экономика экологии» и «Экономика природопользования», о чем свидетельствуют представленные акты о внедрении.

Результаты исследования нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских, внутривузовских научных и научно-практических семинарах и конференциях.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Водные ресурсы являются определяющим фактором жизни и среды обитания, важнейшим ресурсом, на который ориентированы все отрасли народного хозяйства.

Возросшая антропогенная нагрузка оказывает отрицательное влияние на водные ресурсы, ухудшается качество воды, что негативно влияет на хозяйственную деятельность и здоровье человека. Необходимо ввести категорию «рациональное водопользование» под которым следует понимать деятельность, направленную на обеспечение экономного использования водных ресурсов и их воспроизводства с учетом перспективных интересов экономики региона и сохранения качественных водных ресурсов для будущих поколений.

Рациональное водопользование является одной из важнейших составляющих социально-экономического развития региона. Серьезной проблемой в регионе является дефицит водных ресурсов, нерациональное использование и ухудшение их качества.

Количественный и качественный анализ состояния водных ресурсов Ростовской области за последние 10 лет показал, что регион недостаточно обеспечен водными ресурсами, они интенсивно используются, наблюдаются большие потери воды, увеличивается загрязнение и, несмотря на снижение водопотребления, проблема рационального водопользования с каждым годом усугубляется.

В связи с этим возникает необходимость пересмотра оценки экономической ценности водных ресурсов и совершенствования управления ими по количеству и качеству.

Отсутствие в России действенного механизма управления рынком водных ресурсов не позволяет адекватно формировать на них цены. Оценка стоимости воды как природного ресурса необходима для ведения оптимальной водохозяйственной деятельности на водных объектах для удовлетворения общественных потребностей.

Оценка экономической ценности водных ресурсов в настоящее время претерпевает изменения. Устаревает потребительский взгляд на водные ресурсы, то есть соизмерение их оценки с затратами на использование. Современный подход к экономической оценке водных ресурсов предполагает учет затрат на их использование, охрану и воспроизводство. Все большее значение приобретает экологическая ценность водных ресурсов. Все количественные и качественные параметры водных ресурсов позволит отразить использование концепции общей экономической ценности, позволяющей более точно отразить социальную ценность, которую потенциально несет в себе водный объект, учесть особенности использования водно-ресурсного потенциала.

Такой подход осуществляется посредством ценового регулирования, при установлении тарифов, нормативов платы на воду. Государство должно адекватно регулировать этот процесс, отвечающий интересам потребителя и решению экологических проблем.

Дифференциация нормативов платежей за водные ресурсы в соответствии с их качеством в наибольшей степени должна соответствовать условиям рыночной экономики, обеспечивать решение экологических проблем и вопросы охраны ресурсов.

Полученные экономические оценки водно-ресурсного потенциала могут использоваться в национальных счетах для отражения ценности водно-ресурсного потенциала, определяющего экономическое развитие отдельных регионов страны, установления тарифов и обоснования нормативов платежей за водопользование, обоснования достижения улучшения природной среды и для определения экономической эффективности проектных и плановых решений в водохозяйственной и водоохранной деятельности.

Действенным фактором реализации современной политики водообеспечения населения в настоящее время должен стать экономический механизм рационального водопользования. Водные ресурсы из бесплатного дара природы должны превратиться в товар, реализация которого позволит компенсировать затраты на их использование и воспроизводство. Достичь рационального водопользования можно только при комплексном использовании всех инструментов экономического механизма.

Плата, осуществляемая водопользователями за пользование водными объектами, в настоящее время не отражает реальной стоимости водных ресурсов в экономике страны и не покрывает затрат государства на поддержание водохозяйственного сектора.

Проведенный анализ деятельности ДБВУ показал, что в пределах бассейна р. Дон существуют территориальные различия в плате за пользование водными объектами, максимальные платежи приходятся на Ростовскую область. Однако финансирование водоохранных мероприятий составило лишь 13,6%.

В настоящее время система платежей за пользование водными объектами носит компенсационный характер, она не связана с реально необходимыми затратами на проведение водоохранных мероприятий на конкретном водном объекте. Плата не учитывает в полной мере социальных последствий загрязнения и истощения водных ресурсов. Социальные последствия имеют большую значимость, чем экономические, поскольку могут привести к деградации водных ресурсов, создать угрозу здоровью населения.

При всей жесткости требований к качеству сточных вод довольно часто объемы платежей за сброс воды находятся за пределами экономической чувствительности для предприятий как в случае исполнения установленных лимитов сброса, так и в случае их превышения.

Платежи за пользование водными объектами являются действенным инструментом экономического воздействия на качество воды, но в тоже время не являются универсальными и единственными, при помощи которых можно решить проблемы водного хозяйства. Платность является лишь одним из элементов экономической системы регулирования водных ресурсов и составляет единое целое с другими элементами хозяйственного механизма водопользования.

Мероприятия по улучшению качества воды реализуются через различные программы, выполнение которых зависит от своевременного финансирования. При этом необходима координация водохозяйственных и водоохранных программ различных уровней в рамках единой государственной Программы восстановления, использования и охраны водного фонда.

В настоящее время бюджетные средства недостаточно обеспечивают финансирование мероприятий, необходимых для поддержания качества воды, водопользователям следует ориентироваться на собственные средства, привлечение инвестиций, средств экологических фондов и другие источники. Большая роль в инвестициях отводится внутренним источникам накопления, но роль государственной поддержки остается приоритетной, однако центр тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования переносится на кредитование на возвратной и платной основах.

В проведении водоохранных мероприятий и рациональном использовании водных ресурсов должен быть заинтересован водопользователь, на что должна быть направлена система экономических стимулов и санкций. Механизм стимулирования водопользователей позволит осуществлять реализацию поэтапной минимизации сброса загрязняющих веществ.

Важным направлением рационального водопользования является повышение экономической ответственности предприятий за нарушение водного законодательства. Конкретной формой выражения и количественной мерой такой ответственности являются экономические санкции к нарушителям в сфере водопользования. Анализ выполнения результатов работы гоеводконтроля в зоне деятельности ДБВУ свидетельствуют о недостаточной его эффективности.

Все более актуальными и важными водоохранными стимулами становятся водохозяйственная сертификация и экологическое страхование.

Эффективность рационального водопользования, его совершенствование должна обеспечить система организационно-экономических действий управления.

Специфика управления водными ресурсами региона обусловлена их многоцелевым использованием и осложняется многими причинами.

Совершенствовать систему управления рациональным водопользованием необходимо по следующим направлениям: развивать нормативно-правовую базу, совершенствовать структуру и параметры водохозяйственной системы, экономический механизм водопользования, систему комплексного мониторинга водных объектов и соответствующую перестройку структуры организационного управления водопользованием.

Состояние водных объектов в регионе подтверждает неэффективность используемого в настоящее время механизма нормирования водопользования. Необходима достаточно гибкая идеология нормирования на основе сочетания технологического и экономического подходов. Требуется пересмотр нормативов расхода воды на различные технологические процессы. Нормирование сбросов ЗВ, ориентируясь на ПДК, выглядит как разрешение на загрязнение. Реализация поэтапной минимизации сброса ЗВ в водные объекты будет способствовать полному их прекращению. Новые нормативы необходимо поэтапно вводить согласно приоритетности наиболее острых водоохранных проблем.

Подход, основанный на рациональном сочетании технических возможностей современных вычислительных средств и способностей специалистов-технологов принимать решения в плохо формализуемых ситуациях, позволил специалистам и ученым Дона создать реальную, с точки зрения практического применения, систему управления водными ресурсами, основным элементом которой является интерактивная система поддержки процесса принятия решений.

В целях совершенствования системы управления водными ресурсами целесообразно поддерживать систему поддержки принятия решений в работоспособном состоянии и обеспечить дальнейшее ее развитие по функциональным возможностям с учетом всех возложенных задач и современных требований.

Основой для повышения обоснованности решений по управлению водными ресурсами региона является развитие системы комплексного мониторинга водных объектов и автоматизированных систем обработки данных. Многопрофильная структура организаций, отвечающих за сбор информации по отдельным природно-хозяйственным характеристикам бассейна, создает сложность в объективной количественной и качественной характеристике водных ресурсов. Эту проблему можно решить лишь созданием системы комплексного мониторинга водных объектов. С этой целью требуется модернизация сети наблюдений, средств мониторинга, аналитической базы, способов обработки и передачи данных.

Для эффективного функционирования комплексного мониторинга водных объектов необходимо создание интегрированной информационной системы, направленной на информационное обеспечение процессов принятия решений различными управляющими структурами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. И водицей можно отравиться // Неделя Дона, № 11 (16 123,15 марта 2001.-c.33.
  2. Т.Ю. Современные подходы к управлению природоохранной деятельности и охраны окружающей среды // Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект. Тезисы докладов. Часть 2. Ростов н/Д: РГЭА, 1998.-с.11.
  3. Т.Ю. Экономические основы платы за загрязнение окружающей среды // Теория и практика переходной экономики в России. -РГУ, 1995.-C.73−75.
  4. Т.Ю. Экономические критерии оценки параметров окружающей среды //Экология и современность. Ростов н/Д, 1995.-С.9.
  5. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Монография. НАС А. Нижний Новгород, 1997.
  6. О.Е., Вишняков Я. Д., Новоселов АЛ. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. -с.80−87.
  7. Ю. К вопросу денежной оценки водных ресурсов с учетом их экологического состояния // Экос-информ. 1998. — № 10−12. — с.58−63.
  8. С.Д., Прохорова Н. Б., Черняев A.M. Государственная водная политика: цель, основные направления реализации и принципы // Водное хозяйство: проблемы, технологии, управление. 1999. — № 1: Изд-во РосНИИВХ.
  9. Ю.Беляев С. Д., Черняев A.M. Стратегия водоохранной деятельности на основе целевых показателей состояния водных объектов // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 2. — с.52−55.
  10. А.И., Томина Л. Д. Проблемы экологии. Вода и моторное топливо // Известия академии промышленной экологии. 2000. — № 4. -с.3−9.
  11. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.
  12. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997. — 272с.
  13. Е.В., О.Ю. Кузнецов, Василенко В. Е., Печников В. Г., Бойкова И. Г. Интегрально-целевой метод оценки состояния водного фонда города // Водоснабжение и санитарная техника. 2000. — № 6. -с.9−12.
  14. Т.Г., Свечин А. С. Система информационного обеспечения экологического менеджмента // Экология и промышленность России. -1997. № 10. — с.38−40.
  15. Я.Д. Водоохранные мероприятия: эколого-экономическое обоснование // Экология и промышленность России. 2001. — № 5. — с.40−42.
  16. Водный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 64с.
  17. Водные ресурсы: рациональное использование / Е. П. Ушаков, А. А. Голуб, Ю. П. Беличенко и др.- Рук. авт. колл. Е. П. Ушаков М.: Экономика, 1987. — 126с.
  18. Водные ресурсы. /Под ред. Никанорова A.M. Ростов н/Д: Изд-во Рост, университета, 1981. — 248с.
  19. Водохозяйственная политика Европейского экономического сообщества: Доклад Комиссии Совету Европы и Европейскому парламенту / Комиссия ЕЭС. Брюссель, 1996.
  20. Г. А. Правовое регулирование механизма финансирования природоохранных мероприятий: состояние и тенденции развития // Законодательство. 2000. — № 8. — с.10−17.
  21. В.М. Пути устойчивого развития мелиорации в Ростовской области // Мелиорация и водное хозяйство. 2001. — № 3. — с.9−10.
  22. В.М., Чеботарев М. А. Большой ирригации на Дону 50 лет // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 3. — с.47−49.
  23. Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения. Парламентские слушания // Мелиорация и водное хозяйство. 2002. — № 2. — с.7,45.
  24. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. / Утверждена Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 09.03.1999 г.
  25. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — 455с.
  26. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 319с.
  27. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 187с.
  28. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1998 году». Ростов н/Д, 1999.
  29. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды
  30. Ростовской области в 2001 году». Ростов н/Д, 2002.
  31. ГОСТ 17.1.3.07.-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков.
  32. К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). -М.: Эдиториал УРСС, 1998. 270с.
  33. К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики: вопросы теории и методологии / К.Г. Гофман- АН СССР, Центр экон.-мат. ин-т. М.: Наука, 1977. — 236с.
  34. Е.Г. Хозяйственный механизм территориального водопользования. -М.: Наука, 1994. 176с.
  35. В.В. Повышение качества воды и уровня экологической безопасности хлорсеребряным методом // Экологические системы и приборы. 2000. — № 7. — с.32−33.
  36. Г. Воздействие жилищно-хозяйственного комплекса России на окружающую среду // Энергия. 1999. — № 10. — с.30−32.
  37. В.В. Внедрение экологически безопасных технологий в питьевом водоснабжении // Экология и промышленность России. -2001. № 5. — с.29−31.
  38. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов. -Регионология, 1994, № 2−3.
  39. Ю.А., Шустова B.JI. Водохозяйственный комплекс Нижнего Дона как природно-техническая система // Эколого-географические проблемы Северного Кавказа и Нижнего Дона. Ростов н/Д. Издательство Ростовского университета. 1990. С.16−24.
  40. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М.: 1997.
  41. А.Д. Природно-ресурсный комплекс России: статистическая оценка 90-х годов // Вопросы статистики. 2000. — № 5. — С.23−25.
  42. Н.Н. Проблемы водоснабжения населения в РФ и пути их решения // Водоснабжение и сан. техника. 1998. — № 4. — с. 17−19.47.3лотикова Т. В. Обеспечение безопасности окружающей среды // Стандарты и качество. 1999. — № 7. — с.74−75.
  43. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1998. -320с.
  44. В.Г., Кокин А. В. Природоресурсное и природоохранное регулирование в системе управления экологической безопасностью. -Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1998. 175с.
  45. В.Г. и др. Сбалансированное природопользование: Учеб. пособие для спуд, вузов, обуч. по экон. спец. / Игнатов В. Г., Кокин А. В., Батурин JI.A. Ростов н/Д: Ростиздат, 1999. — 431с.
  46. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» от 12 августа 1998 г. № 46.
  47. Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов водохозяйственных систем и сооружений в зоне деятельности ДБВУ за 2001 год. МПР РФ. ДБВУ, г. Ростов-на-Дону, 2002.
  48. Л.Ф., Розенталь О. М., Черняев А. М. Система сертификации водохозяйственных объектов // Стандарты и качество. 1998. — № 5.
  49. Л.Ф., Розенталь О. И. Сертификация в обеспечении экологической безопасности водохозяйственной деятельности // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 6. — с.42−45.
  50. Н.Н., Закруткин В. Е., Яковенко JI.M. и др. Эколого-географическое положение и современная динамика природопользования в Ростовской области П Известия вузов. СевероКавказский регион. Естественные науки. 2000. — № 1. — с. 106−111.
  51. В. На чистую воду // Наше время. 23 января 2003. — № 15−16. -с.6.
  52. Ю.Б., Прохорова Н. Б. Методические подходы к экономической оценке воды как природного ресурса // Мелиорация и водное хозяйство. -2000. -№ 3.-с.24−26.
  53. И. Организационно-экономический механизм рационального водопользования // Экономист. 1998. — № 5. — с. 3−11.
  54. Комплексная оценка состояния природной среды: Учебное пособие./ А. Д. Хованский, А. Ю. Митропольский, А. В. Марченко. Рост.гос.ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 1998. — 48с.
  55. Комплексный атлас «Ростовская область. История и современность» / Под ред. проф. Н. Г. Родзянко. Ростов н/Д: ООО «Донской издательский дом», 2002. — 192с.
  56. Концепция государственной политики устойчивого водопользования в Российской Федерации (проект). М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1998. — 55с.
  57. Концепция совершенствования и развития системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации (проект). М., 2002 // http: www.rosniivkh.uran.ru.
  58. В.И., Передельский J1.B. Экология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. — 576с.
  59. И.П. Водоохранные проблемы в Ростовской области // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 4. — с.4−6.
  60. И.П. Платежи за природные ресурсы // Экономист. 2000. -Jfe9. — с.84−86.
  61. И.П. Эколого-экономические проблемы водного хозяйства Ростовской области // Мелиорация и водное хозяйство. 2001. — № 2. -с.3−4.
  62. Ю., Арбузов В. В. Проблемы оценки и прогноза экологического состояния водных объектов // Вестник экологического образования в России. 2000. — № 4. — с.13−14.
  63. М.Я. и др. Региональное природопользование: на пути к гармонии / М. Я. Лемешев, Н. В. Чепурных, Н. П. Юрин. М.: Мысль, 1986.-259с.
  64. М.Я. Экономика и экология. М.: Знание, 1990. — 62с.
  65. С.Г., Вакулин А. А. Охрана природы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — М: Агропромиздат, 1991. — с.59−62.
  66. А.М., Арент К. П., Марголина Е. В. Согласование интересов участников инвестиционного процесса при смешанном финансировании проектов развития водного хозяйства // Мелиорация и водное хозяйство. 1998. — № 2.
  67. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.
  68. Г. М., Куприянов И. В. Экономическое содержание категории «водные ресурсы» // Водные ресурсы. 1978. — № 2. — с.5−14.
  69. К. У нас вся таблица Менделеева в обычной воде из-под крана // Вечерний Ростов, 21 февраля 2000.
  70. А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. (Науч.-метод. проблемы учета геогр. различий в эффективности использования). М.: Мысль, 1972. — 303с.
  71. Н.Н. Водные ресурсы как база питьевого водоснабжения // Водоснабжение и санитарная техника. 1998. — № 4. — с.10−12.
  72. ПЛ., Порядин А. Ф., Швецов В. Н. и до. Речной бассейн и экологически безопасное водопользование // Водоснабжение и санитарная техника. 2000. — № 6. — с.4−8.
  73. Г. М. Оценка ресурсов в моделях природопользования / Г. М. Мкртчян, С. А. Суспицын, В. И. Клисторин. М.: Наука, 1979. — 192с.
  74. Т.Г., Победина М. П., Шишов С. С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 527с.
  75. А.П. и др. Эколого-экономическое стимулирование развития экологически безопасного питьевого водоснабжения // Экономика природопользования. 2001. — № 1. — с.47−50.
  76. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части I и П. М.: «Проспект», 2000. — 288с.
  77. Народное хозяйство Ростовской области: Информационно-аналитический обзор. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1988. — 240с.
  78. Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М: Экономика, 1978.
  79. П.М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 413с.
  80. П.М. Экономика природопользования: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1984. — 256с.
  81. A.M., Минина Л. И., Лобченко Е. Е. Уровень загрязненности поверхностных вод бассейна Дона // В сб. «Экология. Здоровье. Человек», Ростов н/Д. 2001. — с.47−50.
  82. A.M., Хоружая Т. А., Минина Л. И. Опасность токсического загрязнения водной экосистемы Нижнего Дона // В сб. «Экология. Здоровье. Человек», Ростов н/Д. 2001. — с.111−113.
  83. Областной закон Ростовской области «О плате за пользование водными объектами» от 28 марта 2002 г. № 230−3C.
  84. Отчет «Об общем состоянии использования и охраны водных объектов в зоне деятельности Донского бассейнового водного управления по состоянию на 2002 год». МПР РФ, ДБВУ. Ростов н/Д, 2002.
  85. Отчет о реализации Проекта по управлению окружающей средой РФ.
  86. Т.В. Налоговый контроль за загрязнением окружающей среды // Законодательство. 2000. — № 8. — с. 18−22.
  87. План законодательной работы Министерства природных ресурсов РФ на 2002−2004 годы. МПР РФ. М.: 2001.
  88. А.Н. Правовое обеспечение водной безопасности // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2002. — № 8. — с.54−66.
  89. А.Н., Оганесян J1.B. Информационно-аналитическое обеспечение водопользования: управленческий аспект // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 6. — с.25−29.
  90. Е.А. Программно-целевая технология оптимального водопользования в бассейне реки // Мелиорация и водное хозяйство. -1999. № 6. — с.14−16.
  91. Положение «О Государственной службе контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10.06.02. № 354.
  92. А.Ф. Вода питьевая и водоснабжение в контексте экологической безопасности // Гражданская защита. 1999. — № 2. — с.36−38.
  93. А.Ф., Данилина А. Е., Квашнин Ю. А. Экологическая составляющая в проект концепции государственной политики устойчивого водопользования в Российской Федерации // Зеленый мир. -1998.-№ 28.-с.З-4.
  94. А.Ф. Экологические аспекты водопользования // Водоснабжение и сан. техника. 2001. — № 3. — с.2−5.
  95. Ш. Порядин А. Ф. Экологические факторы питьевого водоснабжения // Водоснабжение и сан. техника. 1998. — № 4. — с.2−6.
  96. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» от 23 августа 2000 г. № 622.
  97. Постановление Правительства РФ «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» от 23 ноября 1996 г. № 1403.
  98. Постановление администрации Ростовской области «Об утверждении мероприятий по охране и использованию водных объектов финансируемых из областного бюджета в 2002 году» от 25.03.2002 г. № 115 (в ред. Постановления администрации РО от 15.07.2002 г. № 341).
  99. Постановление администрации Ростовской области «Об утверждении перечня природоохранных мероприятий, финансируемых из областного бюджета в 2002 году» от 26.03.2002 № 119.
  100. Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003−2006 годы. Утверждена распоряжением Главы Администрации Ростовской области от 31.01.03 г. № 41-рп.
  101. Природа, население и хозяйство Ростовской области. 4.1: Учебное пособие / Под ред. Т. А. Смагиной, М. И. Кизицкого. Ростов н/Д: Изд-во облИУУ, 1995. — 152с.
  102. Природопользование: Учебник. Под ред. проф. Э. А. Арустамова. 2-е изд., перераб и доп. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. -284с.
  103. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России, 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000.- 672с.
  104. Н.Б. Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления водопользованием // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 6. — с.20−24.
  105. В.Г. Математическое моделирование в водном хозяйстве. -М.: Наука, 1985.- 110с.
  106. В.Г., Хранович И. Л., Ярошевский Д. М. Гидроэкология: системный подход к управлению водными ресурсами // Инженерная экология. 2002. — № 1. — с.2−19.
  107. Рациональное использование водных ресурсов и создание СППР для оперативного управления Нижнедонской ВХС // http: www.ncbcppi.rnd. riinnet.ru.
  108. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992. — 320с.
  109. Решение Законодательного собрания Ростовской области «Об установлении платы по категориям плательщиков за пользование водными объектами по бассейнам рек, морям» от 30.11.1998 г. № 6.
  110. И.А. Совершенствование водного законодательства Российской Федерации // Мелиорация и водное хозяйство. 1999. — № 6.- с. 16−20.
  111. Россия: водохозяйственное устройство / Под науч. ред. A.M.
  112. Черняева- РосНИИВХ. Екатеринбург: Изд-во «Аэрокосмоэкология», 1999.-400с.
  113. В.П. Водное хозяйство России сегодня // Мелиорация и водное хозяйство. 2002. — № 3. — с.2−3.
  114. С.Н. Законодательство по обеспечению населения РФ питьевой водой // Водоснабжение и сан. техника. 1998. — № 4. — с.6−8.
  115. Н.А. Проблемы качества воды. В сб. «Экология. Здоровье. Человек» — Ростов-на-Дону, 2001. — с.212−214.
  116. Статистический ежегодник. Ростовская область 2000: стат.сб./ Ростоблкомстат. Ростов н/Д, 2001. — с.280−286.
  117. Управление водохозяйственными системами: Учебное пособие. -Новочеркасск, НГМА, 1999. 147с.
  118. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7. //Российская газета, 12 января 2002 г. С.4−7.
  119. Федеральный закон РФ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. и доп.) от 6 мая 1998 г. № 71.
  120. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 33. — ст.3414.
  121. Федеральный закон РФ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 30. — ст.3609.
  122. Федеральная целевая программа «Юг России». Утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 581.
  123. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002−2010 годы)». Утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2002. — № 3. — с.2−139.
  124. В.В. Опыт реализации международных проектов в областиохраны окружающей среды. В сб. «Экология. Здоровье. Человек» -Ростов-на-Дону, 2001. — с.35−39.
  125. А.Д., Приваленко В. В. Геохимическая оценка состояния речной системы Нижнего Дона. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990. -144с.
  126. А.Д., Хлобыстов В. В. и др. Планирование устойчивого развития на местном уровне / Под ред. проф. А. В. Белоконя Ростов н/Д, 2000. — 53с.
  127. А.И. Проблемы управления водными ресурсами Нижнего Дона // В сб. «Экология. Здоровье. Человек», Ростов н/Д. -2001. с.45−47.
  128. Н.В. и др. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски / Чепурных Н. В., Новоселов A. JL, Дунаевский Л.В.- Рос. АН, Комис. по изуч. произвол, сил и природных ресурсов. М.: Наука, 1998.-252с.
  129. А. Нормирование водопользования: польза и вред // Федеральный вестник экологического права «ЭКОС-информ». 1998. -№ 4−5.
  130. Э.Р. Решение организационных и экономических проблем водопользования на уровне муниципальных образований // Экономика природопользования. 1998. — № 5. — с.52−59.
  131. А.В. Концептуальные основы и принципы организации системы водохозяйственного страхования. Екатеринбург: из-во «Виктор», 1994.
  132. М.А., Акимов В. А., Козлов К. А. Субъекты СевероКавказского региона: опасности природного, техногенного и экологического характера // Экология и промышленность России. -2000.-№ 8.-с. 16.
  133. .М., Григорьев Е. Г., Александровский А. Ю. и др. Методические основы платного водопользования. М.: 1991.
  134. В.JI., Хартиев С. М. и др. Прогнозирование состояния водных ресурсов региона (на примере бассейна Нижнего Дона) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 1998. — № 4. -с. 106−110.
  135. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 519с.
  136. Эколого-географические проблемы Северного Кавказа и Нижнего Дона. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1990. 160с.
  137. Экономические проблемы оптимизации водоохранной деятельности / Е. П. Ушаков и др. М.: Наука, 1987. — 174с.
  138. Л.И. Питьевая вода и здоровье // Экология и жизнь. 2000. -№ 2. — с.62−65.
  139. С.В. и др. Оценка влияния источников загрязнения на поверхностные водные объекты // Водоснабжение и санитарная техника. 2000. — № 6. — с.2−4.
  140. С.В. Проблемы водного хозяйства больших городов России: Экол. пробл. загряз, питьевой воды. // Экология и промышленность России. 1996. — № 7. — с.8−9.
  141. С.В. и др. Развитие водоочистных технологий с целью обеспечения региональных нормативов качества питьевой воды // Мелиорация и водное хозяйство. 2000. — № 3. — с.30−31.
Заполнить форму текущей работой