Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление оборотными активами транспортной компании в условиях корпоративных трансформаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованию проблем управления оборотными активами транспортных компаний в различные периоды экономического развития России в XX—XXI вв. посвящены научные труды В. Я. Клеща, А. Д. Шишкова, P.M. Царева, А. В. Орлова, А. А. Вовка, А. Ф. Иваненко, М. М. Толкачевой, JI.B. Шкуриной, О. В. Ефимовой, В. Ф. Данилина и других. Однако до настоящего времени эти вопросы в недостаточной степени исследованы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность и значение формирования системы экономических взаимоотношений на железнодорожном транспорте в условиях корпоративных трансформаций
    • 1. 1. Оценка экономических последствий структурного реформирования транспортной компании на принципах холдингового управления
    • 1. 2. Цели и функции управления активами транспортного холдинга
    • 1. 3. Особенности корпоративного управления на железнодорожном транспорте
    • 1. 4. Принципы корпоративного управления, реализуемые на уровне дочерних компаний транспортного холдинга
    • 1. 5. Особенности применения методик риск-менеджмента на железнодорожном транспорте
  • 2. Анализ и оценка методов управления финансовыми ресурсами транспортной корпорации
    • 2. 1. Управление денежными потоками корпорации
    • 2. 2. Основы управления финансовыми ресурсами транспортной компании
    • 2. 3. Экономическая сущность и основные понятия в определении оборотного капитала и оборотных активов
      • 2. 3. 1. Сущность, значение и классификация оборотных активов
    • 2. 4. Экономическая характеристика оборотных активов ОАО «РЖД»
      • 2. 4. 1. Краткосрочные финансовые вложения ОАО «РЖД»
      • 2. 4. 2. Денежные средства ОАО «РЖД»
      • 2. 4. 3. Запасы ОАО «РЖД»
      • 2. 4. 4. Дебиторская задолженность ОАО «РЖД»
    • 2. 5. Состав и структура оборотных активов дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»
  • 3. Методы управления текущими активами транспортной компании
    • 3. 1. Совершенствование управления текущими активами транспортной компании на основе привлечения заемного капитала
    • 3. 2. Методическое обоснование системы управления дебиторской задолженностью транспортной компании в условиях холдингового управления
  • 4. Экономическая оценка сферы применения факторинга при управлении текущими активами транспортной компании
    • 4. 1. Сущность, значение и сфера применения факторинговых операций
    • 4. 2. Концептуальная модель управления текущими активами с использованием инструментария факторинга
    • 4. 3. Экономическое обоснование организации факторингового обслуживания для ОАО «РЖД»

Управление оборотными активами транспортной компании в условиях корпоративных трансформаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проведение структурной реформы на транспорте, создание и функционирование крупнейшей железнодорожной компанииобщественного перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») ставят проблему поиска новых форм эффективного управления хозяйственной деятельностью субъектов транспортного рынка.

Переход на холдинговые принципы управления обусловливает необходимость модернизации модели управления активами транспортной компании с учетом отраслевых особенностей. Целевой функцией такой модели является повышение качества и эффективности работы транспортного комплекса и его подсистем, что требует упорядочения основных этапов управления активами компаний-контрагентов, их филиалов и дочерних обществвнедрения и контроля соблюдения корпоративных процедурстандартизации системы управления финансовыми потоками, затратами и результатами деятельности железнодорожного транспорта. При динамичном изменении внешней среды бизнеса, особенно в период кризисных ситуаций, эффективное управление оборотными активами является обязательным условием устойчивости и стабильности работы компании.

Исследованию проблем управления оборотными активами транспортных компаний в различные периоды экономического развития России в XX—XXI вв. посвящены научные труды В. Я. Клеща, А. Д. Шишкова, P.M. Царева, А. В. Орлова, А. А. Вовка, А. Ф. Иваненко, М. М. Толкачевой, JI.B. Шкуриной, О. В. Ефимовой, В. Ф. Данилина и других. Однако до настоящего времени эти вопросы в недостаточной степени исследованы применительно к условиям транспортного холдинга, также как и методы повышения эффективности хозяйственной деятельности и экономической устойчивости транспортной компании при осуществлении корпоративных трансформаций, что обусловливает актуальность и значимость результатов диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка методических подходов и обоснование применения эффективных инструментов управления оборотными активами на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: выявлены особенности, преимущества и недостатки формирования холдинга ОАО «РЖД» с позиций управляемости его хозяйственной деятельностью на принципах соблюдения технологического единства и повышения экономической устойчивости работы компаниивыполнено экономическое обоснование системы управления оборотными активами железнодорожного холдинга с целью сокращения экономических потерь, и эффективного контроля соблюдения корпоративных процедурвыполнена классификация методических подходов к управлению оборотными активами и определены направления их совершенствования с позиций обеспечения устойчивой деятельности холдинга в современной экономической ситуацииобоснован регламент управления оборотными активами транспортной компании в части дебиторской задолженности на основе рейтинговой оценки контрагентов транспортного рынкапредложены финансовые инструменты управления дебиторской задолженностью в период корпоративных трансформаций с учетом минимизации рисков.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Российские железные дороги» — ОАО «РЖД» крупнейший общественный перевозчик как базовая структура железнодорожного транспорта и транспортного комплекса России.

Предметом исследования является механизм управления транспортным холдингом и финансово-экономические отношения хозяйствующих субъектов транспортного рынка.

Проведенные исследования базируются на положениях теории регулирования рыночных систем, теории корпоративного управления, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области управления экономикой и финансами отраслей, комплексов и крупных корпораций: А. В. Бандурина, С. Ю. Витте, А. А. Володина, Н. Н. Громова, Л. Ф. Ершовой, А. В. Орлова, В. А. Персианова, Н. Ф. Самсонова, Д. Ритвельда, Н. В. Тесаковой, П. А. Фомина. Использованы работы отечественных ученых-экономистов, специалистов в области экономики железнодорожного транспорта: И. В. Белова, Т. В. Богдановой, А. А. Вовка, Б. А. Волкова, В. Г. Галабурды, Ю. В. Елизарьева, О. В. Ефимовой, Б. М. Лапидуса, Л. П. Левицкой, Л. А. Мазо, Д. А. Мачерета, А. В. Орлова, А. Т. Романовой, А. В. Сорокиной, Н. П. Терешиной, М. М. Толкачевой, Л. В. Шкуриной, В. Я. Шульги, Н. И. Шиповской, М. А. Выгнановой и многих других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проведена оценка организационно-экономических последствий формирования холдинговой структуры применительно к сфере транспорта с учетом требований технологического единства и эффективного использования ее потенциалапредложены методические подходы к управлению оборотными активами транспортного холдинга в условиях корпоративных трансформаций на основе синхронизации финансовых потоков и эффективного механизма управления дебиторской задолженностьюразработан регламент мониторинга экономического состояния внешних и внутренних контрагентов холдинга на основе рейтинговой оценки с учетом рисков непогашения долговых обязательств, даны предложения по их нейтрализацииобоснованы предложения о выделении управления дебиторской задолженностью компании в отдельный бизнес-процесс и возможные организационные формы его управления.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что реализация рекомендаций по совершенствованию системы управления оборотными активами ОАО «РЖД» повысит качество и обоснованность управленческих решений по объему, структуре оборотных средств и уровню их ликвидности, с целью повышения экономической устойчивости, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД».

Полученные автором практические результаты и научные рекомендации использованы в научно-исследовательской работе «Разработка методики экономической оценки и системы мониторинга реализации стратегических программ развития и функциональных стратегий ОАО «РЖД» (2004г.), а также прошли апробацию при разработке корпоративных стандартов управления оборотным капиталом в экономических департаментах и дочерних предприятиях ОАО «РЖД».

Научные рекомендации и выводы диссертационного исследования были доложены и получили положительную оценку на международной научно-практической конференции «Экономика, управление, логистика» (Самара 2003 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Проблемы корпоративного управления на железнодорожном транспорте» (Москва,.

2004 г.), научно-практических конференциях «Безопасность движения поездов» (Москва, 2006;2008годы.).

Диссертация обсуждена и одобрена на совместном заседании кафедр «Экономика и управление на транспорте» и «Финансы кредит» Московского государственно университета путей сообщения (МИИТа).

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст изложен на 177 страницах и содержит 47 таблиц, 9 рисунков, 2 приложения. Библиографический список включает 97 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:

На основании проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы, получены результаты и сформулированы предложения, имеющие научную новизну и практическую значимость:

1. В результате комплексного исследования особенностей, преимуществ и недостатков формирования холдинговых отношений в компании «Российские железные дороги» дана оценка организационно-экономических последствий холдинговой структуры применительно к сфере транспорта с учетом требований технологического единства, координации видов деятельности, и эффективного контроля соблюдения корпоративных процедур.

2. Усовершенствована классификация методов управления оборотными активами транспортной компании.

3. Разработаны методические основы системы управления оборотными активами транспортной компании, ее структурных подразделений и дочерних обществ.

4. Разработана концептуальная модель и алгоритм эффективного управления оборотными активами железнодорожного холдинга в условиях корпоративных трансформаций, обоснованы структура и функции системы оперативного управления оборотными активами транспортной компании.

5. Предложена система показателей, определяющих эффективность управления активами при использовании заемного финансирования.

6. Разработаны предложения по повышению экономической устойчивости транспортной компании и эффективности управления дебиторской задолженностью на основе разработанной системы риск-менеджмента и применения инструментария факторинга.

7. Обоснованы предложения о выделении управления долговыми обязательствами компании в отдельный бизнес-процесс и возможные организационные формы антикризисного управления оборотными активами транспортного холдинга с применением методики мониторинга экономического состояния внешних и внутренних контрагентов на основе их рейтинговой оценки и с учетом рисков непогашения долговых обязательств, даны предложения' по их нейтрализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Затраты железных дорог и цена перевозки / А. П. Абрамов, — М.: Транспорт, 1974.- 255 с.
  2. М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практ. пособие / М. С. Абрютина, А. В. Грачев.- М.: Дело и Сервис, 2000.254 с.
  3. М.С. Экономика предприятия: Учебник / М. С. Абрютина.- М.: Дело и Сервис, 2004.- 528 с.
  4. Н.И. Политическая экономия современного способа производства / Н. И. Акимов.- М.: Экономика, 2002.- 229 с.
  5. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Н. Г. Винниченко, В. Ф. Данилин, А. Ф. Иваненко и др.- Под ред. Н. Г. Винниченко,-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1982.- 334 с.
  6. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: Учеб. для техникумов ж.-д. трансп. / Н. Я. Клещ, М. М. Толкачева, И. С. Лысенко, С.А. Никулин- Под ред. Н. Я. Клеща.- М.: Транспорт, 1987.- 232 с.
  7. Антология экономической классики. Т. 1: В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо / Составление И. А. Столярова.- М.: Эконов: Ключ, 1993.- 474 с.
  8. М.И. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. специальностей / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет.- 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 414 с.
  9. И.В. Экономическая теория транспорта в СССР Исторический аспект, современные проблемы и решения, взгляд в будущее / И. В. Белов, В. А. Персианов,-М.: Транспорт, 1993, — 413 с.
  10. Ю.Белова А. Г. Концепция корпоративного строительства ОАО «РЖД» / А. Г. Белова // Экономика железных дорог, — 2004.- № 5.- С. 10−21.
  11. И.С. Подходы к определению потенциала железнодорожного транспорта / И. С. Беседин // Экономика железных дорог.- 2003.- № 8.- С. 32−37.
  12. И.С. Проблемы обоснования стратегии развития железнодорожного транспорта и определение его потенциала / И. С. Беседин // Транспорт: наука, техника, управление.- 2003.- № 3.- С. 4−6.
  13. И.А. Управление активами / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2000.- 715 с.
  14. И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 448 с.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг.- М.: Дело, 1994.- 687 с.
  16. И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999. -528с.
  17. А.В. Факторинг: уступите ваших дебиторов // Вестник ТрансКредитБанка № 1(16) 2006.
  18. Ю. Энциклопедия финансового менеджмента . —- М.: Экономика, 1997.— 669 с.
  19. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент : Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.2. С.317−322.
  20. Д., Кенигсберг Э. Научное управление запасами . Пер. с англ. М.: Наука, 1967.
  21. Бухгалтерский учет: Учебник / П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н. П. Кондаков и др.- Под ред. П. С. Безруких. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1996.-С.670.
  22. Бухгалтерский учет основной деятельности железных дорог: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / А. П. Красов, Т. Н. Кузьминова, И. М. Ряхов, Л.Я. Афанасьева- Под ред. А. П. Красова.- М.: Транспорт, 1997, — 438 с.
  23. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансам и: Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елесеевой — М.: Финансы и статистика, 1996. — 791 с.
  24. Н.Г. Финансирование и кредитование железных дорог: Учеб. для техникумов ж.-д. трансп. /Н.Г. Винниченко.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1987.- 223 с.
  25. А.А. Вопросы разработки системы управления капиталом ОАО «РЖД» / А. А. Вовк // Проблемы корпоративного управления на железнодорожном транспорте- Труды науч.-практ. конференции.- М.: МИИТ, 2004. С. IV-4−5.
  26. А.А. Оценка эффективности транспортного производства и резервов его роста: Монография / А. А. Вовк.- М.: Крома, 2000.- 295 с.
  27. А.А. Проблемы группировки средств предприятия / А. А. Вовк // Экономика железных дорог.- 2000.- № 8.- С. 39−46.
  28. А.А. Проблемы измерения продолжительности оборота авансированного в производство капитала / А. А. Вовк // Вестник МИИТа.- 1998, — № 1.- С. 51−54.
  29. А.А. Характеристика оборачиваемости средств, авансированных в производство / А. А. Вовк // Экономика железных дорог.- 1999.- № 9.- С. 81−87.
  30. .А. Оценка экономической эффективности инвестиционных вложений на железнодорожном транспорте / Б. А. Волков // Экономика железных дорог.- 1999.-№ 5, — С. 45−60.
  31. .А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка/Б.А. Волков.- М.: Транспорт, 1996.- 190 с.
  32. Л.Я. Экономика транспорта / Л. Я. Вольфсон, В. И. Дедовской, Н. С. Шильников.- М.: Трансжелдориздат, 1941, — 687 с.
  33. Государственная Дума Российской Федерации Федеральный закон от 10.01.03 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями от 07.07.03 г. № 115-ФЗ).
  34. Государственная Дума Российской Федерации Федеральный закон от 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями на 27.02.03 г.).
  35. Государственная Дума Российской Федерации Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 06.04.04 г. № 17-ФЗ).
  36. Государственная Дума Российской Федерации Федеральный закон от 27.02.03 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».
  37. А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практ. пособие / А. В. Грачев.- М.: Финпресс, 2002.- 208 с.
  38. Гражданский кодекс Российской Федерации: В четырех частях. -6-е изд. -М.: Ось-89, 2007.-560 с.
  39. В.В. Оценка и переоценка основных средств: Учебно-практ. пособие / В. В. Григорьев, — М.: ИНФРА-М, 1997.- 317 с.
  40. А.Ф. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие / А. Ф. Иваненко, О. В. Давыдова.- М.: МИИТ, 1999.- 129 с.
  41. О.В. Анализ движения денежных средств предприятия // Бухгалтерский учет. 1994. — № 2. — С. 17−23.
  42. О.В. Финансовый анализ М.: Бухгалтерский учет, 2002.
  43. А.Ф. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие / А. Ф. Иваненко, О. В. Давыдова.- М.: МИИТ, 1999.- 129 с.
  44. А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / А. Ф. Иваненко.- М.: Маршрут, 2004.568 с.
  45. А.П. Оценка стоимости активной, части основных фондов: учебно-методическое пособие. -М.: Финстатинформ, 1997. 175с.
  46. А.П. Рыночная стоимость имущества предприятия. М.: Финстатпром, 1996.- 80 с.
  47. В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова, — М.: Проспект, 2002.- 420 с.
  48. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика., 2006.-768 с.
  49. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. -512 с.
  50. Н.В., Бочаров Е. П. Перспективный экономический анализ . М.: Финансы и статистика, 1987. — 23 с.
  51. Количественные метода финансового анализа / Под ред. С.Дж. Брауна и М. П. Крицмена: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 336 с.
  52. Н.П. Методика анализа финансового состояния предприятия в условиях перехода к рынку //Деньги и кредит. 1992. — № 5. — С.40 -53.
  53. А.В. Организация финансово-экономических отношений в акционерном обществе / А. В. Колокуцкий, А. В. Прохоренко // Экономика железных дорог.- 2003.- № в.- С. 57−71.
  54. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 1056 с
  55. В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте / В. Н. Лившиц.- М.: Транспорт, 1986.- 240 с.
  56. К.Р. Экономикс. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю.- М.: Республика, 1992.-399 с.
  57. К.Р. Экономикс. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю.- М.: Республика, 1992.- 400 с.
  58. Э.А. Управленческий анализ в отраслях: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов, аспирантов, преподавателей и практ. работников / Э. А. Маркарьян, С. Э. Маркарьян, Г. П. Герасименко.- Ростов н/Д.: МарТ, 2004.- 345 с.
  59. Е.А. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России / Е. А. Мизиковский, Т. Ю. Дружиловская.- М.: Бухгалтерский учет, 2004.- 303 с.
  60. Налоговый кодекс Российской Федерации части первая и вторая. М.: Изд. ЭКСМО, 2005.-656 с.
  61. А.В. Макроэкономика: Учеб. пособие по курсу «Экон. теория». Ч. 1 / А. В. Орлов.- М.: МИИТ, 1999.- 161 с.
  62. А.В. Макроэкономика: Учеб. пособие по курсу «Экон. теория». Ч. 2 / А. В. Орлов.- М.: МИИТ, 1999.- 71 с.
  63. Приказ Министерства финансов РФ № ЗЗн от 06.05.1999 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «расходы организации», ПБУ 10/99.
  64. JI.T., Красная Е. Н. Управление оборотным капиталом организации. М.: Издательство РЛД. 2002
Заполнить форму текущей работой