Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пробелы в законодательстве и коллизии норм права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законодательное и подзаконное нормотворчество при всем желании не может обеспечить полное регулирования всех имеющихся общественных отношений. В жизни возникали, возникают и будут возникать ситуации, которые не обеспечены нормативным регламентированием. Отсутствие такого регламентирования именуется пробелом в регулировании. Если вид общественного отношения урегулирован правом, но недостаточно… Читать ещё >

Пробелы в законодательстве и коллизии норм права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • понятие и виды пробелов в законодательстве;
  • • способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве;
  • • понятие и виды коллизий норм права;
  • • характеристику основных функций государства; уметь
  • • оперировать юридическими понятиями и категориями по теме;
  • • дать общую характеристику пробела в законодательстве и коллизии нормы права;
  • • классифицировать пробелы в законодательстве и коллизии нормы нрава;
  • • восполнять пробелы в законодательстве;
  • • разрешать коллизии норм права; владеть
  • • юридической терминологией по теме;
  • • навыками системного анализа пробелов в законодательстве и коллизий норм права;
  • • навыками работы с учебной и научной литературой по теме.

Понятие пробела в законодательстве

Законодательное и подзаконное нормотворчество при всем желании не может обеспечить полное регулирования всех имеющихся общественных отношений. В жизни возникали, возникают и будут возникать ситуации, которые не обеспечены нормативным регламентированием. Отсутствие такого регламентирования именуется пробелом в регулировании.

Пробел в праве — отсутствие конкретного нормативного предписания, регламентирующего фактически сложившиеся общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования.[1][2][3]

Пробел характеризуется тем, что представляет собой:

  • 1) неполноту действующего законодательства;
  • 2) неполноту законодательства, которая требует своего восполнения и устранения;
  • 3) неполноту законодательства, которая требует обоснования своего наличия.

Необходимо подчеркнуть, что пробел в законодательстве — это понятие, связанное, прежде всего, с неполнотой нормативной базы. Отличительная черта такого пробела в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы, законодатель выразил здесь свою волю через регулирование аналогичных обстоятельств, через общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробел — это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, охватываемом юридическими нормами, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены в целях адекватного правового регулирования социальной сферы. Случаи полного неурегулирования тех или иных отношений лишь условно можно назвать пробелами в законодательстве, поскольку правовая материя как таковая здесь отсутствует. Это качественно иные явления, чем неполнота в действующих нормативных правовых актах. Восполнение «полных пробелов» осуществляется путем правотворческой деятельности компетентного государственного органа.

Нельзя путать пробелы в законодательстве с так называемым квалифицированным молчанием законодателя, когда он намеренно оставляет вопрос открытым, воздерживается от принятия нормы, показывая тем самым нежелание ее принимать, относя решение дела за пределы законодательной сферы.

Пробелы в праве представляют собой дефекты в изложении государственной воли и ее оформлении. Происходит это в силу ряда причин'.

  • 1) законодатель не смог охватить все жизненные ситуации, которые требовали правового регулирования, либо сознательно не урегулировал, полагая принять соответствующие нормы в ближайшем будущем либо передать решение этого вопроса иным правотворческим органам;
  • 2) различные упущения при разработке, недостаточное или некачественное использование средств юридической техники;
  • 3) постоянное развитие общественных отношений, их возникновение и прекращение.

Особенно много пробелов появляется в период резкой смены экономического и политического курса государства, который, в частности, имел место в Российской Федерации в недавнем прошлом. В условиях кардинального обновления большей части законодательства требуется обновление большей части отраслей права, тогда как правотворческие органы не в состоянии за короткий срок выполнить такой объем правотворческой деятельности. Однако не удается полностью избежать пробелов и в условиях стабильно действующего законодательства.

Многие ситуации в условиях отсутствия норм права не являются пробелами в праве, в том числе:

  • 1) если право «молчит» но какому-либо вопросу, это указывает на то, что законодатель нс считает нужным регулировать данное отношение правовыми средствами (при условии, что и нет насущной необходимости в таком регулировании);
  • 2) если вид общественного отношения урегулирован правом, но недостаточно четко, имеются лишь общие нормы. При этом законодатель прямо или косвенно уполномочивает носителя субъективного права или правоприменителя на конкретизацию существующих правил или дозволяет ему принять решение по собственному усмотрению;
  • 3) если нормативный правовой акт противоречит или не соответствует социально-экономическим потребностям;
  • 4) если имеется логическое или юридическое противоречие норм права.

Наличие пробела не является самоочевидным, его необходимо выявить,.

установить. Установление пробела представляет собой совокупность доказательственных действий, в ходе проведения которых выясняются следующие вопросы:

  • 1) не является ли предполагаемая потребность в правовом регулировании ошибочной, навеянной ложными оценками исходной ситуации;
  • 2) является ли потребность в правовом регулировании реальной, т. е. обеспеченной существующими социально-экономическими условиями;
  • 3) не имеются ли нормы, так или иначе регулирующие данные общественные отношения и, следовательно, исключающие наличие пробела;
  • 4) не является ли «молчание права» квалифицированным, т. е. не проявил ли законодатель умышленно отрицательной воли на регулирование данных социальных отношений посредством права.

После установления пробела в целях понимания причин его возникновения и дальнейшего эффективного восполнения исследуются:

  • 1) содержание действующей системы права;
  • 2) материальные общественные отношения, которые обусловили появление того или иного нормативного правового акта или требуют его издания;
  • 3) политико-идеологические предпосылки, связанные с изданием акта;
  • 4) правотворческая деятельность государственных органов (иногда также и общественных);
  • 5) правоприменительная практика;
  • 6) общественное правосознание.

Для того чтобы убедиться в возможности восполнить пробелы в законодательстве, следует убедиться:

  • 1) в необходимости правового регулирования данных общественных отношений;
  • 2) обеспеченности правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;
  • 3) отсутствии нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или неполноте ее регулирования);
  • 4) сходстве анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены в применяемой по аналогии норме;
  • 5) отсутствии запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;

6) отсутствии сходной нормы в той же отрасли права в целях обращения к другим отраслям права.

В литературе пробелы классифицируются по следующим основаниям:

  • 1) по отраслевой принадлежности: пробелы в конституционном, международном, гражданском, трудовом и других отраслях права;
  • 2) по форме права различаются пробелы:
    • — в нормативных актах,
    • — договорах с нормативым содержанием,
    • — правовых обычаях,
    • — судебных прецедентах;
  • 3) по виду нормативного правового акта:
    • — в законе,
    • — указе Президента РФ,
    • — постановлений Правительства РФ,
    • — инструкции министерств и т. д.;
  • 4) по элементу нормы права:
    • — в гипотезе,
    • — диспозиции,
    • — санкции;
  • 5) по времени появления бывают пробелы:
    • — первичные (первоначальные) — возникают в момент издания нормативных актов,
    • — вторичные (последующие) — появляется после издания нормативных актов;
  • 6) по степени неурегулированности:
    • — полный — полное отсутствие норм, регулирующих общественные отношения,
    • — частичный — недостаточное регулирование общественных отношений имеющимися нормами;
  • 7) по действительному наличию:
    • — общественное отношение, нуждающееся в правовом регулировании, не урегулировано правом (реальный пробел),
    • — общественное отношение в действительности урегулировано правом или неурегулированное правом общественное отношение не находится в сфере правового регулирования (мнимый пробел);
  • 8) по причинам появления:
    • — объективные пробелы,
    • — субъективные пробелы;
  • 9) по наличию воли нормодателя:
    • — воля на урегулирование отношений проявлена,
    • — воля не проявлена;
  • 10) по субъективной стороне проявления воли законодателя:
    • — намеренные пробелы,
    • — случайные пробелы;
  • 11) по возможности преодоления в ходе правоприменения:
    • — преодолимые пробелы,
    • — непреодолимые пробелы.
  • [1] Признаки пробелов в законодательстве:
  • [2] отсутствие нормы права, регулирующей имеющиеся общественныеотношения;
  • [3] общественные отношения, не урегулированные правом, нуждаютсяв правовой регламентации, т. е. находятся в сфере правового регулирования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой