Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обычное право и суд средневековой Африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди чиновничьих должностей выделились судьи — кадии, назначавшиеся монархом. По большей части они осуществляли правосудие единолично, но, видимо, существовали и коллегиальные суды. Во всяком случае, из исторических хроник мы узнаем, что во второй половине XIV в. был учрежден судебный орган иод председательством кадия. У кадиев не было постоянного места отправления правосудия, они могли судить… Читать ещё >

Обычное право и суд средневековой Африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Африка к югу от Сахары в течение многих веков жила по нормам обычая.

Рене Давид

В странах Африки действовали различные местные обычаи, соответствовавшие коллективистским, родоплеменным представлениям о правилах, формах и порядке общинной жизни людей. Эти архаичные обычаи существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение без заметных изменений. Каждая из многочисленных общин имела свои обычаи, которые выражали и подтверждали ее единство, самобытность и самостоятельность. Обычаи детально регламентировали весь строй жизни общины, поведение ее членов и предусматривали соответствующие санкции за их нарушения[1].

Судопроизводство в странах Африки находилось в зачаточном состоянии. Споры, возникавшие в связи с нарушениями обычаев, в основном рассматривались старейшинами общин, племенными вождями, а там, где сложилась система централизованной власти, — соответствующими официальными инстанциями, представителями административной власти.

Верховными судьями в государствах Африки были монархи. Они творили суд самолично. Правители Мали судили в специальном помещении — четырехугольном доме с куполом, правители Сонгаи — у себя во дворцах. Можно было обратиться с просьбой о правосудии непосредственно к монарху. Монархи Ганы принимали всех, кто обращался к ним с жалобами. В столице Ганы уже в середине X в. неподалеку от дворца располагалось учреждение, занимавшееся исключительно правосудием.

Под влиянием ислама происходило отделение судебной власти от административной. Однако тенденция к отделению суда от администрации прослеживалась здесь задолго до того, как ислам стал государственной религией.

Среди чиновничьих должностей выделились судьи — кадии, назначавшиеся монархом. По большей части они осуществляли правосудие единолично, но, видимо, существовали и коллегиальные суды. Во всяком случае, из исторических хроник мы узнаем, что во второй половине XIV в. был учрежден судебный орган иод председательством кадия. У кадиев не было постоянного места отправления правосудия, они могли судить и во дворе мечети, и во дворце монарха. Первоначально их компетенция была весьма ограниченна: они рассматривали лишь дела, требовавшие знания обычного и мусульманского права. Решения, вынесенные кадиями, исполнялись административной властью. Кадии выполняли и обязанности нотариуса. Они получали жалованье из государственной казны. Заинтересованные стороны платили им вознаграждение. Размеры вознаграждения зависели от суммы иска или сложности дела. В сельских местностях, несмотря на распространение ислама, сохранялись суды общины — собрания под председательством старосты.

С развитием феодальных отношений судебные функции в поместьях стали осуществлять их владельцы. Они же взимали судебные штрафы, которые обращали в свою пользу. При возбуждении дел в суде, в том числе и уголовных, большую роль играла инициатива заинтересованного лица. Истец и ответчик по договоренности между собой определяли время явки в суд. Если в данной местности было несколько судей, заинтересованные лица могли сами избрать себе судью для слушания их дела. Рассмотрению дел в суде предшествовало предварительное следствие, проводившееся самим судьей.

Среди доказательств наибольшее значение имели свидетельские показания. Для получения их от рабов применялись пытки. Допускались также письменные доказательства, но по сравнению со свидетельскими показаниями они играли вспомогательную роль. Оценка доказательств судьями проводилась, но формальным признакам. Вместе с тем долгое время существовал обычай, в силу которого суд выдавал убийцу семье убитого и семья сама избирала ему наказание. Наказание, определяемое в этом случае судом, являлось дополнительным к наказанию, избранному семьей.

В деятельности судов переплетались элементы обвинительносостязательного и розыскного процессов. Рассмотрение споров преследовало цель восстановить нарушенное единство в данной социальной группе, достигнуть согласия и взаимопонимания между членами общины.

  • [1] См.: Нерсесяпц В. С. Общая теория права и государства. М., 2001. С. 473.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой