Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метапредметные компетенции. 
Методика преподавания по программам дополнительного образования детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, существуют трактовки метапредметных компетенций, относящихся к конкретному возрасту детей и уровню образования. Так, например, в диссертационном исследовании Е. П. Поздняковой, автор дает следующее определение метапредметным компетенциям младших школьников — система универсальных учебных действий, позволяющая младшим школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные… Читать ещё >

Метапредметные компетенции. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не смотря на возросший интерес к теме метапредметности в педагогическом сообществе ученых и практиков, анализ существующих научных, публицистических, практических источников выявил наличие неоднозначного понимания термина «метапредметные компетенции».

Наиболее распространена интерпретация метапредметных компетенций через отождествление их с другими их видами — ключевые, общеучебные, базовые и т. д. Вообще, следует отметить, что околопонятийное терминологическое поле феномена «метапредметность», с одной стороны, достаточно широко, а с другой стороны, отсутствует единая трактовка понятия, что говорит о малоизученное™ и сложности вопроса. Наиболее часто можно встретить синонимичное употребление наряду с метапредметными компетенциями, надпредметные, ключевые, универсальные, общие, базовые компетенции. Следует согласиться, что грани между перечисленными видами настолько тонки, что разобраться, есть ли между ними разница или нет, достаточно сложно, именно в этом, на наш взгляд, заключается авторская вольность каждого ученого и практика, освещающего этот вопрос. Наш подход к определению метапредметных компетенций основан на установлении не столько различий между понятиями, сколько на поиске зависимостей и взаимосвязей. Надпредметные компетенции трактуются либо как еще одна интерпретация метапредметности, так сказать вариант перевода приставки «мета», либо как знания, умения и навыки, раскрывающие метапредметное содержание образования. Зависимость ключевых, универсальных, общих, метапредметных компетенций между собой можно увидеть, выстроив их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

  • 1) ключевые компетенции — относятся к метапредметному содержанию образования;
  • 2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • 3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Р. Пастушенко, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, под метапредметными компетенциями предлагает понимать «комплексы ведомостей, пониманий, умений и отношений, обеспечивающие способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе»[1].

Изучив различные определения, мы можем представить метапредметные компетенции — базовые, ключевые, универсальные способы действий, умения и навыки, соответствующие таким фундаментальным целям и задачам образования как:

  • — научить получать знания (учить учиться);
  • — научить жить (учение для бытия);
  • — научить жить вместе (учение для совместной жизни);
  • — научить работать и зарабатывать (учение для труда);

Метапредметные компетенции по А. В. Хуторскому:

• Ценностно-смысловые

Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ребенка, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ребенка и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные

Круг вопросов, по отношению к которым воспитанник должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам воспитанник овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные

Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Воспитанник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые

Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданскообщественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Личностного самосовершенствования

Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Кроме того, существуют трактовки метапредметных компетенций, относящихся к конкретному возрасту детей и уровню образования. Так, например, в диссертационном исследовании Е. П. Поздняковой, автор дает следующее определение метапредметным компетенциям младших школьников — система универсальных учебных действий, позволяющая младшим школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Диссертант опиралась на позицию Э. Ф. Зеера, согласно которой реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, что позволило нам выделить регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции.

Регулятивная компетенция включает в себя способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; готовность к преодолению трудностей; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; оптимистическое восприятие мира.

Познавательная компетенция представлена способностью самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; умением структурировать знания; способностью осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способностью выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; способности формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера; умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умения самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты; способностей выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Коммуникативная компетенция состоит из умения слушать, слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умения распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; умения договариваться; умения вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Метапредметные результаты. Современный вид Федеральных государственных образовательных стандартов содержит в качестве необходимого требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников.

Вопросы формирования ключевых компетенций, надпредметных умений и навыков, освоения универсальных учебных действий стали актуальными еще со стандартами предыдущих поколений, но впервые понятие «метапредметные результаты» получили нормативное закрепление только в новых стандартах всех уровней образования.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые во время учебной предметной деятельности в пределах образовательного процесса, однако одновременно применяемые в реальных бытовых ситуациях: умения организовывать свой досуг, выявлять его цели и задачи, подбирать средства осуществления цели и применять их на практике, расценивать полученные данные; умения самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, преобразовывать ее, сохранять, передавать и представлять с помощью современных технических средств и информационных технологий; организовывать свою жизнь в рамках с социально существенными взглядами о здоровом образе жизни, правах и обязанностях граждан, ценностях культуры, общественного взаимодействия; умение оценивать с точки зрения социальных норм личные поступки и поступки окружающих; умения работать с людьми, взаимодействовать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, презентовать себя, дискутировать, писать официальные бумаги и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения[2].

Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов[3].

Метапредметные результаты — это все важнейшие результаты образования не по отдельности, а в системе[4].

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории[5].

Таким образом, метапредметные результаты в большинстве определений раскрываются через категорию «универсальные учебные действия».

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Компетентностный и системно-деятельностный подходы определяют «универсальные учебные действия»:

  • — как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению;
  • — построены на опыте реализации «знания в действии» («компетентность» как способность использовать на практике полученные знания и навыки, готовность и мотивация к эффективным действиям);
  • — обеспечивают развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УЗД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируются при возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

  • • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
  • • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Функции универсальных учебных действий:

  • • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно;
  • осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

С учетом метапредметного подхода, основываясь на современных позициях относительно результата образовательной деятельности образовательные технологии представлены следующими группами: предметные, личностные и метапредметные.

Предметные технологии определяются требованиями к результатам, зафиксированным в дополнительной образовательной программе как базовые знания, умения, навыки избранной предметной области. Они аналогичны технологиям обучения.

Личностные технологии определяют отношения обучающегося к делу, которое предлагает педагог, они предполагают демонстрацию мастерства.

Метапредметные технологии образуются с опорой на фундаментальное свойство дополнительной функции педагогических средств на основе имеющихся педагогических технологий, теоретически обоснованных и зарекомендовавших себя на практике. Суть этого свойства заключается в следующем: «помимо основной функции, ради выполнения которой проектировалось, создавалось и применялось педагогическое средство, ему объективно присуща другая (или другие), дополнительная функция, наличиекоторой изначально не предполагалось и не планировалось»[6]. Как раз эта дополнительность должна работать на метапредметные результаты.

Раскроем особенности технологий каждой группы.

  • [1] Пастушенко Р. Проектирование общеобразовательных компетенций образовательной области «Человек и общество» для украинского куррикулума. URL: http://www.eidos.ru
  • [2] Еремина Е. И. Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании. Ставрополь.2012. № 2.
  • [3] ФГОС — Глоссарий. URL: http://standart.edu.ru
  • [4] Образовательный стандарт как совокупность требований, ориентируемых, в томчисле, на Метапредметный результат. URL: http://ipk.edu.ru
  • [5] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования. М., 2010. 45 с.
  • [6] Зуева М. Л. Принципы реализации педагогических технологий для формированияметапредметных результатов // Модернизация образования как условие устойчивогоразвития. Ярославль, 2012. 144 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой